Общие принципы организации МСУ.




ВОПРОС 1.

Концепция местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления. Роль местного самоуправления в обществе. Проблемы развития местного самоуправления в России.

Концепция местного самоуправления

Определение и общие принципы местного самоуправления.

Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления — документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 г. В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления:

 

«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»

 

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 2003 г.,(в дальнейшем — Федеральный закон 2003 г.), говорится:

 

«Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

 

Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе №131-ФЗ сделан акцент на местное самоуправление как на форму осуществления народом своей власти.

Отличие формулировок российского закона от Европейской Хартии местного самоуправления в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем — органы местного самоуправления. В то же время Европейская Хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы.

Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении.

Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской Хартии требуют учета всех ее отправных положений. Европейской Хартией установлено, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны.

Конституцией же РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Общие принципы организации МСУ.

· Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

· Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

· Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

· Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

· Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· Законность в организации и деятельности МСУ;

· Гласность деятельности МСУ;

· Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности МСУ;

· Государственные гарантии МСУ.

Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит:

· различие в характере власти. Местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

· разграничение сфер компетенции... Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

· самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и ограниченные средства к осуществлению своих задач;

· территориально-ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

 

Таким образом, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — это такой способ децентрализации власти, при котором: ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению:

ü обладает значительнойавтономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни;

ü избирается местными жителями;

ü несет ответственность перед ними.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: