Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях.
По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва.
Дошкольное учреждение всерьез рассматривает вопрос развития творческих способностей детей. Особое место, занимает изобразительная деятельность, большое значение играет обучение сюжетному рисованию. В процессе обучения сюжетному рисованию педагоги работают над развитием выразительности детских рисунков. В целях выразительности дети используют разнообразные средства, такие как цвет, форма, линия, так же учат детей наиболее эффективно использовать эти средства. Но все это лишь техническая сторона, хотя и не маловажная. О. Сухинина [24] считает, что главное все же это обогащение детского опыта новыми знаниями и впечатлениями. Ведь творчество проявляется в полной мере только тогда, когда душа ребенка полна впечатлений и эмоций.
Главная задача руководителя ИЗО и воспитателей ДОУ определить пути и средства обогащения сознания детей новыми интересными впечатлениями.
Педагоги ДОУ №1667 г. Москвы, на начальном этапе проводили занятия для обогащения сенсорного опыта детей: давали детям возможность увидеть красоту не только в произведениях искусства, но и в природе. Часто причудливо растущее дерево получало название «Змей Горыныч» или «Чудо-юдо», а пенек, покрытый сверху мхом, называли «Старичком-лесовичком».
Поддерживая интерес детей к наблюдениям, Сухинина помогает детям в простых и привычных предметах, явлениях, сюжетах видеть красивое.
|
Природа многое дает для развития изобразительной деятельности, но в ДОУ №1667 используются и другие факторы, влияющие на сознание и эмоциональное состояние детей: дети часто посещают цирк, кинотеатр, театр кукол, это в какой-то степени помогает детям решать вопросы композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминали, где, какие персонажи стали в той или иной ситуации.
Качества творчества рисунка оценивается не только по «правильности» изображения, но и по выразительности образа, его художественности.
В своем анализе детских рисунков О. Сухинина [24] делает акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста. В центре внимание педагогов ДОУ №1667 при формировании детского творчества стоит воспитание образного видения предметов, явлений «во всей их жизненной наполненнсти». Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются, прежде всего, в усилии, подчеркивания определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира и т.д. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава – это форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка.
Так же по данной проблеме был изучен опыт работы руководителя по изобразительной деятельности Г. С. Романюк МДОУ ЦРР №59 г. Белгород.
Г. С Романюк уделяла большое внимание в своей работе сюжетному рисованию. Так же ее интересовал вопрос о развитие выразительности детей старшего дошкольного возраста.
|
Цель работы Г. С. Романюк – использование всех компонентов выразительности (цвет, форма, композиция) в создании творческого рисунка по теме сказок.
В своей работе педагог использовала богатый иллюстративный материал, не ограничиваясь иллюстрациями одного художника, так как это могло привести к копированию, хотя бы в композиции.
Показ сказки в кукольном театре в какой-то степени помог детям решить вопрос композиции рисунка.
В своем опыте работы Романюк доказывает, что огромное влияние оказывают на рисунок ребенка и другие виды деятельности такие как: лепка и аппликация. В аппликации дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараясь найти нужную позу, ищут наиболее выразительную композицию. Лепка же, особенно с последующей росписью, помогает ребенку в рисунке дать образ того или иного предмета выразительнее.
В конце проделанной работы Г. С. Романюк делает вывод, что в рисунках детей несомненно видно влияние всех проводимых ранее наблюдений.
Из своих рисунков дети составляли книгу. Просмотрев ее, стало заметно, что благодаря рисованию на темы волшебных сказок у детей появляются все большее желание рисовать.
Проанализировав опыт работы воспитателя О. Сухининой ДОУ №1667 г. Москва и руководителя по изобразительной деятельности Г. С. Романюк ДОУ №59 г. Белгород, можно сделать вывод, что для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:
|
- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;
- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;
- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;
- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.
Таким образом, из приведенного нами анализа опытов работ дошкольных образовательных учреждений видно, что практические работники соблюдают все педагогические требования и условия к подготовке и проведению занятий.
Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ, используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.