В предыдущей главе мы несколько раз затронули вопрос служения Господу. Так как сейчас мы будем рассматривать, как разрешил Бог эту трудную задачу, которую представляет для человека его душа. Подходя к этому вопросу, нам будет полезно рассмотреть сперва принцип, на котором основано служение. Богом установлены определенные условия, которым подчинено наше служение Ему и которые не может обойти никто из тех, кто хочет Ему служить. Основой нашего спасения, мы это хорошо знаем, является смерть и воскресение нашего Господа; так и условия нашего служения определены с такой же точностью. Как смерть и воскресение Господа являются основанием, благодаря которому Бог принимает нас, так тот же принцип смерти и воскресения является основанием нашей жизни и нашего служения Ему.
Основа всякого истинного служения
Никто не может быть истинным служителем Божиим, не пройдя через принцип смерти и принцип воскресения. На этом основании было служение Самого Господа Иисуса. В 3-ей главе Евангелия от Матфея сказано, что, прежде чем начать Свое служение, наш Господь крестился. Он прошел через воды крещения не потому, что на Нем был какой-нибудь грех или что-либо, что надо было очистить. Нет, мы ведь знаем значение крещения - это символ смерти и воскресения. Господь не начал Своего служения, не став предварительно на это основание. После того, как Господь крестился, приняв добровольно основание смерти и воскресения. Дух Святой сошел на Него; тогда Он начал Свое служение.
Какое наставление для нас во всем этом? Наш Господь был Человеком без греха. На этой земле не было никого другого, кроме Него, кто был бы без греха. А между тем, будучи Человеком, Он имел Личность, отличавшуюся от Своего Отца. Касаясь Личности нашего Господа, мы приступим к этому со святой осторожностью. Вспомним, что сказал Господь о Самом Себе: „Не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня" (Иоан. 5, 30). Что значат эти слова? Безусловно, они не означают, что Господь не имел Своей воли. Мы видим из Его слов, что у Него была Своя воля. Будучи Сыном Человеческим, Он имел Свою волю, но Он ей не подчинялся. Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. Это было самым главным. Разница, отличавшая Его от Отца, происходила от человеческой души, которая была в Нем, которую Он принял, сделавшись „подобным человекам" (Фил. 2, 7). Будучи совершенным Человеком, наш Господь имел душу и тело, как и мы имеем душу и тело, и Он мог бы действовать Своей душой, то есть поступать самостоятельно, по Своей воле.
|
Мы знаем, что тотчас после крещения и до того, как Господь начал Свое служение, приступил к Нему сатана, искушая Его. Он предложил Господу для удовлетворения насущной потребности превратить камни в хлеб; немедленно заставить признать Себя Сыном Божиим, чудесным образом спустившись на паперти храма; немедленно захватить предназначенную Ему власть над этим миром. Нам кажется странным, что искуситель старался заставить Его сделать все это. Нам кажется, что сатана мог бы постараться толкнуть Его на более грубый грех. Но он этого не сделал. Более сообразительный, чем мы, он только сказал Господу: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мат. 4, 3). Что диавол хотел этим сказать? В сущности это был вызов: „Если Ты Сын Божий, то докажи это на деле. Несомненно, многие будут говорить о том, чем Ты Себя делаешь. Почему не выявить Себя сразу же, подтвердив это неопровержимыми доказательствами?" Хитрая цель лукавого врага состояла в том, чтобы заставить Господа действовать самостоятельно, - то есть своей душой - но Господь категорически отверг всякое действие, исходящее от нашей ветхой природы. В Адаме человек действовал сам независимо от Бога; вся трагедия Едемского сада произошла из-за этого. Но теперь, находясь в том же положении, Сын Человеческий избрал другое основание. Позднее Господь определяет Свой образ действий, как основной принцип Своей жизни: „ Сын ничего не может творить Сам от Себя" (Иоан. 5, 19). (Это „от Себя" в греческом подлиннике, - „как исходящее от Самого Себя", звучит особенно выразительно.) Все служение Господа было основано на отречении от жизни Своей души.
|
Мы можем с уверенностью сказать, что все, что сотворил Господь на этой земле до Своей смерти на Кресте, было совершено Им на основании принципа смерти и воскресения, тогда как историческое событие Голгофы еще только предстояло в будущем. Итак, все было совершено Господом на этом основании. И если Сын Человеческий, чтобы исполнить Свое служение, должен был пройти через смерть и воскресение (символически и в принципе), то может ли это быть иначе для нас? Безусловно, никакой Божий служитель не может служить Ему, не познав действие того же принципа в своей жизни. Это вне всякого сомнения.
Перед своим вознесением Господь ясно указал на это Своим ученикам. Он умер, и Он воскрес, и Он велел им ожидать в Иерусалиме сошествие Святого Духа. Что означала эта сила Духа Святого, эта „сила свыше", о которой им говорил Господь? Это не что иное, как сила Его смерти. Его воскресения и Его вознесения. Образно выражаясь, Святой Дух - это сосуд, в который вложена вся ценность смерти, воскресения и вознесения, для того чтобы все это могло быть дано нам. Святой Дух „содержит" эти ценности и делает людей причастниками их. Поэтому Дух Святой не мог быть дан людям до тех пор, покамест Господь не был прославлен. Только после этого Дух Святой мог сойти на мужчин и женщин, чтобы они могли быть Его свидетелями. А без ценности смерти и воскресения Христа это свидетельство невозможно.
|
В Ветхом Завете мы видим тот же принцип. Я хочу вам напомнить хорошо известное место из семнадцатой главы Книги Числа. Там говорится о том, что служение Аарона оспаривалось. Был поднят вопрос: подлинно ли Аарон был избран Богом? В народе царило известное недоверие, и люди говорили: „Мы незнаем, был ли этот человек действительно назначен Богом; мы этого не знаем!" И Господь показал, кто является Его служителем и кто не является таковым. Как Он это сделал? Двенадцать сухих, мертвых палок с именами, надписанными на каждой из них, были положены пред Господом в скинии собрания, перед ковчегом откровения, и были оставлены там целую ночь. И утром Господь указал избранного Им служителя через жезл, который пустил почки, расцвел и принес миндали.
Мы все знаем значение этого. Жезл, покрывшийся почками, говорит о воскресении. Смерть и воскресение свидетельствуют о том, что служение признано Богом. А без этого мы не представляем никакой ценности. Расцветший жезл Аарона показал, что он служит на верном основании. Бог признает Своими служителями только тех, кто, пройдя через смерть, подвизается на основании воскресения.
Мы уже видели, что смерть Господа имеет различные действия и имеет несколько аспектов. Мы знаем ее действенность в отношении наших грехов. Мы знаем, что прощение наших грехов основано на пролитии Крови и что без пролития Крови не бывает прощения. Затем мы видели, из 6-ой главы к Римлянам, что смерть освобождает от власти греха. Мы узнали, что наш ветхий человек был распят, дабы нам не быть уже рабами греха, и мы поблагодарили Господа за то, что Его смерть освободила нас также и от власти греха. Потом еще встал вопрос воли нашего „я", и для нас стала явной необходимость в посвящении себя Богу. После этого мы видим, что смерть действует в нас, чтобы освободить место Духу, предрасполагающему нас отвергнуть нашу волю и пребывать в послушании Господу. Все это составляет лишь исходную точку нашего служения, но не затрагивает еще главной сути вопроса. У нас, может быть, еще не достает знания о значении души.
И в 7-ой главе Послания к Римлянам нам открывается еще другая фаза, где встает вопрос святости жизни - святости личной и живой. Мы видим здесь истинного человека Божия, который, стараясь угодить Богу своею праведностью, становится под закон; и закон открывает ему его греховную сущность. Этот человек пытался угодить Богу своими плотскими силами, и Крест должен привести его к тому, что, наконец, прозрев, он воскликнет: „Я не в состоянии угодить Богу своими силами; единственное, что я могу сделать, это доверить себя Святому Духу, чтобы Он выполнил во мне это". Я думаю, что некоторые из нас прошли через глубокие воды, чтобы уразуметь эту истину и понять всю ценность смерти Господа, действенную также и в этой области.
Заметим, что есть большая разница между „плотью", о которой говорится в связи со святостью жизни в 7-ой главе к Римлянам, и деятельностью природной силы души в служении Господу. И даже когда мы будем знать все то, о чем мы сейчас говорили, - и знать все это на опыте, - то все же, остается еще одна сфера, в которой также нужно действие смерти Господа, чтобы мы могли быть годными для служения Ему. Господь не может употребить нас на служение, покамест и это действие Его смерти не будет выполнено в нас. Сколько служителей Божиих, по китайской поговорке, строят стену в четыре метра только для того, чтобы разрушить ее потом до основания! Мы трудимся в одном направлении, и в то же время мы разрушаем не только свою работу, но часто и труд других, потому что в нас еще есть нечто, не затронутое Крестом.
Мы сейчас рассмотрим, как Господь разрешил вопрос души, чтобы нам понять ее влияние в служении Господу.
Субъективное творчество Креста
Мы возьмем четыре места из четырех благовествований: От Матфея 10, 34-39: „Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее: а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее".
От Марка 8, 32-35: "И говорил о сем открыто (о Своей смерти). Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее".
От Луки 17,32-34: "Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее, а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели; один возьмется, а другой оставится".
От Иоанна 12, 24-26: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в этом мире сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я. там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой".
Эти четыре места имеют общие черты. В каждом из этих мест Господь говорит о деятельности человеческой души, и в каждом из них Он касается иного облика или иного проявления жизни души. В этих стихах Господь очень ясно указывает нам, что вопрос человеческой души можно разрешить, но для этого есть только один способ - это каждый день нести свой крест, следуя за Господом.
Как Мы только что видели, жизнь души или природная жизнь, о которой идет здесь речь, значит гораздо больше, чем ветхий человек или плоть, о которых говорится в других местах Писания. Мы старались указать, что в отношении нашего ветхого человека - Бог ясно, определенно это подчеркивает - Он выполнил все, распяв нас со Христом на Кресте. В Послании к Га-латам мы видели, что аспект „распятия" на Кресте упоминается три раза как нечто уже совершившееся. И в Послании к Римлянам 6, 6 тоже ясно сказано, что „наш ветхий человек был распят", следовательно, если время глагола „был" имеет значение - мы можем это выразить таким образом: „Наш ветхий человек был окончательно и навсегда распят". Это уже было выполнено, и мы должны принять сказанное нам как Божие откровение и верою применить к себе.
Но есть еще другой аспект Креста, который включает это выражение: „каждый день нести свой крест". Я был распят на Кресте; теперь я должен его нести; и „нести свой крест" - это вопрос нашего внутреннего состояния. Это то, что мы подразумеваем, когда говорим „субъективное творчество Креста". Кроме того, это еще и ежедневное хождение, это - следовать за нашим Господом шаг за шагом. Перед нами теперь вопрос нашей души, и заметим, что ударение не то же самое, как оно было, когда речь шла о нашем ветхом человеке. Нам здесь не сказано о „распятии" самой души в таком значении, как если бы наши дарования и наши природные способности, наша личность и наша индивидуальность должны быть полностью устранены. Если бы это было так, то слова, призывающие нас стоять „в вере ко спасению души" (Евр. 10, 39), не были бы нам сказаны. Или же эти: "радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ" (1 Пет. 1, 8-9). Или: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лук. 21, 19). Нет, не в таком смысле мы теряем наши души, потому что это было бы полной потерей нашего индивидуального существования. Наша душа со всеми ее природными дарованиями оставлена нам, но Крест должен провести эти дарования через смерть, - Крест должен поставить на этих дарованиях печать смерти Христа - чтобы вернуть их нам потом воскресшими в той мере, как будет угодно Богу.
Это то, что имеет в виду апостол Павел, когда пишет Филиппийцам, изъявляя свое желание „познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его" (Фил. 3, 10). Эта печать смерти всегда оставлена на душе, чтобы привести ее в полное и постоянное подчинение Духу и чтобы она никогда не действовала самостоятельно, то есть независимо от Духа. Только Крест, действующий таким образом, мог из такого выдающегося человека, как апостол Павел, с таким умом и природными способностями, о которых он вскользь упоминает в Послании к Филиппийцам в 3-ей главе, сделать из него человека, который до такой степени боится собственных сил, что пишет коринфянам: „Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (I Кор. 2, 2-4).
Душа - это местопребывание наших чувств, и мы знаем, какое влияние они оказывают на наши решения и на наши действия! Заметим, что в самих чувствах нет ничего плохого, однако это они порождают в нас естественную склонность к другой личности, что может в результате повлиять неправильно на все наше поведение. Поэтому, в первом из четырех приведенных нами мест. Господь предостерегает нас: „Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мат. 10, 37-38). Мы видим, что путь Креста указан нам, как единственный правильный путь, чтобы следовать за Господом. И Господь тотчас добавляет: "Сберегший душу свою потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, сбережет ее" (Мат. 10, 39).
В этой тонкой деятельности наших чувств есть тайная опасность сойти с пути Божиего; и главная суть этой опасности - наша душа. Крест должен действовать и в этом, я должен „потерять" свою душу в том значении, какое придает этому слову Господь и которое мы стараемся сейчас объяснить.
Многие из нас знают, что значит потерять свою душу. Это означает, что мы не можем больше исполнять ее желания; мы не можем больше ей уступать; мы не можем больше ей угождать; это и есть „потеря" души. Мы проходим через тяжелые переживания, чтобы отучить нашу душу от требований, предъявляемых ею. И надо сознаться, что очень часто не определенный грех препятствует до конца следовать за Господом. Очень часто мы бываем удержаны на этом пути какой-нибудь скрытой любовью или какой-нибудь вполне естественной привязанностью, которые могут заставить нас сойти с истинного пути. Да, чувства играют большую роль в нашей жизни, и Крест должен войти в нашу душу, чтобы совершить свое творчество в ней.
Теперь мы перейдем к 8-ой главе от Марка. Я думаю, что это место имеет очень важное значение. Наш Господь по дороге в селение Кесарии Филипповой только что открыл Своим ученикам, что Он должен много пострадать от руки старейшин иудейских и быть убитым. Тогда Петр, движимый любовью к своему Учителю, прекословил Ему: „Господи, не делай этого! Пожалей Себя! Да не будет этого с Тобою!" - Из любви к своему Учителю он умоляет Его пощадить Себя. И Господь осуждает Петра так, как Он осудил бы сатану, потому что Петр не думал о том, что Божие, а о том, что человеческое. И всем присутствующим там Господь еще раз повторяет эти слова: „Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Map. 8, 34-35).
Еще раз встает вопрос о душе, и здесь особенно выступает ее желание сохранить себя. Мы видим тонкую политику души, которая говорит: „Если я смогу жить, то я буду делать все, что угодно, я готова на все; но надо чтобы я жила!" Как если бы она воскликнула в отчаянии: „Идти на Крест, быть распятой? Но это слишком много! Пожалей самого себя! Подумай о себе! Неужели ты пойдешь против самого себя, чтобы следовать за Господом?" Некоторые из нас хорошо знают, что, следуя за Господом, нам часто нужно идти против голоса души - кашей души или против голоса других душ - и предоставить Кресту привести к молчанию этот инстинкт самосохранения.
Боюсь ли я Божией воли? Святая женщина, о которой я уже упоминал и которая так повлияла на течение моей жизни, часто задавала мне этот вопрос: Любите ли вы волю Божию?" Я не знаю другого вопроса, который так глубоко проникал бы в сердце, как этот. Помню, однажды у нее были затруднения. Она знала, что хочет от нее Господь, и в глубине своего сердца она тоже этого хотела, но ей было трудно исполнить это. И я слышал, как она молилась: „Господи, я признаюсь, что мне это не нравится, но молю Тебя не уступай мне. Потерпи, Господи, - и я уступлю Тебе". Она не хотела, чтобы Господь, сжалившись над ней, уменьшил Свои требования к ней. Она ничего другого не желала, лишь только исполнить Его волю.
Иногда, чтобы исполнить Его волю, мы должны быть готовы оставить даже то, что мы считаем хорошим и ценным - да и может быть даже что-нибудь из Божиего дела. Забота Петра о своем Господе была продиктована природной, душевной любовью. Mы, может быть, думаем, что Петр, который так любил Господа, мог позволить себе упрекнуть Его. Только очень сильная любовь могла побудить его сделать это! Да, но когда дух чист, освобожденный от всякой примеси чувств души, тогда мы не впадем в ошибку Петра. Тогда мы распознаем Божию волю, и только в ней мы найдем радость нашему сердцу. И мы не прольем ни одной слезинки из сочувствия к нашей плоти. Да, действие Креста проникает очень глубоко, и здесь мы еще раз видим, насколько его действие должно быть реальным в отношении нашей души.
Господь еще раз говорит о нашей душе в 17-ой главе от Луки, и на этот раз Он говорит о ней в связи со Своим вторым пришествием. Он говорит о том дне, "когда Сын Человеческий явится", и Он проводит параллель между этим днем и днем, „в который Лот вышел из Содома" (стих 29 и 30). Немного ниже Он говорит о „восхищении" этими словами, трижды повторенными: „ Один возьмется, а другой оставите" (стих 34-36). Но между ссылкой на призыв Лота выйти из Содома и намеком на восхищение Господь произносит эти замечательные слова: "В этот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад: вспоминайте жену Лотову" (31-32). Вспоминайте жену Лотову? Почему? Потому что, „ кто станет сберегать душу свою, тот погубить ее; а кто погубит ее, тот оживит ее (ЗЗ)".
Если я не ошибаюсь, это единственное место в Новом Завете, где говорится о нашем ответе на призыв к восхищению. Может быть, мы думаем, что, когда Сын Человеческий придет, мы будем взяты, так сказать, автоматически, потому что мы прочли в Послании к Коринфянам, что мы „все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе...". Но, как бы мы не согласовали эти два места, во всяком случае, сказанное нам в 17-ой главе от Луки должно заставить нас задуматься, так как здесь сильно подчеркнуто, что один берется, а другой оставляется. Здесь речь идет о нашей реакции в тот момент, когда будет призыв к восхищению, и поэтому Господь так настоятельно увещевает нас быть готовыми. "Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш прийдет" (Мат. 24, 42).
Несомненно, для этого есть причина. Ясно, что призыв к восхищению в последнюю минуту не создаст в нас чудесную перемену без всякой связи с нашим следованием за Господом. Нет, в этот момент откроется, что является истинным сокровищем нашего сердца. Если это Сам Господь, то мы не станем оглядываться назад. Один взгляд, брошенный назад, решит все. Так легко привязаться к Божиим дарам больше, чем к самому дарующему, - и я добавлю, к делу Божию больше, чем к Самому Богу.
Позвольте мне привести пример. Я сейчас пишу книгу. Я уже написал восемь глав, и мне надо закончить последнюю, девятую, главу, из-за которой я взываю к Господу, прося Его помощи. И если бы в этот момент раздался призыв - „Подымайся в высь!" - а моей реакцией будет - „А моя книга!" - то я могу получить такой ответ: „Хорошо, оставайся внизу и заканчивай книгу!" Это ценное дело, которое мы делаем здесь на земле, „в Его доме", может оказаться достаточным, чтобы задержать нас, как гвоздем прибитых к земле.
Это все тот же вопрос, жить ли нашей душой или жить по духу. В этом отрывке из Благовествования от Луки жизнь души описана как занятая земными делами; и заметим, что эти дела не преступные. Господь перечисляет все эти действия, вполне законные: женились, садили, ели, продавали, - и в которых, по существу, нет ничего плохого. Но самый факт быть поглощенными до такой степени, что наши сердца привязаны ко всему этому, будет достаточным, чтобы удержать нас здесь на земле. Единственный способ избежать эту опасность - это потерять свою душу. Это замечательно иллюстрировано поступком Петра, когда на берегу озера он узнал воскресшего Господа. Хотя он вместе с другими учениками вернулся к своим прежним занятиям, он не подумал в этот момент ни о лодке, ни даже о чудесно наполненных рыбой сетях. Когда Петр услышал сказанное Иоанном: „Это Господь", тогда - читаем мы - он "бросился в море" (Иоан. 21, 7).
Это - истинное отрешение. Для нас весь вопрос в этом: где мое сердце? Крест должен произвести в нас подлинное отрешение от всего и от всех, кроме Самого Господа.
Но, обсудив все это, мы обсудили лишь только внешние стороны деятельности души. Душа, попускающая своим чувствам управлять ею; душа, усиливающая в самой себе и желающая вмешиваться во все; душа, поглощенная земными интересами, короче говоря - все это только поверхностное, еще не затрагивающее сердцевины вопроса. Есть еще нечто более глубокое, которое мы попытаемся сейчас обсудить.
Крест... и много плода!
Прочтем еще раз это место: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее: а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Иоан. 12:24-25).
Мы видим здесь внутреннее творчество Креста, о котором мы уже говорили - о потере своей души - связанным и сравниваемым с аспектом смерти Самого Господа Иисуса, изображенного пшеничным зерном, то есть с Его смертью ввиду приумножения. Цель, которая имеется здесь в виду, это плод, много плода. Господь Иисус - пшеничное зерно, в Котором есть жизнь, но „Он пребывает один". Он имеет власть дать Свою жизнь другим, но для этого Он должен вкусить смерть.
Мы знаем путь, пройденный Господом Иисусом. Он вкусил смерть, и Его жизнь возникла во многих других жизнях. Сын умер, и Он воскрес как Первенец среди „многих сынов". Он отдал Свою жизнь для того, чтобы мы могли ее принять. В этом аспекте Его смерти призываемся умереть и мы. Этим Господь ясно указывает нам ценность нашего подобия Его смерти, что означает потерю нашей природной жизни и потерю нашей души, чтобы быть теми, которые дают жизнь, которые разделяют с другими новую Божию жизнь, находящуюся в нас. Это путь истинного служения, путь подлинного плода Богу. Как говорит апостол Павел: "Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас" (2 Кор. 4, 11-12).
Итак мы приходим к сердцевине нашего вопроса. Если мы приняли Христа, то в нас есть новая жизнь. Мы все имеем это драгоценное благо, это сокровище в сосуде. Слава и благодарение нашему Господу за Его истинную жизнь в нас! Но почему же Его жизнь так слабо выражена в нас? Почему же на практике Он остается один? Почему же Его жизнь не переливается так, чтобы передаваться другим? Почему же она так слабо выражена даже в нашей жизни? Причина, отчего так мало признаков этой жизни, тогда как она действительно в нас, это оттого, что наша душа обволакивает и ограничивает эту жизнь (как верхняя оболочка обволакивает пшеничное зерно), так что новая жизнь не может проявиться. Мы живем нашей душой. Мы работаем и служим нашими собственными природными силами. Мы не живем Божией жизнью. Это наша душа препятствует проявлению Божией жизни. Потеряем ее ~ это путь полноты.
Темная ночь - утро воскресения
Итак, мы возвращаемся к жезлу миндального дерева, положенного в святилище на всю ночь - темную ночь, когда ничего нельзя было видеть, - и утром жезл Аарона расцвел. Это прообраз смерти и воскресения, жизни отданной и жизни вновь найденной, и тогда служение одобрено. Но, как осуществить это на практике? Как я буду знать, что Бог одобрил мое служение?
Прежде всего нам нужно выяснить один очень важный пункт. А именно, нам надо знать, что наша душа со всем своим запасом энергии и со всеми природными способностями будет сопутствовать нам до самой смерти. И до самой смерти, изо дня в день, постоянно будет необходимо глубокое действие Креста, чтобы устранять этот природный источник. Это непременный закон служения, утвержденный этими словами: „ Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Map. 8, 34). И мы никак не можем обойти его, ибо, кто хочет избежать его, "тот не достоин Меня" (Мат, 10, 38), и „mom не может быть Моим учеником" (Лук. 14, 27). В нашей жизни смерть и воскресение должны быть постоянно действующим принципом, чтобы нам „потерять" нашу душу и чтобы Дух имел полную свободу.
Возможно, что нам придется пройти через какие-нибудь переживания, вследствие чего наша жизнь полностью изменится, а также и наше служение Богу. Это узкая дверь, через которую мы вступаем на совершенно новый путь. Яков пережил такой кризис в Пенуэле. Яков сваей природной силой старался служить Богу и исполнить Его намерение. Он хорошо знал сказанное Богом, что ^больший будет служить меньшему" (Быт. 25, 23), и он силился выполнить это Божие намерение своим природным умом и своими природными силами. И Бог вынужден был парализовать эту природную силу в нем, и Он это сделал, коснувшись сустава бедра его. И хромал потом Яков на бедро свое, но он стал другим Яковом, что повлекло за собою перемену его имени. У Якова остались ноги» и он мог ходить, но сила их была задета, и он страдал от болезни, от которой он никогда не выздоровел полностью.
Бог должен привести нас к тому, - я не могу вам сказать, как Он это сделает, но Он это сделает - что природная сила будет задета и основательно ослаблена, так что мы не посмеем больше доверять себе. Господь должен был действовать очень строго в отношении многих из нас. Он повел нас путем трудным и болезненным, чтобы привести нас к этому. В нашей жизни наступает такой момент, когда мы боимся делать что-нибудь для Господа. Но это как раз то состояние, когда Бог, наконец, сможет начать пользоваться нами, как Своим орудием.
Я могу вам сказать, что через год после моего обращения у меня появилась страсть проповедывать. Я не мог молчать. Как бы какая-то внутренняя сила заставляла меня говорить, и я должен был ей подчиняться. Проповедывать стало моей жизнью. Господь, по Его великой милости, может позволить нам продолжать такое служение довольно долго и даже благословлять его до известной степени, покамест не наступит день, когда эта движущая нами природная сила будет затронута. И в дальнейшем мы не станем это делать, потому что нам это нравится, а потому что Господь этого хочет. До этого переживания мы могли проповедывать из-за удовлетворения, которое мы получали от такого служения Богу. Однако, Господь не мог получить от нас того, что Он желал, потому что такое служение не может удовлетворить Господа. Мы жили нашей природной, капризной жизнью, рабы нашего темперамента. Если наша впечатлительность нас побуждает, то мы отдаем все наши силы на Божие дело, но если наши чувства будут толкать нас в противоположную сторону, то мы отказываемся действовать, даже в том случае, когда наши обязанности требуют этого. Мы не покорны в руках Господних. И Он должен ослабить в нас эту силу наших чувств, наших симпатий и антипатий, чтобы мы делали то, что желает Господь, а не то, что нравится нам. И тогда мы будем делать то, что угодно Господу независимо от того нравится ли нам это или не нравится. Мы не станем делать то или иное Божие дело только потому, что мы получаем от этого какое-то личное удовлетворение. Нет, мы будем его делать, потому что такова Божия воля, и не ожидая при этом никаких радостных ощущений. Истинная радость, которую мы познаем, исполняя Его волю, гораздо глубже наших переменчивых чувств.
Бог хочет научить нас, чтобы мы, как только Он выразит Свою волю, исполняли ее немедленно. Это - дух служителя. „Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39, 8-9). Но такой дух не появится ни в ком „естественно". Такой дух может появиться только тогда, когда наша душа, очаг нашей энергии, нашей силы воли, наших природных чувств, узнает прикосновение Креста. Такой дух служителя ищет Бог, и Он хочет, чтобы такой дух был в каждом из нас. Путь, ведущий нас к этому, может быть для одних скорбным и длительным, для других же внезапным и острым кризисом. У Бога - Свои пути для каждого, и мы должны чтить Его волю.
Каждый истинный Божий служитель, в какой-то момент своей жизни, должен пройти через такой перелом, после чего он никогда уже не сможет оправиться совсем, так как никогда больше он не будет таким, каким он был до этого. В нас должен водвориться подлинный страх самих себя. Мы будем бояться чего-либо, исходящего от нас самих, или делать что-либо своей собственной силой, потому что, как Яков, мы будем знать, какому строгому наказанию будем подвержены, если будем действовать от себя. Мы будем знать, какое мучение испытаем мы в наших сердцах пред Господом, если будем действовать по побуждению нашей души. Мы все в той или иной степени знаем наказывающую нас руку Бога любви, Который „поступает с нами, как с сынами" (Евр. 12, 7). Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии и Его наследники, и о той славе, которая откроется в нас, „если только с Ним страдаем" (Рим. 8, 16-17), и терпим наказание, покоряясь „Отцу духов", и взываем: „Авва, Отче!"
Но когда все это действительно будет пережито нами, то мы будем на новом основании, которое мы назовем: „основание воскресения". Может быть для того, чтобы на опыте познать принцип смерти, нам придется пережить настоящий перелом в нашей жизни, но зато потом мы увидим, что через воскресение Бог освободил нас. То, что было утеряно, будет возвращено нам, но впредь уже на новом основании. Теперь закон жизни действует в нас, - это новая способность, новая сила, одушевляющая нас и дающая истинную жизнь. Да, утерянное нами будет возвращено нам, - но отныне в повиновении Духу и под Его контролем.
Я хотел бы, чтобы мы это ясно поняли. Если мы хотим быть духовными мужчинами и женщинами, то для этого нам не нужно отсекать ноги и руки, наше тело оставлено нам. И таким же образом и наша душа со всеми ее способностями оставлена нам, но теперь она больше не является источником нашей жизни. Мы больше не живем нашей душой, мы больше не черпаем в ней нашу энергию, чтобы жить ею, мы теперь только пользуемся ею. Если тело становится нашей жизнью, то мы живем, как животные. Если душа становится нашей жизнью, то мы живем, как беглецы, как непокорные Богу, - может быть талантливые, культурные, образованные, но чуждые Божией жизни. Но когда мы живем в Духе и по Духу, то хотя мы и пользуемся способностями нашей души, как и нашими физическими силами, но теперь они употреблены на служение Духу; и когда мы приходим к этому, тогда Бог действительно может употребить нас на служение.
Большим затруднением для многих является эта темная ночь. Один раз в моей жизни Господь по великой милости Своей отстранил меня на долгие месяцы, оставив меня в абсолютной темноте. Это было почти, как если бы Он оставил меня совсем, - как если бы больше ничего не было, как если бы все было кончено. И потом постепенно Он мне вернул то, что казалось навсегда утерянным. Всегда появляется соблазн помочь Богу и самим все поправить; но будем помнить, что нам надо провести целую ночь в святилище, целую ночь в темноте. Мы не можем ускорить конец. Бог знает, что он делает.
Нам хочется пережить смерть и воскресение в течение одного часа. Нас пугает мысль, что Бог может отстранить нас на долгое время; мы не переносим ожидания. Я не сумею сказать, сколько времени Господь найдет нужным продержать нас в таком состоянии, но я думаю, что в принципе для каждого из нас есть определенный срок. Нам кажется, что все идет не так, как надо. Все, что было дорого нам, выскальзывает из наших рук. Нам кажется, что мы находимся за глухой стеной без выхода. Нам кажется, что служение других благословляется, тогда как мы сами покинуты и забыты. Но будем ждать терпеливо! Все покрыто тьмой, но это только на одну ночь. Действительно нужно, чтобы прошла целая ночь, но она пройдет. И мы увидим, что все нам возвращено в славном воскресении. И разница между тем, что было раньше и сейчас, неизмерима!
Однажды я сидел за чайным столом с одним молодым братом, которому Господь тоже говорил о нашей природной энергии. И этот брат сказал мне: „Какое благословенное переживание знать, что Господь нашел нас и коснулся нас таким существенным образом и что мы приняли это ослабляющее нас прикосновение". На столе стояла тарелка с печеньем, я взял одно из них и разломил на два, как бы желая его есть. Затем, тщательно составив вместе обе половины, я сказал ему: „Это печенье кажется восстановленным, однако оно уже никогда не будет таким, каким оно было прежде. Не так ли? Так же и когда наши силы один раз сломлены, то мы предоставляем себя Богу, при Его малейшем прикосновении.
Это всегда так. Господь знает, что Он делает со Своими. Своим Крестом Господь выполнил все нужное, чтобы слава Сына проявилась в сынах. Я думаю, что Его ученики, последовавшие по этому пути, могут повторить слова апостола Павла, который мог сказать, что он служит Богу: "духом моим в благовествовании Сына Его" (Рим. 1, 9). Как и апостол Павел, они также поняли, в чем состоит истинное служение: „Мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся" (Фил. 3, 3).