По дисциплине «История отечественного искусства и культуры»




УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА»

 

 

Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин

 

 

Творчество А. Бенуа.

Контрольная работа

По дисциплине «История отечественного искусства и культуры»

 

 

Учебная работа: студентки

IV курса специальности Живопись

Кавко Мария Васильевна

Проверил: преподаватель

А.Д. Жданова.

 

Пермь, 2021

 

Имя Александра Бенуа неразрывно связано с глобальными процессами в эволюции отечественного искусства, в эстетическом мышлении современников, которые произошли в эпоху Серебряного века русской культуры. Созданные мастером картины и рисунки, иллюстрации к русской и зарубежной классической литературе, характеризовавшие новое понимание феномена книги, оформленные и поставленные музыкальные и драматические спектакли, сыгравшие важную роль в реформации мирового театра, написанные истории отечественного и зарубежного искусства, монографии, серии критических статей по изобразительному искусству, театру и музыке определяют облик и эстетический уровень этого времени.

Его увлечение искусством, театром, музыкой и литературой разделяли такие люди как: Константин Сомов, Дмитрий Философов, Вальтер Нувель. Позже к ним присоединились Евгений Лансере, Лев Бакст, Сергей Дягилев. Они мечтали о собственном художественном журнале по примеру тех, что издавались в Германии, Франции и Англии. В круге этих людей Бенуа впервые проявил свой талант идеолога. Он стал идейным вождем, главным политиком и дипломатом «Мира искусства».

К этому моменту Бенуа попробовал себя на поприще историка искусства, написав для «Истории живописи в ХIХ веке» (1894) Рихарда Мутера, очерк о русском искусстве (в том же году он был опубликован в ряде журналов обеих российских столиц).

Художник начал экспонировать работы на выставках Императорского общества русских акварелистов, где лидировал его брат Альберт. Показанное им в 1895 году вызвало отклик экспансивного Репина: «У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник».

Во время совместной работы с Сомовым, Бенуа уточнил свое отношение к прошлому. Он видел в нем красоту и гармонию, утраченные современностью. На конкретном историческом материале рождались ретроспекции Бенуа. Произведениям художника не свойствен материализм мироощущения, тяга к натуралистическому изображению прошлого.

В версальских пейзажах Бенуа слились историческая реконструкциии XVII в. и современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма, французской гравюры. Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем. Прежде всего, его волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Это с особой силой скажется в цикле акварелей и гуашей «Последние прогулки короля Людовика ХIV». (Рис. 1)

Автор не всегда акцентирует фигуру главного героя. Важную роль в этих работах, исполненных в техниках миниатюрной живописи, играет полный тонкого настроения пейзаж. В листе «Версаль. Людовик XIV кормит рыб» (Рис. 2) чуть гротескно поданы силуэты человеческих фигур, скульптуры, деревьев видятся как бы сквозь дымку. В работе «Версаль. Вид на дворец со стороны Швейцарского озера» (1897) старость и немощь погруженного в воспоминания короля и его немногочисленной свиты контрастны великолепию расстилающегося перед ними рукотворного пейзажа с залитым солнцем дворцом вдали, парком, водным партером, динамичными формами конного монумента на первом плане — плодами человеческой воли и мысли, которым было суждено пережить века. Природа воспринимается Бенуа в ассоциативной связи с историей (виды Павловска, Петергофа, Царского села, исполненные в акварели).

В серии картин из русского прошлого, в сценах помещичьей, дворянской жизни XVIII в. в картине Парад при Павле I Бенуа создал образ этой эпохи, хотя и несколько театрализовано (Рис. 3). Ее героями в равной мере являются император России, с достоинством восседающий на огромном коне; занятая шагистикой на прусский манер русская армия; недостроенный и уже прекрасный Михайловский замок. Из других работ выделяется гуашь «Петр I на прогулке в Летнем саду» (Рис. 4) с выразительной фигурой русского царя-гиганта, гордо показывающего свое детище возбужденной любопытством толпе гостей.

 

В конце 1898 года Дягилев основал журнал «Мир искусства» (1898–1904). Бенуа активно включился в работу редакции журнала — создавал иллюстрации, участвовал в формировании облика этого художественного издания. Официально не занимая постов в журнале и одноименном объединении (1899–1903), он был признанным идеологом «Мира искусства», оказавшего влияние на ход развития национального искусства в ХХ веке, составившего целую эпоху в отечественной культуре. Бенуа много писал для журнала, вместе с друзьями он открыл современникам сокровища русской живописи ХVIII и начала ХIХ века, зодчество классицизма. Его статья «Живописный Петербург», проиллюстрированная замечательной подборкой фотографий и рисунков, положила начало эстетической переоценке «Северной Пальмиры», чья красота во второй половине ХIХ века нигилистически отрицалась. Он писал: «Пора выбраться из славянофильских пеленок, пора перестать стыдиться „европейской стороны русской жизни“».

 

В конце 1890-х и начале 1900-х Бенуа ведет насыщенный творчеством образ жизни, разнонаправленный в своих поисках, отражающих различные грани его таланта. В заботе о сохранении памятников старины и их популяризации он ряд лет редактировал журнал «Художественные сокровища России». С той же целью им создан цикл пейзажей знаменитых дворцовых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума и Павловска в начале 1900-х. В серые, чуть сумрачные дни величественные дворцы и павильоны безлюдны и, кажется, погружены в вековечный сон. Художник показал себя тонким мастером интерьера — жанра, переживавшего в те годы подъем.

Впервые художник пробует себя в иллюстрации, создает рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец ХVII и ХVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» и «Пиковая дама». Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (Рис. 5), шедевр отечественной книжной графики.

Как и коллег по «Миру искусства» (Константин Коровин, Лев Бакст, Константин Сомов, Сергей Малютин), Бенуа-художника и ученого волновали проблемы прикладного искусства. Начинал он с проектов небольших вещей (вееры и др.), а в 1903 году в сотрудничестве с Евгением Лансере и Александром Матвеевым им создан элегантный ансамбль столовой для выставки «Современное искусство» в столице. Он работал над проектом оформления грандиозной выставки отечественного портрета в Таврическом дворце (1905).

1905 и 1906 годы художник написал две группы «чистых» пейзажей — Бретани и Версаля отличающихся по мироощущению и стилистике. И те и другие безлюдны. Героями версальских этюдов являются сам величественный парк, фонтаны, бассейны и населяющие их скульптуры, прекрасные в любое время года. Бенуа чаще изображал эти сюжеты в серые дни лета, в сумраке осени и зимы, когда дворец и пустынный парк, кажется, погружены в вековечный сон. Мастер разнообразен в выборе мотивов —дворца и павильонов, служебных построек, прудов и водных партеров — то уютных уголков, то глубоких перспектив пространства. Таков прелестный пейзаж «Зеркальце в Трианоне» (Рис.6).

Мир театра с детства волновал Бенуа. Его картина «Арлекинада» (Рис. 7) является фантазией на тему итальянской комедии масок, изысканной и простонародно грубоватой, с которой он связывал мечты о свободной и талантливой импровизации, о яркой и веселой зрелищности, навсегда покинувших современный театр. Эту «другую реальность» мирискусники считали подлинной и противопоставляли ее серым будням русской жизни 1900-х. Художник изобразил сцену старинного театра, где на фоне величественных перспективных кулис происходит близкое площадному театру яркое, многоплановое веселое действо с появлением диковинного животного, нарушившего плавное течение представления, с толпой мечущихся на дальнем плане клоунов в белых балахонах.

В Санкт-Петербурге художник работает сразу над несколькими важными проектами. Для «Старинного театра» им создан стильный занавес и эскизы костюмов к пьесе Николая Евреинова «Ярмарка на индикт Святого Дениса». Его серия эскизов декораций и костюмов к балету «Павильон Армиды», принадлежит к высшим достижениям национального театра, оказали сильное влияние на театральное искусство Европы.

Одновременно с работой для театра художник создает цикл рисунков «Смерть» (1907), в котором отразились его размышления о прошлом и современности, только что прошедшей в России революции.

К этому моменту последней выставкии «Мира искусства» Бенуа и его коллеги познали драму разочарования, видя, как некогда провозглашенные ими идеи государственного патронажа над культурой, просветительства, воспитания искусством в руках бюрократического и тоталитарного режима оборачиваются закрепощением культуры и идеологическим гнетом на искусство, выхолащиванием сознания художников и зрителей. Бенуа почувствовал, что пришло время подведения итогов. В атмосфере войны «всех против всех» и начавшегося идеологического нажима в искусстве тех лет им написана книга «Возникновение „Мира искусства“». Он пишет «Сама идея „Мира искусства“ — такая широкая, всеохватывающая, базировавшаяся на известной гуманитарной утопии — идея эта, столь характерная для общественной психологии конца ХIХ века, оказалась теперь несвоевременной. Не примирение под знаком красоты стало теперь лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба. В самих художественных учениях произошел такой излом, что, действительно, трудно было продолжать мечтать о парнасийском симбиозе, о гармонии контрастов, о многообразии в едином.»

 

В 1924 году идеологический гнет вынудил Бенуа покинуть театр, а гражданская несвобода — страну (1926). Три десятилетия в Париже он продолжал активно заниматься сценографией, работал в станковых формах, много писал как художественный критик, создал две книги мемуаров, но его жизнь уже была лишена борьбы и накала страстей, ощущения революционных переворотов в эстетике, как некогда в эпохи журнала «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, театральных триумфов в Париже и Москве, бурной деятельности в музеях и театрах Петрограда. Все годы жизни за рубежом Бенуа продолжал работать как станковист, охотно обращаясь к любимым техникам акварели и гуаши.

 

 

Список литературы

Александр Бенуа, каталог к 150-летию со дня рождения

из собрания Русского музея. В.Круглов. 2020

Ильина Т.В. История искусств, отечественное искусство. 2000. Стр 250– 255, 262.

История отечественного искусства: Учеб. пособ. /Авт.-сост. А.Д. Жданова. – Пермь, 2010. Стр. 127.

 

Приложение.

Рис. 1

Версаль. Прогулка короля, Цикл «Последние прогулки короля Людовика ХIV». 1897, Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 21,4 x 46, ГРМ, Санкт-Петербург

Рис. 2

Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897, Цикл «Последние прогулки короля», картон, акварель, гуашь, мел, графитный и угольный карандаши. 47,8 x 62,5, ГРМ, Санкт-Петербург.

Рис.3

Парад при Павле I, 1907, Картон, гуашь, белила. 59,6 х 82,5, ГРМ, Санкт-Петербург.

Рис.4

Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910, Бумага на холсте, гуашь, угольный карандаш. 68,3 х 101,2, ГРМ, Санкт-Петербург.

Рис.5

«Добро, строитель чудотворный! —.... Ужо тебе!», Фронтиспис к изданию поэмы «Медный всадник» в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). 1903, Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, акварель. 31,2 x 25,7, ГРМ, Санкт-Петербург.

Рис.6

«Зеркальце» в Трианоне, 1905,Холст, масло. 45 х 61, ГРМ, Санкт-Петербург.

 

Рис. 7

Арлекинада, 1906, Бумага на картоне, темпера. 99,5 х 70, ГРМ, Санкт-Петербург.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: