Тема: Великие реформы 60–70-х гг. XIX в.




1. Какой период в истории России XIX в. называют эпохой «Великих реформ»?

1) 20–30 гг. 2) 30–40 гг. 3) 50–60 гг. 4) 60–70 гг.

2. Какой из перечисленных терминов появился в ходе Великих реформ 60–70-х гг. XIX в.?

1) военные поселения 2) вольные хлебопашцы

3) уставные грамоты 4) корпус жандармов

3. Одним из итогов правления Александра II было(-а)

1) начало железнодорожного строительства в России

2) создание Государственной думы

3) отмена крепостного права

4) присоединение к России Финляндии

4. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и укажите период времени, когда происходили описанные в нём события.

«Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».

1) середина 1820-х гг. 2) середина 1850-х гг.

3) начало 1880-х гг. 4) первая половина 1890-х гг.

5. 1803, 1837 и 1861 гг. объединены в истории XIX века

1) принятием мер по решению крестьянского вопроса

2) проведением правительством финансовых реформ

3) крупнейшими сражениями русско-турецких войн

4) массовыми выступлениями рабочих на фабриках и заводах

6. Одним из итогов правления Александра II было

1) присоединение к Российской империи Крыма

2) присоединение к России Средней Азии

3) вхождение в состав Российской империи Царства Польского

4) получение Россией выхода к Балтийскому морю

7. Прочтите отрывок из дневника современника и укажите императора, подписавшего Манифест, о котором идёт речь.

«13 марта. В церкви утром вчера читали Манифест. Народ внимательно слушал и также остался недоволен. «Два года, значит ещё подвластны, а тогда будет настоящая воля. Может быть, околеешь до той поры», – говорил один мужик, выбираясь из церкви. Стечение народа было большое. “Эй, вы, государевы! – острили бабы над мужиками. – Куда пошли?”».

1) Павел I 2) Александр II 3) Николай I 4) Николай II

8. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите императора, о котором идёт речь.

«Император сделал много, очень много. Его имя теперь стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут. Из дали нашей ссылки мы приветствуем его именем, редко встречавшимся с самодержавием, не возбуждая горькой улыбки, – мы приветствуем его именем Освободителя».

1) Павел I 2) Александр II 3) Николай I 4) Николай II

9. Одним из итогов Великих реформ Александра II стало

1) создание министерств

2) создание Государственного совета

3) введение должности земских начальников

4) создание органов местного самоуправления – земств

10. «Эпохой Великих реформ» историки называют правление императора

1) Александра I 2) Николая I 3) Александра II 4) Александра III

11. 1830–1831, 1863–1864 гг. связаны в истории России с

1) деятельностью представительных органов власти

2) проведением финансовых реформ

3) национально-освободительными восстаниями в Польше

4) выпуском литературных журналов славянофилов

12. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные в период Великих реформ 1860–1870-х гг.?

1) кабинеты 2) земские управы 3) министерства 4) комитеты

13. Как назывались органы самоуправления, созданные в городах в соответствии с «Городовым положением» 1870 г.?

1) думы и управы 2) дворянские собрания 3) департаменты 4) магистраты

14. Как назывались выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ?

1) земства 2) уделы 3) уезды 4) автономии

15. Что из перечисленного стало целью деятельности земств во второй половине XIX в.?

1) подъём крестьян на борьбу за свои права

2) решение хозяйственных вопросов

3) привлечение крестьян «на заработки» в город

4) разработка законодательных проектов

16. В результате проведения военной реформы 1874 г. в царствование Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе

1) дворянского ополчения 2) службы по контракту

3) рекрутской повинности 4) всесословной воинской обязанности

2. Проведением военной реформы в 1860–1870-е гг. руководил

1) А.А. Аракчеев 2) Д.А. Милютин 3) А.М. Горчаков 4) А.С. Меншиков

17. В результате проведения военной реформы в царствование Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе

1) вольного найма 2) набора ополченцев

3) всеобщего вооружения населения 4) всесословной воинской повинности

18. Какое из перечисленных понятий связано с проведением военной реформы в 1874 г.?

1) полки «нового строя» 2) рекрутские наборы

3) всесословная воинская повинность 4) регулярная армия

19. В результате проведения военной реформы в царствование Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе

1) дворянского ополчения 2) службы по контракту

3) рекрутской повинности 4) всесословной воинской повинности

20. Всесословная воинская повинность была введена в России в ходе реформ

1) Павла I 2) Николая I 3) Александра I 4) Александра II

21. Прочтите отрывок из воинского Устава и укажите год его принятия.

«1. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия в состоянии, подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются».

1) 1810 г. 2) 1855 г. 3) 1874 г. 4) 1904 г.

22. Одним из итогов судебной реформы 1864 г. стало введение

1) гласности и состязательности судопроизводства

2) военно-полевых судов

3) сословного принципа судопроизводства во всех инстанциях

4) контроля над судом со стороны административных властей

23. Какое из перечисленных понятий появилось в России в ходе проведения судебной реформы 1864 г.?

1) присяжные поверенные 2) мировые посредники

3) земские старосты 4) волостели

24. В результате проведения судебной реформы Александра II

1) были созданы военно-полевые суды

2) появились суды с участием присяжных заседателей

3) усилился принцип сословности в судебной системе

4) был составлен Свод законов Российской империи

25. Что из перечисленного было результатом судебной реформы 1864 г.?

1) создание военно-полевых судов 2) отмена телесных наказаний для крестьян

3) ликвидация мировых судов 4) учреждение суда присяжных

26. Что из перечисленного относится к судебной реформе в правление Александра II в 1864 г.?

1) введение должности генерал-прокурора

2) введение суда присяжных

3) ликвидация института мировых посредников

4) лишение суда права на принятие самостоятельных решений

27. Какое из перечисленных понятий появилось в связи с проведением судебной реформы в царствование Александра II?

1) присяжные заседатели 2) мировой посредник

3) капитан-исправник 4) земский начальник

28. Что из перечисленного стало результатом проведения Александром II в 1864 г. судебной реформы?

1) ограничение публичности судебных заседаний

2) создание суда присяжных

3) установление сословного характера судебной деятельности

4) отмена системы выборов мировых судей

29. Что стало одним из итогов судебной реформы 1864 г.?

1) введение состязательности судопроизводства

2) отмена выборности судебных органов

3) учреждение военно-полевых судов

4) ликвидация волостного суда для крестьян

30. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.

«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

1) Александр I 2) Николай I 3) Александр II 4) Александр III

10. Прочтите отрывок из исторического документа и определите год его создания.

«Ст. 2. Судебная власть… распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные…»

1) 1803 г. 2) 1832 г. 3) 1864 г. 4) 1887 г.

31. Сравните черты организации и функционирования судебной системы в Российской империи в первой четверти XIX в. и в последней четверти XIX в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) наличие волостного суда для крестьян

2) участие в судебном процессе присяжных заседателей

3) Сенат являлся высшим органом суда и надзора

4) состязательность судебного процесса

ЧЕРТЫСХОДСТВА ЧЕРТЫРАЗЛИЧИЯ
       
       

32. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для разбора малозначительных дел и рассмотрения мелких гражданских исков».

Ответ: ______________

33. В результате реформы системы народного просвещения при Александре II (60–70 гг. XIX века)

1) ликвидировалась автономия университетов

2) были закрыты Высшие женские курсы

3) открылись реальные училища

4) было введено всеобщее начальное образование

34. Какие из перечисленных терминов появились в ходе Великих реформ 1860–1870 гг.?

1) военные поселения, земства 2) мировые посредники, суд присяжных

3) местничество, кормления 4) обязанные крестьяне, министерства

35. Что из перечисленного относится к результатам внутренней политики Александра II?

1) учреждение независимых гласных судов 2) отмена выкупных платежей

3) создание Государственного совета 4) прекращение деятельности земств

36. Что явилось одним из итогов внутренней политики Александра II?

1) отмена военных поселений

2) секуляризация церковных владений

3) законодательное оформление привилегий дворянства

4) отмена внутренних таможенных пошлин

37. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?

1) проведение реформы управления государственными крестьянами

2) начало создания военных поселений

3) отмена крепостного права

4) издание указа «о вольных хлебопашцах»

38. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и назовите императора, о покушении на которого идёт речь.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. (…) Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах – пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно».

Ответ: _______________

39. Какие из перечисленных реформ были осуществлены в эпоху Великих реформ в 1860–1870 гг.? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) губернская 2) министерская 3) церковная 4) земская 5) судебная

Ответ:    

40. Какие из перечисленных понятий появились в России в ходе Великих реформ в 60–70-е гг. XIX в.? Найдите в приведённом списке два понятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) губернии 2) министерства 3) вольные хлебопашцы

4) бессословный суд 5) мировые посредники

Ответ:    

41. Какое из перечисленных событий во время правления Александра II произошло позже остальных?

1) земская реформа

2) издание манифеста об отмене крепостного права

3) введение всеобщей воинской повинности

4) подготовка М.Т. Лорис-Меликовым проекта реформы государственного управления

42. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают реформы, проведённые в правление императора Александра II.

1) судебная; 2) военная; 3) губернская; 4) городская; 5) земская.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________

43. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.

1) уставная грамота; 2) земская управа; 3) мировой судья; 4) городской магистрат; 5)суд присяжных.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________

44. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, имеют непосредственное отношение к реформам 60–70-х гг. XIX в.

1) мировой посредник; 2) присяжные; 3) отрезки; 4) земская управа; 5) военный поселянин.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________

45. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с преобразованиями Александра II.

1) военная реформа; 2) судебная реформа, 3) реформа алфавита, 4) земская реформа, 5) городская реформа.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:________________

46. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870 гг.

1) мировой судья; 2) земская управа; 3) мировой посредник; 4) предводитель дворянства; 5) всеобщая воинская повинность.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:________________

47. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают названия участников общественных движений в XIX в.

1) славянофилы; 2) декабристы; 3) пугачёвцы; 4) народовольцы; 5) западники.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:________________

48. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.

1) уставная грамота; 2) мировой посредник; 3) городской голова; 4) земский уездный гласный; 5) суд присяжных.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:________________

49. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления в российской истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) мировой посредник 2) фискал 3) кондиции 4) вольные хлебопашцы

Ответ:        

50. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) введение всеобщей воинской повинности

2) отмена крепостного права

3) издание манифеста о незыблемости самодержавия

4) земская реформа

Ответ:        

51. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления в российской истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) мировой посредник 2) коллегии 3) просвещённый абсолютизм 4) жандарм

Ответ:        

52. Запишите слово, пропущенное в схеме.

53. Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Медаль посвящена памяти императора

1) Александра I 2) Николая I 3) Александра II 4) Александра III

54. «Царём-освободителем» называли императора Александра Николаевича, царствовавшего в Российской империи в

1) 1796–1801 гг. 2) 1801–1825 гг. 3) 1825–1855 гг. 4) 1855–1881 гг.

55. Кто из перечисленных государственных деятелей участвовал проведении реформ в России в царствование Александра II? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Е.Ф. Канкрин 2) Д.А. Милютин 3) М.Т. Лорис-Меликов

4) М.М. Сперанский 5) А.А. Аракчеев

Ответ:    

56. Кто из перечисленных государственных деятелей был разработчиком в царствование Александра II? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С.Ю. Витте 2) Д.А. Милютин 3) М.Т. Лорис-Меликов

4) М.М. Сперанский 5) П.Д. Киселёв

Ответ:    

57. Кто из перечисленных государственных деятелей был автором либеральных реформ в России? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.П. Победоносцев 2) М.М. Сперанский 3) А.Х. Бенкендорф

4) Д.А. Милютин 5) С.С. Уваров

Ответ:    

58. Расположите перечисленных исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) А.Н. Радищев 2) Д.А. Милютин 3) Симеон Полоцкий 4) Иван Фёдоров

Ответ:        

59. Установите соответствие между названиями мирных договоров и условиями, которые они содержали:

ИМПЕРАТОРЫ СОБЫТИЯ
А) Александр I 1) издание манифеста о незыблемости самодержавия
Б) Николай I 2) издание Свода законов Российской империи
В) Александр II 3) введение всесословной воинской повинности
  4) издание указа «о вольных хлебопашцах»

 

А Б В
     

Часть 2

1. Из сочинения историка

«Центральным событием эпохи… стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.

Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства – выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д.А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов – низко сидящих броненосцев».

1. Укажите десятилетие, в которое начались реформы, упомянутые в тексте. Назовите российского императора, правившего в этот период.

2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

2. Из воспоминаний современника.

«...Мы читаем в прекрасной душе императора сильное желание утвердить в России действие закона. Гораздо легче отменить новое, нежели старое; гораздо легче придать важности Сенату, нежели дать важность ныне созданному Государственному Совету в глазах будущего преемника.

...Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо; но сии земледельцы не будут иметь земли, которая (в чём не может быть и спора) есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк; обрабатывать господские поля, доставлять хлеб – одним словом, для них работать, как и прежде, или, недовольные условиями, пойдут к другому умереннейшему в требованиях владельцу. В первом случае господа не предпишут ли им самых тягостных условии� Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, – какое разорение! Освобождённые от надзора господ станут пьянствовать, злодействовать, как худо для нравов и государственной безопасности.

Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу, но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, к которой надобно готовить человека исправлением нравственным...».

1. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите, с точностью до четверти века, период его правления.

2. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: