Составляющие здоровья личности и ее адаптационные ресурсы




 

В медицинской и психологической литературе здоровье рассматривается как системное понятие (Никифоров, 2000). В последнее время термином «здоровье» обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Существенным добавлением к этому определению является толкование здоровья как естественного состояния организма: уравновешенность с окружающей средой и отсутствие болезненных изменений, состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта. Таким образом, здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности (Абрамова, Юдчиц, 1998).

В действительности здоровье человека имеет пять неразрывно связанные составляющих: биологическое, психическое, психологическое, социальное и духовное. Биологическую составляющую обеспечивают наследственность, экология. Проявляется она в здоровом образе жизни, занятиях спортом, в физических упражнениях, правильном питании. Психическая составляющая обеспечивается отсутствием психических заболеваний, нормальным психическим развитием личности в соответствие с возрастом, гармоническим развитием интеллекта, благополучным состоянием нервной системы. Существует она в форме внутренней картины здоровья, т. е. ощущений о физическом состоянии, сопровождающихся эмоциональным фоном, настроением, поведением. Психологическая составляющая поддерживается функционированием механизмов саморегуляции и совладания, адекватных выражению чувств и эмоций, и проявляется в гармоничности развития личности, принятии самого себя, своего «я», ориентации на саморазвитие, интеграции психических функций с целью обеспечения творческого роста. Социальная составляющая поддерживается влиянием социума на здоровье и проявляется в следовании общепринятым нормам и законам. Духовная составляющая как часть самосознания личности обеспечивается наличием смысла жизни, определением критериев добра и зла, осознанием причинно-следственной связи происходящих событий, в том числе и болезни. Проявляется она в гармоничных отношениях с миром, ориентации на духовный рост и самосовершенствование. Искажения на уровне любой из этих составляющих приводят к болезням тела, души, духа.

В последние годы проводится ряд исследований адаптационных механизмов личности, защитного и совладающего поведения в условиях стресса, конфликта (Бодров, 2006; Грановская, 2007; Крюкова, 2004). Теоретические концепты и эмпирические данные позволяют делать выводы о значимости этих механизмов для понимания состояния здоровья. На наш взгляд, правильнее не «защищаться» от болезни (в медицине есть термин «соматизация», что само по себе является формой психологической защиты), а бороться с ней, т. е. совладать, бороться за здоровье.

Принципиальное отличие защитного поведения от совладающего на уровне субъективных ощущений состоит в том, что при совладающем поведении не ощущается дискомфорт от собственных действий и их результата, сознание не возвращает личность к трудной или стрессовой ситуации. При защитном поведении остается неудовлетворенность и через временной интервал происходит возврат к началу ситуации. По нашему мнению, совладающее поведение – это жизнь «в ладу с самим собой» (Русина, 1999).

Сошлемся на наши эмпирические исследования адаптационных резервов пациентов (Русина, Барабошин, 2007). В одном из них участвовали 97 пациентов онкологической клиники (3 подгруппы с различной онкологией), перенесшие калечащие хирургические операции: 85 женщин и 12 мужчин в возрасте от 34 до 67 лет. Подгруппы, которые оказались однородными, были объединены в одну группу. Средний возраст общей группы – 49±9,2 года. Для сравнения были взяты 3 группы пациентов муниципальных больниц. Первая группа – оперируемые в плановом порядке (холецистэктомия, грыжесечение) – 57 человек, 24 женщины и 33 мужчины в возрасте от 23 до 73 лет. Средний возраст этой группы – 49,7±10,1 лет. Вторая группа – оперируемые в экстренном порядке пациенты (острый аппендицит, перфоративная язва желудка или двенадцатиперстной кишки) – 38 человек, 11 женщин и 27 мужчин (в возрасте от 21 до 59 лет, средний возраст этой группы – 37,1±9,6 лет). Третья группа – больные психотерапевтического центра с невротической симптоматикой (59 человек: 35 женщин и 25 мужчин, средний возраст – 37,9 лет). Группа «здоровых» – преподаватели и студенты медицинской академии (35 человек: 24 женщины и 11 мужчин, средний возраст – 35,4 лет). Для исследования использовались методика «Индекс жизненного стиля», копинг-тест (WCQ – Ways of Coping Questionnaire) Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный в лаборатории психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана.

Полученные в ходе психологического обследования результаты были проверены пробным калькулятором пакета Statisticа на характер распределения, в результате чего установлено, что его характер в выборке отличается от нормального. Учитывая это обстоятельство, а также то, что групп исследования больше двух, для определения значимости различий, полученных по группам результатов, был использован непараметрический критерий Крускала – Уоллиса при установленном уровне значимости различий в пределах 0,05 (p ≤ 0,05). Группы достоверно различались по шкалам самоконтроля, поиска социальной поддержки, бегства-избегания копинг-теста Лазаруса и Фолкман и по выраженности таких защитных механизмов, как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования по методике «Индекс жизненного стиля». Для сопоставления полученных по группам результатов мы использовали медиану с 25 и 75 процентилями. Корреляционный анализ и силу корреляционных связей измеряли с помощью коэффициента Спирмена.

Во всех четырех группах пациентов уровень психологических защит выше нормы и выше, чем в группе «здоровых». Исключение составляют пациенты экстренной клиники: их уровень защитного поведения ближе к «здоровым». В группах больных, как правило, преобладают защитные механизмы протективного типа (проекция, отрицание). В группе пациентов с онкопатологией доминирующими психологическими защитами оказались проекция, реактивные образования, отрицание, в группе плановых хирургических пациентов – проекция, отрицание, интеллектуализация, в группе экстренно оперируемых пациентов – проекция и отрицание, в группе пациентов с невротической симптоматикой – проекция и отрицание. У «здоровых» первое место занимает интеллектуализация, что является защитным механизмом, наиболее близким к стратегиям совладания.

Общее между онкологическими, плановыми хирургическими и невротическими больными – поиск социальной поддержки – объясняется мотивационной направленностью личности на нормативные критерии в социальном окружении. Жестко связаны переменные самоконтроль и поиск социальной поддержки. Бегство-избегание положительно коррелирует с психологической защитой отрицание, что позволяет предположить наличие у этих групп выраженной неосознанной стратегии поведения.

Для экстренных больных характерно планирование решения проблем и принятие ответственности, у них все стратегии самостоятельны, что свидетельствует о большей адаптивности их поведения. Бегство-избегание отрицательно коррелирует с психологической защитой отрицание, что позволяет сделать вывод об осознанности данной стратегии совладающего поведения.

В группе больных онкологической клиники преобладают такие копинг-стратегии, как самоконтроль и поиск социальной поддержки, в группе больных, оперируемых в плановом порядке, – планирование решения проблем и поиск социальной поддержки, в группе больных, оперируемых в экстренном порядке, – планирование решения проблем и принятие ответственности, в группе пациентов с невротической симптоматикой – поиск социальной поддержки, в группе «здоровых» – планирование решения проблем и принятие ответственности.

В отличие от больных с невротической симптоматикой и здоровых людей у онкологических больных преобладают копинг-реакции дистанцирования (уменьшение значимости ситуации и когнитивные усилия по отдалению от нее) и положительной переоценки, включающей религиозное измерение, при этом существенно ниже выражена стратегия планирование решения проблемы.

Полученные результаты подтверждают наши предположения о том, что у больных людей в отличие от здоровых адаптационные ресурсы снижены (защитные механизмы незрелы и неэффективны, а копинг-ресурсы недостаточны).

Копинг-ресурсы личности. Под копинг-ресурсами мы понимаем те структуры личности, которые обеспечивают проявление копинг-поведения. К копинг-ресурсам относятся, на наш взгляд, сенсорные и когнитивные ресурсы (например, антиципационная способность), личностные структуры (адекватные Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, локус контроля, актуализированные и реализуемые жизненные личностные смыслы), коммуникативная составляющая (способность к аффилиации, эмпатии), психоэмоциональная составляющая. Возможно, от того, какие ресурсы данной личности более состоятельны, зависит проявление копинг-стилей и копинг-стратегий. Мы предполагаем, что отсутствие или ослабление психоэмоциональных копинг-ресурсов приводит, в частности, к синдромам хронической усталости и эмоционального выгорания, а также к психосоматическим заболеваниям. Именно поэтому необходимо изучать копинг-ресурсы личности и их влияние на здоровье.

К психоэмоциональным копинг-ресурсам мы относим, в первую очередь, умение адекватно выражать свои эмоции и чувства и понимать их проявление у других людей. В медицинской психологии известно такое психологическое явление, как алекситимия (буквально означает «без слов для чувств»), при котором человек затрудняется при обозначении и понимании чувств собственных и чужих, что усложняет процесс общения. Во-вторых, это умение сохранять психическую (не психологическую) защиту, адекватно расходовать свой энергоинформационный потенциал. Наконец, это понимание связи между проявлениями эмоций и изменениями в собственном теле. И последнее, это осознание «материальности» мысли, а главное – связи между мыслеобразами, эмоциями и вероятными причинами заболеваний человека.

Всемирная организация здравоохранения выделила два феномена, сопровождающихся ухудшением общего самочувствия личности – синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. Симптоматика этих явлений сходная и проявляется, прежде всего, в снижении иммунитета человека, его работоспособности, настроения. Психологические предпосылки этих синдромов – ослабление психоэмоциональных ресурсов личности.

Не случайно медицина ХХI в. – это психосоматическая медицина, медицина болезней «образа жизни», к которым относят до 60–80 % заболеваний (Бройтигам, Кристиан, Рад, 1999; Гарбузов, 1999;

Гоникман, 2003; Кулаков, 2003; Малкина-Пых, 2004; Менегетти, 2003; Пезешкиан, 1996; Перес, Кудрявая, 1999; Николаева, 1987; Соколова, Николаева, 1995; Урванцев, 1998; Холмогорова, Гаранян, 2000). Очевидна цепочка связей: стресс – сильные несовладаемые эмоции – нарушения функционирования вегетативной и эндокринной систем организма – снижение иммунитета – заболевание. В последнее время делается еще более серьезное предположение о том, что «ни одно психосоматическое заболевание не возникает по причине стресса, но стресс уже являет собой результат, следствие, наблюдаемое в функционировании органа» (Менегетти, 2003). К сожалению, в научных исследованиях не так много внимания уделяется изучению собственно эмоциональных ресурсов человека в виду сложности данного явления.

Одна из причин психосоматических заболеваний – сдерживание эмоций. Сошлемся на результаты наших наблюдений за особенностями поведения онкологических больных. Как правило, в преморбиде онкологические больные проявляют неспособность выражать свои чувства и изливать свой гнев. Они склонны к терпению и сохранению отношений (Русина, 2002). Неотреагированные эмоции накапливаются в теле. Существует точка зрения, что обида провоцирует рост доброкачественных, а злость и агрессия – злокачественных опухолей (Виилма, 2000). Предполагая, что эмоционально-личностные качества оказывают существенное влияние на течение болезни, мы исследовали 30 больных женщин в возрасте от 30 до 56 лет, перенесших мастэктомию (экстирпацию молочной железы) в связи с заболеванием раком молочной железы и 30 женщин того же возраста, не имевших на момент исследования данного заболевания. Результаты продемонстрировали накопление и сдерживание отрицательных эмоций у онкологических больных. Изучение асимметрии мозга в сопоставлении с реакциями психологической защиты и копинг-поведения у онкологических больных позволили нам сделать любопытные выводы. Оказалось, что совокупные особенности переработки информации, характерные для больных с онкологической патологией, обусловливаются конфликтом фенотипического типа МПА (межполушарной асимметрии), сформированного жесткими особенностями моторного воспитания, и леворукой генотипической закладкой, прерванной в своем нормативном развитии. Конфликт информационных потоков сочетается и обусловливается еще и депривацией эмоционально-образной сферы. Это и ложится по мере взросления человека в основу неэффективных стратегий общения, проявляется в дефиците копинг-ресурсов, в преобладании механизмов психологической защиты ригидно-реактивного типа в совокупности с конфликтным самоотношением. В результате все это приводит к прерыванию процессов саморазвития и возникновению биологических механизмов аутоагрессии, реализующихся опухолевым соматическим процессом (Пережигина, Русина, 2007).

