Оформление графической части проекта




Введение

 

Дипломное проектирование завершающийпроектирование завершающий этап подготовки специалистов инже­неров, на котором проверяются полученные студентами за период обучения в университете теоретические знания и практические навыки, выявляются творческие способности и умение самостоятельно выполнять конструкторское проектирование радиоэлектронных средств, проектировать электрические схемы с при­менением системных методов и достижений микро и наноэлектроники используя современную элементную базу, обеспечивать ее технологичность и эксплуатационную надежность.

Дипломный проект является квалификационной работой обучающегося, по уровню выполнения и результатам защиты которой ГЭК делает заключение о возможности присвоения выпускнику, осваивающему со­держание I ступени образовательной программы высшего образования, соответствующей квалификации.

Дипломное проектирование завершающийпроектирование завершающий этап подготовки инже­нера, на котором проверяются полученные студентами за период обучения в университете теоретические знания и практические навыки, выявляются творческие способности и умение самостоятельно выполнять конструкторское и технологическое проектирование радиоэлектронных средств с при­менением системных методов и достижений микро и наноэлектроники, обеспечивать ее технологичность и эксплуатационную надежность.

Дипломный проект является квалификационной работой обучающегося, по уровню выполнения и результатам защиты которой ГЭК делает заключение о возможности присвоения обучающемуся, осваивающему со­держание образовательной программы высшего образования I ступени, соответствующей квалификации.

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Защита дипломного проекта проводится на открытом заседании ГЭК с участием председателя комиссии и не менее половины ее состава. Лица, присутствующие на защите дипломного проекта, не являющиеся членами ГЭК, не могут задавать вопросы обучающемуся и влиять на ход защиты.

После окончания защиты дипломных проектов ГЭК продолжает свою работу на закрытом заседании, на котором с согласия председателя ГЭК могут присутствовать руководители и рецензенты дипломных про­ектов.

В ходе закрытого заседания члены ГЭК оценивают результаты защи­ты дипломного проекта, решают вопрос о присвоении обучающимся соот­ветствующей квалификации; с учетом отметок, полученных при итоговой аттестации, решают вопрос о выдаче выпускникам диплома о высшем об­разовании, диплома о высшем образовании с отличием.

Решение о выставлении отметки за защиту дипломного проекта принимается большинством членов ГЭК открытым голосованием. При равном числе членов ГЭК, предлагающих выставление различных отме­ток, предложение председателя ГЭК является решающим. Результаты защиты дипломных проектов, решения о присвоении квалификации, вы­дачи диплома о высшем образовании, диплома о высшем образовании с отличием, оглашаются в этот же день после оформления соответствую­щих протоколов. ГЭК вносит предложения и рекомендации о возможности дальнейшего обучения в магистратуре, образовательной программе II стумениступени.

Решение о выставлении отметки за защиту дипломного проекта принимается большинством членов ГЭК открытым голосованием. При равном числе членов ГЭК, предлагающих выставление различных отме­ток, предложение председателя ГЭК является решающим. Результаты защиты дипломных проектов, решения о присвоении квалификации, вы­дачи диплома о высшем образовании, диплома о высшем образовании с отличием, оглашаются в этот же день после оформления соответствую­щих протоколов.

К защите дипломного проекта допускаются обучающиеся при освое­нии содержания образовательных программ высшего образования I ступе­ни, полностью выполнившие учебные планы, учебные программы, про­граммы практики (в т.ч. преддипломной), сдавшие государственные экза­мены, выполнившие в полном объеме задание на дипломный проект. До­пуск к защите дипломного проекта осуществляется в соответствии с п. 67 правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования.

 

2 ВЫБОР ТЕМЫДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техни­ки. Тематика дипломных проектов учитывает конкретные задачи в данной области подготовки специалистов.

Перечень тем дипломных проектов ежегодно обновляется и доводит­ся до сведения обучающихся в порядке, установленном учреждением высшего образования.

Обучающимся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени предоставляется право выбора темы дипломного проекта. Обучающийся может предложить свою тему дипломно­го проекта. В этом случае необходимо обратиться к заведующему кафед­рой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообраз­ность работы по указанной теме. При положительном решении вопроса предложенная тема включается в перечень тем дипломных проектов.

Темы дипломных проектов определяются выпускающими кафедрами и утверждаются приказом руководителя учреждения высшего образования по представлению декана факультета. В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломного проекта декан факультета на основании представления выпускающей кафедры ходатайствует о внесении соответствующих изменений в приказ руководителя учреждения высшего образо­вания.

 

 

3 ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОНСУЛЬТАНТОВ

 

Руководителями дипломных проектов назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава данного учреждения высшего образования, преимущественно профессора и доценты, а также научные работники и высококвалифицированные специалисты данного учреждения высшего образования и других учреждений и организаций.

Руководители дипломных проектов определяются выпускающими кафедрами и утверждаются приказом руководителя учреждения высшего образования по представлению декана факультета.

Руководитель в соответствии с темой дипломного проекта выдает обучающемуся задание на дипломный проект. Задание вместе с диплом­ным проектом представляется в ГЭК.

Основные функции руководителя:

- выдача задания на проектирование;

- формулировка основных задач, стоящих перед студентом (в со­ответствии с темой проекта);

- помощь в выборе литературных источников и нормативно-технической документации, необходимых для проведения дипломного проектирования;

- консультирование в решении тех задач проекта, которые вызы­вают у студента трудности.

В случае необходимости и по согласованию с руководителем ди­пломного проекта выпускающей кафедре предоставляется право пригла­шать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломно­го проекта. Консультанты проверяют соответствующий раздел выполнен­ного обучающимся дипломного проекта и ставят на его (ее) титульном ли­сте свою подпись.

 

 

4 СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

 

4.1 Примерное оглавление дипломного проекта

 

Дипломный проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части (чертежей, графиков, схем, диаграмм, таблиц, рисун­ков плакатов и другого иллюстративного материала), наглядно представляющей выполненную работу над проектом и полученные результаты.

Расчетно-пояснительная записка включает:

Титульный лист.

Задание на дипломный проект.

Оглавление.

Перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость).

Реферат.

Введение.

Аннотация

1 Обзор аналогичных разработок и анализ технического уровня раз­рабатываемой конструкции.

2 Разработка и обоснование технических требований к проектируе­мой системе (устройству).

1 Разработка развернутого технического задания и формулирование дополнительных частных технических требований к изделию.

1.1 Введение.

2.1 Основание для разработки.

2.2 Источники разработки.

2.3 Технические требования.

Состав изделия.

Технические показатели.

Принцип работы.

Требования к надежности.

Дополнительные технические требования.

Требования к патентной чистоте.

3 Разработка функциональной схемы изделия и описание назначения составных частей.

3.1 Составление функциональной схемы.

3.2 Описание входных и выходных сигналов для функциональных блоковблоков (ток, напряжение, мощность, частота, коэффициент усиления, элементы согласования и т.д.).

1.1 Предварительный выбор элементной базы (цифровые, аналоговые элементы, датчики).

4 Алгоритм работы микроконтроллера, устройства.

5 Выбор и обоснование типовых решений синтеза электрической принципиальной схемы для функциональных Составление схемы электрической принципиальнойблоков.

5.1 Описание работы составных частей принципиальной схемы.

5.2 Блок питания (источник питания).

5.3 Блок индикации.

5.4 Входные и выходные цепи.

6 Расчет номиналов элементов и формирование требований к выбору элементной базы.

6.1 Расчет преобразователя напряжения.

6.2 Расчет трансформматоратрансформатора.

6.3 Расчет генератора.

6.4 Расчет фильтров.

6.5 Расчет буферных и разделительных, заградительных элементов.

6.6 Расчет усилителя тока, напряжения, мощности.

6.7 Расчет генератора частоты.

6.8 Расчет индикаторных элементов.

6.9 Элементы согласования антенно-фидерных устройств.

6.10 Расчет электро-магнитнойэлектромагнитной совместимости.

1.1 Оценочный расчет мощности потребления.

1.1

6.11 Оценочный расчет мощности потребления.

6.12 Расчет стабилизатора напряжения для источника питания (мощность, напряжение ток).

1.1 Расчет радиатора охлаждения.

1.1 Расчет усилителя тока, напряжения, мощности.

1.1 Расчет буферных и разделительных, заградительных элементов.

1.1 Расчет генератора частоты.

1.1 Расчет индикаторных элементов.

1.1 Элементы согласования антенно-фидерных устройств.

1.1 Расчет теплового режима и радиатора охлаждения.

6.13 Расчет электро-магнитной совместимости.

7 Выбор и обоснование применяемой элементной базы. (дополняемый раздел)

7.1 Выбор микроконтроллера.

7.2 Выбор конденсаторов.

7.3 Выбор резисторов.

7.4 Выбор индуктивностей.

7.5 Выбор транзисторов.

7.6 Выбор элементов индикации.

7.7 Выбор элементов управления.

8 Моделирование работы узлов схемы (отдельных каскадов, блоков, программного обеспечения микроконтроллера, режимов управления и индикации, управления).

 

9 Разработка конструкций модулей различных иерархических уровней.

9.1 Разработка конструкции устройства (блока).

9.2 Разработка конструкции печатного узла.

9.3 Разработка конструкции печатной платы.

1.1 Разработка внешнего оформления конструкции, описание разработанной конструкции и оценка ее качества.

10 Конструкторские расчеты.

10.1 Расчет объемно-компоновочных характеристик изделия.

10.2 Расчет объемно-компоновочных характеристик печатного монтажа.

10.3 Расчет теплового режима изделия.

(Список расчетов выбирается по усмотрению руководителя и дипломника исходя из специфики работы устройства).

11Экономический раздел.

11.1 Экономическое обоснование.

11.2 Планирование работ на этапе разработки изделия.

11.3 Расчет затрат на разработку изделия.

11.4 Расчет затрат на стадии изготовления макетного образца.

11.5 Расчет затрат на стадии производства изделия.

11.6 Сравнительный технико-экономический анализ эффективности производимого изделия с существующими аналогами.

12 Охрана труда.

12.1 Основные понятия и определения.

12.1.1 Определение охраны труда.

12.1.2 Определения: производственный фактор, вредный произ­водственный фактор, опасный производственный фактор.

12.1.3 Организация работ по охране труда на предприятии.

12.1.4 Инструктажи.

12.1.5 Медосмотры.

12.2 Гигиена труда и промышленная санитария.

12.3 Техническая безопасность.

12.4 Пожарная безопасность.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Графическая часть включает в себя:

Приложение А. Схема электрическая функциональная.

Приложение Б. Алгоритм работы устройства.

Приложение В. Схема электрическая принципиальная, перечень элементов.

Приложение Г. Чертеж печатной платы.

Приложение Д. Сборочный чертеж печатного узла, спецификация.

Приложение Е. Сборочный чертеж изделия, спецификация.

Приложение Ж. Экономический плакат.

 

Допускается Приложения Г и Д или либо Приложения Е не включать в состав графической части.

 

Содержание разделов 6,7 8, 9, 10 и 8 определяется консультантом руководителем дипломного проектасоответствующей кафедры и может корректироваться.

Дополнительно (по выбору, исходя из специфики устройства) необхо­димо разработать один или два чертежа, например:

- внешний вид изделия;

- результаты моделирования режимов работы изделия.

Если студент выполняет дипломный проект с представлением экспериментального изделия и демонстрацией его работы, коли­чество представляемых чертежей и содержание пояснительной записки могут быть скорректированы, что утверждается решением заседания ка­федры.

 

4.2 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕ­ЛОВ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Аннотация. Коротко характеризует содержание дипломного про­екта (работы). Аннотация должна отражать назначение разработки, полученные результаты, их новизну, получаемый эффект. Аннотация пишется на отдельном листе объемом 0,5 – 1 страница.

На одну работу представляется аннотация в единственном числе, но она может быть представлена на нескольких языках. Первая фра­за аннотации не должна повторять название темы дипломного проекта (работы), а последняя название темы и первую фразу текста.

Введение. Обосновывается актуальность темы и новизна постав­ленной задачи в свете современных научно-технических проблем и ускоренного использования в народном хозяйстве новейших дости­жений науки и техники. Введение должно убедить в необходимости разработки проектируемой системы (устройства), ее перспективности. Объём введения до 1,5 страницы.

Обзор аналогичных разработок и анализ технического уровня раз­рабатываемой конструкции. Рассматриваются технические и экономические характеристики аналогичных систем (устройств), их достоинства и недостатки.

Обзор авторских свидетельств и патентов на устройства с аналогичным функциональным назначением. Формулируется постановка задачи. На основе проведенного анализа дипломник должен показать, какие узлы и элементы аналогичных систем (устройств) могут быть использованы в дипломном проекте и по каким узлам и элементам схемы и конструкции разрабатываемой системы необходимо изыскание более эффектив­ных и экономичных решений. В случаях, когда проектируется принципиально новая система (устройство) и отсутствует анало­гичная аппаратура, необходимо изложить научные принципы, идеи, которые следует использовать в разрабатываемой системе.

Разработка и обоснование технических требований к проектируе­мой системе (устройству). К техническим требованиям относится диапазон частот, число каналов, мощности передающих устройств и чувствительность приемного устройства, вид передаваемой инфор­мации, виды модуляции, дальность связи, климатические условия (максимальная и минимальная температура, влажность, атмосферное давление), механические перегрузки, вибро прочность, надежность, точность и т.д.

Все эти требования тщательно обосновываются, после чего кратко и точно формулируются, которые не должны допус­кать различного толкования. Обоснование отдельных требований должно начинаться с изложения состояния вопроса, расчетов. Приводятся необходимые характеристики и ссылки на литературные источники, рассматриваются новые материалы, возможности исполь­зования унифицированных интегральных схем и т.д. В целом перечень всех требований и их обоснование должны содержать не­обходимые данные для разработки структурной схемы проектируемой системы (устройства).

Разработка функциональной схемы разрабаты­ваемого устройства. Исходя из задач, решаемых устройством, следу­ет произвести детализацию разрабатываемого устройст­ва. На основании анализа различных вариантов решения и эскизного расчета обосновать необходимость каждого функционального узла (элемента), определить, например, число усилительных каскадов, число регистров, пересчетных ячеек и т.п. При этом должны быть определены расчетные пути (или заданы), входные и выходные пара­метры информационной системы в целом и отдельных функциональных узлов. Может возникнуть необходимость моделирования различных возможных решений с целью оптимизации схем, процессов и т.д. Моделирование во многих случаях позволяет отказаться от трудо­емкого этапа макетирования. На чертеже должны быть указаны характеристики сигналов, напряжения и пр. над связями соединяющие блоки.

Алгоритм работы микроконтроллера, устройства. Составляется блок схема взаимодействия элементов между собой. Описываются основные команды, условия перехода, циклические действия пр. Алгоритм оформляется в виде чертежа в соответствии с ГОСТ 19.701-90.

Выбор и обоснование типовых решений синтеза электрической принципиальной схемы для функциональных Составление схемы электрической принципиальнойблоков. На основании функциональной схемы разрабатывается принципиальная электрическая схема устройства (блока, узла) сис­темы. Разработка принципиальной схемы обычно идет параллельно с ее электрическим расчетом. Рассматриваются различные типовые решения построения электрических схем, проводится их анализ и принимается решение об их использовании в разрабатываемом устройстве.

Расчет номиналов элементов и формирование требований к выбору элементной базы. Целью электрического расчета являет нахождение параметров электрической схемы и режимов работы (тока и напряжение в различных цепях, временные и энергетические параметры и т.п.). Расчет и выбор режима сопро­вождаются пояснениями и иллюстрируются характеристиками, номо­граммами. По результатам электрического расчета производимой уточнение принципиальной схемы и ее деталей. Объем электрического расчета определяется по согласованию с руководителем с учетом унификации, его новизны, наличия справочных данных. Обычно рассчитыва­ются 5-6 каскадов (функциональных элементов), выполнявших раз­личные задачи.

Выбор и обоснование применяемой элементной базы. На основании составленной схемы электрической принципиальной, технического задания, условий эксплуатации, требований к надежности и ремонтопригодности производится выбор элементной базы. Здесь необходимо представить внешний вид ЭРЭ, его электрические и эксплуатационные характеристики в виде таблицы, сделать вывод о возможности применения в устройстве.

Моделирование работы узлов схемы. По составленной схеме электрической принципиальной и результатов расчетов отдельных блоков производится моделирование работы с использованием современных программных средств.

Результат моделирования представляется в виде снимков экрана, осциллограмм, показаний измерительных приборов и др. подтверждающих выполнение заданных требований. Целесообразность включения данного раздела в пояснительную записку решает руководитель дипломного проектирования.

Разработка конструкций модулей различных иерархических уровней. Целью конструктивной разработки является эскизное проектирование углов (блоков),уст­ройств, удовлетворяющих требованиям задания на дипломное проектирование. Исходными для конструкторской разработки явля­ются функциональная и принципиальная схемы, габаритные размеры всех используемых в них деталей, а также такие требования, как вес, вибропрочность, перегрузки, возможные перепады температу­ры, давление и др. При выполнении этого раздела проекта дипломнику необходимо произвести расчеты нестандартных констру­ируемых элементов (трансформаторов, контуров и др.). Определить их вес, габариты, потребляемую мощность и другие необходимые параметры; выбрать необходимые материалы, разработать эскизы конструкций отдельных узлов, монтажную схему блока (устройства) и произвести компоновку проектируемого устройства и его перед­ней панели управления, узлов сопряжения с датчиками, антеннами и другими устройствами.

При этом необходимо предусмотреть конструктивные или схемо­технические решения для обеспечения электромагнитной совмести­мости проектируемого устройства с другой РЭА.

Конструирование должно выполняться с учетом современной прогрессивной типологии производства с использованием перспек­тивных материалов, лакокрасочных и гальванических покрытий.

Экспериментальные исследования. При наличии эксперименталь­ной части проекта в пояснительной записке необходимо сформули­ровать задачи исследований, привести схему эксперимента, крат­ко описать методику и условия проведения эксперимента.

Оценить точность принятого методе измерений с учетом реально используемой измерительной аппаратуры. Необходимо также провес­ти анализ полученных результатов, причин расхождения между расчетными данными и экспериментом, т.е., сделать выводы по экс­периментальной части проекта.

Качество проекта повышается при практической реализации про­ектируемого устройства (узла), применении новых технических ре­шений, а также при проведении расчетов и моделирования на ЭВМ. Наличие этого раздела обсуждается с руководителем дипломного проектирования.

Экономический раздел. В эконо­мическом разделе расчетно-пояснительной записки произво­дится расчет экономической эффективности внедрения спроек­тированного устройства, либо производится расчет сметы затрат на опытно-конструкторскую разработку или проведение научно-исследовательской работы с построением плана графика их проведе­ния. Могут рассматриваться специальные вопросы, предусмотренные заданием на дипломное проектирование. Все эти вопросы выполня­ются в соответствии с методическими указаниями кафедры эконо­мики и организации производства.

Охрана труда. Основной задачей этого раздела являются решения дипломником следующих вопросов:

анализ опасностей и вредностей проектируемого устройства с точки зрения охраны труда;

составление перечня мероприятий по электробезопасности и за­щите от вредного воздействия электромагнитных полей при эксплу­атации разработанных устройств;

обеспечение взрыво и пожаробезопасности производственных зда­ний и сооружений при эксплуатации проектируемых устройств;

меры безопасности при изготовлении, наладке, регулировке и эксплуатации проектируемого устройства.

В целом по данному разделу проекта необходимо использовать методические указания соответствующей кафедры.

Выводы и заключение. Здесь необходимо сформулировать выводы, анализируя спроектированную систему (устройство) путем сравнения полученных результатов с заданием на дипломный проект, а также дать заключение о перспективах внедрения проекта.

Список использованной литературы. В конце пояснительной записки приводится список литературы, использованной при ее составлении и расчетах. Выполнение списка и ссылки на него в тексте по ГОСТ 7.32 71-2003. Список литературы включают в содержание документа. Например:

1. Пикуль, М.И. Конструирование и технология производства ЭВМ: учебник / М.И. Пикуль, И.М. Русак, Н.А. Цырельчук. Минск: Выш. шк., 1996. 263с.

2. Жданович, В.М. Технические средства ЭВМ. Элементная и конструктивная база: справоч. пособие / В.М. Жданович, В.П. Луговский, И.М. Русак. Минск: Выш. шк., 1991. 637 с.

3. Русак, И.М. Технические средства ПЭВМ: справ. / И.М. Русак; под ред. И.М. Русака. Минск: Выш. шк., 1996. 437 с.

Дополнительно (по выбору, исходя из специфики устройства) необхо­димо разработать один или два документа из следующего списка:

- внешний вид изделия;

- результаты моделирования режимов работы изделия.

Если студент выполняет дипломный проект с представлением экспериментального макета и демонстрацией работы изделия, коли­чество представляемых чертежей и содержание пояснительной записки могут быть скорректированы, что утверждается решением заседания ка­федры.

 

5 ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

 

За принятые в дипломном проекте решения, правильность всех дан­ных и сделанные выводы отвечает обучающийся, осваивающий содержа­ние образовательной программы высшего образования I ступени, автор дипломного проекта. Он представляет руководителю готовый дипломный проект, подписанный им и консультантами. Руководитель составляет от­зыв на дипломный проект, в котором должны быть отмечены: актуаль­ность темы дипломного проекта; объем выполнения задания; степень са­мостоятельности и инициативности обучающегося, осваивающего содер­жание образовательной программы высшего образования I ступени; уме­ние обучающегося пользоваться специальной литературой и его способ­ность к проектной, технологической, исследовательской, исполнительской, организаторской и другой работе; потенциальность использования полу­ченных результатов на практике; возможность присвоения обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образо­вания I ступени, соответствующей квалификации.

Дипломный проект и отзыв руководителя на дипломный проект не позднее чем за две недели до защиты дипломного проекта представляются заведующему выпускающей кафедрой, который решает вопрос о допуске обучающегося к защите дипломного проекта.

Для определения допускадопуска обучающегося к защите дипломного про­екта на выпускающей кафедре может создаваться рабочая комиссия, кото­рая определяет соответствие дипломного проекта заданию и требуемому объему выполнения. Рабочая комиссия может заслушивать руководителя дипломного проекта и обучающегося, осваивающего содержание образо­вательной программы высшего образования I ступени.

Допуск к защите дипломного проекта фиксируется подписью заве­дующего кафедрой на титульном листе дипломного проекта.

Если заведующий кафедрой или рабочая комиссия установили несо­ответствие дипломного проекта заданию и требуемому объему выполне­ния, вопрос о допуске обучающегося к защите дипломного проекта рас­сматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломного проекта.

Дипломные проекты, допущенные выпускающей кафедрой к защите, направляются заведующим выпускающей кафедрой на рецензию. Рецен­зенты дипломных проектов утверждаются деканом факультета по пред­ставлению заведующего выпускающей кафедрой не позднее одного месяца до защиты дипломных проектов.

Рецензент имеет право затребовать у автора дипломного проекта до­полнительные материалы, касающиеся проделанной работы.

Обучающийся, осваивающий содержание образовательной програм­мы высшего образования I ступени, должен быть ознакомлен с рецензией не менее чем за сутки до защиты.

На защиту дипломного проекта отводится не более 30 минут. Проце­дура его защиты устанавливается председателем ГЭК и включает доклад обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени (1015 минут) с использованием (по реше­нию выпускающей кафедры) информационных технологий, чтение отзыва руководителя и рецензии, вопросы членов комиссии и ответы защищаю­щего дипломный проект. При имеющихся замечаниях рецензента обучаю­щийся, осваивающий содержание образовательной программы высшего образования I ступени, должен ответить на них. Кроме этого, могут быть предусмотрены выступления руководителя дипломного проекта, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.

Защита заканчивается предоставлением обучающемуся, осваиваю­щему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсужде­ния дипломного проекта.

При оценке дипломного проекта учитываются его практическая цен­ность, содержание доклада и ответы защищающегося на вопросы, отзыв руководителя дипломного проекта и рецензия.

 

5.1 Порядок получения допусков к защите дипломного проекта

После завершения выполнения дипломного проекта, его необходимо подписать исполнителю (Выполнил), руководителю дипломного проекта (Проверил) и другим руководителям назначенных для консультаций по соответствующим разделам. Подготовить отзыв руководителя. Затем представить его на проверку нормоконтролеру (Н.контр). После этого проходит предварительная защита дипломного проекта, что фиксируется заведующем кафедрой в графе (Утв.). Имея все подписи на расчетно-пояснительной записке, чертежах и задании на дипломное проектирование материал представляется рецензенту для подготовки рецензии.

