Война против подростков: «Группы смерти»




В любом, казалось бы, прогрессивном явлении обнаруживаются некоторые деструктивные тенденции. В пользе и необходимости компьютера и Интернета фактически никто не сомневается: они обеспечили широкий и быстрый доступ к различным видам информации. Однако информационное пространство быстро заполнилось и крайне опасными для человека угрозами.Так, в сети появились, «Группы смерти»(«Синие киты»), группы подростков-самоубийц.

В случае «Групп смерти» мы имеем дело не с обычными суицидами, а с так называемыми «рекомендованными», с одной из форм скрытого насилия. У них иная, чем у истинных самоубийств мотивация, другие психологические механизмы, приводящие к роковому шагу. Все это еще недостаточно проанализировано в науке, и данная статья является некоторой попыткой восполнить этот дефицит, т.к. именно вскрытие всех факторов и причин позволяет понять, как прекратить это страшное явление.

К существованию «Групп смерти» отношение неоднозначное: например, один из новостных каналов высказал мнение: поиграют, поиграют и забудут. Но подобные группы существовали в сети еще с конца девяностых. В связи с этим позвольте процитировать свое выступление на одной из конференций в 2005 году: «В Интернете есть «Смертесеть» с разделом: «Обучение искусству и науке умирания. Рекомендации по способам самоубийства». А далее анализируется работа смертоносных сайтов. Например, т.н. Церковь эвтаназии была представлена несколькими сайтами: «Домашняя страница Церкви эвтаназии», «Текст интервью руководителя Церкви эвтаназии», «Мировой справочник по эвтаназии». Другой организацией, представленной в сети и выступающей за самоуничтожение человека, было «Движение за добровольное вымирание человечества», где эксплуатируется идеология Мальтуса: «Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого-то бы ни было пропитания и в действительности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться». Или сайт организации под названием «Освободительный фронт Гайи», которая реализует следующую идею: «Человечество подобно раковой опухоли или вирусу. Люди – враждебные пришельцы, своей деятельностью уничтожающие жизнь на Земле. Ради спасения планетной экосистемы (Гайи) человечество как биологический вид должно исчезнуть с лица Земли».

Следовательно, сегодня у организаторов «Групп смети» уже накоплен огромный опыт.

Представители следственных органов в качестве оправдания своего длительного бездействия приводят официальную статистику: из 720 подростковых суицидов, совершенных в 2016 году в России только 1% можно доказательно отнести к деятельности этих групп. Но известна ли истинная статистика «рекомендованных суицидов» подростков, если по фактам самоубийств расследование просто не проводится? Не правильнее ли будет говорить о статистике только после того, как старые дела, как минимум за последние 10 лет, будут подняты из архивов и расследованы?

Интернет-провайдеры, в силах которых перекрыть все пути распространения заразы в Интернете, делать это категорически отказываются. Они утверждают, что это проблема не их, а родителей: так как существует программа «Родительский контроль», то обеспечение безопасности – функция родителей; и «у хороших родителей такого не случается». Но жизнь показала, что случается и у хороших,умных и любящих. И погибшие дети далеко не всегда были брошенными и забытыми, а вопреки стереотипу, благополучными, талантливыми и вполне счастливыми.

Взрослые поклонники Интернета, опасаясь хотя бы частичного урезания свободы в сети, выступают против любых правил. Но если вчера реальные угрозы Интернета представляли порносайты и некоторые компьютерные игры с деструктивным сценарием (только onlain), то теперь список пополнился чудовищными «Синими китами» и «Розовыми пони».

Наконец, суицидологи, ссылаясь на известный эффект Вертера (массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после суицида, описанного в популярном произведении литературы или широко освещённого СМИ) утверждают, что появление темы в СМИ собственно и является причиной всплеска суицидов.

В «Синих китах» есть все, что и в других кибериграх: многоуровневая система доступа, задания по инициации, статусность, символы и знаки, но это не игра, это крайне деструктивная психотехнология, созданная компетентными специалистами. Она точно ложится на психологическую почву возраста. Не будем приводить здесь все традиционные для психологической литературы его характеристики, но остановимся на некоторых наиболее важных в контексте рассматриваемой темы.

Подростки переживают кризис развития, в котором одновременно действуют конструктивная (созидающее новое) и деструктивная (разрушающая старое) составляющие кризиса, которые принципиально нерасторжимы (Л.С. Выготский). Обе они максимально эксплуатируется преступными организаторами.

Конструктивная составляющая связана с выбором пути взросления; с тем, чтобы быть готовым войти в большой социальный мир, доказать: «я не чужой в этом взрослом мире»; решить эту задачу своими методами, соответствующими своим возможностям.

В результате действия деструктивной составляющей (преимущественно в начале кризиса, в 11- 12 лет) многое из того, что ранее было интересно, важно, ценно, утрачивает смысл, обесценивается. Это, прежде всего, относится к семье, взаимоотношением с родителями. Подросток начинает с помощью разных форм эмансипационного поведения разрушать прежние, детские привязанности, чтобы заменить их на будущие, взрослые отношения. Это происходит практически всегда, даже тогда, когда родители были друзьями, не допускавшими педагогических ошибок (что в реальности редко достижимо). Но нормальный процесс развития может осложниться. Так, подростку свойственна повышенная критичность, он очень болезненно относится ко всему, что касается не только оценки собственных личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков семьи и близких, поэтому велика вероятность возникновения конфликтов. В результате формируется барьер к восприятию воздействий родителей, который искусственно раздувается в «Группах смерти», так как здесь «помогают» посмотреть на родителей через кривую лупу и увидеть то, чего не было в действительности. Поэтому возгласы по поводу безответственности, которые звучат на различных TV-шоу в адрес родителей, потерявших детей, не только не всегда справедливы, но и неконструктивны. Никто не снимает с родителей их ответственности, но не следует такими обвинениями поддерживать стратегию презумпции виновности родителей, которая играет на руку практике ювенальной юстиции необоснованного изъятия детей из семьи. Особенно если учесть, что «Экран» для современного ребенка стал более авторитетен, чем родители, и виновны в этом далеко не одни родители. Говоря об "Экране", мы имеем в виду обобщенный образ многих информационных устройств: экран TV, компьютера, киноэкран, рекламный щит-экран и т.д. Исключительная роль "Экрана" определяется тем, что, во-первых, как показали исследования, он стал главной ценностью современного ребенка(В.В. Абраменкова), а во-вторых, именно он выступает средством экспансии в сознание детей большинства перечисленных выше негативных явлений.

Вступление в «Группы смерти» совершается далеко не только по причине семейного неблагополучия, конфликтов в школе, с друзьями, с родителями, несчастной любови, поиска места, где «меня понимают и принимают». Здесь используются специфически подростковые моменты возраста: жажда острых ощущений, «на слабо», желание показать свою «крутость», быть причастным к «тайному обществу». Другие мотивы, известные из анализа смертоносных сайтов: «просто так», «за компанию», «мы так договорились», «просто от скуки».

Возрастными особенностями подростка обусловлено и наличие такого персонажа, как куратор сайта группы. У подростка есть очень важная потребность: встречи со взрослым человеком, который воплощает в себе социальную, обобщенную, но персонифицированную сущность человека, может стать жизненным идеалом. В этом стремлении подросток часто ошибается, встречая негативного взрослого героя (в «группах смерти» – это молодые администраторы и кураторы в сети). Возникает псевдолюбовь к такому персонажу, когда его воздействие не имеет границ, его цели становятся целями подростка. Дополнительно необходимо учесть, что ведущая деятельность подростка – интимно-личностное общение и большое значение в нем играет фантазия (опять же – свойственная подростку). Поэтому наиболее предпочтительное общение должно быть тайным. В этом случае вряд ли можно надеяться, что даже при хорошем взаимопонимании с родителями подросток о нем расскажет. Тем более, что куратор дает подробные инструкции, как тайну сохранить.

