Сказка «Шапка-невидимка»




В «Лесной школе» появился еще один новый ученик. Это Мышонок.

Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...»твердили они ему. Пропищит Мышо­нок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!»

Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жите­лям леса.

В «Лесной школе» его почему-то приняли без востор­гов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был вер­ный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали «гени­альности» Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьи­ным» писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассме­ялись. «Вот, наконец-то,думал Мышонок, — все заме­тили меня!» Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понра­вилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

Почему ты нам мешаешь?

Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счас­тлив. Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником «Лесной школы»? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные пра­вила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать сво­им товарищам? Как научить его радоваться успехам сво­их новых друзей?»

На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «шапке-невидимке», которая хранилась в самом секрет­ном месте кабинета директора школы. Эта шапкане­видимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенно­го не произошло, только ребята-зверята перестали об­ращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к дос­ке. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют!» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку.

Правда, грустно чувствовать себя в одиноче­стве,тихо сказал Еж и добавил:Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда про­звенит звонок на урок, «шапка-невидимка» вновь вернет­ся к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в уче­бе, а не мешать им.

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел.

Он думал...

Так прошла перемена, потом прошел урок, на кото­ром всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заме­тил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задач­ку решить?ехидно спросил Мышонок.

Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не полу­чается!обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

Хочешь, я помогу тебе?

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с за­дачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мы­шонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мы­шонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель побла­годарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на место, Мышонок вдруг вспомнил про «шап­ку-невидимку».

Что же с ней случилось, почему и куда она исчез­ла?удивлялся Мышонок.

А учитель Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались.

 

Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»

В семье старого Лиса стали часто происходить кон­фликты. Причиной разногласий было воспитание малень­кого Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточ­но взрослым, но папа Лис и дедушка Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не за­мечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настояще­го Лисаочень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

- во всем находить собственную выгоду;

- уметь ловко обмануть;

- уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа Лис был противником такой хитрости. Он твер­дил, что эти правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких.

Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и исто­риями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и раз­мышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»

Что касается дедушки, то он действительно одиноч­ка-лис, его считали самым хитрым лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что он просто не хочет этого делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверя­ли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а боль­ше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пыта­ется использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит расска­зывать своим друзьям.

Может быть, соединить в себе хитрость и фан­тазию?как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.

И будешь лисом-одиночкой!протрещала в ответ Сорока.

Как же мне быть?спросил ее Лисенок.Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

Маленький Лисенок, — засмеялась Сорока, — выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торо­пись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.

—- Я подумаю над этим завтра!решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою про­блему, перенес ее на другой день.

Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

— Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе воп­рос Лисенок.

В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка рань­ше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

Что с тобой случилось, ты не заболел? — забеспо­коился учитель Еж.

Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть жи­вой,почему-то вырвалось у Лисенка.

Твой дедушка болен? — спросили ребята.

Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб,продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и уто­пал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — предло­жил учитель.Твой дедушка сейчас особенно нуждает­ся в тебе. Больному любовь и забота помогают выздорав­ливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуман­ной истории, глубоко вдохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под нога­ми, было очень весело. Домой Лисенок пришел беззабот­ным.

Почему ты так рано пришел?спросил внука де­душка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

Я?..растерялся Лисенок.Наш учитель забо­лел!прошептал он.

Как заболел? Что-то серьезное?забеспокоился старый Лис.

А, наверное! — продолжал Лисенок, удивляясь сво­ей сообразительности и находчивости.

Плохо, очень плохо,проворчал дедушка,жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблю­дая за ремонтом стула, а потом занялся делами, доволь­ный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе. Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку, учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.

Еж встал как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал проис­ходящее.

Я рад, что вам уже лучше!произнес наконец учи­тель.

А вам?спросил удивленный дедушка. В этот мо­мент Лисенок услышал голоса и с любопытством выгля­нул во двор. Но сообразив, что произошло, решил не пока­зывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.

Сейчас что-то будет!шептал Лисенок.Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только присни­лось! Да, я сейчас проснусь и все будет, как прежде,пы­тался успокоить он себя.

Но это не был сон, а самая настоящая реальность. Ли­сенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами по­катились по пушистым щечкам Лисенка, чувства стыда и страха поселились в душе.

Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать?спрашивал сам себя Лисе­нок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разго­варивали. Лисенок слышал только слова, которые повто­рял несколько раз старый Лис:

Да, что посеешьто и пожнешь!Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. Ли­сенок приподнял голову и увидел учителя.

Ложь похожа на паука, который, пробравшись ук­радкой, начинает плести липкую паутину,тихо произ­нес учитель.Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутал­ся, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина.

Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже пони­мал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лже­цу. И Лисенок сделал свой выбор...

Я буду стараться быть честным!!!пообещал он Учителю.

Я верю в тебя!ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромно­го паука, липкую паутину и говорит правду.

 

Сказка «Спорщик»

У Мышонка появилась привычка спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спо­рах со своими друзьями.

Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спросил его Зайчонок.

Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил Мышонок.

Дискуссия — это немного другое, — улыбаясь, объяснил учитель Еж.Во-первых, каждый участник дис­куссии уважает собеседника, дает ему возможность пол­ностью высказаться.

А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь,вмешался Волчонок.

Во-вторых,продолжал учитель,в дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.

Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! — уверенно заявил Мышонок.

Мне наш Мышонок напоминает одного знакомого лесного гнома,вспомнил Зайчонок.

Какого еще гнома?недовольно спросил Мышонок.

Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца,начал свой рассказ Зайчонок.Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блес­тящими круглыми глазками, с приветливым лицом и все­гда приоткрытым ротиком. Весь мир его радует и удив­ляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты.

Ух ты! И такое бывает!удивляется гном. Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С ма­леньким ротиком и сощуренными глазками, он большой лю­битель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки. Когда Удивлял­ка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:

Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожа­лует, то Отрицалка ему говорит:

Что же ты такую ерунду не знаешь? Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.

Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрос­лый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений. Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

А я встречала его в лесу!воскликнула Белочка.Он похож на сморщенный сушеный гриб!

Да,подтвердил учитель.Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называ­ет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями.

А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать?смутился Мышонок.

Дискутировать! Поупражняемся все вместе,обещал учитель.

 

Сказка «Обида»

Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой. Правда, на Белочку она продолжала обижаться. Не то что­бы была серьезная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять Беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.

Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка?интересуются друзья.

Но Кошечка молчит, ничего не отвечает, так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не от­крывает.

Сами догадайтесь, чем меня обидели!промолвит Кошечка тихонечко.

Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошеч­кой извиняются, но чем ее обидели, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее в игры играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит, помал­кивает одна-одинешенька.

Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашива­ют:

Кто тебя обидел, Кошечка?

Белочка с Зайчонком!отвечает она.Они со мной не играют.

Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит?возмущается Белочка.

Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать,предложил Зайчонок. Но Кошечка отвернулась, ничего не ответила. Подошел к ней малень­кий Енот:

Когда я был маленьким, часто обижался на всех, а моя мама мне сказку рассказала.

Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня огромная. Часто путешество­вал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Ку­пил он как-то жеребца стройного и быстрого для себя и ослика веселого, озорного для своей любимой дочери. При­был он домой, жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали.

Что ты за зверьне лошадь, не заяц? Тебя из жа­лости хозяин купил, а мною весь город любоваться бу­дет!сказал жеребец ослику.

Нет, он для дочки меня купил, потому что я весе­лый и добрый, а рост у меня для нее удобный, безопасный,ответил ослик, а самому от слов жеребца груст­но стало, мысли невеселые в голову пришли.

Утром вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:

Ой, красавец, стройный, быстрый, молодой!!! Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:

Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали еще!

А девочка гладит его по спинке:

Если кто смеется, значит, им весело; порадуйся, ослик, за них. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!

Но ослик обиделся и стоит как вкопанный. Стала еще больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается.

Тут народ увидел упрямство ослика, и опять все ста­ли смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А по­том придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: «На обиженных воду возят!»

А могло бы быть все по-другому,размышляла Ко­шечка.Девочку бы катал, весело играл. А то и подруж­ку потерял, и себя наказал.

Я рад, что ты все поняла, Кошечка!закончил сказ­ку Енот.

Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня за­ждались давно!улыбнулась Кошечка.

 

Сказка «хвосты»

В «Лесной школе» учились разные звери: Белочка, Зай­чонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко­шечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг дру­гу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он по­могал другим справляться с математикой. Белочка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каж­дый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зай­чонок извинился дрожащим голосом:

Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

Нет, не прощу!с обидой ответила Белочка.

Но почему?испугался Зайчонок.

Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушис­того хвостика!

Это неправда!закричал Зайчонок.Я не зави­дую, и мне очень нравится мой хвостик.

Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

Зайцу не нужен длинный хвост,пытался убедить всех Медвежонок.

А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался!в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они крича­ли, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел учитель Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

Что случилось?спросил учитель.Чем вы рас­сержены и почему пересели на чужие места?

Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький,сказала Белочка.

И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он оби­жает мой хвостик,произнес Медвежонок.

Так вас поссорили хвосты?удивился Еж.

Мы не дружим с бесхвостыми!крикнул Лисенок.

А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»?не спеша продолжал Еж.Но только вы неправильно поделились.

Почему?возмутились зверята.

Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия.Еж внимательно смотрел каж­дому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть.И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым».

Звучали насмешки и обидные прозвища. Домой хвос­татые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бро­сился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слы­шался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закры­тыми глазами и слышал, как от его дома удаляются не­прошеные гости. «Неужели я живой?!подумал Волчо­нок.Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ­лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?»с этими мыслями Волчонок заснул...

В этом месте нужно прервать сказку и дать детям возможность предположить, чем она может закончить­ся. Без комментариев и оценок. А после того как школь­ники выскажут свое мнение, сказку можно продолжить.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

Иди к нам!позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступи­ла тишина. – Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет?подумали ученики.Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

Ты Живой! Живой! И ты вместе с нами! А все ос­тальное не имеет значения.

Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? — спрашивал учеников учи­тель.

Мы хотим, чтобы в «Лесной школе» все ученики сно­ва стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту,ответил Ли­сенок, и все ребята полностью согласились с ним.

Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела­ние! — улыбнулся учитель и торжественно произнес – Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.

 

Сказка «Драки»

«Сколько мне пришлось пережить неприятностей,думает Волчонок.История с хвостом, поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только-то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не тро­гал мои вещи».

Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол,позвал друга Лисенок.

«Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды»,решил Волчонок.

Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулачками тоже крепко Волчонка раскрасил. Хорошо, мимо учитель Еж про­гуливался. Увидел он драчунов и как крикнет:

Это что за петухи?

Услышали голос учителя Лисенок с Волчонком, драть­ся перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареванные и злые друг на друга. А учитель и говорит:

Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каж­дый по-своему рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу да еще и других научу.

Повел учитель драчунов в школу, помог умыться, си­няки и царапины зеленкой намазал. Вроде успокоились не­много Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сер­дито смотрят, кулачки сжимают.

Есть у меня «сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

Как это? — недоверчиво спросили ребята.

Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться?спросил Еж.

Ну, давайте я попробую, — осторожно подошел к подушке Волчонок.

Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулаками со всей силы подушку выколачивать да посмеиваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выс­кочат!объяснил учитель.А ты, Лисенок, помогай дру­гу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?

Вроде бы понятны,ответили ребята.

Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя иг­рушка-зверушка, сразу и начнем. А когда пропищит два раза, значит, пора останавливаться,продолжил свои инструкции Еж.

Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропи­щал, и Волчонок стал подушку кулаками бить да звук «ха» выкрикивать. А Лисенок помогает, кричит: «Сильнее, силь­нее, сильнее» и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались все ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал.

Все замерли.

А теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают?предложил Учитель.

Тихо сидят!еле отдышавшись, ответил Волчонок.

Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали!скомандовал Еж и посиг­налил.

Тут и все ученики подключились, стали вместе кри­чать слова-заклинания да еще и в ладоши прихлопывать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислушивается к по­душке, смеется:

А мои злинки сидят, разговаривают!

Все злинки убежали или остались еще?спросил Учитель.

Все убежали!!!радостно ответили Лисенок с Волчонком.

А можно и нам попробовать?робко спросил Зай­чонок.

Конечно можно, но по очереди,разрешил Еж. Когда каждый ученик попробовал свои злинки и упрям­ки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:

По разным причинам появляются злинки, накапли­ваются, но теперь мы знаем секрет, как прогнать их. Эта «сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

Сказка «Грубые слова»

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочи­ло грубое слово. Конечно, от перенапряжения да и от рас­стройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдер­жался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на учителя и ждали его реакции. Никто не хотел призна­ваться, да учитель этого и не требовал. Он спокойно по­просил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла напряженно, проблему надо было решать прямо сейчас.

Когда прозвенел звонок на урок, ребята ждали от учи­теля строгих слов или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня урок «В школе клоунов».

Началом урока будет «Ругательство овощами и фруктами». Каждый с соседом по парте начнет ругать друг друга только овощами и фруктами по моему сигналу и по сигналу закончит ругаться.

Ребята думали, что учитель шутит, но он совершен­но серьезно просигналил старт, и ученики робко, но сер­дито стали обзывать друг друга «капустой», «картош­кой», «морковью», «яблоком» и прочими «съедобными» словами. Иногда к этому непонятному занятию подключался сам учитель и поругивал робких учеников «свеклой», «апельсином», «репкой» и пр. В ответ его тоже стара­лись как следует «отругать». Если кто-то использовал другие слова или касался своего соседа, то игра останав­ливалась, отмечалось нарушение, а затем вновь продол­жали ругаться по всем правилам. После сигнала учитель предложил похвалить друг друга с ласковой интонацией цветами: розочками, тюльпанчиками, колокольчиками и др. И вновь игра продолжилась. Но некоторым ребятам хоте­лось еще поругаться, и учитель повторил парное «руга­тельство овощами и фруктами», а затем вновь все пере­шли к «цветочным ласкам». Некоторые ученики во второй раз обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару.

Как следует наругавшись и похвалив друг друга, ре­бята перешли к следующему уроку «Школы клоунов».

Выбирался по желанию клоун, который должен рас­смешить весь класс. Захотел попробовать свои силы Мы­шонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил ро­жицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну еще надо учиться смешить.

Следующим клоуном стал Лисенок, он рассказал ис­торию, над которой все дружно смеялись.

А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они ра­зыграли пантомиму, тоже было очень весело.

А теперь, ребята, пора из «Школы клоунов» вер­нуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаем, то задорный смех возвращает нам силы. Меньше хочется про­износить грубых слов после таких игр. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прого­нять обиды, радовать друг друга.

Сказка «дружная страна»

В «Лесной школе» все почувствовали наступление вес­ны. Ветерок приносил в класс первые весенние ароматы. Пахло цветами и свежестью... Солнечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая учеников от серьезных занятий.

Медвежонок проснулся и вновь пришел в школу. После зимней спячки он все время приставал на переменах к товарищам с задиристыми играми, уж очень хотелось ему размяться, побороться и поваляться.

А звери опасались его неуклюжести и тяжелой лапы.

Другим ученикам тоже хотелось чего-нибудь весело­го и озорного. Учитель Еж понимал это и прощал актив­ную возню на перемене.

Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно «осалил» Волчонка. Волчонку было очень больно, но он сдержался, не заплакал, а только потирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, он не подошел, не извинился, а продолжил игру, как ни в чем не бывало. Вдруг упала Бе­лочка, ее толкнул Медвежонок и тоже не извинился. Бе­лочка стала возмущаться.

Опять ты скандалишь, Белочка?!заявил ей Мед­вежонок.

Я не скандалю, я хочу, чтобы ты извинился и не тол­кался больше. Мне больно!

Тоже мне, девчонка-неженка, вон я Волчонка неча­янно ударил, он даже не охнул, настоящий мужской харак­тер. А все девчонкипротивные капризные плаксы!

Что?!возмутились девочки.А вы, мальчишки, глупые и злые, только двойки получаете и в футбол гоняе­те!

Поднялся шум. Сколько несправедливых и обидных про­звищ услышали звери друг от друга! Девочкам легко уда­валось придумывать обидные прозвища, которые задева­ли мальчиков за живое. Мальчишкам хотелось сразу броситься в драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали: «Ну, мы им покажем!».

Мальчики больше не играли с девочками. А если вдруг Зайчику хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек ему кричал: «Эй ты, девчонка!», и Зайчик с грустью возвращался к другим, «мужским», развлечениям.

Школьникам было дано задание подготовить концерт для родителей.

Пусть девчонки трудятся, раз они такие умные,проворчал Медвежонок.

Девочки не отказались и приготовили целый спектакль «Сказка о стране Неделя».

«В одной стране жили семь маленьких волшебников. Они были очень добрыми. Эти волшебникимальчики и девочки: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье. Они помогали друг другу, вместе веселились и отдыхали. Мальчики и девочки там никогда не ссорились. Ведь в спорах они могли потерять свою вол­шебную силу, и тогда бы страна Неделя погибла. Чтобы сохранить мир и покой, друзья были внимательны друг к другу, умели договариваться и объясняться, уважали себя и других, не выясняли, кто из них лучший. Ведь какая Неде­ля может быть без девочек: Среды, Пятницы, Субботы, Воскресенья или без мальчиков: Понедельника, Вторника, Четверга. Все они были важными и нужными в этой вол­шебной стране».

Родителям и учителям сказка очень понравилась. Мальчикам тоже было интересно, но было еще и груст­но. Грустно потому, что не научились они договаривать­ся и дружить, как девочки и мальчики в этой волшебной стране.

После спектакля Медвежонок, Лисенок, Волчонок и другие мальчики подошли к девочкам и поблагодарили их за сказку. А Белочка предложила:

Давайте придумаем другую сказку все вместе и по­кажем ее родителям?!

Давайте! – обрадовались мальчики. И они все вместе стали обсуждать новую сказку, новые мечты и новые отношения с друзьями.

Сказка «Гордость школы»

К концу учебного года ученики готовили сюрприз сво­ему учителю. После уроков они оставались, шептались, репетировали.

Перед летними каникулами дети вновь пригласили сво­их родителей и вместе с ними дружно поприветствовали учителя Ежа. В зале выключили свет, и в полной темноте зрители ожидали сказочного спектакля. Занавес раскрыл­ся, вся сцена была освещена в светло-зеленых тонах. Но что это? На сцене стоят парты, висит доска? Да это точная копия нашей школы! А вот и учитель вошел, его роль досталась Еноту. Лисенка играл Волчонок, а Волчонка иг­рал Лисенок, Белочка играла Зайчонка, а он Белочку. Ребя­та играли друг друга, копировали манеры, подчеркивали достоинства и по-доброму отражали недостатки. Игра­ли всё прекрасно! Самые яркие события ученики включили в спектакль. Каждому на этом спектакле удалось увидеть себя со стороны. Учитель и родители были в восторге, под веселый смех, рукоплескания одно событие сменялось дру­гим. Учебный год на сцене и в реальной жизни завершился криками «Браво!». Это кричал учитель своим ученикам, которые успешно постигали школьную науку, где важно терпение и старание, уважение и любовь, умение исправлять свои ошибки и радоваться успехам!

После спектакля учитель пригл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: