Трасология – это раздел криминалистики, в котором изучаются и разрабатываются приёмы, а также средства собирания и исследования следов, используемых для раскрытия и предотвращения преступлений.
Трасологическая экспертиза – исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов и других материалов дела, проводимое лицами, сведущими в трасологии, в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве доказательств.
Источником информации, необходимой для решения экспертных задач трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на снимках и в протоколах осмотра. В следе различают признаки вещества, из которого он состоит, и отобразившиеся в нём признаки объектов и явлений. Все признаки связаны, и в этом смысле след един. Но изучают его свойства разные предметные экспертные науки.
Трасологическая экспертиза изучает морфологические (в основном внешнего строения) и функциональные (движения, перемещения и др.) признаки объектов, а также механизм и условия взаимодействия, которые ведут к появлению следов, определяют взаимное их размещение и месторасположение.
Признаки же, характеризующие вещество следа, изучают другие экспертные науки – криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них, судебная медицина, судебная биология. Нередко для решения экспертной задачи требуется исследовать не только морфологические признаки, отобразившиеся в следе, но и свойства его вещества. Тогда производится комплекс разного рода экспертиз, либо комплексная экспертиза, в которой наряду с трасологом участвуют материаловеды, судебные медики или иные специалисты.
|
Важной теоретической предпосылкой, расширившей возможности трасологии и послужившей основанием для решения таких экспертных задач, как установление факта контактного взаимодействия, является положение о том, что морфологические и функциональные признаки взаимосвязаны.
В прошлом полагали, что морфологические признаки служат в основном для идентификации, а функциональные – для диагностики. Теперь при решении диагностических задач часто используют морфологические признаки, а при решении идентификационных – функциональные.
К трасологическим отнесены многие функциональные признаки, не отражающие внешнее строение следообразующего объекта, например форма, размер и размещение следов крови, горючих и смазочных веществ, наслоений микрочастиц.
По предмету и специальным методикам различают четыре вида трасологических экспертиз:
- гомеоскопические;
- механоскопические;
- транспортные;
- следов животных.
Все виды трасологических экспертиз, в свою очередь, подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производятся обнаружение, фиксация и исследование их следов.
1. Гомеоскопические делятся на такие подвиды:
- экспертиза следов рук;
- экспертиза следов ног;
- экспертиза следов зубов;
- экспертиза следов обуви;
- экспертиза следов крови человека;
- экспертиза одежды.
2. Механоскопические:
- экспертиза следов орудий и механизмов;
|
- экспертиза следов механизмов орудий;
- экспертиза следов механизмов запирающих и предохранительных устройств.
3. Транспортные:
- экспертиза следов воздушного транспорта;
- экспертиза следов водного транспорта;
- экспертиза следов автодорожного транспорта;
- экспертиза следов железнодорожного транспорта.
4. Экспертизы следов животных:
- экспертиза следов зубов и следов ног (лап, подков).
Базовая наука для трасологической экспертизы – судебная трасология. Трасология как область криминалистических знаний изучает закономерности морфологии поверхностей и функциональных свойств следообразующих объектов и механизма взаимодействия, ведущего к отображению их признаков в следах.
В трасологии различают общую (теоретическую) часть и особенную часть. Общая часть включает в себя учение о следах, трасологической идентификации и диагностике, общую методику трасологических исследований и микротрасологию. Особенную часть образуют результаты разработок методик, методов и технических средств, используемых при производстве отдельных видов и подвидов трасологических экспертиз.
Учение о следах обогатилось разделом об исследовании взаимодействия объектов, новым толкованием понятия следа, которое распространено теперь на вещную обстановку и ситуацию места происшествия. Создаётся новое учение – о трасологической диагностике. Общая методика трасологических исследований усовершенствовалась за счет расширения возможностей и научной разработки методов моделирования, системного и структурного анализа, профилоскопии, математических методов. Формируется новая область трасологии – микротрасология, охватывающая собой общие закономерности, методы и средства исследования микроследов и микрочастиц.
|
Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя, суда и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические.
1. Идентификационные задачи, в зависимости от вида трасологических экспертиз, подразделяются на установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также установление тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях.
2. Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов, установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов.
Наиболее широкие возможности в решении диагностических задач дают методики механоскопических и транспортно-трасологических экспертиз. Исследуя следы и транспортные средства, эксперты устанавливают их взаимное расположение в момент столкновения, направление движения, место наезда или столкновения. При исследовании запирающих устройств и следов орудий взлома определяются этапы, последовательность, направление их взаимодействия и др.
Для проявления невидимых следов (чаще всего – потожировых) применяются составные порошки, аллоксан, термовакуумное напыление, радиоактивные формальдегид и тритий. Специальные устройства позволяют смоделировать отобразившийся в следе рельеф в виде системы концентрических окружностей, что облегчает сравнение и оценку его идентификационных признаков.
Успешное решение задач, поставленных эксперту следователем или судом, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, нужных для исследования. Следует строго соблюдать правила изъятия, упаковки и транспортировки объектов со следами и моделей следов, обеспечивающие сохранение их свойств.