Пути сокращения расходов местных бюджетов




Расходы местных бюджетов

Федеральный закон №131 предоставляет органам местного самоуправления самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения.

В частности, органы местного самоуправления могут устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

Муниципальные минимальные социальные стандарты (ММСС)– это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории МО. Они должны быть установлены органами МСУ на каждый вопрос местного значения, закрепленный за муниципальным образованием и предусматривающий расходы из местных бюджетов.

Примерами ММСС являются:

· Фактический размер жилой площади и размер доходов на одного жителя. При недостижении минимального стандарта человек может претендовать на получение жилой площади на условиях социального найма.

· Норматив расхода воды на одного жителя в квартирах.

· Частота (интервал) движения маршрутов муниципального транспорта на отдельных направлениях.

· Доля оплаты родителями содержания ребенка в детском саду и возможные льготы по оплате и т.д.

На основе этих данных определяются нормативы бюджетных расходов по соответствующим статьям. ММСС устанавливают только объемы, качество и в отдельных случаях сроки (периодичность) предоставления бюджетных услуг. Их нельзя смешивать со стандартами безопасности, правилами технической эксплуатации, санитарными, экологическими и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются правовыми актами и подлежат обязательному исполнению.

ММСС не могут применяться при выполнении органами МСУ отдельных государственных полномочий. Нормативы бюджетных расходов на эти полномочия должны определяться соответствующими органами государственной власти на основе федеральных или региональных минимальных социальных стандартов

Таким образом, в стране возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов (федеральные, региональные, муниципальные), причем тот уровень бюджетной системы, который устанавливает соответствующие социальные стандарты, обязан обеспечить и их финансирование.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Расходные обязательства

Под расходным обязательством понимается обусловленная законом или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным субъектам средства соответствующего бюджета.

Расходное обязательство местного бюджета возникает в том случае, когда:

· соответствующее направление расходов относится к вопросам местного значения либо переданным государственным полномочиям, расходование средств бюджета на другие цели не допускается;

· органы местного самоуправления принимают нормативный акт, заключают договор или соглашение, предусматривающее осуществление соответствующих расходов; причем нормативный акт органов местного самоуправления должен быть принят не только по вопросам местного значения, но и при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Самостоятельность органов местного самоуправления в осуществлении расходов зависит от того, к какой категории относятся полномочия, требующие исполнения расходного обязательства. Можно выделить несколько категорий таких полномочий.

1. Переданные на муниципальный уровень отдельные государственные полномочия. В этом случае введение, частично ‒ установление и финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляются федеральными и региональными органами государственной власти, а исполнение ‒ органами местного самоуправления муниципального образования. Самостоятельность органов местного самоуправления в сфере финансирования таких полномочий минимальна.

Однако если органы местного самоуправления используют собственные материальные и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий, случаи и порядок подобного использования должны быть установлены в уставе муниципального образования. Другими словами, регулирование финансирования подобных полномочий на уровне Российской Фе­дерации либо субъекта Федерации дополняется регулированием на уровне муниципального образования.

Например, на уровне субъекта Федерации может быть установлено, что жилищные субсидии выплачиваются семьям, уровень расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в которых превышает 20 % семейного дохода. Исходя из этого стандарта устанавливается объем субвенций на данные цели, выделяемых муниципальному образованию. Однако орган местного самоуправления может предусмотреть выделение дополнительных средств на финансирование переданного полномочия и установить соответствующий порог на уровне не 20 %, а 15 % семейного дохода. В этом случае из местного бюджета полностью должны компенсироваться дополнительные расходы, возникающие в связи с установлением собственного стандарта в данной сфере.

2. Вопросы местного значения, закрепленные за соответствующим типом муниципального образования. Введение данных расходных обязательств осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти, а установление, финансовое обеспечение и исполнение ‒ органами местного самоуправления муниципального образования. Подавляющая часть этих расходных обязательств введена Федеральным законом 131-ФЗ.

3. Иные вопросы, полномочия по решению которых установлены в уставах муниципальных образований дополнительно к перечню вопросов местного значения, определенному федеральным законодательством. И введение, и установление расходных обязательств в данном случае осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно.

4. Полномочия, переданные на основе соглашения между поселением и муниципальным районом. В данном случае нормативные акты, вводящие и устанавливающие расходные обязательства, будут различаться для муниципального образования, передающего и принимающего полномочия. Для муниципалитета, передающего полномочия, введение расходного обязательства осуществляется Федеральным законом 131-ФЗ, а установление ‒ собственными нормативными актами муниципального образования (устанавливающими, например, нормативы финансирования данного полномочия, качественные и количественные характеристики оказываемых услуг и т. п.) и соглашением, заключенным между поселением и районом, в части регулирования субвенций, предоставляемых на финансирование данного полномочия. Для муниципалитета, принимающего полномочие, введение расходного обязательства осуществляется Федеральным законом 131-ФЗ и нормативными актами муниципального образования, передающего полномочия, а установление ‒ соглашением, заключенным между поселением и районом, в части принятых им на себя обязательств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: