СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
Социальные отношения - это отношения (или связи) между социальными группами или их членами, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества: в производственной, экономической, правовой, нравственной, политической, религиозной, этнической, и иных сферах.
Так производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, студент-преподаватель, инженер-рабочий, руководитель-исполнитель и т.д.).
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Одни люди покупают и владеют средствами производства, продают произведенную с их помощью продукцию; другие – владеют рабочей силой, которую продают первым. Нормальные экономические отношения характеризуются саморегулируемостью за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения.
Правовые отношения законодательным путем устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете, именно правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение человеком своих социальных ролей.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В них заключены моральные нормы поведения на уровне межличностных отношений. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Этнические отношения возникают из различий или сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое и географическое происхождение. Образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.
Соотношение понятий «социальные отношения» и «общение». Понятие социальных отношений представляет собой одну из важнейших характеристик социально-психологического общения в рамках социальной макросреды.
В отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов.
Однако трудность расчленения межиндивидуальных, личностных и социально-типологических, общностных связей привела к тому, что одно стало рассматриваться вне и независимо от другого. Общение трактовалось как нечто выходящее за рамки социальной структуры, не имеющее прямого отношения к системе социальных отношений и макроструктуре.
Система же социальных отношений, в свою очередь, характеризовалась как нечто функционирующее по существу вне и независимо от человека, от его психики, воли и сознания. Как известно, такой была упрощенная трактовка объективности социальных отношений и закономерностей.
Согласно этой точке зрения, принципиальное отличие микросреды от социальной макросреды состоит в том, что первая функционирует в форме межличностного, персонифицированного общения лицом к лицу, в то время как вторая носит совершенно обезличенный, отчужденный характер. Отсюда же специфический для микросоциологии вывод о гуманистическом характере и определяющей роли микросреды как сути человеческих отношений и стержне всей социальной психологии.
2. Межличностные отношения
Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения ». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира и отношение к самому себе.
Психологический анализ человеческих отношений позволяет выделить цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми; потребности, которые непосредственно влияют на характер этих отношений. Отношения одного человека с другим всегда эмоционально окрашены – от выраженной положительной или отрицательной эмоциональной реакции до нейтрально-равнодушной или противоречивой.
Понятием «межличностные отношения » в психологии обозначают человеческие отношения в контексте реального взаимо действия людей. Как персонализированная реакция партнеров друг на друга межличностные отношения вплетаются в общественные и приобретают социально-психологический характер. Это качество отношений обусловлено тем, что они всегда являются п родуктом взаимо действия, взаимо устремления, взаимо влияния, взаимо познания, взаимо отношения.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. Тогда все эти «взаимо» интегрируются в групповые эффекты сотрудничества-соперничества, дружбы-вражды, любви-ненависти, лидерства-конформизма и т.д.
Среди межличностных отношений выделяют отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные. Главным критерием здесь является глубина вовлеченности личности в эти отношения. Общая закономерность, выделенная Н.Н.Обозовым, состоит в том, что по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (дружеские отношения между родителями и детьми, супругами)
Субъективная значимость одного человека для другого определяется понятием «личное отношение » - это сугубо индивидуальное субъективное отношение человека к кому-либо или чему-либо. Личное отношение во многом зависит от сформированных у человека установок. Субъективность личных отношений заключена в единстве аффективных, гностических и регуляторных функций психики. Наиболее полно проявляется аффективный компонент психического отражения, в котором концентрируется подсознательная мотивация человека. В силу этого в личных отношениях преобладают эмотивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно-волевые) компоненты психической деятельности.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуются именно чувства. Все их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.
Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной.
Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.
Вместе с тем отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама групповая деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому важной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и стоящих за ними общественных отношений, опосредованных совместной деятельностью.
Традиционная социальная психология обращала преимущественно внимание на межличностные отношения, поэтому значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств их изучения. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный в 1958 г. американским исследователем Якобом (Джекоб) Морено (1892-1974). Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу — социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы — социограммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений. Однако социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа.
3. Социальные отношения как продукт общения.
Отношения между людьми в процессе общения друг с другом являются не только содержанием их взаимоотношений, но и их социальными отношениями. Социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу. Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает — существующие социальные отношения.
Но каков масштаб тех социальных отношений, которые порождаются самим процессом межличностного общения и взаимодействия индивидов? Если это общение лицом к лицу, то не порождает ли оно лишь отношения симпатии и антипатии в масштабах микросреды, которые, в свою очередь, надо качественно отличать от социальных отношений макросреды? Общение включает в себя элемент не только отношений симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и тот или иной компонент социальных отношений — экономических, политических или идеологических, поскольку они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в более или менее опосредованном контакте между людьми.
Конечно, между понятиями общения и социального отношения есть некоторые различия. Они могут быть сведены к следующему. Прежде всего, эти различия можно рассматривать как различия очень близких, но, тем не менее, не совпадающих между собой аспектов структуры социальной психологии. С этой точки зрения общение включает в себя отношение, которое выступает в форме взаимоотношения людей. Однако взаимоотношения могут выходить за рамки их межличностных отношений, поскольку за этим стоят не личные симпатии или антипатии, а различные и нередко даже противоположные социальные функции или роли, представителями которых являются люди.
В свою очередь и человеческое общение можно рассматривать как частный случай отношения, поскольку человек может выражать свое отношение не только к другому человеку, но и к природе, и к различным неперсонифицированным социальным институтам и учреждениям.
Наконец, различия между социальным отношением и общением можно рассматривать и как различия между формой и содержанием, если допустить, что первое, то есть социальное, отношение характеризует содержание, а второе, то есть общение, — форму или способ связи между людьми.
Действительно, по своему содержанию связи между индивидами можно рассматривать, например, как определенную и специфическую для данной социальной структуры совокуп ность экономических, правовых, политических и идеологических отношений, между тем как по своей форме или способу выражения эти связи могут носить вербальный или невербальный, осознанный или неосознанный, рациональный или эмоциональный характер и т. д.
Как эмоциональная окрашенность социальных отношений, так и тот факт, что эти отношения могут носить бессознательный характер, то есть не осознаваться людьми как определенный тип общественных отношений, — все это нисколько не выводит данные отношения за рамки человеческого общения.
В процессе общения люди, как правило, не осознают тех сложных социально-экономических отношений, которые складываются между классами, различными экономическими и политическими группировками, несмотря на то, что люди наделены сознанием.
Из всего сказанного, видимо, достаточно очевидна правомерность употребления понятия общения не только в узком (непосредственное, лицом к лицу общение в малой группе, в микросреде), но и в широком смысле слова, когда вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми.
Иными словами, нет психологических отношений между людьми, которые бы вместе с тем нельзя было рассматривать с экономической, политической или правовой точек зрения, равно как и нет таких экономических, политических или правовых отношений, которые бы не выражали, не фиксировали и не регулировали определенных отношений, складывающихся в процессе общения между людьми.
Отношения людей обладают исключительной динамичностью. В процессе тех изменений, которые постоянно происходят в отношениях между отдельными индивидами и между большими социальными группами, в том числе нациями и народами, складываются новые социальные условия.