Показатель | Методика Расчета | Значение показателя | Отклонение (+; -) | |
За 2001 год | За 2002 год | |||
1. Рентабельность продаж | ||||
А. Коэффициент рентабельности по балансовой прибыли | Балансовая прибыль --------------------------- ´ 100% выручка + доходы от от реал. Прочей реал. И внереализац. Операций | = 1,33 | = 2,08 | + 0,75 |
Б. Рентабельность основной деятельности | Результат от реализ. --------------------------- ´ 100% чистая выручка от реализации | = 1,33 | = 2,08 | + 0,75 |
2. Чистая рентабельность предприятия | Чистая прибыль --------------------------- ´ 100% Среднегодовая сто- Имость имущества | = 41,5 | = 33,82 | - 7,68 |
3. Чистая рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль --------------------------- ´ 100% Среднегодовая Стоимость СК | = 153,2 | = 84,8 | - 68,4 |
4. Период окупаемости собственного капитала | Среднегодовая стоимость СК ------------------------ Чистая прибыль | = 0,65 | = 1,17 | + 0,52 |
5. Общая рентабельность предприятия (рентабельность активов по балансовой прибыли) | Валовая прибыль --------------------------- ´ 100% Среднегодовая сто- Имость имущества | = 84,6 | = 53,1 | - 31,5 |
Так как при расчете коэффициента рентабельности по балансовой прибыли мы учитываем в знаменателе не только чистую выручку от реализации продукции (работ, услуг), но и доходы от прочей реализации и внереализационных операций, а этих доходов у данного предприятия нет, то коэффициент рентабельности по балансовой прибыли и коэффициент рентабельности основной деятельности численно равны.
Показатель чистой рентабельности предприятия характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала (собственного и заемного). Чистая рентабельность нашего предприятия снизилась и составила 33,8%. Экономический смысл заключается в том, что на 1 руб. капитала приходится 41 коп. чистой прибыли на начало года, а на конец года стало приходиться 34 коп. чистой прибыли.
|
Показатели рентабельности продаж очень малы, что говорит о высоких затратах на производство продукции или о занижении суммы прибыли.
Как видно из проделанного анализа, уровень рентабельности по всем показателям снизился по сравнению с 2001 годом на несколько пунктов, кроме показателей рентабельности продаж, величина которых возросла совсем незначительно. Предприятию следует снижать затраты на производство и реализацию своей продукции.
С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Обозначены рентабельность продукции базисного и отчетного периодов через К0 и К1 соответственно;
Имеем:
;
или
; ,
DК = К1 – К0
где
Р1, Р0 – прибыль от реализации;
N1, N0 – реализация продукции;
S1, S0 – себестоимость продукции;
DК – изменение рентабельности
1. Найдем сначала рентабельность продукции предприятия:
; ,
DК = 0,0208 – 0,013 = + 0,0078.
2. Влияние фактора изменения цены на продукцию определим расчетом (по методу цепных подстановок):
;
3. Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
4. Для нашего предприятия имеем:
К0 = 0,013 или 13 %; | D Кn = -0,075; | Р0 = 119,88; | N0 = 8983,77; | S0 = 8864 |
К1 = 0,0208 или 2,08 %; | D Кs = +0,083; | Р1 = 173,32; | N1 = 8348,32 | S1 = 8175 |
Более точный расчет:
или 7,47%
или 8,25%
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности за период:
|
D К = D Кn + D Кs
D К = -0,0747 – 0,0825 = +0,0078
Вывод: Изменение величины объема реализации продукции (снижение на 635 тыс. руб.) повлекло за собой изменение рентабельности продукции на 0,0747 пункта или уровень рентабельности снизился на 7,47%. За счет значительного снижения себестоимости продукции на 689 тыс. руб. в отчетном периоде по сравнению с предыдущим произошло увеличение рентабельности на 0,0825 пункта или ее уровень увеличился на 8,25%. За счет влияния обоих факторов рентабельность продукции увеличилась незначительно, на 0,78%.
Оценка эффективности производства.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
Рассчитаем некоторые показатели для нашего предприятия (таблица 10).
Таблица 10.