Какое место в творчестве Н.М. Рубцова занимает тема Родины?




Какие чувства испытывает поэт, оказавшись у себя на Родине?

Что такое Родина в вашем понимании? (5-6 предложений)

Тема: Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина.

Цель: дать представление о жанре «деревенской прозы», показать особенности этого жанра. Но для начала, нам необходимо ознакомиться с биографией В. М. Шукшина.

В. М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье.

В Сростках Василий Шукшин пошел в школу. Учился он плохо, но много читал. Мать вспоминала: «Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам… однажды одеяло прожег». Книги Шукшин брал в школе. Иногда ему приходилось делать это тайком: когда он получал плохие отметки, мать запрещала читать художественную литературу.

В школе Шукшин занимался самодеятельностью — каждую неделю организовывал концерты и сам в них выступал.

В 1944 году Василий Шукшин закончил семилетку и поехал в Бийск — поступать в автомобильный техникум. За год до окончания учебы Шукшин оставил техникум, вернулся в Ср о стки и устроился в местный колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Однако уже в 1946 году он вновь покинул деревню и уехал в Подмосковье.

Шукшин стал работать в тресте «Союзпроммеханизация» слесарем. Осенью 1949 года будущего писателя призвали в армию. Служил он радистом на Балтийском флоте.

Однажды прямо в море Шукшину стало плохо — обострилась язва. Несмотря на плохую погоду, сослуживцы отвезли его на берег и отвели к врачу. После лечения медицинская комиссия признала писателя негодным к службе.

Шукшин вновь вернулся в Ср о стки. В деревне он лечился и готовился к экзаменам — писатель хотел получить аттестат зрелости. Оценки у Шукшина снова были плохие: пятерки он получил только по истории СССР, и географии.

По остальным дисциплинам писателю поставили тройки и четверки. «Удовлетворительно» он получил и на экзамене по русскому языку. Однако через несколько месяцев после сдачи экзаменов Шукшина пригласили работать в местную школу для рабочей молодежи — преподавать и русский, и литературу.

ИЗ ВОСПОМИНИЙ АВТОРА:

Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело.

Летом 1954 года Василий Шукшин оставил работу в Ср о стках и поехал в Москву поступать в Литературный институт.

Однако там писатель узнал, что от абитуриентов требуется наличие опубликованных рассказов или стихов. У него не было. Тогда Шукшин решил сдавать экзамены в Историко-архивный институт. А незадолго до них познакомился с режиссером Иваном Пырьевым, который посоветовал писателю подать документы во ВГИК.

Василий Шукшин получал отличные оценки на экзаменах, хотя учится ему было тяжело. Он стеснялся своего деревенского говора, пробелов в знаниях. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: он сыграл в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя главную роль.

В следующем, 1957 году по совету Андрея Тарковского Марлен Хуциев пригласил молодого актера поработать над лентой «Два Федора» о солдате, который вернулся с войны на родину.

К съемкам актер подошел ответственно: он не оставил своих обязанностей ассистента и присутствовал даже на тех репетициях, в которых не был задействован его герой. Фильм вышел на экраны в 1958 году.

Во время учебы во ВГИКе рассказы Шукшина начали публиковать в советских газетах и журналах. В 1958 году в «Смене» напечатали рассказ «Двое на телеге», а чуть позже — произведения «Правда», «Экзамен», «Степкина любовь».

В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы». Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села.

В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары «Печки-лавочки». Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького его одобрили.

 

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».

За несколько лет сотрудничества с «Новым миром» Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения «Волки», «Чудик», «Материнское сердце» и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя.

В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

В 1971 году Шукшин написал пьесу «Энергичные люди» о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского.

В апреле 1973 года в журнале «Наш современник» опубликовали повесть Василия Шукшина «Калина красная», и примерно в это же время он задумал экранизировать книгу. Фильм закончили быстро: меньше чем за год. «Калина красная» стала одной из самых успешных картин 1970-х — в прокате ее посмотрело больше 60 миллионов зрителей. Почти сразу после выхода «Калины красной» он вновь подал заявку в Госкино — хотел получить разрешение на съемки ленты о восстании Степана Разина.

В это же время Шукшин не оставлял литературу: написал повесть «Точка зрения», работал над философской сказкой «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Несмотря на болезнь, Шукшин принял приглашение режиссера Сергея Бондарчука сняться в его картине «Они сражались за Родину» по одноименному роману Михаила Шолохова. В фильме Шукшин исполнил главную роль — солдата Петра Лопахина. Съемки проходили летом и осенью 1974 года на Дону. Съемочная группа картины жила на теплоходе «Дунай». У писателя там была отдельная каюта. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел один из актеров — и обнаружил, что писатель умер.

Прощание с Василием Шукшиным состоялось в Доме кино в Москве, а похоронен он на Новодевичьем кладбище.

Герои рассказов Шукшина деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попавшие в село. У всех героев разные характеры и разная судьба, но их часто объединяет сердечная доброта, искренность, человеколюбие, даже некоторая непосредственность. Первый сборник Шукшина так и назывался «Сельские жители» (1963 г.) Одним словом, их можно назвать «чудиками», потому что их поступки часто трудно понять расчётливым и практичным людям. Чудики, словно белые вороны, выделяются среди окружающих незаурядным характером при обыкновенной (заурядной) внешности.

Итак, на занятии мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп». Узнаем о том, какое влияние оказали на писателя традиции устного народного творчества.

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

 

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина – «чудиком». В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

 

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, –скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

 

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8)

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9)

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп – это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12)

ИТОГ: Новаторство Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудиков», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками.

В своих произведениях Шукшин ищет источники мудрости в умении чувствовать красоту природы, жизни, в умении радовать людей, в душевной чуткости, в любви к, земле к ближнему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: