В школе Белочка рассказала друзьям о своем сне. Первоклассники весь день ходили под впечатлением от ее рассказа.
— А я думаю, — предположил Зайчонок, - что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле.
— Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, не говорили – рассудил Лисенок.
— На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, — с опасением проговорил Медвежонок.
— Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных принадлежностей, - подтвердил Волчонок.
В этот день учитель похвалил всех учеников за аккуратность:
— Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок. Пора поиграть в «Госпожу аккуратность».
— А кто она такая? — удивилась Белочка.
— Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. А называли ее «госпожа Аккуратность», она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. «Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!» — рассуждала Лень. Но госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: «Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям». Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но, все же, каждый мальчик или девочка помнили один из секретов госпожи и могли научить им своих друзей и знакомых. С той поры люди играют в игру «госпожа Аккуратность», и я вас сейчас научу играть в нее, — обратился Еж к ребятам. — В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников госпоже Аккуратность среди вас. Вы готовы?
— Конечно готовы! — ответили школьники.
— Первый секрет «чистого тела». Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? — прочитал записку учитель.
— Я знаю и смогу научить других! — воскликнула Белочка. И она рассказала, как это делать правильно.
— Будешь нашей помощницей, — объявил всему классу Еж. — А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет «чистых вещей»?
— Это мой секрет! — обрадовался Медвежонок. — Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.
— Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов «чистой тетради», «чистой парты» и «чистого портфеля» позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками?
— Мы будем рады! — согласились ученики.
— Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.
— Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! — догадался Лисенок.
Учитель улыбнулся и продолжил:
— Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают других своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов госпожи Аккуратность.
— А как же мы сможем узнать новых помощников? — спросил Лисенок.
— Правильно, Лисенок, у помощников будут значки.
И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.
Все школьники приготовились к этому торжественному моменту.
В классе зазвучала музыка, и учитель прикрепил значки помощникам. Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом — мыло с полотенцем; на третьем — тетрадочка; на четвертом — парта; а на пятом — портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.
Сказка «Жадность»
Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.
— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал на Зайчонка Лисенок.
— А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.
— Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.
— Не прикасайтесь к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.
Учитель Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.
— Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.
— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.
— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
— А что же теперь делать? Как лечиться? — заволновались ребята.
— Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, — ответил Еж. — Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.
— Это когда делаешь что-то приятное своему другу, — предположил Зайчонок.
— Или своей маме, — продолжала Белочка.
— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.
— Или себе, — важно вставил Медвежонок. Все ученики рассмеялись.
— Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку — это услышать просьбу о помощи.
— А второй шаг? — спросили ребята.
— Второй шаг — это стремление помочь, но, предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил учитель.
— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.
— Можно дать ему карандаш, — подумав, ответила Белочка.
— Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка есть у кого-то запасная ручка, — предложил свой вариант Лисенок.
— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.
— Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если бы у Зайца из-за него были неприятности? — спросил учитель.
— Если он настоящий друг, то сам откажется от такой жертвы, — ответил Медвежонок. Все ученики задумались.
— Но как же быть с Жадностью? — задал вопрос Зайчонок.
— Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.
— Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — волновалась Белочка.
— Это называется бережливостью, а не жадностью, — объяснил учитель — Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
— А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? — беспокоилась Белочка.
— Тогда вспомним наше правило: «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает», — напомнил всем Волчонок.
— Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала фея, — вспомнил учитель.
— А делиться угощеньями — это тоже добрый поступок? — спросил Волчонок.
— Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! — ответил учитель.