Известны концепции этиопатогенеза психосоматических заболеваний. Подобный анализ психосоматических теорий, моделей и симптомов рассматривается в работах известных психотерапевтов Н. Пезешкиана (Пезешкиан, 1996), В. Бройтигама с соавт. (Бройтигам, Кристиан, Рад, 1999), С. А. Кулакова (Кулаков, 2003), И. Г. Малкиной-Пых (Малкина-Пых, 2004; 2005), П. И. Сидорова с соавт. (Сидоров, Соловьев, Новикова, 2006).

Однако, как отмечает известный психотерапевт Анселин Шуценбергер, «сторонники «точной науки» до сих пор подвергают сомнению древний подход, связывающий сознание и тело. «Лишь недавно, в связи с открытиями в новых областях науки (в психонейроиммунологии и в психонейроэндокринологии), медицинское и научное сообщество стало осознавать влияние мышления на организм… обнаруженные медиаторы связывают друг с другом психические и телесные процессы» (Шутценбергер, 2000).

Болезнь, личность и личностный рост. В различных концепциях классической традиционной психосоматической медицины все чаще присутствуют теоретические и экспериментальные подтверждения того, что личность и болезнь связаны (Крюкова, 2004; Малкина-Пых, 2004; Николаева, 1987; Пезешкиан, 1996; Соколова, Николаева, 1995; Тхостов, 2002; Урванцев, 1998; Холмогорова, Гаранян, 2000). Как правило, это касается преморбидных особенностей личности, ролевого конфликта личности, несформированной Я-идентичности, рассогласования эмоционально-когнитивной сферы, дисфункции семейной системы, негармоничности четырех сфер переработки конфликта, следствия образа жизни и т. д. В этих концепциях прослеживается стойкое убеждение в том, что прекращение личностного роста, стагнация личности способствуют развитию заболеваний.

С другой стороны, в медицине профилактической, интегративной, альтернативной, которая обращает внимание на холистический подход к человеку, на необходимость учитывать связь тела, души и духа (Бройтигам, Кристиан, Рад, 1999; Гарбузов, 1999; Гоникман, 2003; Менегетти, 2003; Пережигина, Русина, 2007), есть широкий диапазон для личностного роста, реконструкции смыслов, развития личности и борьбы с болезнью. Известна, например, точка зрения, что такое заболевание, как невроз, играет не только отрицательную, но и конструктивную роль в становлении личности и в детском, и во взрослом возрасте (Захаров, 1998). По мнению А. Менегетти, «болезнь есть поиск состояния гомеостаза в регрессивной ситуации… нередко болезнь становится катарсисом, духовным лекарством, если она осознается субъектом» (Менегетти, 2003).

В новаторских концепциях А. Менегетти (Менегетти, 2003), И. Г. Малкиной-Пых (Малкина-Пых, 2005) здоровье человека рассматривается с позиций энергоинформационного подхода. А. Менегетти понимает здоровье как «свободное течение энергии, которая, проходя множество различных частей, сходится в единой точке, интегрируется в единое целое» (Малкина-Пых, 2005). И. Г. Малкина-Пых считает, что «клетки тканей различных органов несут присущую только им информацию, поэтому существует четкая взаимосвязь между характером мышления, частями тела и проблемами физического здоровья… симптомы болезней – это чисто внешние проявления духовного нездоровья» (Малкина-Пых, 2005).

Причина психосоматических и невротических заболеваний складывается под влиянием особенностей жизни и стиля личности. Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом так же социален, как и при большинстве психосоматических заболеваний. Лечение таких пациентов заключается в пересмотре ими компонентов ситуации, научении их решению проблем, переориентированию на активную позицию в жизни, т. е. обучение совладающему поведению.

Э. Линдеманн (1993) выделил идейные истоки теории кризисов, в том числе подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и совладания с экстремальными стрессами. В этом случае, согласно Якобсону (Jacobson, 1998), теория кризисов подчеркивает как возможности роста и развития личности, так и возможные патологические следствия кризиса. При этом жизненные события (смерть близких, тяжелая болезнь, отделение от семьи, резкие изменения социального статуса, нарушения семейных отношений и т. д.) приводят к кризису, если они создают угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей или ставят проблему, от которой индивид не может уйти или которую он не может разрешить в короткое время и привычным способом (Caplan, 1963).

По данным наших наблюдений, в психотерапевтической работе именно тяжело больные люди совершают невероятный для других категорий больных прорыв к самим себе, к своей сути в рекордно короткие сроки. Формирование новых личностных смыслов при таких заболеваниях происходит быстро, но болезненно. С подобными фактами встречаемся мы в практике работы с людьми, пережившими клиническую смерть или тяжелые операции с возможностью летального исхода (Русина, 2003).

Копинг-ресурсы как фактор преодоления личностных кризисов в кризисных ситуациях. Более быстрое личностное изменение (так же, как и процесс реабилитации) наблюдается у лиц с хорошими копинг-ресурсами (Русина, 2003). В качестве подтверждения можно привести диагностические результаты двух групп онкологических больных с тяжелыми калечащими операциями. В первой группе – низкие баллы по шкалам самоуважения, аутосимпатии, ожидания положительного отношения от других, самоинтереса и самопонимания, высокие баллы по самообвинению по методике МИС (исследования самоотношения) (Пантилеев, 1993) и примитивные личностные смыслы по методике предельных смыслов Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 1999). Вторая группа имеет более сильную «Я-концепцию», многоуровневые предельные смыслы. В этой ситуации стресс (калечащая операция, неопределенность прогноза) не перерастает в личностный кризис, хотя кризисная ситуация (изменение статуса, физического облика, социальной роли, новая бытовая ситуация) налицо. Сила их копинг-ресурсов значительно выше, что помогает им восстанавливаться быстрее и продуктивнее.

Как пример можно привести работу с двумя женщинами одного возраста, социального и семейного статуса, больных, прооперированных по поводу рака прямой кишки с наложением колостомы. У первой больной, не имеющей хороших копинг-ресурсов, накануне операции был зарегистрирован подъем температуры, из-за чего операция была отложена. После операции долго восстанавливалась. Вторая больная имела высокие копинг-ресурсы (хорошую «Я-концепцию», самодостаточность, успешность в профессиональной и личной сфере, адекватный уровень локус-контроля, разветвленные предельные смыслы) и смогла отвечать на вопросы сразу же в реанимационной палате, как только пришла в себя, была вскоре переведена в обычную палату.

Психотерапевтическая мишень первой группы – формирование новой «Я-концепции» и «выращивание» новых смыслов, поиск выхода из кризиса, а через него из стресса, для второй – укрепление «Я-концепции» и выхода из стресса. Психотерапевтическая работа в первой группе включает поведенческую, но в большей степени экзистенциональную психотерапию, во второй – акцент чаще смещается на поведенческую психотерапию.

Именно в силу отсутствия копинг-ресурсов в ситуации стресса развиваются глубинные личностные кризисы, которые Ф. Е. Василюк (Василюк, 1984) обозначает как кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Системообразующей категорией жизненного пути личности являются личностные смыслы. Поэтому можно рассматривать кризис жизни (в нашем случае – тяжелая болезнь) как кризис жизненных смыслов.

Развитие копинг-ресурсов при холистическом подходе к личности. В психологической и медицинской литературе рассматривается целый ряд психологических факторов риска, приводящих к психосоматическим заболеваниям (стресс, алекситимия, преморбидные особенности личности, типы семейного воспитания, обстановка в семье). Но есть более высокий уровень объяснения развития этих болезней, надпсихологический, вытекающий из холистического подхода к человеку, рассматривающего в единстве его тело, душу и дух. По мнению русского философа И. А. Ильина, ни тело, ни душа человека не свободны, ибо связаны законами времени и причинами вещественной природы. Только дух человека имеет дар – вывести себя внутренне из любого жизненного созерцания, противопоставить его себе, оценить его, избрать или отвергнуть (Исаев, 1996). Современная ситуация бытия требует от человека многих качеств: гибкости, умения владеть обстоятельствами, прогнозировать, «чувствовать», знать, «ведать» или быть в состоянии «Дао». Это возможно лишь в условиях духовного бытия, когда начинается освобождение человека от всякой поглощенности, зависимости, от «зашлакованности» чужой и собственной самостью. Находим в известных школах близкие практики: «разотождествление» в психосинтезе (Ассаджоли, 1994), «кресение» в русской народной психологии (Шевцов, 2006), «очищение» в практиках Востока, «исповедь» в различных религиозных верованиях, прежде всего, христианстве, «восхождение» в интегральном психоанализе (Кеппен, 1994).

