Как определить объект, предмет, проблему, цель, гипотезу и задачи вашего исследования.




Требования к выпускной квалификационной работе

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) являются завершающим этапом обучения и одной из форм итоговой аттестации.

ВКР представляет собой самостоятельный законченный продукт, содержащий элементы научного исследования, цель которого заключается:

· в овладении методами научного исследования при решении вопросов, избранных для изучения в ВКР;

· в демонстрации владения общекультурными и профессиональными компетенциями, приобретенными при освоении профессиональной образовательной программы,

· развитие способности грамотно, логично и доказательно излагать свои мысли;

· формировании умения правильно оформить научную работу.

·

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ советы по написанию ВКР

СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ РАБОТЫИ ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Титульный лист должен содержать сведения о месте выполнения работы, исполнителе и руководителе. Титульный лист ВКР оформляется в соответствии с Приложением №.....

Содержание

Содержание представляет собой систематизированный указатель структурных частей ВКР и включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Образец оформления листа «Содержание » дается в Приложении №......

Введение

Введение является вступительной частью выпускной квалификационной работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 10% общего объема работы.

Введение включает несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в обязательном порядке. Расположение этих частей введения согласуется на консультациях с научным руководителем, поскольку зависит от конкретной темы работы.

Введение должно содержать следующие элементы:

1) четкое и краткое обоснование актуальности выбранной темы, т.е. доказывается необходимость проведения исследования для решения какого-либо вопроса;

2) формулировку цели и нескольких задач исследования. Не рекомендуется при формулировании цели использовать слова «изучение», «исследование», т.к. они отражают процесс получения знания, а не результат. Более корректно использовать «изучить», «описать», «выявить» и т.д.;

3) указание на объект и предмет исследования,

4) если работа носит экспериментальный характер, то введение должно содержать формулировку гипотезы, т.е. предположения, используемого для объяснения социальных явлений или процессов. В результате проверки гипотеза может быть подтверждена или опровергнута;

5) указание на методологию и методы исследования. Приводятся названия и особенности использованных автором методик и методов, раскрывается и обосновывается логика исследования;

6) отражение уровня изученности проблемы, т.е. характеристику состояния проблемы, степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов;

7) научную новизну (необязательно) и практическую значимость темы, т.е. сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию;

8) если существует необходимость, то можно привести определения основных понятий и терминов, используемых в работе;

9) примеры апробации результатов работы студента (выступления на конференциях, семинарах и пр.);

10) опубликованность результатов (необязательно). Указывается количество статей в научных журналах, сборниках, тезисах докладов и выступлений на конференциях, в которых опубликованы результаты выпускной квалификационной работы. Приводится общее количество страниц опубликованных материалов;

11) структура работы (необязательно).

Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

(возможно оформить приложением)

Как определить объект, предмет, проблему, цель, гипотезу и задачи вашего исследования.

Тема исследования Ответ на вопрос: «Как назвать то, чем мы собираемся заниматься? Как назвать исследование?»
Объект научного исследования Область действительности, которую исследует данная наука. Ответ на вопрос: «Что рассматривается в исследовании»
Предмет научного исследования Способ видения объекта с позиции науки; аспект исследуемого объекта, угол зрения, относительно которого получено или будет получено новое знание. Ответ на вопрос: «Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты должны быть раскрыты?»
Проблема исследования Совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению. Ответ на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»
Актуальность исследования Острота потребности науки и практики в новом знании. Ответ на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?»
Цель научного исследования Ответ на вопрос: «Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?»
Гипотеза исследования Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы обычно представлена 2 - 3 главами, которые целесообразно разделить на более мелкие по своему объему структурные части – параграфы – четко обозначив, тем самым, вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. Все главы дипломной работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему.

Основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы – это своеобразный костяк исследования. Здесь излагаются теоретические основы, краткая история поставленной проблемы, рассматриваются и анализируются различные точки зрения, описываются проведенные наблюдения и эксперименты, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения, в конце каждой главы подводятся итоги, делаются выводы.