Куратор – не волонтер, он работает по договору, работа оплачивается «по результату», в зависимости от того, какой подросток стал жертвой – если талантливый, перспективный, из хорошей семьи, то оплата увеличивается в 5 раз. Если работа не доведена до конца – куратор платит штраф организаторам. Сейчас удалось доказать виновность двух кураторов, но кто является организаторами, заказчиками – до сих пор неизвестно. В группе у одного куратора примерно до 10 человек. Существует и рынок по продаже и покупке заданий для подростков и детей для использования в подобных деструктивных действиях. В обязанности куратора входит индивидуальное дистанционное сопровождение жертв и оценивание реальной серьезности намерений. Так, при появлении у подростка подавленности, отчаяния, изоляции от окружения, индуцированности темами смерти, суицида куратор начинает более активную переписку. Действие «темы» усиливается с помощью комментариев, одобрений и призывов, собственные ценности подростка разрушаются и высмеиваются.

Если же вновь обратиться к теме деструктивной составляющей кризиса, то она является причиной того, что у подростка в принципе есть психологическая предрасположенность к суициду. Об этом еще в начале 20 века писал детский психоневролог В.К. Хорошко. Для усиления этой предрасположенности кураторы в качестве заданий дают прочтение книг с суицидальной тематикой; прибавьте сюда фактор заразительности суицидов и мы поймем, почему эта «игра» столь эффективна. Тем более, что на эффект заражения осознанно или нет, но работают СМИ: например, это интервью со знаменитостью, считающей суицид достойной альтернативой естественной смерти.

Колоссальный вклад в процесс интоксикации вносит современная молодежная субкультура, являющаяся, по существу агонийной, суицидальной. Вот строки из стихов и песен, транслируемых в «Синих катах»: «Киты умирают в лужах бензина», «Мы, наверное, вместе умрём. Нас закопают за подъездами пятиэтажек, откроют рядом круглосуточный цветочный даже…». Высказывания в стиле «Пора уходить» или «Я не кому не нужен», клип Риты Дакоты, заканчивающийся прыжком самой исполнительницы с крыши. Здесь самоубийства романтизируются, а суициденты героизируются и подаются как образцы для подражания. Так, гибель одной из участниц группы, РиныПоленковой, пропагандировалась в сети как «геройский поступок», в результате она воспринимается подростками как новый культовый «мем», ей подражают фанаты, воспевается ее посмертная «слава», создаются группы последователей.

Другой пример героизации и романтизации самоубийства подростков уже в более широком масштабе – случай в г. Струги Красные под Псковом. Действия суицидентов транслировали во всех центральных СМИ и популярных соцсетях, несколько тысяч из участников соцсетей одобрили «лайками».

Субкультуры смерти, такие, как «Эмо», «Анимэ», «Зацеперы», «Руферы» и пр. имеют свои представительства в Интернете. В «ВКонтакте» есть страницы с онлайн-голосованием: «Каким способом вы бы предпочитали умереть?».

Суицидолог М.М. Хасьминский проанализировал, сколь много возможностей для заражения у подростков через фильмы, книги и даже учебные программы. Так, например, в фильме «Дуэлянт», здесь на протяжении всего действия идёт стрельба себе в голову. И это при том, что в науке давно показано, что демонстрация насилия, агрессии, девиаций в произведениях искусства индуцирует их в реальной жизни (Берковиц Л.,Харрис.Р., Тарасов К.А. и др.) Но когда суицидологи выступают против того, чтобы подобные фильмы выходили в широкий прокат, их создатели доказывают, что художник свободен, он так видит, а те, кто его критикуют – малообразованные лицемеры и ханжи, на которых не стоит обращать внимания. Но свобода без нравственной ответственности разрушительна, об этом говорили многие мыслители современности.

Чтобы составить более или менее полную картину того, в какой заразной, смертоносной атмосфере находятся современные подростки, необходимо добавить список книг с суицидальной тематикой, которые изучаются в школе. Он солиден, как будто создатели программ по литературе действовали строго по подсказке «врага нашего», знающего об эффекте Вертера: это «Гроза» и «Бесприданница» А. Островского, «Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Темные аллеи» и «Митина любовь» И. Бунина, «Чайка» А. Чехова. Жизнеутверждающей литературы в программе практически нет(Семеник Д., Хасьминский М.)

Необходимо добавить в школьные факторы еще и дистрессы, вызванные ЕГЭ, перегрузки школьных программ, всевозможные рейтинги, хроническую тревогу за свое будущее. Но еще в начале двадцатого века было известно, что подобные факторы увеличивают вероятность суицидов. По результатам исследования профессора М.Я Феноменова, с 1899 по 1912 годы число самоубийств в русской школе увеличилось в 13 раз. Исследователь считал, что способствовал такому итогу дух практицизма и утилитаризма, который стал пронизывать все воспитание, отсюда возникли переполнение программы всевозможными предметами, нужными и ненужными, отсюда появились баллы, экзамены, переутомление учеников. Сегодня же эти выводы стали во сто крат актуальнее!

Еще одну причину склонности к самоубийству связывают с типичными для возраста депрессиями. Депрессии протекают с безразличием и чувством пустоты, вакуума, частичной утери себя (которые непродолжительны и легко лечатся). Зная об этой особенности, организаторы технологии искусственно усиливают болезненную склонность психоделической музыкой, повторяющимися кадрами сцен смерти, во время общения всячески раздувают малейшие недостатки ребенка, убеждают их в безысходности будущей жизни. Это вновь работает: почти каждый подросток уже имеет некоторый опыт неудач в своих попытках «встроиться» во взрослую жизнь, но часто сталкивается с «невыносимой плотностью бытия», буквально спиной чувствует, как социум его выталкивает. В результате полосы неудач, поражений подросток легко идет на суицид из-за трудности процесса вхождения в наш действительно жестокий и несправедливый мир: мысль о самоубийстве снимет разом все возможные жизненные трудности.

А для усиления этой мысли некоторые деятели культуры, как будто целенаправленно работая на вакханалию смерти, показывают все без изъяна оттенки мрачной жизни в нашей стране, убеждают их в отсутствии смысла жизни, Бога, любви и каких-либо перспектив. Через такие фильмы, как «Школа» идет пропаганда «чернухи» в национальных масштабах. Много преуспели в форматировании и нагнетании негатива некоторые наиболее издаваемые авторы, в том числе, пишущие для детей и молодежи.

А чтобы еще более усилить негативное восприятие жизни, интериоризировать, перенести деструкцию внутрь, в душу, кураторами предлагаются психологические упражнения по самоповреждению – самопорезы.

В результате взрослый организатор преступной группы не только констатирует, что ничего хорошего в жизни нет, единственный способ – уйти из нее добровольно и досрочно, но и дает подробные пошаговые инструкции как «выпиливаться». И даже инспирирует пример собственного суицидального поведения: известный ныне куратор Филипп Лис присылал участникам группы видео со своей якобы неудавшейся попыткой суицида, снабженное комментарием о том, что он испытывал необыкновенные «возвышенные» ощущения.

По сообщению М.М. Хасьминского, среди заданий, которые даются подросткам, есть такие: сфотографироваться с паспортом (своим, если он уже есть, или с паспортами родителей), на своей улице, на углу своего дома и пр. – таким образом, кураторы получают конфиденциальную информацию о ребенке, месте его проживания, о родителях, находят его семью. Потом, если психологические ловушки возраста не срабатывают в достаточной мере – применяется шантаж. Подростку сообщают: «Ты вступил в «игру», я предупреждал, что обратного пути нет, к твоим родным уже едут, чтобы с ними расправиться», или: «… о тебе будет публично известно то, что ты скрываешь (или известно родителям, в школе)». Используются задания интимного характера, которые записываются на видео и в случае необходимости используются для шантажа. А если и это не подействует, и жертва прекращает общение в сети, то куратор подключает т.н. боты (автоматические программы). Боты ищут сведения о подростке: следят за страницами в сети его родных, пишут его друзьям, спрашивают, где он, куда пропал? Задействуются все средства связи: телефон, «Вотсап», «Вайбер». В одном из случаев семья уехала из города, разорвала все контакты, но ее отследили, когда мама расплатилась банковской карточкой.

В последнее время «Группы смерти» стали активно использовать подростков-«лидеров», на которых перекладывают часть функций куратора. Их вербуют на этапе, когда лояльный, управляемый, т.е. подходящий по психологическим характеристикам подросток прошел все задания, но финального ему не дают и говорят: «Ты прошел испытания, ты молодец, теперь будешь помогать развиваться другим». Получается целая многоуровневая система.

После того как следователи поймали первого куратора, остальные стали осторожнее. Если раньше все было открыто: дети вступали в группы со своих аккаунтов, вовлекали друзей, приносили все это в классы, то теперь все скрывается. Такое быстрое реагирование говорит о том, что есть единый центр управления. Подросткам теперь даются четкие инструкции, что говорить и как реагировать на вопросы родителей, как создавать несколько аккаунтов, как и когда удалять переписку.

Известно, что для того, чтобы подчинить человека, необходимо сформировать повышенную внушаемость. В сети это так же великолепно осуществляется. Усилению внушаемости служат такие моменты, как инициация (принятие в общество), обет покорности, постоянный контроль за жертвой. Есть и психофизиологические решения: так, в 4 часа утра внушаемость человека максимальна, поэтому сеанс связи начинается в 4. 20 утра. Дополнительный эффект от использования раннего времени: дети постоянно не высыпаются и находятся в «просоночном» состоянии, которое характеризуется повышенной внушаемостью и отсутствием критики. Этим еще более усиливается влияние на суицидальное поведение – «просоночное» и предсмертное состояния аналогичны в отношении электроэнцефалограммы, следовательно, чем-то похожи физиологически! Недаром же пик естественных смертей приходится на утренние часы.

Кроме того, эксперты центра судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга, анализировавшие переписку подростков с кураторами, увидели в ней признаки НЛП (нейро-лингвистического программирования). В сознание «закладываются якоря», которые в нужный момент срабатывают: это определенные слова (например, «обрыв», «шаг», «облегчение», «освобождение»), цифры, имеющие значение для человека. На эту информацию накладывается психоделическая музыка, видео определенного содержания. Технология работает, даже если человек понимает, что на него воздействуют: есть примеры, когда подготовленные люди, вступали в «игру» с исследовательскими целями — и у них появлялись суицидальные влечения.

Вероятно, применяются и другие методы скрытого психологического воздействия, так как один из участников игры, студент третьего курса, который готовился совершить суицид, уверен, что никто ему явно не сообщал информации о том, как и когда это должно произойти. Но в его случае схема движения к месту совершения суицида была весьма сложной, такой, которая исключает естественный ход событий, в нее даже входил перелет в другой город на самолете. Причем его отец утверждает, что сын был в таком состоянии, когда критическое мышление не работает (он охарактеризовал его словами: «разговариваешь, как со стенкой»). Последнее говорит о том, что этот юноша находился в глубоко измененном состоянии сознания, которое активируется определенными психотехниками.

Есть еще одна важная эксплуатируемая психологическая особенность, подростка: особый образ действий, промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью – «серьезная игра». Игры в Интернете oflain/onlain (то есть такие, которые «наполовину» предполагают действия в реальном мире) – идеальная модель такой «серьезной игры», где фантазия, действия в сети и реальность сплетены! «Заботливые» организаторы, используя то, что теперь многие знают о том, что душа бессмертна, предлагают привлекательный миф о том, что душа после смерти может переселиться в сеть, в т.н. «Тихий дом». Как разъясняется в Интернете - «Тихий Дом» - это не только сайт «теневого» Интернета. Это состояние человека, прошедшего информационное перерождение. Причем после суицида можно будет не только быть там, но и появляться среди людей в этом мире. В сети предпринимаются манипуляции, подтверждающие такую возможность: рассказывается, что, якобы, кто-то видел подростка, уже совершившего суицид.

Можно предполагать, что этот миф создан нью-эйджерской (оккультной) философией. Карта страны с наложенным на нее символом, которая размещена на сайте – вероятно, с этой точки зрения не случайна. В некоторых сатанинских течениях, которые являются одним из направлений Нью-эйдж считается, что если кто-либо, совершая ритуальные убийства, из мест их географического расположения «выполнит» пентограмму, то получит более высокий статус в демоническом мире. По данным признакам можно считать организаторов «Групп смерти» представителями деструктивной сатанинской секты (что не исключает психологического диагноза «бытовая некрофилия» и политического – гибридная война).

Нью-эйджеский миф хорошо ложится на подготовленную почву, так как современный подросток уже значительно «проработан» участием в сетях Интернета. В результате у него стирается представление о реальности, он живет в придуманных мирах, выйти из которых, даже если на то появится желание, не так просто. О том, что человек, являющийся членом сетевого сообщества, утрачивает свободу, уже известно (Гостев А.А и др.). Кроме того, в результате участия в деструктивных компьютерных играх у большинства геймеров произошла танатизация сознания и размыта граница между жизнью и смертью. Кроме того, играющий подросток привык, что смерть в игре – не настоящая, всегда можно все начать сначала.

Результаты нашего с коллегами, уже давнего исследования (2004 г.) свидетельствуют о том, что воздействие некоторых компьютерных игр, отнесенных к деструктивным, блокирует процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным, увеличивают склонность к проявлению агрессии, снижает возможности социальной кооперации и способствует превращению играющего в механического исполнителя чужой воли, создают предпосылки для развития аномалий и деструкций личности в будущем. И эти выводы несколько раз подтверждались нашими студентами в дипломных работах.

Интернет для многих современных детей – это не искусственное образование, а «почва», родное пространство, причем имеющее высший статус, гораздо более высокий, чем планетарный; это уже, скорее, религиозное отождествление Интернета с «Высшими силами». В диагностических рисунках «Весь мир» Земной шар зависимые компьютерные игроки помещают внутрь экрана компьютера. При этом у ребенка появляется стремление стать частью компьютера. Поэтому и «Тихий дом» в Интернете для зависимого подростка – это его высший мир, его центр притяжения, а наш земной для него занимает более низкий статус.

Анализируя все вышеизложенное, необходимо констатировать, что из года в год, из раза в раз повторяется одна и та же история: самые современные достижения науки сначала используются преступниками и негодяями против детей, а взрослое сообщество педагогов и родителей опаздывает. Так было с детскими мультфильмами в девяностых, с компьютерными играми в двухтысячных, так – и теперь со смертоносными группами в сети.

Государство, общество, каждый взрослый должны,наконец, осознать, насколько важно противопоставить субкультуре смерти культуру жизни! Хотя бы потому, что сеть «Группы смерти» – подростковый вариант глобальной сети, в которой ведется информационно-психологическая война, вербовка террористов, рекрутируются участники протестных майданов. В Москве подростков уже выводят на протестные митинги, основываясь на подобных технологиях. Есть весьма обоснованное мнение специалистов, что «Группы смерти» организованы некой силой, уже имеющей кибервойска, и организатор у всех этих явлений общий.

Сейчас «ВКонтакте» насчитывается более 4000 групп, которые направлены на суицид. По данным уполномоченного по правам ребенка в РФ Анны Кузнецовой, количество детских самоубийств в 2016 году выросло на 57% (по сравнению с 2015 годом). А далее технология будет стремительно совершенствоваться: в манипулирование через Интернет уже подключаются т.н. использование больших данных и искусственный интеллект.

Тщетно надеяться только на программу «Родительский контроль», так как совершенствуются технические способы, позволяющие обойти эту программу. Кроме того, иногда именно факт обнаруженного подростком контроля может вызвать бурный протест с неопределенными последствиями. Или на Следственный комитет, полицию, ФСБ, которые в этом году, наконец, начали работу против суицидальных групп. И на то мизерное количество психологов и психотерапевтов-суицидологов, общественников, которые сегодня реально умеют работать с этой проблемой.

Можно ли найти положительный выход из сложившейся ситуации? Вполне реально значительно уменьшить вероятность того, что ребенок попадет в смертоносные сети, для этого родителям можно дать следующие советы.

В первую очередь, нужно вспомнить, что воспитание ребенка должно начинаться тогда, когда он еще «лежит поперек лавки». В современных условиях это, прежде всего, – запрет на пользование компьютером и любыми гаджетами, который должен сохраняться в дошкольном детстве как можно дольше. Хотя бы по тем предлогом, что сейчас уже известно, что у детей, слишком рано получивших доступ к компьютеру, нарушается развитие образной сферы: снижает возможность формирования вторичных образов (т.е. понятий), воображения, и, следовательно – творчества в будущем.

Кроме того, в этом возрасте важно, чтобы ребенок впитывал традиционные представления о добре и зле, о красивом и безобразном, т.е. то, что называют «человеческое в человеке». А так как в сознание ребенка проникают совсем иные, нетрадиционные представления через некоторые современные сказки, мультфильмы, телепрограммы, необходимо строго цензурировать всю эту продукцию «новой» культуры. Родители всегда должны знать, что смотрит или читает, или рисует их ребенок. Особенно важно исключать из круга познания те произведения, в которых герои, традиционно являвшиеся представителями «злого», «черного» мира, всегда называвшиеся «нечистью», «нежитью», вдруг являют собой положительных личностей, имеют привлекательные черты характера, тогдакак обычные люди предстаютзлыми, черствыми и глупыми. И не нужно обращать внимание на то, что «детям это нравится». После таких сказок или мультиков в сознании ребенка добро и зло меняются местами. Необходимо исключать и продукцию, не соответствующую возрасту, причем не забывать, что сегодня есть мультфильмы, которые «мимикрируют» под детскую, но на самом деле, их содержание явно предназначено взрослым. Например, это «Шрэк»: да, он смешной и как нам может казаться, добрый, но это как раз пример переворачивания сознания и пример неподходящего для детского возраста содержания. Нужно помнить и то, что ребенок-дошкольник не понимает юмора и воспринимает все «напрямую».

А кроме традиционных сказок и доброкачественных мультфильмов необходимо воссоздать игровую традицию детских подвижных игр, особенно групповых, создания художественных и бытовых изделий своими руками. Снижать психологический дискомфорт детей традиционными психологическими приемами (умыванием водой, спокойным, ласковым словом, тихой сказкой, подбадриванием, внимательной беседой и пр.). И не бояться прослыть маргиналами!

А когда пользование компьютера уже станет неизбежным (т.к. в первом классе теперь есть предмет «Информатика»), родителям нужно знать о необходимости соблюдения временных ограничений, разработанных медициной. Они суровы, но обоснованы. Это:

для детей 6-7 лет - 10 мин

для детей 8-11 лет -15 – 20 мин

для подростков -25 – 30 мин

Нельзя играть сразу после ночного сна, перед сном, сразу после еды, при несделанных уроках.

Далее – родителям необходимо развивать у ребенка культуру пользования компьютером как инструментом, а не сверхценностью, принимать специальные меры для того, чтобы ребенок не оставался один на один с ним и не обожествлял его. Этому способствует использование компьютера, прежде всего для обучения, а не для развлечения.Например, это знакомство с графическими редакторами, которые позволяет детям самостоятельно создавать изображения фигур различной сложности и экспериментированием с ними. Или спрограммами, позволяющими изучать нотную грамоту, создавать мелодии разной степени сложности. Илиобучающими игре в шахматы. Сейчас на компьютерах реализована масса других дидактических игр.

Что же касается развлекательных игр, то лучшим родительским решением было бы полное их избегание. Потому что среди них есть так называемые деструктивные, которые искажают развитие ребенка. Это игры, насыщенные мотивами смерти, сценами гибели всего живого, экологических катастроф, нашпигованные всяческой нечистью: монстрами, скелетами, приведениями, киборгами, игры, которые цинично показывают интимные стороны взрослой жизни, активируют деструктивные архетипы бессознательной сферы. Особая опасность развлекательных игр состоит в том, что их вред не всегда можно увидеть непрофессиональным взглядом, потому что на поверхности – вполне доброкачественный сценарий, но используются скрытые деструктивные приемы или психотехники.

Кроме того, родители должны быть информированы о вредоносном воздействие на организм ребёнка электромагнитного излучения, которое при значительном превышении времени пользования компьютером грозит мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и пр. И о том, что нормы излучения в компьютерных классах завышены. Что у ребенка, много работающего за компьютером, снижена двигательная активность, это негативно отражается на его физическом развитии и соматическом здоровье.Формируются фобии, снижается зрение, из-за светового мелькания возможны судороги, эпилептоидные припадки. Часто возникает состояние «пассивного возбуждения», когда удовольствие достигается без усилий (подобно тому, как у экспериментальных крыс с вживленными электродами в центр удовольствия). А психическое напряжение вызывает у детей состояние дистресса, хронического стресса, приводят к невротизации.

Для снижения вредного воздействия компьютера и интереса к компьютерным играм и родителям рекомендуется:

Найти ребенку друзей, которые не увлекаются компьютерными играми. Покупать игры вместе с детьми, осуществлять цензуру их содержания. Контроль содержания игр, культивирование компьютерных игр творческой направленности; использование «Родительского контроля» и других всевозможных программ, исключающих сцены насилия, сатанинскую тематику, блокирующих определенные взрослые сайты. Чаще заходить в комнату, где ребенок находится и косвенно контролировать, чем он занимается. Самому не играть в компьютерные игры при детях и не говорить в его присутствии: «Я сам играю и нормальный же человек». Не жаловаться в присутствии ребенка на то, что его не оторвать от компьютера. Обсуждать содержание игры, спрашивать о настроении, эмоциях, результатах игры. Вместе с ним играть в подвижные игры. Следить за тем, чтобы дети делали перерывы в игре (для детей среднего и старшего школьного возраста - 15 мин через каждый час, а для детей младшего школьного возраста – гораздо чаще). Завести домашнее животное. Приобщать ребенка к домашним делам.Ограничить по времени: кроме соблюдения временных норм работы за компьютером максимально загрузить интересными и полезными делами.

Родителей подростков необходимо познакомить с т.н. «бихевиоральными ключами», позволяющими понять, вовлечен ли уже их ребенок в опасное занятие; необходимо обучение родителей, которое позволит правильно понимать особенности возраста и заранее начать перестраивать свое отношение к подростку. Есть и прекрасные программы для родителей, ориентированные на православное воспитание. Это обязанность психологов и педагогов. Но работа с родителями не должна быть единственной мерой.

В тактическом плане необходима игра, которая бы действовала на усиление конструктивной, а не деструктивной составляющей подросткового кризиса, но была бы «серьезной» и позитивной «oflain/onlain» игрой (если уже так произошло, что onlain для многих подростков теперь - родная почва), Она должна учитывать потребность подростка в тайне (вспомним, что тимуровцы делали свои полезные дела ночью, в тайне), в личностномобщении с социальным взрослым. Должна появиться новая специальность – педагоги-психологи-администраторы подростковой сети, которые будут заниматься не только психологической интервенцией, осуществлять кризисное консультирование, работая с теми, кто уже участвует в деструктивных группах, но прежде всего – превенцией: играть в «серьезные», конструктивные игры с подростками. Необходимы и различные диалоговые форматы в сети для подростков.

К сожалению, пока все больше примеров того, как это поле занимают люди с асоциальными устремлениями. Так, недавно знакомый школьный психолог рассказал, что в район их школы силами некой частной фирмы проводился квест для подростков (за не очень умеренную для них плату). Игра проходила ночью и имела сценарий военных действий. Вначале участникам делали укол, после которого они вначале испытывали сильную боль, а затем обострялось их восприятие. Следовательно – их сознание изменялось. Поэтому участники воспринимали происходящее не как игру, а весьма и весьма реалистично. А организаторы подобных квестов, по сообщениям СМИ, уже собирают дань в виде покалеченных игроков.

В стратегическом плане необходимо возвращение на новом идеологическом и технологическом уровне к серьезной, глубокой системе воспитательной работы с подростками, учитывающей их возрастные особенности. Подросткам необходима полная загруженность времени, которое сейчас, как правило, вынужденно теряется впустую или используется деструктивно. Это ответственность не только педагогов, но и властных структур общества, от которых зависят и материальные ресурсы, и организационные решения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: