Семинарские (практические) занятия по учебной дисциплине




 

Источники, рекомендуемые для подготовки ко всем семинарам:

Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.;

Царёв А.Ю. Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: ОПМТ РАГС, 2006.;

Чухвичёв Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 239 с.;

Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю.А.. – М.: Городец, 2000. – 272 с.

Методические рекомендации ко всем семинарам:

При рассмотрении вопроса семинарского занятия может быть использован один из следующих вариантов проведения занятия:

1) заслушивание сообщения одного из обучаемых по существу вопроса (при этом преподавателем дается установка: сообщение должно быть сделано в таком виде, в каком оно было бы приемлемо в качестве ответа на соответствующий вопрос в экзаменационном билете; делающий сообщение обучаемый должен выступить в роли обучающего по отношению к тем обучаемым, которые отсутствовали на соответствующей лекции (на которой преподавателем излагался рассматриваемый вопрос) и ответить на возникшие у них вопросы; после этого преподаватель может задать вопросы обучаемым, отсутствовавшим на соответствующей лекции, с целью выявить, насколько они поняли суть рассматриваемого вопроса);

2) деловая игра, в ходе которой обучаемые выступают в роли участников или экспертов законотворческой деятельности.

Оставшееся после обсуждения вопросов семинара время (если оно останется) целесообразно уделить решению практических задач по анализу норм действующего российского законодательства на предмет их соответствия правилам законодательной техники.

Тема 1. Предмет, структура и задачи курса законодательной техники (1 час)[1]

Вопросы семинара:

1. Предмет курса законодательной техники

2. Структура курса законодательной техники

3. Задачи курса законодательной техники

Рекомендуемые источники:

См. начало настоящего раздела.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует уделить уяснению обучаемыми понятий «предмет», «структура» и «задачи» (уяснение терминов – важный элемент законотворческой деятельности).

Тема 2. Понятие и сущность законотворческой техники (1 час)

Вопросы семинара:

1. Законодательный процесс и законотворчество

2. Законодательная техника и юридическая техника

3. Понятие и сущность законотворческой техники

Рекомендуемые источники:

См. начало настоящего раздела.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует уделить уяснению обучаемыми соотношения понятий «законодательный процесс» и «законотворчество», а также соотношения понятий «законодательная техника», «юридическая техника» и «законотворческая техника».

Тема 3. З аконодательная техника в период Древнего мира (1 час)

Вопросы семинара:

1. Концептуальные особенности древних правовых актов

2. Особенности изложения древних правовых актов

3. Особенности принятия древних правовых актов

Рекомендуемые источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2009.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить на достоинства и недостатки законодательной техники Древнего периода.

Тема 4. Законодательная техника в Древнем Риме (1 час)

Вопросы семинара:

1. Концептуальные особенности законов Древнего Рима

2. Особенности изложения древнеримских законов

3. Принятие законов в Древнем Риме

Рекомендуемые источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2009.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить на отличия законодательной техники Древнего Рима от законодательной техники других государств Древнего мира.

 

Тема 5. Развитие законодательной техники в Средневековый период (период феодального права) (1 час)

Вопросы семинара:

1. Концептуальные особенности средневековых правовых актов

2. Особенности изложения средневековых правовых актов

3. Особенности принятия средневековых правовых актов

Рекомендуемые источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2009.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить на отличия законодательной техники Средневекового периода от законодательной техники периода Древнего мира.

Тема 6. Развитие законодательной техники в период Нового времени (1 час)

Вопросы семинара:

1. Концептуальные особенности правовых актов периода Нового времени

2. Особенности изложения правовых актов периода Нового времени

3. Особенности принятия правовых актов периода Нового времени

4. Появление законодательной техники как предмета научного исследования

5. Законодательная техника в России в конце XVII-начале XIX вв.

Рекомендуемые источники:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2009.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить на отличия законодательной техники периода Нового времени от законодательной техники Средневекового периода.

Тема 7. Законодательная техника в Советской России (1 час)

Вопросы семинара:

1. Концептуальные особенности правовых актов послереволюционного периода

2. Особенности изложения правовых актов послереволюционного периода

3. Особенности принятия и опубликования правовых актов послереволюционного периода

4. Развитие законодательной техники в позднесоветский период

Рекомендуемые источники:

Керимов Д.А. Культура и техника законодательства. – М., 1991.;

Как готовить законы: (Научно-практическое пособие) / Ред. Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н.; Редкол.: Тихомиров Ю.А. и др. – М.: Известия, 1993. – 59 с.;

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1990.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить на предпосылки упадка и развития законодательной техники в Советской России.

Тема 8. Понятие и сущность концепции закона (1 час)

Вопросы семинара:

1. Понятие концепции закона и ее значение в законотворчестве

2. Общественно-значимая проблема как причина принятия закона и цель закона как составная часть его концепции

3. Способы достижения цели закона как составные части его концепции.

Рекомендуемые источники:

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»;

Постановление Правительства Москвы от 19.06.2001 г. № 533-ПП «О концепции Закона города Москвы «О городской казне»;

Царёв А.Ю. О цели закона. // Представительная власть - XXI век. Законодательство, комментарии, проблемы / Под общ. ред. А.П.Любимова - М., 2007. Вып. 4 (77). С. 15-18;

Оценка законов и эффективности их решения. Материалы международного семинара, 16-17 декабря 2002 года, г. Рязань. – М.: Издание Государственной Думы, 2003. – 152 с.

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

При обсуждении вопросов семинара особое внимание следует обратить приведению примеров общественно-значимых проблем и законодательных способов их решения на базе действующего законодательства, а также моделируемых самими обучаемыми.

Тема 9. Разработка концепции закона (2 часа)

Вопросы семинара:

1. Правила организации работы над концепцией закона

2. Правила разработки концепции закона

Рекомендуемые источники:

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»;

Приказ Минюста Российской Федерации № 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации № 51 от 10.01.2001 г. «Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти»;

Царёв А.Ю. О цели закона. // Представительная власть - XXI век. Законодательство, комментарии, проблемы / Под общ. ред. А.П.Любимова - М., 2007. Вып. 4 (77). С. 15-18.

Методические рекомендации:

После краткого обсуждении вопросов семинара занятие целесообразно продолжить в виде деловой игры, в ходе которой обучаемые самостоятельно обозначают общественно-значимую проблему, которую они намерены решить принятием закона, формируют группу разработчиков концепции соответствующего закона, выявляют причины обозначенной проблемы и определяют способы ее решения.

Тема 10. Изложение текста закона (4 часа)

Вопросы семинара:

1. «Язык закона» как особый языковой стиль

2. Правила законотворческой техники, которые могут быть использованы при изложении текста закона

Рекомендуемые источники:

Власенко Н.А. Основы законодательной техники: Практическое руководство. – Иркутск, 1995.;

Власенко Н.А. Язык права. – Иркутск, 1997.;

Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Норма-Инфра-М, 1998.;

Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2000.

Методические рекомендации:

Обсуждение вопросов семинара, с целью привлечения к нему всех обучаемых, можно построить следующим образом: каждый из обучаемых должен назвать как минимум одну из характеристик «языка закона» (при обсуждении 1-го вопроса) и одно из правил изложения текста закона (при обсуждении 2-го вопроса), а также проиллюстрировать их соответствующими примерами.

Далее перед обучаемыми рекомендуется поставить следующие практические задачи:

анализ правовых норм действующего законодательства на предмет правильности их изложения;

формулирование нормативных положений исходя из заданных условий, например, положения о вступлении в члены политической партии, которое должно содержать в себе требования к вступающему в партию, к его заявлению о вступлении в партию, к партийному органу, принимающему решение о вступлении в партию;

описание графических изображений, которые могут содержаться в законе или ином правовом акте (гербов, флагов, эмблем, товарных знаков и т.д.).

Тема 11. Терминология закона и изложение правовых норм (2 часа)

Вопросы семинара:

1. Понятие и виды юридических терминов, требования к их применению

2. Способы изложения правовых норм

Рекомендуемые источники:

Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2000.

Закон: создание и толкование: Сборник статей / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Спарк, 1998.;

Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей / Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса – Россия), Нижегородская академия МВД России. – Н. Новгород, 2001.

Методические рекомендации:

Обсуждение вопросов семинара, с целью привлечения к нему всех обучаемых, можно построить следующим образом: каждый из обучаемых должен назвать как минимум одно из требований к применению юридических терминов (при обсуждении 1-го вопроса) и одно из правил изложения правовых норм (при обсуждении 2-го вопроса), а также проиллюстрировать их соответствующими примерами.

Далее перед обучаемыми рекомендуется поставить следующие практические задачи:

анализ правовых норм действующего законодательства на предмет правильности их изложения;

формулирование нормативных положений исходя из заданных условий, например, положения о вступлении в члены политической партии, которое должно содержать требования к вступающему в партию, к его заявлению о вступлении в партию, к партийному органу, принимающему решение о вступлении в партию;

моделирование правовых норм в виде таблицы.

Тема 12. Оформление текста законопроекта (2 часа)

Вопросы семинара:

1. Структура законопроекта

2. Требования к оформлению структурных элементов законопроекта

Рекомендуемые источники:

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. – М.: Издание Государственной Думы, 2004. – 48 с.;

Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов. – М.: Издание Государственной Думы, 2005. – 96 с.

Методические рекомендации:

По первому вопросу семинара можно сделать короткое сообщение в таком виде, в каком оно было бы приемлемо в качестве ответа на соответствующий вопрос в экзаменационном билете.

Обсуждение второго вопроса семинара, с целью привлечения к нему всех обучаемых, можно построить следующим образом: каждый из обучаемых должен изложить требования к оформлению как минимум одного из структурных элементов законопроекта.

Тема 13. Юридико-технические особенности нормативных правовых актов (2 часа)

Вопросы семинара:

Особенности концепции, изложения текста и порядка принятия:

1) Конституции Российской Федерации;

2) закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

3) федерального конституционного закона;

4) кодекса;

5) закона о ратификации международного договора;

6) федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

7) решения референдума;

8) модельного закона.

Рекомендуемые источники:

Конституция Российской Федерации (статьи 104-108, глава 9);

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Методические рекомендации:

По вопросам семинара можно сделать короткие сообщения в таком виде, в каком они были бы приемлемы в качестве ответов на соответствующие вопросы в экзаменационных билетах.

 

Тема 14. Принятие закона (2 часа)

Вопросы семинара:

1. Понятие законодательного процесса и его роль в законотворчестве

2. Правила законодательного процесса, используемые при внесении законопроектов в законодательный орган

3. Правила законодательного процесса, используемые при рассмотрении и принятии законопроектов в законодательном органе

4. Правила законодательного процесса, используемые при подписании и опубликовании законов

Рекомендуемые источники:

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 15-е изд. перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2009. – 560 с.;

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2008. – 606 с.

Методические рекомендации:

После обсуждения вопросов семинара целесообразно использовать законодательный опыт как можно большего числа государств. Особое внимание следует уделить четкому разграничению стадий законодательного процесса.

Тема 15. Законодательный процесс в Российской Федерации (4 часа)

Вопросы семинара:

1. Правовое регулирование законодательного процесса в Российской Федерации

2. Законодательная инициатива и порядок внесения законопроектов в Федеральное Собрание

3. Принятие законов Государственной Думой

4. Роль Совета Федерации в законодательном процессе

5. Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе

Рекомендуемые источники:

Конституция Российской Федерации (статьи 104-108, глава 9);

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Федеральный закон от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Методические рекомендации:

После обстоятельного рассмотрения и обсуждения вопросов семинара занятие целесообразно продолжить в виде деловой игры, в ходе которой обучаемые олицетворяют субъектов законодательного процесса в Российской Федерации (инициатора законопроекта, Государственную Думу, соответствующий комитет Государственной Думы, Совет Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации, Президента Российской Федерации) и имитируют их действия в ходе законодательного процесса.

Кроме того, при наличии возможности, целесообразно организовать экскурсию обучаемых в Государственную Думу.

Тема 16. Влияние на законодательный процесс внешних факторов (1 час)

Вопросы семинара:

1. Участие граждан в законотворческом процессе

2. Лоббизм как способ влияния на законодательный процесс

3. Понятие «четвертой власти» и ее роль в законотворчестве

Рекомендуемые источники:

Чухвичёв Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 239 с.;

Методические рекомендации:

После рассмотрения и обсуждения вопросов семинара занятие целесообразно продолжить в виде деловых игры, в ходе которой один из обучаемых выступает в роли лоббиста в Конгрессе США и разъясняет свои действия, связанные с лоббированием законопроекта.

 

Тема 17. Систематизация законодательства(1 час)

Вопросы семинара:

1. Понятие и виды систематизации законодательства

2. Основные этапы и правила кодификации законодательства

Рекомендуемые источники:

См. начало настоящего раздела.

Методические рекомендации:

По первому вопросу семинара можно сделать короткое сообщение в таком виде, в каком оно было бы приемлемо в качестве ответа на соответствующий вопрос в экзаменационном билете.

При обсуждении второго вопроса семинара целесообразно предложить обучаемым высказать свои предложения кодификации действующего российского законодательства.

 

Тема 19 [2]. Экспертиза законопроектов (4 часа)

Вопросы семинара:

1. Понятие экспертизы законопроектов и ее особенности

2. Правила, которые могут быть использованы при экспертизе законопроекта

3. Экспертиза законопроектов в Российской Федерации

Рекомендуемые источники:

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.1994 г. № 310 «О порядке подготовки Правительством Российской Федерации заключений по проектам законов, направляемым Государственной Думой»;

Приказ Минюста Российской Федерации от 29.10.2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Методические рекомендации:

После обсуждения вопросов семинара обучаемые выполняют контрольную работу, суть которой состоит в проведении экспертизы закона или законопроекта (условия контрольной работы содержатся в следующем разделе настоящего учебно-методического комплекса).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: