Глава 2. Уличные подвижные игры




В XXI веке в прошлое уходит многое, в том числе и народные уличные игры. Подвижные игры почти исчезли из жизни современных ребятишек [13]. Да и сами дети изменились, растворившись в компьютерном мире игр. К сожалению, в век компьютеров дети забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.

Игра - непродуктивная деятельность, ее суть заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры невозможно формирование человека, как полноценной личности.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры [14]. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.Создавая игры, каждый народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. В уличных играх прослеживается история развития общества. Ведь каждый народ многие процессы своей жизни отражал через игру.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой–либо конечной задачи игры, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному [15]. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности. Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности) [16]. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме – в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение.

В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения человека с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Особое значение народных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба – возня и др.). Помимо физического развития, эти игры служат и установлению и развитию человеческих взаимоотношений.

Большое количество игр является прямым отображением семейно – бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки – разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие – главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак», «Капуста» и др.). Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Правила игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. Дворовые игры можно вносить в режим дня, чтобы повысить работоспособность и сменить вид деятельности. Сегодня уже мало кто помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Между тем эти старые игры очень полезны для здоровья, так как при игре требуется постоянное движение, и вся игра может проходить на свежем воздухе [3]. Мы решили расспросить своих бабушек и дедушек, в какие игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других в них играть.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: