Внедрение системы раздельного сбора отходов на территории Архангельской области подразумевает под собой разработку комплексной стратегии (таблица 37) по выявлению приоритетных целей, принципов основных задач и направлений взаимодействия государства и общества, с целью минимизации негативного воздействия твердых коммунальных отходов на окружающую среду и на максимальное вовлечение их в хозяйственный оборот.
Комплексный план по внедрению системы раздельного сбора отходов
в Архангельской области (далее – комплексный план) является отправным документом для перехода на раздельный сбор ТКО в период с III квартала 2019 по III квартал 2021 года.
Важными направлениями комплексного плана являются: разработка и утверждение нормативно-правовых актов, взаимодействие сторон по раздельному накоплению отходов, внедрение раздельного накопления отходов, инфраструктура раздельного накопления отходов и информирование населения в области экологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО.
Реализация концепции формирования экологической культуры населения Архангельской области, а также программы раздельного сбора отходов первоначально будет проводиться во всех региональных и муниципальных бюджетных учреждениях региона.
На период 2019-2020 гг. введение раздельного сбора ТКО планируется на территориях пилотных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма) с созданием пунктов приема вторсырья и последующим внедрением в других городах области.
В рамках реализации комплексного плана по внедрению раздельного накопления ТКО предполагается накопление отходов в различных контейнерах, который на территории Архангельской области будет реализовываться по двухконтейнерной системе. Принцип двухконтейнерной системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования, за исключением бумаги и картона, – «сухие» (полимерные отходы, металл, стекло и пр.) и прочие отходы – «смешанные» (пищевые и растительные отходы, прочие виды отходов), которые будут вывозиться отдельным транспортом. Необходимость обязательного сбора бумаги и картона вне контейнерных площадок вызвана следующими факторами:
|
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» вводится запрет на захоронение макулатуры;
- с целью соблюдения требований пожарной безопасности;
- на территории Архангельской области осуществляют деятельность организации по сбору макулатуры (таблица 18);
- в территориальной схеме предусмотрены проводимые за счет внебюджетных источников финансирования мероприятия по развитию технической базы, позволяющей создать мощности по утилизации макулатуры в городе Котлас в 2022 году.
Все данные по оборудованным контейнерным площадкам для раздельного накопления и местам приема вторсырья будут размещены на интерактивной карте.
Эффективная реализация комплексной стратегии и достижение ее целей возможна только при совместной работе органов государственной власти, местного самоуправления, организациями, осуществляющими сбор и транспортировку раздельно собранных отходов,
а также общественных и иных организаций.
|
Реализация комплексного плана позволит повысить экологическую культуру
с изменением структуры и системы обращения с отходами в пользу утилизации
и обезвреживания, что создаст систему по обращению с отходами на территории Архангельской области в соответствии с обеспечением экологической безопасности.
Таблица 37. Комплексный план по внедрению системы раздельного сбора отходов в Архангельской области
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Заинтересованные лица |
1. Разработка и утверждение нормативно-правовых актов | |||
1.1. | Внесение изменений в Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
1.2. | Разработка и утверждение стандарта внедрения раздельного сбора отходов в бюджетных учреждениях Архангельской области, который будет определять место для накопления раздельно собираемых отходов, вид и цвет емкости для раздельного сбора отходов, маркировку, классификацию собираемых отходов, периодичность вывоза, вид транспортного средства, которым должен осуществляться вывоз | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, бюджетные учреждения Архангельской области, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, региональный оператор |
1.3. | Утверждение откорректированной территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории Архангельской области с учетом системы раздельного сбора отходов (далее - РСО) | август 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
1.4. | Корректировка региональной программы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, в Архангельской области, в части установления перечня количественных и целевых показателей | сентябрь 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
1.5 | Внесение изменений в областной закон «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» (№ 314-19-ОЗ от 28.09.2015) | ноябрь 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов |
1.6. | Разработка и утверждение стандарта внедрения раздельного сбора отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) | октябрь 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
2. Взаимодействие сторон по раздельному накоплению отходов | |||
2.1. | Определение организаций, готовых выполнять нормативы утилизации отходов от использования товаров | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Управление Росприроднадзора по Архангельской области |
2.2. | Подготовка проекта договора между организациями, осуществляющими раздельный сбор отходов, и бюджетными учреждениями, собственниками ТКО Архангельской области | июль 2019 | Администрации муниципальных образований, бюджетные учреждения Архангельской области |
2.3. | Проведение договорной компании для определения обязательств между организациями, осуществляющими РСО, и бюджетными учреждениями Архангельской области | август 2019 | Бюджетные учреждения Архангельской области, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
3. Внедрение раздельного накопления отходов | |||
3.1. | Определение перевозчиков раздельно собранных отходов в каждом муниципальном образовании Архангельской области | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
3.2. | Проведение анализа количества региональных и муниципальных бюджетных учреждений в Архангельской области, определение потребности в необходимом количестве контейнеров для раздельного накопления отходов (далее - РНО) | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
3.3. | Определение потребности выделения средств из областного бюджета на дооснащение необходимой инфраструктурой региональных и муниципальных бюджетных учреждений в Архангельской области | август 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципальных образований |
3.4. | Организация и проведение общих собраний собственников в МКД, с принятием следующих решений: - переход МКД к раздельному сбору; - создание контейнерной площадки; - приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов | I квартал | Администрации муниципальных образований, управляющие компании, товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ), жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), государственная жилищная инспекция (далее ГЖИ) |
3.5. | Переход МКД на систему РНО | II квартал 2021 | Администрации муниципальных образований, управляющие компании, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы ЖКХ, ГЖИ |
4. Инфраструктура раздельного накопления отходов | |||
4.1. | Определение перечня раздельно собираемых отходов и закрепление за контейнерами цветовой индикации | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
4.2. | Определение цветовой индикации двух малых емкостей (блок – секций) для установки непосредственно в здании бюджетного учреждения для накопления отходов | июль 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
4.3. | Создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов в муниципальных образованиях области (города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск) | с IV квартала 2019 по III квартал 2020 | Администрации муниципальных образований, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
4.4. | Оснащение бюджетных учреждений Архангельской области инфраструктурой РНО | декабрь 2019 | Администрации муниципальных образований, бюджетные учреждения, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
4.5. | Оснащение пилотных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма) инфраструктурой РСО | с IV квартала 2019 по III квартал 2020 | Администрации муниципальных образований, управляющие компании, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы ЖКХ, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
4.6. | Создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов в муниципальных образованиях области (города Онега, Мирный, Плесецк, Няндома, Коноша, Каргополь, Соловки) | с IV квартала 2020 по III квартал 2021 | Администрации муниципальных образований, управляющие компании, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы ЖКХ, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
4.7. | Приобретение контейнеров для РНО | Администрации муниципальных образований, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, региональный оператор, операторы по обращению с отходами | |
5. Информирование населения | |||
5.1. | Формирование и размещение материалов по экологическому просвещению в части обращения с ТКО на сайте министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области | август 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области |
5.2. | Разработка раздаточного и электронного (доступного для свободного скачивания) материала, презентаций по РНО и системе обращения с ТКО в Архангельской области | август 2019 | Администрации муниципальных образований, министерство образования и науки Архангельской области, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, региональный оператор, экологические общественные организации |
5.3. | Разработка методических пособий (совместно с региональным оператором), информационных, наглядных материалов, видеороликов, баннеров | сентябрь 2019 | Министерство образования Архангельской области, экологические общественные организации |
5.4. | Проведение разъяснительной работы с потребителями о порядке организации и поэтапного ввода раздельного сбора ТКО | сентябрь - декабрь 2019 | Администрации муниципальных образований, управляющие компании, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы ЖКХ, ГЖИ, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами |
5.5. | Организация акций по уборке территории, по сбору вторичного сырья | На постоянной основе | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципальных образований, министерство образования Архангельской области, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, региональный оператор, экологические общественные организации |
5.6. | Обучающие семинары в сфере обращения ТКО, РНО, мастер-классы, фото-акция, практические конференции по РНО | сентябрь - декабрь 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципальных образований, министерство образования Архангельской области, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, региональный оператор, экологические общественные организации |
5.7. | Проведение семинаров-совещаний по организации сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов и малогабаритных источников тока от населения на территории Архангельской области | декабрь 2019 | Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды», руководители бюджетных учреждений Архангельской области |
5.8. | Реализация Общероссийской программы «Экодвор» | Администрации муниципальных образований, бюджетные учреждения Архангельской области, управляющие компании, ТСЖ, жилищно-строительные, жилищные и иные кооперативы ЖКХ, ГЖИ | |
5.9. | Организация передвижных (мобильных) пунктов накопления вторичного сырья. Формирование (корректировка) маршрутов движения спецтранспорта | Администрации муниципальных образований, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, экологические общественные организации |
|
РАЗДЕЛ 10. ОЦЕНКА ОБЪЕМА СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ, ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Создание перспективной инфраструктуры обращения с отходами включает в себя как строительство новых объектов обращения с отходами, так и модернизацию/реконструкцию действующих объектов.
Суммы капитальных вложений, требуемых на указанные в разделе 9 мероприятия по созданию/реконструкции объектов обращения с ТКО, рассчитаны оценочно на основании проектов-аналогов в других субъектах Российской Федерации по удельным затратам (на тонну мощности и/или вместимости). Размер капитальных вложений подлежит утверждению органом регулирования тарифов Архангельской области в рамках рассмотрения и согласования инвестиционных и производственных программ на строительство/реконструкцию объектов обращения с отходами. Расчетные значения капитальных вложений в разрезе объектов представлены в Приложении Б2 к территориальной схеме.
Прогнозные значения инвестиций представлены в таблице 38.
Таблица 38. Прогнозные инвестиции в создание/модернизацию объектов обращения с отходами, тыс. рублей
Объекты размещения | Объекты обработки | Перегрузочные станции | Объекты обезвреживания | Всего |
826 150 | 958 655 | 58 441 | 219 228 | 2 062 474 |
Затраты на выведение из эксплуатации действующих объектов размещения отходов рассчитаны на основе проектов рекультивации объектов размещения отходов в различных субъектах Российской Федерации по данным сведений публичных торгов. Стоимость работ была приведена к ценам 2018 года и составила 12 658 389,38 рублей на 1 гектар. Общая прогнозная стоимость рекультивации объектов размещения ТКО составит 2 953 011 101 рубль. Сводная таблица с прогнозной стоимостью рекультивации по каждому из объектов размещения ТКО приведена в разделе 4.
Деятельность объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов за исключением твердых коммунальных отходов, не регулируется в том же порядке, что и деятельность объектов обращения с ТКО. В связи с этим строительство/реконструкция или рекультивация таких объектов не может являться предметом рассмотрения территориальной схемы обращения с отходами.
РАЗДЕЛ 11. СВЕДЕНИЯ О ЗОНАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА
Определение количества зон деятельности региональных операторов и разделение территории Архангельской области на эти зоны осуществлялось на основе следующих критериев:
§ совпадение границ зон деятельности региональных операторов с административными границами поселений;
§ минимально возможная дифференциация массы и объема ТКО, образующихся в различных зонах деятельности;
§ максимальная ответственность регионального оператора за транспортирование твердых коммунальных отходов в пределах его зоны деятельности (минимизация перемещения твердых коммунальных отходов между различными зонами деятельности).
В результате Правительством Архангельской области принят вариант единой зоны регионального оператора по обращению с ТКО с целью компенсации и нивелирования расходов на сбор и транспортирование отходов из отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Такой вариант рассчитан на работу в регионе поставщика услуг с достаточным оснащением техническими ресурсами и экономическим потенциалом. Главным аргументом по созданию единой зоны является выравнивание тарифа и создания инвестиционной привлекательности не только городских, но и сельских территорий.
В конце декабря 2017 года министерством был организован конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области, по результатам которого 5 апреля 2018 года между министерством и ООО «ЭкоЦентр» подписано соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области.
РАЗДЕЛ 12. ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Прогнозные значения предельных тарифов были рассчитаны на основе следующих параметров:
1) Тарифы действующих объектов обращения с отходами приняты на уровне, установленном агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Если тариф на объекте установлен в рублях за кубический метр, то в целях сопоставления объема и массы использовалась плотность, определенная в Разделе 2 (135,36 килограмм на куб.м. или 7,39 куб.м. на тонну).
2) Капитальные затраты на строительство/модернизацию объектов рассчитаны на основании проектов-аналогов в других субъектах Российской Федерации (см.раздел 10). Эксплуатационные затраты рассчитаны по средним удельным затратам (на тонну фактической мощности) действующих объектов, принятым при расчете тарифов агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
3) Затраты на транспортирование отходов на базовый год приняты на уровне 64,4 рублей на тонно-километр первого звена транспортирования (от объектов накопления отходов до объектов их перегрузки/обработки) и 32,5 рублей на тонно-километр второго звена транспортирования (от объектов перегрузки до объектов обработки и от объектов обработки до объектов размещения).
4) Собственные расходы регионального оператора приняты на уровне 10% от необходимой валовой выручки на каждый год деятельности.
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определены по аналогии с установлением тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», с учетом прогнозных показателей, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также объема необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, обезвреживания, захоронения отходов.
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами не учитывают корректировок необходимой валовой выручки, в том числе в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, и в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов.
Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются органом регулирования тарифов Архангельской области. Значения тарифов, приведенные в территориальной схеме, являются прогнозными и приведены справочно.
Таблица 39. Прогнозный единый тариф регионального оператора, в рублях за тонну, с НДС 20%
Вариант 1 | 4 403 | 5 205* | 7 955* | 8 403 | 9 148 | 9 472 | 9 876 | 10 351 | 10 758 | 11 202 | 11 626 | 12 096 |
Вариант 2 | 4 403 | 5 188* | 7 925* | 8 373 | 9 093 | 9 416 | 9 820 | 10 294 | 10 699 | 11 142 | 11 565 | 12 033 |
* - рост тарифа связан с вводом в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры обращения с ТКО
Таблица 40. Прогнозный единый тариф регионального оператора, в рублях за куб.м., с НДС 20%
Вариант 1 | 705* | 1 077* | 1 137 | 1 238 | 1 282 | 1 337 | 1 401 | 1 456 | 1 516 | 1 574 | 1 637 | |
Вариант 2 | 702* | 1 073* | 1 133 | 1 231 | 1 275 | 1 329 | 1 393 | 1 448 | 1 508 | 1 565 | 1 629 |
* - рост тарифа связан с вводом в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры обращения с ТКО
Вариант 1 – с включением в состав экономически обоснованных затрат операторов (регионального оператора) инвестиционных и эксплуатационных затрат в части объектов перегрузки отходов (площадок временного накопления).
Вариант 2 – без включения в состав экономически обоснованных затрат операторов (регионального оператора) инвестиционных и эксплуатационных затрат в части объектов перегрузки отходов (площадок временного накопления).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, формирует систему обращения с отходами на территории Архангельской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области.
Территориальная схема обращения с отходами базируется на новой модели отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, сформированной Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с территориальной схемой формируется новая система накопления твердых коммунальных отходов, включая поэтапный переход к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов и накоплению опасных и особо опасных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство и реконструкцию мест размещения, перегрузки и обработки отходов. В случае невозможности реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой, в территориальную схему должны быть внесены соответствующие изменения. При этом региональный оператор вправе предложить к реализации собственные проекты строительства и модернизации объектов обработки, перегрузки и размещения отходов, обеспечивающие достижение целей, предусмотренных настоящей территориальной схемой и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между региональным оператором и уполномоченным органом субъекта РФ.
В случае экономической и экологической целесообразности в период действия территориальной схемы могут быть предложены мероприятия по строительству объектов по утилизации и обезвреживанию отходов.
Территориальная схема включает в себя электронную модель, в которой имеется база данных для хранения и обработки всей информации по вопросам обращения с отходами на территории Архангельской области, финансовая модель, а также математическая модель для решения задачи оптимизации транспортных потоков, расположения и технических характеристик объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
РАЗДЕЛ 13. ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами размещена в публичном доступе в сети Интернет по адресу: Электронная модель.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Приложение А1: Реестр источников образования ТКО
2. Приложение А2: Реестр источников образования отходов производства и потребления за исключением ТКО
3. Приложение А3: Данные статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 3 года
4. Приложение А4: Прогноз образования отходов производства и потребления за исключением ТКО
5. Приложение А5: Сведения о медицинских отходах
6. Приложение А6.1: Сведения о местах накопления ТКО (контейнерные площадки)
7. Приложение А6.2: Реестр контейнеров раздельного накопления отходов
8. Приложение А7: Сведения о местах несанкционированного размещения отходов
9. Приложение А8: Сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания отходов
10. Приложение А9: Сведения об объектах размещения отходов
11. Приложение А10: Сведения об организациях, транспортирующих ТКО
12. Приложение Б1: Баланс количественных характеристик отходов производства и потребления за исключением ТКО
13. Приложение Б2: Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы.
14. Приложение Б3: Расширенный баланс количественных характеристик ТКО, целевые показатели по ТКО
15. Приложение Б4: Перспективный баланс количественных характеристик отходов производства и потребления за исключением ТКО на период 2019-2030 годов
16. Приложение В1: Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019 – 2030 годов)
17. Приложение Г1: Графическое изображение текущей схемы транспортирования отходов
[1] По информации государственного реестра почвенных ресурсов России (https://atlas.mcx.ru/materials/egrpr/content/adm/adm29.html).
[2] По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области (https://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/population/).
[3] По данным Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области «Итоги деятельности агропромышленного комплекса Архангельской области (без НАО) в 2018 году» (https://dvinaland.ru/gov/iogv/minapk/rework/).
[4] Доклад «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2017 год» / 2018. 470 с.
[5] Перечень не является исчерпывающим и не ограничивается отходами, относящимися к блоку 7 федерального классификационного каталога отходов.
[6] Округленные значения
[7] Мирный А.Н. Справочник ТБО. М., 2001.
[8] При организации централизованной системы раздельного накопления ТКО на территории Архангельской области, данный показатель подлежит пересчёту. Доля утилизированных отходов в перспективе может быть увеличена на 30-40% при раздельном накоплении, а доля размещенных отходов снижена на ту же величину.
[9] Без учета доставки контейнеров.
[10] Местоположение участков для расположения ПВН и инсинераторов может быть изменено по решению органов исполнительной власти Архангельской области в пределах муниципального района.