В результате псевдосоциализации личности нарушается гармония между первичными и вторичными актуальными способностями (в терминологии Н. Пезешкиана, 1996) разрушается названное триединство. Первичные способности относятся к способностям человека любить в широком смысле слова. Вторичные способности основаны на нормах той социальной группы человека, в которой он рос, воспитывался или живет. Но природа его духа может не совпадать с этими нормами. Возникают серьезные противоречия между духовными и материальными ценностями (в психологической литературе обозначаемые как внутриличностные конфликты), что приводит к тяжелым последствиям, наносит вред здоровью человека, разрушает задуманную природой целостность личности. Примат вторичных способностей приводит к разрушению духа, лишает человека дарованных Богом «власти» и «силы», позволяющих совершать экстраординарные действия или просто «совладать».

У каждого человека есть выбор. Согласно теории интегрального психоанализа Н. Кеппена (Кеппен, 1994), есть два пути развития человека. Первый путь – жить, приближаясь к Истине, к природе, к душевному спокойствию, а значит, к сохранению целостности. Поведение человека на этом пути мотивировано глубокими желаниями, основательными, стабильными, успокаивающими, создающими мир и устремляющими в бесконечное состояние. Счастье, гармонию, здоровье на этом пути человек обретает только через самого себя. Второй путь – это стремление обрести счастье через другую личность, других людей, политические институты, это ощущение, что экономическое и социальное могущество означает счастье, что любовь несет страдание, а служение человечеству является жертвой и неполноценностью. Человек на этом пути отрывается от реальности, используя различные формы: власть, деньги, гиперактивность, путешествия, карьеру как самоцель, развлечения, алкоголь, наркотики. Он меняет целостность на фантазию, кратковременный комфорт и устремляется в погоню за ними. Мотивы его поведения неустойчивы, поверхностны, мгновенны, ситуативны. Это мир суеты, иллюзий, лжи, страданий, болезней.

Стиль жизни личности, ориентирование на первичные или вторичные способности, на путь душевного спокойствия или обретение «счастья» через предметные структуры мира, формирует и соответствующую реакцию на болезнь. Болезнь, хотя и является качественно новым состоянием человека, но и при ней сохраняются индивидуальные особенности как функции образа жизни. Психосоматические и невротические заболевания можно считать болезнями «образа жизни», если при этом наблюдается рассогласование психической и телесной сферы.

Вторая половина жизни человека протекает на фоне установления личного соотношения между духовными и материальными ценностями, постижения Истины и обнаружения собственного личного смысла, понимания неслучайности всего происходящего. Личностный рост прогрессирует или останавливается в зависимости от наличия гармонии с миром, а это в свою очередь, определяется соответствием состояния организма, души и духа. При наличии такого соответствия происходит правильное расходование жизненной энергии, соблюдены правила и техники личной психологической безопасности.

В традиционной медицине, как правило, осуществляется процесс лечения болезни, а не больного. При таком подходе игнорируется духовная составляющая жизни человека, особенности его психической (душевной) организации. Психосоматическая медицина совершила некоторый шаг к соединению психической и физической реальности, но в стороне по-прежнему остается духовная составляющая жизни и здоровья. В психологических теориях, как и в медицине, мало уделяется внимания духовной жизни человека. Традиционно используются такие понятия, как самосознание личности, «Я-концепция», самоактуализация, возрастная идентичность, с помощью которых личность рассматривают вне контекста духовной жизни. Практические психологические направления чаще всего обучают манипулированию, а не полноценному проживанию жизни. Размышления о духовной сфере оставляются на откуп религии, а вне ее рассматриваются как популярные и научно необоснованные.

Вместе с тем ни одна из наук по отдельности или ни один из ее разделов не в состоянии связать события, происходящие с человеком на разных уровнях (телесном, душевном и духовном). В том, что такие связи существуют, каждый человек убеждается постоянно, когда нарушаются законы мироздания, игнорируются причинно-следственные связи. Вот почему для проявления жизнестойкости (в психологической науке это обозначается как копинг-поведение или совладание) человеку в его непосредственной ежедневной жизни нередко гораздо больше помогают рассуждения о кармических связях, энергетических взаимодействиях, психоэнергетических защитах, чем претендующие на объективность психосоциальные теории, далекие от практики.

Развитие копинг-ресурсов личности. Для удобства условно разделим работу по развитию совладающих ресурсов личности на четыре сферы, которые в реальной жизни являются неразделимыми: мысли, эмоции, тело, энергия. Поэтому все предлагаемые приемы работают практически параллельно на все четыре сферы. Главный смысл заключается в том, чтобы не просто заниматься тренировкой собственного тела или участвовать в различного рода мыслительных и поведенческих тренингах, но понимать, что это необходимо для здоровья, для совладания с трудностями. В итоге повышается осознание жизни, появляется смысл, ответственность личности за себя.

Мыслительная сфера. Все более убедительным оказывается утверждение о «материальности» мысли. Для скептиков это называется энерго-информационными потоками и волновыми проявлениями, которые эти мысли сопровождают. Совместные исследования инженеров-физиков и военных медиков, обнародованные в последнее время, это доказывают. Но более простым примером является возникновение ятрогений в медицинской практике, когда слово может вызывать болезни. В ряде публикаций (Виилма, 2000; Гремлинг, Ауэрбах, 2002; Жикаренцев, 1996; Синельников, 2005) путем практической работы выявлены вероятные причины болезней или просто неадекватного поведения, порождаемые определенными негативными мыслями, и предлагаются способы создания новых мыслей, с помощью которых эти болезни могут быть излечены, а поведение измениться. Это и фокусирование на проблемах, и переформулирование базисных убеждений, и подавление нежелательных мыслей, и работа по переводу ограничивающих убеждений в конструктивные, и перевод иррациональных мыслей в рациональные, и различные приемы и техники перевода «отрицательного» в «положительное», и «теория относительности» отрицательных событий, и принципы «золотого сечения», и притчи и заповеди Востока, и многое другое. Сюда же относятся различного рода тренинги: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, работа по управлению собственным временем и т. д.

Телесная сфера. Существует два типа стрессовых ситуаций: первые – это те, с которыми мы можем справиться сами или с помощью психолога, психотерапевта, используя различные приемы и техники. Для этого необходимо время, условия, оказание помощи. Но есть ситуации, в которых эти способы невозможны или они не помогают. Как правило, это стрессы чрезвычайных обстоятельств, имеющие по шкале накопления стресса Холмса – Раге (Holmes, Rahe, 1967) самые высокие значения. Здесь рациональная работа не помогает, так как человек не способен слушать терапевта или кого-либо другого. Тяжелые переживания, сопровождающие эти события, «уходят в тело». Именно осознание данного факта и является основой применения телесно-ориентированной и трансперсональной психотерапии, базирующейся на невербальном выражении глубинной психологии (Сандомирский, 2005). В обыденной практике хорошо помогают легко осваиваемые упражнения на глубокое дыхание и изометрические упражнения на мышечную релаксацию, не требующие длительной тренировки, времени и особого места для занятий.

При многих психосоматических заболеваниях наблюдается невнимание человека к себе самому, нелюбовь к себе и, в первую очередь, к своему телу. У таких пациентов преобладает сфера «разум/деятельность» (Пезешкиан, 1996). Им свойственно сначала «бегство в работу», а во время заболевания «бегство в болезнь». Наиболее актуальными и значимыми для таких больных являются сферы «Тело» и «Достижения». Через эти сферы (соматическими симптомами и «бегством в работу») пациенты реагируют на различные значимые проявления своей жизни и наиболее сильно переживают. И даже если психосоматических жалоб еще субъективно нет, «трудоголики» (а это именно они) уделяют минимум внимания своему телу. В результате все отрицательные (а нередко и положительные) эмоции оказываются неотреагированными или подавляются. Для таких людей единственно правильным путем является осознание того, что сфера «тело/ощущения» у них остается без внимания, поэтому действия, направленные на совладание с трудностями, должны быть физического плана. Это проявление внимания к своей внешности, соме (косметические и водные процедуры – баня, бассейн, обливания), массаж и самомассаж, выполнение движений (гимнастика, танцы, спорт, прогулки), обучение приемам саморегуляции (мышечная релаксация, аутотренинг, йога, изометрические упражнения, визуализация, медитация, глубокое дыхание), умение слышать свой организм (режим труда и отдыха, сон, питание).

Эмоциональная сфера. Прежде всего это фокусирование на собственных эмоциях, маркировка эмоциональных состояний, обучение адекватному «отреагированию» эмоций. Здесь уместно говорить о правиле «Я – высказывания», в котором устанавливается связь между описанием ситуации, собственными эмоциями и чувствами, возникающими в ней, и высказыванием ее желаемого исхода. В этом приеме демонстрируется невозможность раздельного проявления эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов. На высвобождение эмоциональной сферы работают приемы «выпускные клапаны для гнева», «слезы», перевод отрицательных эмоций в физическую активность, «проговаривание» своего эмоционального состояния, фокусирование на внутренних переживаниях, а не на внешних событиях, различение между чувствами и телесными ощущениями, создание новой доминанты, творчество, улыбка, смех, релаксация, глубокое дыхание.

Энергоинформационная сфера. Не менее важным ресурсом для совладания является сохранение энергетики. Известная теория манипулирования человеком фактически описывает потери энергии личности. На житейском уровне это явление описывает А. Менегетти как «психологический вампиризм», или негативная психология. При общении с подобными людьми ощущается дискомфорт, опустошение, снижение энергетики. Предлагается определить вид силы, которой пользуется манипулятор, направить энергию противника против него самого и т. д. Для обеспечения психической «защиты» используется множество приемов, типа «экранирования». Наконец, для восстановления ресурсов помогает пребывание на природе, общение с животными, творчество, обращение к энергии коллективного бессознательного (к архетипам – сказки, мифы и т. д.).

Духовная целостность как базис «хороших» копинг-ресурсов. Для установления соответствия между психологическими понятиями и понятиями теории причинности необходимо определить критерии уровней восприятия или внутреннего возраста (понятия теории причинности). На наш взгляд, одним из таких диагностических критериев могут служить жизненные смыслы личности. Это означает примерно следующее: уровни восприятия мира могут определяться жизненными смыслами личности. В психологической литературе под жизненным смыслом человека понимается отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью.

Отношения человека с окружающим миром строятся соответственно уровню его духовного развития, не связанного с возрастным уровнем. Американский психолог Дж. Стивенс, основываясь на трудах Г. И. Гурджиева, Р. Д. Успенского, Г. Беннета, описывая семь поведенческих реакций человека, выделил семь уровней его зрелости: грудной младенец, малыш, подросток, юноша, взрослый человек, почтенный старец, Учитель (Стивенс, 1997). На наш взгляд, эти уровни зрелости можно назвать духовными возрастами человека. Человек может иметь биологический и психологический возраст, соответствующий или не соответствующий возрасту духовному. Причины несоответствия – искаженные виды восприятия действительности, которые необходимо исправлять каждому человеку самостоятельно. Как правило, внутренний (духовный) возраст отстает от биологического и психологического возраста. По мнению В. П. Гоча (Гоч, 2004), восприятие причинно-следственных связей зависит от внутреннего возраста. По всей видимости, именно искажения восприятия приводят к нарушению гармоничных отношений с миром, нарушению совладающего поведения, а значит, и нарушению здоровья.

Путь восстановления духовной целостности должен идти через согласование психической и телесной сфер. Первый блок – ак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: