С целью определения уровня двигательной активности обучающихся центра дополнительного образования, в феврале 2016 года мы провели социологический опрос. В исследовании принимали участие дети от 7 до 10 лет, в количестве 47 человек. Из них мальчиков-22, девочек-25 (Приложение 1).
По результатам опроса было выявлено, что регулярно посещают спортивные секции 21% детей (мальчики-13%, девочки-8%). Гуляют и играют на улице в подвижные игры-27% детей, в компьютерные игры 73%. Из всех опрошенных, утреннюю зарядку делают всего 17% обучающихся (Приложение 2).
Этот же опрос показал, что 31% младших школьников проводят в движении в среднем 6 часов в день, 69% – 2 часа в день, объясняя это тем, что нет свободного времени (Приложение 3).
Обработав результаты, мы сделали вывод, что уровень двигательной активности обучающихся центра дополнительного образования низкий, а значит, есть риск заболевания гиподинамией.
Для подтверждения результатов нам было необходимо проверить уровень физических показателей здоровья обучающихся [11]. Для этой цели в спортивной медицине используются пробы: Дешина и Kотова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), Мартине (20 приседаний); «Кевдина» (40 приседаний за 30 сек.); «Тест Кверга» и другие. При проведении каждой из этих проб учитывают частоту сердечных сокращений и артериальное давление до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах. Изучив данные методики, мы выбрали «Тест Кверга», так как он прост в обращении и подходит для массового эксперимента.
Тест состоит из четырех упражнений, следующих одно за другим без перерыва:
- 30 приседаний за 30 секунд;
- бег с максимальной скоростью-30 секунд;
- бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты;
|
- прыжки со скакалкой – 1 минуту (приложение 5)
Пульс считался за 30 сек сразу после теста (Р1), через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3) восстановления. Затем рассчитывался индекс Кверга (далее ИК) по формуле
ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.
Оценка теста по ИК:
- более 105 - частота сердечных сокращений (далее ЧСС) – высокий уровень здоровья
- от 80 до 100 ЧСС – средний уровень здоровья
- менее 80 ЧСС – низкий уровень здоровья (Приложение 6).
Исследования показали, что количество обучающихся с низким уровнем здоровья составило 46 % из всего числа обследованных. Со средним показателем – 28%. Высокий показатель был выявлен у 26% испытуемых. Как выяснилось, это были дети, посещающие спортивные секции (Приложение 7).
Далее мы провели исследование уровня гибкости позвоночника у испытуемых. Для этого мы использовали методику «Базовый тест-степ на гибкость». Мы предложили детям встать на спортивный степ высотой 20сантиметров (далее см.) и, не сгибая ног в коленях, коснуться кончиками пальцев пола (приложение 8)
Оценка теста на гибкость:
- высокий уровень - ладони на полу;
- средний уровень - ладони почти коснулись пола или расстояние до пола до 10см;
- низкий уровень- расстояние от кончиков пальцев до пола от10см. и более
Эксперимент показал: 27% обучающихся имеют высокий уровень гибкости позвоночника. В основном это дети, посещающие спортивные объединения. 34 % -средний, 39% - имеют низкий уровень гибкости позвоночника (Приложение 9).
Чтобы помочь младшим школьникам в решении данной проблемы, мы решили рассказать им о вреде малоподвижного образа жизни и познакомить со способами профилактики гиподинамии. Из общего количества испытуемых была выбрана контрольная группа, в количестве 22 человек.
|
На первом этапе работы с испытуемыми, мы провели беседу, в ходе которой, рассказали, что такое гиподинамия и какие могут быть ее отрицательные последствия: искривление позвоночника, головные боли, ожирение, различные заболевания. Для профилактики гиподинамии нами была сделана подборка самых интересных и активных уличных игр: русских, татарских и хантыйских. Игры были записаны нами со слов взрослых: родителей, бабушек, дедушек, соседей и собраны в небольшой сборник (Приложение 10). В течение двух месяцев (апрель, май) с детьми из контрольной группымы организовывали игровые площадки во дворах нашего города, чтобы они разучили хотя бы несколько основных игр. Затем, мы предложили этим детям в течение трех летних месяцев (июнь, июль, август)побыть в роли волонтеров и организовать подвижные уличные игры на местах своего летнего отдыха. За чистотой проведения нашего эксперимента мы попросили понаблюдать родителей испытуемых. Они по мере возможности контролировали этот процесс.
В сентябре 2016 года с контрольной группой из 22 человек нами повторно были проведены пробы по методике «Тест Кверга». Результаты следующие: из 22 человек у 4(18%) выявлен низкий уровень здоровья и физических показателей, средний уровень – у 10 человек (45,5%); высокий показатель был выявлен у 11 (50%) испытуемых. (Приложение 11)
Далее мы повторно провели исследование уровня гибкости позвоночника у испытуемых по методике «Базовый тест-степ на гибкость». Результаты следующие: 12 (54,5%) обучающихся показали высокий уровень гибкости позвоночника; 7 (41%) -средний, 3 (13,6%) - имеют низкий уровень гибкости позвоночника (Приложение 12).
|
В результате этого подсчета, мы получили наглядную картину уровня здоровья испытуемых. Это говорит о том, что информация, полученная обучающимися и уличные подвижные игры помогли им в какой- то мере бороться с гиподинамией.
Заключение
В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма, физическая активность и регулярная мышечная деятельность.
В своей работе мы исследовали понятие гиподинамии, ее распространённость и последствия для растущего детского организма. Мы изучили уровень двигательной активности обучающихся 7-10 лет. Узнали, сколько времени младшие школьники проводят за компьютерами, сколько в среднем они гуляют, играют в подвижные игрыи занимаются спортом.
Мы узнали, что существует множество методик, позволяющих определить уровень физического здоровья обучающихся (функциональные пробы В.В. Гориневсксго, Дешина и Kотова, Мартине, Кевдина, Кверга).
По данным нашего исследования у большинства детей отмечается проблема малоподвижного образа жизни. В своей работе мы предложили использовать пробы Кверга для определения уровня здоровья обучающихся и базовый тест-степ на гибкость позвоночника.
Познакомив детей с последствиями гиподинамии, организовав по мере возможности их игры на свежем воздухе, мы отследили, как влияют оздоровительные мероприятия (подвижные игры, ограниченное сидение за компьютером, посещение спортивных секций) на уровень двигательной активности и физические показатели детей.
Было отмечено качественное изменение уровня гибкости позвоночника у обучающихся, увеличилось количество детей, у которых физические показатели улучшились.
Мы не можем утверждать, что именно наши мероприятия позволили улучшить физические показатели детей, но в какой- то степени мы им в этом помогли.
Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу: если с обучающимися проводить оздоровительные мероприятия, повышающие физическую активность, то уровень двигательной активности у детей повысится, а риск заболевания гиподинамией понизится.
Перспективы нашей работы: привлечь к подвижным уличным играм как можно больше детей, продолжить наблюдать за детьми, которые, руководствуясь нашими рекомендациями, стали больше бывать на свежем воздухе.
Доказать сверстникам, что здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Литература
- Борискин Г.И. Гиподинамия. М., 2005г.
2. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2001.
3. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990
4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986
5. Маркосян А.А. Физиология. – М.:Медицина, 1989.
6. Научно-теоретический и методический журнал. – Биология в школе. / Под ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004.
- Пересада О.Б. К здоровью через движение. Рекомендации. М.: Изд. Неоглори 2000г
- Сорока Николай, Чичко Михаил. Здоровье своими руками. Простой и доступный справочник для каждого, кто заботится о своем здоровье. Изд.: Белфакс Медиа.2004 год
9. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.
Электронные ресурсы:
1. Е.В.Волынская. Валеология[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://thelib.ru/books/e_v_volynskaya/valeologiya_uchebnyy_praktikum-read-5.html- Заглавие с экрана.
2. Движение или борьба с гиподинамией [Электронный ресурс]: Режим доступа: [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html - Заглавие с экрана.
3. Я лечу сама. Проблема гиподинамии. [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://yalechusama.ru/gipodinamiya-vrag-1.html- Заглавие с экрана.
4. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -М.: физкультура и спорт,1985.
5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
6. Покровский Е.А. Детские игры,преимущественно русские. 1887г.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
Источники иллюстраций:
1. Фотоматериалы из личного архива автора.
Приложение 1
Диаграмма 1.Материалы исследования «Определение уровня двигательной активности»
Приложение 2
Диаграмма 2. Анализ времяпровождения обучающихся в движении
Приложение 3
Проведение эксперимента по методике «Тест Кверга»
Приложение 4.
Уровень здоровья и физические показатели обучающихся по методике «Тест Кверга» (ФИО обучающихся под шифром)
№ п/п | ФИО/код | P1 | P2 | P3 | ИТОГ |
1. | 1-A | ||||
2. | 2-A | ||||
3. | 3-A | ||||
4. | 4-A | ||||
5. | 5-A | ||||
6. | 6-A | ||||
7. | 7-A | ||||
8. | 8-A | ||||
9. | 9-A | ||||
10. | 1-B | ||||
11. | 2-B | ||||
12. | 3-B | ||||
13. | 4-B | ||||
14. | 5-B | ||||
15. | 6-B | ||||
16. | 7-B | ||||
17. | 8-B | ||||
18. | 9-B | ||||
19. | 1-C | ||||
20. | 2-C | ||||
21. | 3-C | ||||
22. | 4-C | ||||
23. | 5-C | ||||
24. | 6-C | ||||
25. | 7-C | ||||
26. | 8-C | ||||
27. | 9-C | ||||
28. | 1-D | ||||
29. | 2-D | ||||
30. | 3-D | ||||
31. | 4-D | ||||
32. | 5-D | ||||
33. | 6-D | ||||
34. | 7-D | ||||
35. | 8-D | ||||
36. | 9-D | ||||
37. | 1-H | ||||
38. | 2-H | ||||
39. | 3-H | ||||
40. | 4-H | ||||
41. | 5-H | ||||
42. | 6-H | ||||
43. | 7-H | ||||
44. | 8-H | ||||
45. | 9-H | ||||
46. | 1-U | ||||
47. | 2-U |
Приложение 5
Диаграмма 1. Анализ физических показателей обучающихся по методике «Тест Кверга»
Приложение 6
Проведение эксперимента «Базовый степ-тест»
Приложение 7.
Диаграмма 1. Анализ уровня гибкости позвоночника у обучающихся
Приложение 8.
Сбор информации для сборника уличных подвижных игр
Приложение 9.
Подготовка волонтеров
Приложение 10
Приложение 11.
Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровня здоровья и физических показателей обучающихся контрольной группы (22 человека) по методике «Тест Кверга»
Приложение 12
Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровня гибкости позвоночника у обучающихся контрольной группы (22 человека)