Условно основную часть можно разделить на теоретическую и практическую часть, причем на теорию может отводиться до 2/3 объема работы, а на практику – 1/3.

Первая глава носит теоретический характер, содержит методологические основы исследуемой проблемы, раскрывается значимость решения поставленных задач в исследуемом поле, затрагиваются дискуссионные вопросы, при этом студенту важно показать свою позицию, а не ограничиваться только описанием существующих точек зрения в научно литературе.

Возможные содержательные компоненты первой главы:

· история изучаемого вопроса;

· сравнение взглядов различных научных школ;

· анализ степени изученности проблемы;

· описание сущности изучаемого явления;

· уточнение формулировок.

Рекомендуемый объем первой главы 25-30 % от общего объема работы.

Вторая глава содержит психолого-педагогического или методическое обоснование проблемы. Традиционно подразделяется на две части: организация исследования (этапы проведения исследования, место и время проведения, испытуемые, используемые методики и их описание, исследования, методы математической обработки) и методики исследования (обоснование выбора методик), их описание.

Обязательное требование наличие выводов по каждому параграфу и в целом по каждой главе ВКР. Поскольку всякий вывод, даже промежуточный, свидетельствует о том, что Вы не просто переписывает научный материал, пусть даже очень важный и ценный, но переосмысливаете и обобщаете его.

Практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему/комплекс разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки, описанием результатов пилотирования/ апробации разработанных/ адаптированных материалов и методическими указаниями по их применению.

Проблема выделяется в ходе анализа ситуации, который может включать в себя анализ УМК, класса, процесса организации деятельности учащихся их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей и т.п.

На основании проблемы определяются возможные приемы, методы ее решения и планируется проведение опытно-практической деятельности на период преддипломной практики.

Дается методическое обоснование разработки материалов. Описывается опыт практической работы.

Проводится анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами; и даются методические указания по применению разработанных материалов.

Рекомендуемый объем второй главы 25-30 % от общего объема работы.

Также в практической части работы могут быть отражены:

- экспериментальный или практический материал по общей структуре, функциям, материальной базе, кадровом обеспечении учреждения, контингенте, нуждающихся в защите и поддержке людей;

- анализ статистических данных по исследуемой ситуации,

- описание модели, методов и методик исследования, обоснование их выбора, указание источников, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в приложении;

- описание плана эксперимента, целей и задач каждого этапа эксперимента;

- описание базы исследования и выборки испытуемых с указанием их социально-психологических характеристик (пола, возраста, социального положения и т.п.);

- характеристика условий (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапов и процедур, обстоятельств, которые могли повлиять на результат;

- способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обоснование выбора этих способов;

- изложение полученных экспериментальных фактов; сводных таблиц первичных результатов, графиков, диаграмм, схем с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в приложение.

- в случае отсутствия констатирующего эксперимента приводятся источники эмпирических данных, основные эмпирические показатели, подлежащие изучению;

- описание и анализ результатов практического исследования, проблемы, возникающие в процессе их осмысления;

- детальное описание формирующего эксперимента или его программы, используемых принципов, методов и форм деятельности и пр.;

- выводы по результатам экспериментальной работы;

- рекомендации и меры по совершенствованию организации и осуществлению социальной работы с определенной социальной группой, по решению определенной социальной проблемы и пр.

Таким образом, практическая частьсодержит самостоятельный анализ материалов эмпирического исследования, способствует детальному раскрытию сущности изучаемых проблем и способам их решения.

В каждой главе необходимо приводить краткие выводы, что позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Выводы по главе состоял обычно из 3 – 4 обобщающих пунктов.

Рекомендуемый объем 3 главы не 40-50 % от общего объема работы.

5. Заключение

В заключении излагаются итоги самостоятельного изучения поставленной проблемы, формулируются основные выводы по теме, и предлагаются конкретные рекомендации по теме. исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во введении (цель и задачи исследования). Выводы в заключении не повторяют, а обобщают все наиболее значимые результаты, полученные в ходе работы. Объем заключения не должен превышать 5 страниц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: