Результаты констатирующего этапа эксперимента




Ф.И. ребенка Методики
        Итого
  Полина В. В.У. С.У. В.У. В.У. В.У.
  Соня К. Н.У. С.У. Н.У. Н.У. Н.У.
  Вика В. Н.У. С.У. Н.У. Н.У. Н.У.
  Валера Л. С.У. Н.У. Н.У. Н.У. Н.У.
  Настя Ш. С.У. Н.У. Н.У. Н.У. Н.У.
  Соня Б. С.У. С.У. С.У. Н.У. С.У.
  Оля И. С.У. С.У. С.У. Н.У. С.У.
  Алина Л. С.У. С.У. С.У. Н.У. С.У.

В.У. – 13%

С.У. – 38%

Н.У. – 50%

 

Для формирующего этапа эксперимента мы составили проект по данной теме диплома, который предполагал решение следующих задач:

1. Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию);

2. Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;

3. Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе.


План - проект работы «Страна сказок»

Занятия Игры
1.     2.     3.   4.   5.   6.     7.   8. «Курочка Ряба» Цель: учить детей рисовать животных (курочку), передавать ее отличительные особенности: оперенье, хохолок; использовать при рисовании различную цветовую гамму, передавать выразительность образа.   «Колобок и лиса» Цель: учить рисовать эпизод из знакомой сказки: Колобок и Лиса; передавать выразительность образа Лисы через цвет (восковые мелки) изображение ее фигуры.   «Гуси-лебеди» Цель: учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму».   «Иван-царевич с жар-птицей» Цель: учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-царевичем и жар-птицей; учить изображать фигуру человека в боковом положении, в зависимости от содержания эпизода передавать соответствующую позу персонажа; изображать Ивана-царевича в старинной одежде: кафтане, шапке с отворотами, сапогах с узорами; самостоятельно использовать нужные технические приемы рисования красками.   «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок – сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого).   «Сказка о царе Салтане» Цель: формировать умения передавать в рисунке форму и строение корабля, рисовать корабль в указанной последовательности; учить детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка восковыми мелками; закреплять навык рисования неба акварельными красками.   «Снегурочка» Цель: учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде. «Сказочный мир» Цель: учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок;   «Волшебные предметы» Цель:закреплять умения располагать предметы, связанные между собой сюжетом, на листе бумаги.   «Дорисуй» Цель: развивать воображение, творческие способности.     «Собери картинку» Цель: развивать у детей способность из частей собирать один сюжет.   «Волшебные краски» Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий цвет.     «Волшебные кружки» Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете.   «Найди дорогу к домику» Цель: закреплять знания о цветах (синий).     «Помоги кролику» Цель: Закреплять знания детей о цветах; развивать наблюдательность.     «Что изображено» Цель: развивать воображение, творческие способности детей.

 

Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.

Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей (см. Приложение 8)

Первым занятием на формирующем этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Курочка Ряба», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.

На серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.

На занятиях были поставлены следующие задачи:

1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

2. Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);

3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;

4. Учить детей передавать выразительные образы;

5. Закреплять технические навыки и умения.

Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента – это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.

Для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры (см. перспективный план) и такие как:

«Найди жанр сказки»

Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.

«Добрые и злые герои»

Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.

«Выставка картин»

Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.

«Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Цель: закрепить у детей представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным.

На занятиях большое внимание уделялось рассматривания иллюстраций.

При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.

Во время работы над иллюстрациями особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в третьих – на композиционные решения и т.д.

Обращали внимание детей на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).

Ребенку легче передать в рисунке отдельные предметы, чем какой-либо сюжет, так как в этом случае он должен владеть не только графическими, но и композиционными навыками. Поэтому мы стремились построить работу по изобразительной деятельности так, чтобы предметное изображение предшествовало сюжету. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим рассматривали и сравнивали картины «Волк» и «Собака». Рисовали собак разной породы, лепили пограничника с собакой, а затем рисовали по сказке «Иван-царевич и Серый волк». Такие занятия способствовали формированию у детей ясных, четких представлений о предметах, приобретению необходимых навыков. Все это в значительной степени облегчало им решения изобразительных задач в сюжетной композиции.

На каждом занятии мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.

Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. Так на заключительном занятии «Сказочный мир», целью которого, было на основе получения знаний и умений на занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка из любой знакомой сказке. За несколько дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.

Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.

На каждом занятии параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

В конце занятия, во время анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.

Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

1. Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;

2. Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;

3. Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;

4. Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.

Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде консультации на тему «Значение художественных студий». Занятия в художественных студиях – это дело важное и полезное во всех отношениях, позволяет систематично и последовательно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Проводили родительские собрания, на которых анализировали детские работы, предлагая просмотр выставки «Маленькие волшебники» при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка.

Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента.

Целью данного этапа было: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения сюжетному рисованию, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Здесь мы делаем обработку данных в итоговой таблице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: