Результаты контрольного этапа эксперимента




 

Ф.И. ребенка Методики
        Итого
  Полина В. В.У. В.У. В.У. В.У. В.У.
  Соня К. С.У. Н.У. С.У. В.У. С.У.
  Вика В. В.У. С.У. В.У. С.У. В.У.
  Валера Л. С.У. С.У. Н.У. С.У. С.У.
  Настя Ш. В.У. В.У. С.У. В.У. В.У.
  Соня Б. Н.У. В.У. В.У. С.У. Н.У.
  Оля И. С.У. В.У. С.У. В.У. Н. У.
  Алина Л. Н.У. С.У. С.У. С.У. С.У.

 

В.У. – 38%

С.У. – 38%

Н.У. – 25%

По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно- практическая работа и позволила добиться хороших результатов. Так в начале 1 ребенок имел В.У. развития, 3 ребенка имели С.У. развития, 4 ребенка Н.У. развития. После проведения всех возможных видов работ мы получили следующие результаты: В.У. – 3 ребенка, С.У. – 3 ребенка, Н.У. – 2 ребенка.

Отсюда следует, что 2 ребенка, то есть Вика В. и Настя Ш. повысили свой уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые решения, форму, композицию.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношения к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам определить педагогические условия, влияющие на развитие изобразительных знаний, умений и навыков, а именно:

1. Соблюдать правильный выбор произведений искусства с точки зрения поставленных задач. Требования к отбору произведений;

2. Умело руководить восприятием искусства, учить замечать и видеть прекрасное;

3. В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного, так как показ иллюстративного материала содействует нахождению ребенком различных способов изображения в передаче своего замысла;

4. Знакомить со средствами выразительности через знакомство с произведениями искусства, что содействует обогащению способов изображения при использовании различных изобразительны материалов, нетрадиционных техник рисования;

5. В целях формирования творчества, создания выразительного образа, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31, 89] и В. С. Мухина [16, 167] в своих исследованиях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена учебно-исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств в развитии выразительности детских рисунков в процессе обучению сюжетному рисованию.

Выбрав объектом исследования процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, можно сделать следующий вывод, что развитие выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании будет более эффективным, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31] и В. С. Мухина [16] в своих исследованиях.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет – самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Так же, для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;

- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;

- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;

- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ используя все средства выразительности такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение 1988. – 124с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. – 89с.

3. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 133с.

4. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.

5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с.

6. Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка - М., 1961. – 140с.

7. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 – 176с.

8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. – 130с.

9. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования /Т. С. Комарова Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. – 85с.

10. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.

11. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке /Л. В. Компанцева – М., 1985. – 204с.

12. Костерин, Н. П. Учебное рисование /Н. П. Костерин – М., 1984 – 140с.

13. Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. – 110с.

14. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует /С. Д. Левин – М.: Советский художник, 1980. – 79с.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой – 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. – 150с.

16. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. – 240с.

17. Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] – М.: Педагогическое общество России, 2000.

18. Психология рисунка и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. – 109с.

19. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. – 134с.

20. Сакулина, Н. П. Писование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина – М., 1965. – 130с.

21. Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова – М., 1999 – 230с.

22. Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /под ред. Т. И. Ерофеевой – 2-е издание, 1999.

23. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А. И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982 – 240с.

24. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.

25. Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.

26. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. – 208с.

27. Халезова, Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание – 1987. - №9. – с15-16.

28. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.

29. Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.

30. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. – 208с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: