Глава III. Методы и материалы исследования




С целью определения уровня двигательной активности обучающихся центра дополнительного образования, в феврале 2016 года мы провели социологический опрос. В исследовании принимали участие дети от 7 до 10 лет, в количестве 47 человек. Из них мальчиков-22, девочек-25 (Приложение 1).

По результатам опроса было выявлено, что регулярно посещают спортивные секции 21% детей (мальчики-13%, девочки-8%). Гуляют и играют на улице в подвижные игры-27% детей, в компьютерные игры 73%. Из всех опрошенных, утреннюю зарядку делают всего 17% обучающихся (Приложение 2).

Этот же опрос показал, что 31% младших школьников проводят в движении в среднем 6 часов в день, 69% – 2 часа в день, объясняя это тем, что нет свободного времени (Приложение 3).

Обработав результаты, мы сделали вывод, что уровень двигательной активности обучающихся центра дополнительного образования низкий, а значит, есть риск заболевания гиподинамией.

Для подтверждения результатов нам было необходимо проверить уровень физических показателей здоровья обучающихся [11]. Для этой цели в спортивной медицине используются пробы: Дешина и Kотова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), Мартине (20 приседаний); «Кевдина» (40 приседаний за 30 сек.); «Тест Кверга» и другие. При проведении каждой из этих проб учитывают частоту сердечных сокращений и артериальное давление до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах. Изучив данные методики, мы выбрали «Тест Кверга», так как он прост в обращении и подходит для массового эксперимента.

Тест состоит из четырех упражнений, следующих одно за другим без перерыва:

- 30 приседаний за 30 секунд;

- бег с максимальной скоростью-30 секунд;

- бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты;

- прыжки со скакалкой – 1 минуту (приложение 5)

Пульс считался за 30 сек сразу после теста (Р1), через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3) восстановления. Затем рассчитывался индекс Кверга (далее ИК) по формуле

ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.

Оценка теста по ИК:

- более 105 - частота сердечных сокращений (далее ЧСС) – высокий уровень здоровья

- от 80 до 100 ЧСС – средний уровень здоровья

- менее 80 ЧСС – низкий уровень здоровья (Приложение 6).

Исследования показали, что количество обучающихся с низким уровнем здоровья составило 46 % из всего числа обследованных. Со средним показателем – 28%. Высокий показатель был выявлен у 26% испытуемых. Как выяснилось, это были дети, посещающие спортивные секции (Приложение 7).

Далее мы провели исследование уровня гибкости позвоночника у испытуемых. Для этого мы использовали методику «Базовый тест-степ на гибкость». Мы предложили детям встать на спортивный степ высотой 20сантиметров (далее см.) и, не сгибая ног в коленях, коснуться кончиками пальцев пола (приложение 8)

Оценка теста на гибкость:

- высокий уровень - ладони на полу;

- средний уровень - ладони почти коснулись пола или расстояние до пола до 10см;

- низкий уровень- расстояние от кончиков пальцев до пола от10см. и более

Эксперимент показал: 27% обучающихся имеют высокий уровень гибкости позвоночника. В основном это дети, посещающие спортивные объединения. 34 % -средний, 39% - имеют низкий уровень гибкости позвоночника (Приложение 9).

Чтобы помочь младшим школьникам в решении данной проблемы, мы решили рассказать им о вреде малоподвижного образа жизни и познакомить со способами профилактики гиподинамии. Из общего количества испытуемых была выбрана контрольная группа, в количестве 22 человек.

На первом этапе работы с испытуемыми, мы провели беседу, в ходе которой, рассказали, что такое гиподинамия и какие могут быть ее отрицательные последствия: искривление позвоночника, головные боли, ожирение, различные заболевания. Для профилактики гиподинамии нами была сделана подборка самых интересных и активных уличных игр: русских, татарских и хантыйских. Игры были записаны нами со слов взрослых: родителей, бабушек, дедушек, соседей и собраны в небольшой сборник (Приложение 10). В течение двух месяцев (апрель, май) с детьми из контрольной группымы организовывали игровые площадки во дворах нашего города, чтобы они разучили хотя бы несколько основных игр. Затем, мы предложили этим детям в течение трех летних месяцев (июнь, июль, август)побыть в роли волонтеров и организовать подвижные уличные игры на местах своего летнего отдыха. За чистотой проведения нашего эксперимента мы попросили понаблюдать родителей испытуемых. Они по мере возможности контролировали этот процесс.

В сентябре 2016 года с контрольной группой из 22 человек нами повторно были проведены пробы по методике «Тест Кверга». Результаты следующие: из 22 человек у 4(18%) выявлен низкий уровень здоровья и физических показателей, средний уровень – у 10 человек (45,5%); высокий показатель был выявлен у 11 (50%) испытуемых. (Приложение 11)

Далее мы повторно провели исследование уровня гибкости позвоночника у испытуемых по методике «Базовый тест-степ на гибкость». Результаты следующие: 12 (54,5%) обучающихся показали высокий уровень гибкости позвоночника; 7 (41%) -средний, 3 (13,6%) - имеют низкий уровень гибкости позвоночника (Приложение 12).

В результате этого подсчета, мы получили наглядную картину уровня здоровья испытуемых. Это говорит о том, что информация, полученная обучающимися и уличные подвижные игры помогли им в какой- то мере бороться с гиподинамией.

 

Заключение

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма, физическая активность и регулярная мышечная деятельность.

В своей работе мы исследовали понятие гиподинамии, ее распространённость и последствия для растущего детского организма. Мы изучили уровень двигательной активности обучающихся 7-10 лет. Узнали, сколько времени младшие школьники проводят за компьютерами, сколько в среднем они гуляют, играют в подвижные игрыи занимаются спортом.

Мы узнали, что существует множество методик, позволяющих определить уровень физического здоровья обучающихся (функциональные пробы В.В. Гориневсксго, Дешина и Kотова, Мартине, Кевдина, Кверга).

По данным нашего исследования у большинства детей отмечается проблема малоподвижного образа жизни. В своей работе мы предложили использовать пробы Кверга для определения уровня здоровья обучающихся и базовый тест-степ на гибкость позвоночника.

Познакомив детей с последствиями гиподинамии, организовав по мере возможности их игры на свежем воздухе, мы отследили, как влияют оздоровительные мероприятия (подвижные игры, ограниченное сидение за компьютером, посещение спортивных секций) на уровень двигательной активности и физические показатели детей.

Было отмечено качественное изменение уровня гибкости позвоночника у обучающихся, увеличилось количество детей, у которых физические показатели улучшились.

Мы не можем утверждать, что именно наши мероприятия позволили улучшить физические показатели детей, но в какой- то степени мы им в этом помогли.

Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу: если с обучающимися проводить оздоровительные мероприятия, повышающие физическую активность, то уровень двигательной активности у детей повысится, а риск заболевания гиподинамией понизится.

Перспективы нашей работы: привлечь к подвижным уличным играм как можно больше детей, продолжить наблюдать за детьми, которые, руководствуясь нашими рекомендациями, стали больше бывать на свежем воздухе.

Доказать сверстникам, что здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Литература

  1. Борискин Г.И. Гиподинамия. М., 2005г.

2. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

3. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990

4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986

5. Маркосян А.А. Физиология. – М.:Медицина, 1989.

6. Научно-теоретический и методический журнал. – Биология в школе. / Под ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004.

  1. Пересада О.Б. К здоровью через движение. Рекомендации. М.: Изд. Неоглори 2000г
  2. Сорока Николай, Чичко Михаил. Здоровье своими руками. Простой и доступный справочник для каждого, кто заботится о своем здоровье. Изд.: Белфакс Медиа.2004 год

9. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Е.В.Волынская. Валеология[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://thelib.ru/books/e_v_volynskaya/valeologiya_uchebnyy_praktikum-read-5.html- Заглавие с экрана.

2. Движение или борьба с гиподинамией [Электронный ресурс]: Режим доступа: [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html - Заглавие с экрана.

3. Я лечу сама. Проблема гиподинамии. [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://yalechusama.ru/gipodinamiya-vrag-1.html- Заглавие с экрана.

4. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -М.: физкультура и спорт,1985.

5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

6. Покровский Е.А. Детские игры,преимущественно русские. 1887г.

7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

Источники иллюстраций:

1. Фотоматериалы из личного архива автора.

 

Приложение 1

Диаграмма 1.Материалы исследования «Определение уровня двигательной активности»

 

Приложение 2

Диаграмма 2. Анализ времяпровождения обучающихся в движении

 

 

Приложение 3

Проведение эксперимента по методике «Тест Кверга»

 

 

 

 

Приложение 4.

Уровень здоровья и физические показатели обучающихся по методике «Тест Кверга» (ФИО обучающихся под шифром)

№ п/п ФИО/код P1 P2 P3 ИТОГ
1. 1-A        
2. 2-A        
3. 3-A        
4. 4-A        
5. 5-A        
6. 6-A        
7. 7-A        
8. 8-A        
9. 9-A        
10. 1-B        
11. 2-B        
12. 3-B        
13. 4-B        
14. 5-B        
15. 6-B        
16. 7-B        
17. 8-B        
18. 9-B        
19. 1-C        
20. 2-C        
21. 3-C        
22. 4-C        
23. 5-C        
24. 6-C        
25. 7-C        
26. 8-C        
27. 9-C        
28. 1-D        
29. 2-D        
30. 3-D        
31. 4-D        
32. 5-D        
33. 6-D        
34. 7-D        
35. 8-D        
36. 9-D        
37. 1-H        
38. 2-H        
39. 3-H        
40. 4-H        
41. 5-H        
42. 6-H        
43. 7-H        
44. 8-H        
45. 9-H        
46. 1-U        
47. 2-U        

Приложение 5

Диаграмма 1. Анализ физических показателей обучающихся по методике «Тест Кверга»

 

Приложение 6

Проведение эксперимента «Базовый степ-тест»

 


Приложение 7.

Диаграмма 1. Анализ уровня гибкости позвоночника у обучающихся

 

Приложение 8.

Сбор информации для сборника уличных подвижных игр

Приложение 9.

Подготовка волонтеров

Приложение 10

 

 

Приложение 11.

Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровня здоровья и физических показателей обучающихся контрольной группы (22 человека) по методике «Тест Кверга»

 

 

Приложение 12

Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровня гибкости позвоночника у обучающихся контрольной группы (22 человека)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: