Модернизация образования направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования, что определяет необходимость внедрения новой модели развития педагогического потенциала. Это связано, прежде всего, с необходимостью индивидуализации образовательного процесса, так как, с одной стороны, необходимо развивать одаренных детей, а с другой стороны, создавать условия для развития детей с особыми педагогическими потребностями. На сегодняшний день учитель в школе - это наставник, который направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Успешный учитель – это педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:
- проектировочные умения (учитель-сценарист);
- адаптационные умения (учитель как режиссер);
- коммуникативные умения (как речевой партнер);
- организационные умения;
- умения контроля и самоконтроля;
- исследовательские умения.
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу культурно-исторического опыта от старших поколений к младшим, создания условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в обществе (Е.Ф. Сивашинская).
Каждый человек занимается непрофессиональной педагогической деятельностью: родители, общественные организации, СМИ, взрослые люди, вступающие в отношения с детьми (показывающие образец правильного поведения, поучающие их, предостерегающие их от неправильных поступков и т.д.). Эти люди не имеют специальных педагогических знаний и опираются на здравый смысл, жизненный опыт, интуицию, ранее полученные знания.
|
Первыми учителями ребенка являются его родители. Великий греческий философ Платон подчеркивал, что «воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни».
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся. К людям, сделавшим ее основным занятием своей жизни, относятся: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продлённого дня (ГПД), вожатый в лагере труда и отдыха, репетитор, преподаватель колледжа, лицея, техникума, вуза, мастер производственного обучения, преподаватели различных курсов, ИПК и т.д. Этот список можно продолжить, но и из него видно, что круг людей, занимающихся профессиональной педагогической деятельностью, велик.
Структура педагогической деятельности представляет собой единство субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – это тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.
|
Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении человека к ценностям культуры, формировании разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса и всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства и др.)
Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность носит гуманистический характер. Назовём ее основные признаки:
- педагогической деятельностью занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями, и для реализации этой деятельности существуют определённые формы: урок, занятие, «классы»;
- наличие определённой цели: научить ребёнка чему-либо, передать ему систему знаний, сформировать умения и навыки, воспитать его, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
- цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
- ребёнок включается в особые отношения с педагогом (деловые, официальные, регламентированные);
|
- результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом «отсрочены» во времени;
- настоящий педагог использует разнообразные возможности своего влияние на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.
Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы психологической поддержки в классе. Американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) считал, что для этого учитель должен опираться на методику диалогового общения.
Важнейшими принципами диалогового общения являются:
- демонстрация доверия детям на протяжении всего учебного процесса;
- помощь детям в постановке и выполнении учебных задач;
- опора на внутреннюю мотивацию детей в учении;
- способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
- открытое выражение своих чувств детям и др.
Методика диалогового общение предполагает владение учителем пятью реакциями:
1) реакцией понимания – выслушать собеседника до конца, не перебивая своими комментариями, и начать свою речь словами «Я понимаю…»;
2) оценочной реакцией – без критики и осуждения рассказать ученику, какими вы видите его трудности, дать совет, как лучше поступить;
3) информационной реакцией – используется для дополнительного анализа ситуации («А что вы предлагаете…?»);
4) реакция поддержки – привести аргументы для успокоения собеседника;
5) реакцией интерпретации – вскрыть подлинные мотивы поведения, о которых учащийся может и не подозревать. Чаще всего это используется после информационной реакции и завершается поддержкой.