 

6 УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

6.1 Оформление пояснительной записки

 

Пояснительную записку к дипломному проекту следует оформлять с соблюдением требований ГОСТ 2.10595 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам».

Пояснительная записка печатается с использованием компьютера и прин­тера на белой бумаге нас одной сторонеы листа формата А4 (210x297 мм) шрифтом Times New Roman 14 пт (интервал одинарный), абзац 1,5 мм, размеры полей:

- лЛевое – 25 мм;

- правое – 10 мм;

- нижнее – 25 мм;

- верхнее – 15 мм.

 

Каждый раздел начинается с новой страницы. Описки и другие неточности, обнаруженные в процессе оформления тек­стовой части, допускается исправлять аккуратной подчисткой (замазкой) и нанесени­ем на том же листе исправленного текста.

Пояснительную записку к дипломному проекту следует разделять на разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы нумеруются по порядку в пределах всей записки. Нумерация производится арабскими цифрами с точкой. Подраз­делы нумеруются в пределах каждого раздела. При этом номер состоит из двух цифр, разделенных точкой, например, 5.1 – это первый подраздел пятого раздела.

Наименование разделов и подразделов и т.д. должны быть краткими, соот­ветствовать содержанию и записываться в виде заголовков. Переносы в за­головках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки разделов рекомендуется писать прописными буквами, подразделов строчными.

Слово "Содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования разделов и т.д., включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Разделы введение, заключение, список использованной литературы не нумеруются и записываются с выравниванием по центру.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а) _________________

б) ______________

1) _______________________

2) ________________________

в) ______________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

 

Изложение содержания пояснительной записки должно быть вы­полнено кратко, грамотно, техническим языком. Следует избегать слож­ных и длинных предложений. Не рекомендуется повторять уже однажды изложенные мысли. При описании конструкций изделий и аппаратуры не следует смешивать в одной фразе настоящее время с прошедшим и будущим, совершенный вид с несовершенным, наличную форму с без­наличной и т.д.

Терминология, используемая в пояснительной записке, должна быть единой и соответствовать установленным стандартам, при отсутствии та­ковой общепринятой в научно-технической литературе. Следует избегать употребления для одного и того же понятия двух или более терминов.

В пояснительной записке допускается в виде исключений произво­дить сокращения отдельных слов. Такими исключениями являются следу­ющие виды сокращений: общепринятые в русском языке (например, ЭВМ, САПР и др.); установленные правилами русской орфографии и пунктуации (например, то есть т.е.; так далее т.д.; тому подобное т.п.); установ­ленные ГОСТ 2.316 «Правила нанесения на чертежах надписей, техниче­ских требований и таблиц».

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");

- применять знак " " для обозначения диаметра (следует писать слово "диаметр"). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак " ";

- применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), (больше или равно), (меньше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

Если в документе приводятся поясняющие надписи, наносимые непосредственно на изготовляемое изделие (например на планки, таблички к элементам управления и т.п.), их выделяют шрифтом (без кавычек), например ВКЛ., OTKЛ., или кавычками - если надпись состоит из цифр и (или) знаков.

Наименования команд, режимов, сигналов и т.п. в тексте следует выделять кавычками, например, "Сигнал +27 включено".

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Примеры:

- От 1 до 5 мм.

- От 10 до 100 кг.

- От плюс 10 до минус 40°С.

- От плюс 10 до плюс 40°С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах, выполненных машинописным способом.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание "должно быть не более (не менее)".

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований, следует применять словосочетание "не должно быть более (менее)".

Например, массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4 %.

 

Применяемые в записке условные буквенные сокращения механиче­ских, физических, математических и других величин должны соответство­вать установленным в стандартах. Расшифровка символов, входящих в формулу, производится непосредственно под формулой. Значение каж­дого символа приводят с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. После формулы ставится тот знак препинания, который необходим исходя из построения фразы. Все фор­мулы в пределах пояснительной записки должны иметь сквозную нуме­рацию арабскими цифрами, причем номер ставят с правой стороны стра­ницы в круглых скобках. Номер для многострочной формулы ставится про



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: