Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

Социальные отношения - это отношения (или связи) между социальными группами или их членами, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества: в производственной, экономической, правовой, нравственной, политической, религиоз­ной, этнической, и иных сферах.

Так производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, студент-преподаватель, инженер-рабочий, руководитель-исполнитель и т.д.).

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления материаль­ной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимо­связанных ролях - продавца и покупателя. Одни люди покупают и владеют средствами производства, продают произведенную с их помощью продукцию; другие – владеют рабочей силой, которую продают первым. Нормальные экономические отно­шения характеризуются саморегулируемостью за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения.

Правовые отношения законодатель­ным путем устанавливают меру свободы личности как субъ­екта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете, именно правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение человеком своих социальных ролей.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ри­туалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной орга­низации жизни людей. В них заключены моральные нор­мы поведения на уровне межличностных отношений. По проявлению нравственных от­ношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Этнические отношения возника­ют из различий или сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое и географи­ческое происхождение. Образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Соотношение понятий «социальные отноше­ния» и «общение». Понятие социальных отношений представляет собой одну из важнейших характеристик социально-психологического общения в рамках социальной макросреды.

В отличие от тех аспектов общения, которые связаны с ме­жиндивидуальными контактами, понятие социальных отноше­ний фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдель­ными индивидами, а между представителями различных со­циальных групп и общностей, между различными социальны­ми типами, являющимися представителями этих общностей и классов.

Однако трудность расчленения межиндивидуальных, лич­ностных и социально-типологических, общностных связей при­вела к тому, что одно стало рассматриваться вне и независи­мо от другого. Общение трактовалось как нечто выходящее за рамки социальной структуры, не имеющее прямого отно­шения к системе социальных отношений и макроструктуре.

Система же социальных отношений, в свою очередь, ха­рактеризовалась как нечто функционирующее по существу вне и независимо от человека, от его психики, воли и сознания. Как известно, такой была упрощенная трактовка объектив­ности социальных отношений и закономерностей.

Согласно этой точке зрения, принципиальное отличие мик­росреды от социальной макросреды состоит в том, что первая функционирует в форме межличностного, персонифицирован­ного общения лицом к лицу, в то время как вторая носит совер­шенно обезличенный, отчужденный характер. Отсюда же спе­цифический для микросоциологии вывод о гуманистическом характере и определяющей роли микросреды как сути челове­ческих отношений и стержне всей социальной психологии.

 

2. Межличностные отно­шения

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения ». Оно, как пра­вило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира и отношение к самому себе.

Психологический анализ человеческих отношений позволяет выделить цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми; потребности, которые непосредственно влияют на характер этих отношений. Отношения одного человека с другим всегда эмоционально окрашены – от выраженной положительной или от­рицательной эмоциональной реакции до нейтрально-равнодушной или противоре­чивой.

Понятием «межличностные отно­шения » в психологии обозначают человеческие отношения в контексте реаль­ного взаимо действия людей. Как персонализированная реакция парт­неров друг на друга межличностные отношения вплетаются в общественные и приобретают социально-психологический характер. Это качество отношений обус­ловлено тем, что они всегда являются п родуктом взаимо действия, взаимо устремления, взаимо влияния, взаимо познания, взаимо отношения.

Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную ко­манду, бригаду рабочих и т.п. Тогда все эти «взаимо» интегрируются в груп­повые эффекты сотрудничества-соперничества, дружбы-вражды, любви-ненависти, лидерства-конформизма и т.д.

Среди межличностных отношений выделяют отношения зна­комства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, пе­реходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родст­венные. Главным критерием здесь является глубина вовлеченности лич­ности в эти отношения. Общая закономерность, выделенная Н.Н.Обозовым, состоит в том, что по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (дружеские отношения между родителями и детьми, супругами)

Субъективная значимость одного человека для другого определяется понятием «личное отношение » - это сугубо индивиду­альное субъективное отношение человека к кому-либо или чему-либо. Личное отношение во многом зависит от сформированных у человека установок. Субъективность личных отношений заключена в единстве аффективных, гностических и регуляторных функций психики. Наиболее полно проявляется аф­фективный компонент психического отражения, в котором концентрируется подсознательная мотивация человека. В силу этого в личных отношениях преобладают эмотивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно-волевые) компоненты психической деятельности.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи­ческая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отно­шений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмо­ции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отноше­ний включает все виды этих эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуются имен­но чувства. Все их можно свести в две боль­шие группы:

1) конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отно­шения другая сторона выступает как желаемый объект, по отно­шению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Интенсив­ность того и другого родов чувств может быть весьма различной.
Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть без­различным для деятельности групп.

Вместе с тем отношения между людьми не складываются лишь на ос­нове непосредственных эмоциональных контактов. Сама групповая деятель­ность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэто­му важной задачей социаль­ной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и стоящих за ними обществен­ных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Традиционная социальная психология обращала преимущественно внимание на межличностные отношения, поэтому значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств их изучения. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии ме­тод социометрии, предложенный в 1958 г. американским исследователем Якобом (Джекоб) Морено (1892-1974). Сущность методики сводится к выявлению системы «симпа­тий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выбо­ров» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу — социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы — социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социо­метрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждо­го члена группы в системе ее межличностных отношений. Однако со­циометрия никак не схватывает ту связь, которая существует меж­ду системой межличностных отношений в группе и общественны­ми отношениями, в системе которых функционирует данная груп­па.

3. Социальные отношения как продукт общения.

Отношения между людьми в процессе общения друг с другом являются не только содержанием их взаимоотношений, но и их социальными отношениями. Социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу. Именно личное, ин­дивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаим­ное отношение в качестве индивидов создало — и повседнев­но воссоздает — существующие социальные отношения.

Но каков масштаб тех социальных отношений, которые порождаются самим процессом межличностного общения и взаимодействия индивидов? Если это общение лицом к лицу, то не порождает ли оно лишь отношения симпатии и антипа­тии в масштабах микросреды, которые, в свою очередь, надо качественно отличать от социальных отношений макросреды? Общение включает в себя элемент не толь­ко отношений симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и тот или иной компонент социальных отношений — экономических, политических или идеологических, посколь­ку они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в более или менее опосредованном контакте меж­ду людьми.

Конечно, между понятиями общения и социального отно­шения есть некоторые различия. Они могут быть сведены к следующему. Прежде всего, эти различия можно рассматри­вать как различия очень близких, но, тем не менее, не совпада­ющих между собой аспектов структуры социальной психоло­гии. С этой точки зрения общение включает в себя отношение, которое выступает в форме взаимоотношения людей. Однако взаимоотношения могут выходить за рамки их межличност­ных отношений, поскольку за этим стоят не личные симпатии или антипатии, а различные и нередко даже противополож­ные социальные функции или роли, представителями которых являются люди.

В свою очередь и человеческое общение можно рассмат­ривать как частный случай отношения, поскольку человек может выражать свое отношение не только к другому челове­ку, но и к природе, и к различным неперсонифицированным социальным институтам и учреждениям.

Наконец, различия между социальным отношением и общением можно рассматривать и как различия между формой и содержанием, если допустить, что первое, то есть социаль­ное, отношение характеризует содержание, а второе, то есть общение, — форму или способ связи между людьми.

Действительно, по своему содержанию связи между инди­видами можно рассматривать, например, как определенную и специфическую для данной социальной структуры совокуп ность экономических, правовых, политических и идеологичес­ких отношений, между тем как по своей форме или способу выражения эти связи могут носить вербальный или невербаль­ный, осознанный или неосознанный, рациональный или эмо­циональный характер и т. д.

Как эмоциональная окрашенность социальных отношений, так и тот факт, что эти отношения могут носить бессознатель­ный характер, то есть не осознаваться людьми как определен­ный тип общественных отношений, — все это нисколько не выводит данные отношения за рамки человеческого общения.

В процессе общения люди, как правило, не осознают тех сложных социально-экономических отношений, которые скла­дываются между классами, различными экономическими и по­литическими группировками, несмотря на то, что люди наде­лены сознанием.

Из всего сказанного, видимо, достаточно очевидна право­мерность употребления понятия общения не только в узком (не­посредственное, лицом к лицу общение в малой группе, в мик­росреде), но и в широком смысле слова, когда вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштаб­ности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми.

Иными словами, нет психологических отношений между людьми, которые бы вместе с тем нельзя было рассматривать с экономической, политической или правовой точек зрения, равно как и нет таких экономических, политических или пра­вовых отношений, которые бы не выражали, не фиксировали и не регулировали определенных отношений, складывающих­ся в процессе общения между людьми.

Отношения людей обладают исключительной динамичностью. В процессе тех изменений, которые посто­янно происходят в отношениях между отдельными инди­видами и между большими социальными группами, в том числе нациями и народами, складываются новые со­циальные условия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: