Послевоенная денежная реформа 1947 года.




К анализу сущности денежной реформы 1947 г., механизму ее проведения и последовавшим результатам за последние годы ученые обращались несколько раз. Несомненно, цели и задачи денежной реформы, совмещенной с отменой карточной системы, пути ее реализации и результаты проведения представляют особый интерес в свете современного экономического положения России.

Реформа задумывалась в первую очередь как антиинфляционная мера, направленная против различного рода злоупотреблений, хищений и спекуляций. Вторым по значимости аспектом реформы был пропагандистский: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны населения должна была означать ликвидацию жесткого распределения продуктов и продемонстрировать силу и выносливость советской экономики.

Реформа готовилась в обстановке строжайшей секретности, однако информация о ее подготовке все же просочилась в народ, началась предреформенная лихорадка.

13 декабря в "Известиях" было опубликовано постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) № 3866 от 14 декабря 1947 г. "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары".

Его основные положения сводились к следующему:

во-первых, были выпущены новые деньги образца 1947 г. Все старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета;

во-вторых, обмен всех наличных денег предполагалось провести в течение недели, начиная с 16 декабря. Только в отдаленных районах период обмена мог быть увеличен до двух недель;

в-третьих, в течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами, но из расчета одной десятой их нарицательной стоимости;

в-четвертых, была разработана сложная система переоценки вкладов в сбербанках: вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль в рубль, а свыше 3 тыс. действовала сложная система градаций вкладов, состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому.3

Одновременно с проведением денежной реформы с 16 декабря была отменена карточка система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменены коммерческие цены и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Причем, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10% по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения. Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит постановление Совета министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. "О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки". В соответствии с ним устанавливались такие, например, предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печеный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0, 5 кг; сметана - 0, 5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0, 5 кг; хлопчатобумажные ткани -6 м; нитки на катушках - 1 катушка;

чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробка; керосин - 2 л и т. д.

Указанные нормы распространялись также и на кооперативную торговлю в сельских местностях.

Это была вторая денежная реформа в СССР, хотя слухи о ней появились вскоре после окончания Великой Отечественной войны.

Поскольку сохранить планы власти в тайне от населения не удалось, за несколько дней до начала реформы в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц».

Пытаясь спасти свою наличность, люди бросились скупать мебель, музыкальные инструменты, охотничьи ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, часы, промтовары, продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, консервы, копчёные колбасы и т.п.), водку и другие спиртные напитки. Увеличились обороты в ресторанах крупных городов.

Результатом денежной реформы 1947 года стало падение цен. Розничные упали на 17 процентов, рыночные снизились более чем в три раза. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок.

После отмены карточек в конце 1947 года при зарплате в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, подсолнечного масла — 30 рублей, мороженого судака — 12 рублей, кофе — 75 рублей. Литр молока стоил 3-4 рубля, десяток яиц — 12-16, бутылка пива «Жигулёвское» — 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки — 60 рублей.

Кстати, в ходе следствия по делу Берия в 1953 году было выявлено, что перед проведением в 1947 году денежной реформы зампредсовмина СССР Берия поручил своему помощнику тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму — более 40 тысяч рублей.

Эффект денежной реформы был огромным. Были конфискованы накопленные в годы войны состояния, в банковскую систему поступило большое количество денежных средства, затем направленных на восстановление народного хозяйства, в три раза снизились цены на рынке. Так закончился этап военной экономики, страна полностью вернулась к мирной жизни.

«Хрущёвская» денежная реформа 1961 года.

Сталинские деньги просуществовали до 1961 года, когда правительство Хрущева провело новую реформу, в ходе которой старые деньги обменивались на новые 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры.

Однако курс доллара был изменён не в 10 раз, как внутренние цены и зарплаты, а лишь в 4,44 раза. Точно так же — ровно в 4,44 раза — было повышено и золотое содержание рубля. По официальной версии, эта реформа проводилась «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».

После проведения реформы 1961 года значительно облегчились взаиморасчёты. Округление цен в большую сторону позволило бюджету сэкономить, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллиарда рублей.

Снизилась себестоимость производства банкнот, так как новые деньги были гораздо меньшего формата. В то время появилась шутка. Если сталинские деньги за их большой размер называли «сталинскими портянками», то маленькие новые купюры прозвали «хрущевскими фантиками». Тем не менее, деньги 1961 года оказались долгожителями.

«Павловская» денежная реформа 1991 года

В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов. По ним предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т. д. Правда реализация этих законодательных актов откладывалась на год, поскольку правительство опасалось их влияния на ухудшение обстановки в стране.

О положении в сельском хозяйстве. М. Горбачев, как инициатор и ведущий автор продовольственной программы, продолжал настаивать на увеличении инвестиций сельское хозяйство. Но при этом даже не обсуждался вопрос о коренном пересмотре форм хозяйствования в этом секторе экономике. В ноябре 1985 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», в соответствии с которым на земле появился единый «хозяин» — Агропромышленный комитет (АПК) и его многолюдные структуры управления (РАПО, ОблАПО и пр.). Последовали многомиллиардные капиталовложения из бюджета. Так в 1990 году за счет повышения закупочных цен, очередного списания долгов с совхозов и колхозов, дотаций и пр. в АПК было направлено более 100 млрд. руб.

Тем не менее, продовольственная проблема в стране все обострялась. С 1989 года стал нарастать дефицит на самые необходимые продукты питания. Были введены различные регламентации на продажу не только продовольствия, но и на многие другие товары. В 1990 году по всей стране, включая Москву, появились карточки, талоны, купоны, визитки. Эти талоны регулировали распределение мяса, масла, сахара, табака, муки, различных круп, детского питания, вино-водочных изделий и т. д. А в 1991 году в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций. Так закончилась реализация Продовольственной программы. Так же бесславно, как и продовольственная программа закончились и другие программы: ж илищная (каждой семье квартиру или дом к 2000 году).

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 14 января 1991 года, незадолго до начала денежной реформы, премьер-министром стал бывший министр финансов Валентин Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года. Была проведена конфискационная денежная реформа – обмен денежных купюр, инициатором которой был В. Павлов. Он намеревался стабилизировать денежное обращение в СССР. Реформа преследовала цель избавиться от «лишней» денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

Обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями:

- сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу);

- не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года;

- всего обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или около 39 процентов всей наличной денежной массы;

- и одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. (На том предприятии, где я работал, 23-го числа был аванс, так его всему заводу пытались оплатить теми самыми 50 и 100-рублевыми купюрами). Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

 

В 1991 году была проведена вторая денежная реформа с конфискацией. Реформа была названа в честь тогдашнего премьер-министра СССР Валентина Павлова. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа.

Руководство страны беспокоило наличие большой денежной массы, которая не была обеспечена товарами и услугами. Тогда у всех было на слуху слово «дефицит». Дефицит был всего, деньги у населения были на руках и руководство страны ничего лучше не придумало, как изъять часть денег у населения, чтобы выровнять денежную и товарную массу.

В условиях дефицита процветали подпольные предприниматели, спекулянты, которые в основном оперировали наличными деньгами. Правительство считало, что в результате денежной реформы сможет уничтожить теневой бизнес.

Реформа была проведена жесточайшим образом. О реформе было объявлено по телевидению в 21 час по Московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Обмену подлежали все 10 и 100-рублевые купюры 1961 года выпуска на более мелкие того же года и не более 1000 рублей на одного человека.

Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50-ти и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов. Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Очень изворотливые покупали за крупные купюры в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом сдавали эти билеты и получали деньги.

На обмен наличных денег было отведено 3 дня. Сразу в банках появились огромные очереди, наличных средств не хватало, люди вместо работы или отдыха пытались сбыть деньги. Скупалось все в магазинах, даже то, что в условиях дефицита не пользовалось спросом. Лишь бы сохранить деньги.

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: