О Необходимости Следовании Мазхабам
Во-первых: Есть такое неправильное представление о том, что все противоречия, которые существуют в вопросах Фикха между Имамами, связаны с тем, что как-будто, до некоторых Имамов какие-то хадисы не дошли или если дошли, то они не знали о том, что этот хадис слабый.
Во-вторых: Некоторые считают, что есть потенциальная возможность обо всех хадисах сказать, что они достоверные или что они слабые. И что эта возможность она общая для всех, то есть что все Ученые могут прийти к некому единому мнению о том или ином хадисе. То есть если взять весь корпус существующих хадисов, как-будто есть те принципы, которые бы удовлетворили каждого Ученого, и на основе этого можно было бы определить достоверность каждого хадиса.
Итак, Расхождений между Учеными в требованиях к достоверности хадисов не существует. То есть Ученые единогласны, что существует пять основных требований. Если хадис удовлетворяет этим требованиям, то такой хадис называется Сахих (Достоверный). Вот эти требования:
1.Иттисалюс Санад: Мы знаем, что хадис состоит из двух частей. Это Санад - цепочка передатчиков, которая доходит до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и далее говорит «Къаля Расулюллах» и далее идет Матн-то есть сообщение, текст этого хадиса. И из этих требований достоверности хадисов часть относится к Санаду, а часть из них относится к Матну. И поэтому Иттисалюс Санад - это непрерывная цепочка передачи, то-есть, чтобы между передатчиками не было пропуска. Один передал от другого, а тот от третьего, и так до Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), но чтобы в этом звене не было пропусков.
2.Субуту Адалятир Рави: Утверждение о справедливости передатчика. Нужно чтобы человек был правоверным Мусульманином, не совершал больших грехов и не усердствовал в малых.
|
3.Субуту Дабтихи: Это память, то есть, чтобы передатчик обладал хорошей памятью, и для того чтобы обезопасить от неточности передачи.
4.Салямату Ас-Санад валь-Матн минаш-Шузузи: Это условие распространяется как на Матн, так и на Санад. Это отсутствие Шаззов в Иснаде и в Матне. Что такое Шазз?
Шазз – это внешнее противоречие более сильному хадису. Например, в одном хадисе нам сообщается нечто, но есть хадис более достоверный, который противоречит первому хадису. Соответственно, первый хадис называется Шаззом, то есть противоречащий более сильному хадису.
5.Саляматухума миналь Иллятиль Къадыха: Чистота Санада и Матна от внутреннего недостатка, от внутреннего противоречия который внешне не видно как, например в Шаззе. В одном хадисе нам сообщается совершать действия, а в другом противоположные ему действия. Это внешние явные противоречия.
Аль-Ильлях - это способность найти внутренний дефект или внутренний недостаток, которая под силу Великим Мухаддисам. Ибн Хаджар Аль-Аскъаляни сказал: «Способность найти Ильлях – это Ильхам». Внушение от Аллаха не в смысле, что это Вахий (Откровение) а в смысле, что это очень сложно сделать, и такой способностью обладали великие хафизы, великие Мухаддисы прошлых лет, такие как: Имам Бухари, Муслим, Насаи, Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа, Ад-Даракъутни, Ибн Хиббан и мухаддисы такого рода.
Сейчас, в наши дни, такого рода знаниями никто не обладает. Нет таких знатоков хадисов, которые бы могли определять Ильлях (Внутренний недостаток).
|
Эти пять условий признаются большинством Ученых и большинство Ученых говорят, что если хадис удовлетворяет этим пяти требованиям, то этот хадис считается достоверным. Но проблема заключается в том, что по каждому этому пункту Ученые расходятся в нюансах. Удовлетворяет ли этот хадис этим требованиям или нет.
Как это понять? Например, возьмём первое требование - Иттисаль, то есть Непрерывность Санада.
Те, кто изучают Ильмуль Хадис (Наука о Хадисах Посланника Аллаха салляллаху аляйхи ва саллям) знают, что это очень известный вопрос расхождения, который называется «Мас’алятуль Ликъа » (Вопрос встречи).
Некоторые Мухаддисы, в частности Имам Бухари, выдвинули условия, что должно быть однозначно известно, о встрече двух передатчиков. То есть, чтобы у нас была зафиксирована их встреча. Например, есть хадис в котором Ахмад передаёт от Али. По мнению Бухари, мы однозначно должны знать, что Ахмад встречался с Али. Иначе этот Иснад не будет считаться непрерывным.
Другие же Мухаддисы, их большинство и во главе них Имам Муслим говорят, что достаточна потенциальная возможность такой встречи. То есть, например они жили в одном городе, или в одной местности, или в одно время. Например, один жил в Китае, а другой в Марокко и никогда своих территорий не покидали, естественно, нет такой возможности их встречи. И поэтому мы говорим, что они друг с другом не встречались никогда и этот Иснад не непрерывен. Но если они жили в одном городе, в одной местности, путешествовали за знаниями, или получали знания у одних шейхов, или в одном каком-то округе, то потенциально такая встреча возможна. И так как этот передатчик достоин доверия, то мы ему верим, что он с таким-то встречался и передаёт нам хадис от такого-то.
|
Поэтому, уже в первом условии есть расхождения. Хотя требование одно - о непрерывности цепочки, но условия этой непрерывности Ученые выдвигают разные. И поэтому, естественно, что Имам Муслим назовёт этот хадис достоверным, а Имам Бухари назовёт слабым. Так что, просто сами эти условия достоверности хадисов, ещё не гарантируют то, что хадис будет достоверен. Ибо каждому этому условию отдельные Мухаддисы (Хадисоведы) или отдельные Факихи (Учёные по Исламскому Праву) могли говорить о неких дополнительных условиях которым эти требования должны отвечать, как в частности это делал Имам Бухари. Это первый момент с вопросом о непрерывности Иснада.
Второй момент – это известный вопрос в Ильмуль Усулиль Фикх (Наука о Методологии Фикха) и в Ильмуль Мусталах (Наука изучающая достоверность хадиса), это вопрос хадиса Мурсаль. Что такое Хадис Мурсаль?
Хадис Мурсаль – это хадис, в котором Табиин передаёт сразу от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). То есть в этой цепочке пропущен Сахаби (сподвижник), из-за этого этот хадис уже не непрерывен, то есть в нём уже есть одно пропущенное звено это Сахаби.
Мы знаем что Сахаби – это тот, который видел Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и умер с иманом. А Табиин – это тот, кто не встречался с ним, однако жил во время Сахабов. Естественно Табиин не мог видеть Посланника Аллаха и поэтому он передаёт то, что кто-то ему передал. И это мог ему передать Сахаби. И он этого Сахаба пропускает. Какой же будет хукм этого хадиса?
Формально этот хадис слабый, ибо он не отвечает первому требованию достоверности хадисов; непрерывность Иснада. Большинство Мухаддисов говорят, что Хадис Мурсаль «Даыф» (слабый), и не является Худжджах (доводом, доказательством). Но большинство Факихов, из них: Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Ахмад (по одному из двух мнений) говорят, что наличие пропуска между Табиином и Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) не вредит и Мурсаль является доводом для них и они следуют этому хадису, и совершают деяния в соответствии с хадисом Мурсаль.
Имам Шафии же имел среднюю позицию между Мухаддисами и Факихами. Он выдвигал ряд дополнительных условий, для того, чтобы этот хадис Мурсаль принимался. Это вопрос уже Усуля Фикха.
Говорит Ученый Аляуддин Аль-Бухари (не путайте с Имамом Бухари; это поздний Ученый из числа Ханафитов, знаток Акиды и Усуля Фикха; У него есть шарх на книгу «Усуль Аль-Баздави» – это усуль по Ханафитскому Фикху): «Если мы будем отвергать хадисы Мурсаль, то это будет отвержением многих аспектов из Сунны. И если собрать все Хадисы Мурсаль, то это будет порядка пятидесяти вопросов из Сунны».
Мы видим, что те условия, которые выдвигаются для подтверждения достоверности хадисов – это некие формальные требования. Но Факихи могут выносить решение согласно хадису Мурсаль. То есть, пренебрегая этим требованиям, ибо, если мы однозначно знаем, что Табиин достоин доверия и мы понимаем, что на Пророка клеветать он не будет, а просто опустил Сахаба в передачи, то в этом вопросе нет проблем согласно мнению большинство Факихов.
Также Ученый Аль-Кафари говорит: «Если мы будем говорить о слабости хадисов Мурсаля, то нам придётся отвергнуть очень много Сунны, которым следовали Саляфы, Имам Малик, Имам Абу Ханифа. Они знали, что эти хадисы Мурсаль и знали, что там есть пропуск но, тем не менее, Они практиковали их. И поэтому даже среди Имамов из саляфов (ранних Ученых) нет иджма в этом вопросе. И отсутствие иджма является причиной расхождения в Фикхе. И этот вопрос невозможно преодолеть. Это расхождение является следствием расхождения в Усуле (в методике).
И если даже какой-то Ученый скажет «этот хадис слабый или достоверный» эти расхождения невозможно преодолеть. Ибо, у Имамов были свои дополнительные требования к хадисам, к передатчикам. Расхождение это следствие неких дополнительных требований Имамов.
Второе условие - чтобы передатчик был справедливым, Адалятур Рави. В этом вопросе среди Ученых Джарх ва Та’диль, которые говорят о принятии или отвержении передатчика, также имеются расхождения.