Оценка реформы В.Павлова.




Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. На момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.

Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к без инфляционным 1971-1973 гг. 6

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 процентов от всей массы или чуть менее 17,1 процентов от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов). Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства.

Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. Со 2 апреля, так же неожиданно, в СССР были установлены новые цены, которые были примерно в 3 раза выше предыдущих. Инфляция составляла 12-35% в месяц. В конце 1992 года один доллар стоил 415 рублей.

Отношение к непопулярному премьеру отразилась, традиционно для России, в народном юморе. Валентин Павлов, за характерную короткую стрижку, получил прозвище «Ёжик».

Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (Августовский путч, Беловежское соглашение). Эти реформы считаются одной из основных причин роста в 1991 году политической популярности руководителей союзных республик, а также усиления центробежных настроений между ними, что привело в конечном итоге к распаду СССР.

Заключение о реформах проведенных в СССР.

Рассмотренная эпоха, характеризуется проведением четырёх денежных реформ, которые по-разному повлияли на развитие нашей державы. Все эти преобразования принесли как хорошие, так и совсем неважные результаты. Но в целом практически все денежные реформы той эпохи не оправдали надежды правительства, а только усугубляли и осложняли, без того напряжённую, обстановку в стране. Правительственная власть пыталась усилить и укрепить экономику и денежную систему того времени, но из-за неграмотного планирования и прогнозирования хода реформ, всё складывалось совершенно иначе.

Для проведения такого рода серьёзных и масштабных преобразований в экономической жизни страны нужен очень грамотный, организованный и согласованный подход всего правительства страны. Чёткое планирование и прогнозирование хода всей реформы, добросовестная и слаженная работа государственных структур и органов, принимающих какое-либо участие в проведении такого рода мероприятий, а главное правильная и субъективная оценка последствий реформы в случае её проведения в государстве!

Практически ничего из этого перечня не было учтено реформаторами той эпохи, что и повлекло за собой плачевные последствия указанные и рассмотренные выше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: