Гл.4 «Контакты с призраками и демонами»




стр. 188

Вряд ли в мире существует народ, способный тягаться с тибетцами в количестве разнообразии и колоритности легенд, повествующих о призраках и демонах. Если верить народным преданиям, то выходит, что в Земле Снегов злых духов чуть ли не больше, чем людей.

 

Стр.193-197

…кажется вполне логичным, что ученик, который провёл много часов в населённом демонами месте, вызывая злых духов, может засомневаться в существовании этих так и не увиденных им созданий.

Я спрашивала об этом у нескольких лам.

- Ученики и вправду иногда перестают верить в демонов, - ответил гешес (доктор права и философии) из Дерге. – Собственно, говоря, это одна из основных целей учителей-мистиков. Но если ученик станет скептиком раньше положенного срока, то он не обретёт бесстрашия - того, ради чего упражнение было задумано. Более того, учителя не поощряют обычный скептицизм, считая его ложным. Ученик должен понять, что боги и демоны существуют лишь для тех, кто в них верит, и что лишь тем, кто поклоняется или боится их, они могут принести удачу или зло. Но в самом начале учёбы недоверием проникаются очень немногие – большинство же новичков действительно видят страшных призраков.

 

Этих людей погубил страх. Их видения были порождением их же воображения. Демоны не могут убить того, кто в них не верит.

 

Механизм запугивания новичков продуман в этом ритуале так досконально, что бывали даже случаи внезапного умственного помешательства или гибели его участников.

 

Стр.202

Решив приобщиться к необычным странствиям такого рода, я сделала первую остановку около озера со скалистыми берегами. Меня окружал совершенно пустынный и безжизненный ландшафт, изъявший из моей души чувства страха и безопасности, радости и печали. Я словно погрузилась в бездонную пропасть равнодушия.

 

стр. 204

случайность … - / каковое слово есть\ всего лишь удобное обозначение скрытых причин

стр.207

… правом заботиться о посмертных надобностях покойного обладают лишь представители того монастыря, которому мирянин приходился духовным сыном или который при жизни он поддерживал.

Узнав печальную новость, с разных сторон прибывали друзья покойного, каждый из них что-то нёс в подарок его родственникам, чтобы как-то их утешить.

… затем было пение трапп, звон колокольчиков, рокот барабанов и кимвалов и обычный в таких случаях обильный стол для всех присутствующих. По традиции, трапеза происходила напротив разлагающегося трупа, сидящего в большом котле и закутанного в многие одежды. Позже, когда всё окончилось, мертвец был вынесен на маленькое горное плато, разрублен на куски и оставлен там как последняя жертва стервятникам.

 

Стр.211

Теперь я понимала, что означает чёд для того, кто сам себя заводит, пока ритуал полностью не загипнотизирует его. Траппе действительно казалось, что упыри терзают его.

Стр.215

… такие случаи, когда во время ритуала новичкам кажется, что демоны раздирают их тело на куски, - отнюдь не редкость, как и постепенное физическое увядание послушника. Не читая описанного выше, я лично была свидетельницей двух или трёх происшествий подобного рода. В этих случаях наставники горемычных кандидатов на звание налджорпы … отказывались упокоить юношей, объяснив, насколько субъективны испытываемые ими чувства. Более того, многие из учителей-мистиков, как я уже упоминала, полагают, что эти ощущения не совсем обманчивы.

 

Стр.217

гомчены иногда собираются и совершают чёд вместе: то ли ритуал навевает им приятные воспоминания юности, то ли у них есть на это какие-то другие, только им известные причины. Но в таких случаях мрачный обряд предстаёт уже совсем в ином свете: теперь это мистическое пиршество, и ликующие налджорпы празднуют свою полную свободу.

Мне посчастливилось видеть некоторых из этих анахоретов, рослых уроженцев Кхама, облачённых в живописные отшельничьи одеяния, длинными до пят волосами, заплетёнными в косички. Под необычную музыку ручных барабанов и костяных труб они танцевали под звёздами, в величавых чащобах на самой верхушке земного шара. Горделивая радость светилась на их исступлённых лицах: ламы смогли растоптать чувства, лихорадящие разум надеждами и страхами, «нестерпимой жаждой» и «мучительной погоней за иллюзиями».

 

Гл.5 Ученики в древности и в наши дни

 

Тр.221

Тибетской мистической литературе распространены мотивы подобных побед над дакини, одерживаемых либо простым насилием, либо с помощью магии. Это аллегория постижения истины, аллегория некоторых процессов духовного самосовершенствования.

 

Стр.223

Мистическое учение Короткого Пути позволяет человек понять истинную природу своих поступков, тем самым освобождая его от их последствий, и обеспечивает достижение состояния будды «всего за одну жизнь». Ели он сумеет уловить смысл учения и постичь его, то больше никогда не родится, а значит, избежит мучительной жизни в чистилище.

 

Прим. На стр.225

Ортодоксальным браминам нельзя употреблять алкоголь. Предложить брамину вино или что-то ещё из спиртного означает низвести его до человека низшей касты, унизив тем самым его достоинство.

 

стр.232-233

Какими бы бесчеловечными ни казались телесные испытания, которые, как полагают отшельники, полезны для проверки моральных качеств ученика, они составляют самую лёгкую часть обучения. Наиболее страшные испытания – психологические.

Начинаются они в тот самый миг, когда желающий пройти посвящение обращается к анахорету-мистику с просьбой взять его в ученики. Столько разных слухов ходит об этих гомченах, их жизнь окутана такой таинственностью, а внешность их и немногие оброненные ими слова столь необычны, что эти люди вызывают у тибетцев почти суеверный ужас, их боятся больше, чем богов и демонов. Иначе и быть не может: считается, что гомчены способны подчинять себе и богов, и демонов.

… обратиться к такому учителю, доверить ему своё настоящее и будущее – рискованный шаг.

Духовное воспитание, проводимое с таким настроем, в такой местности и под руководством такого учителя – это всегда что-то запредельное. …

… ели такие пытки не ведут ученика в могилу, то однажды утром он очнётся от страшного сна, понимая всё, что нужно, поклонится в ноги невозмутимому учителю и зашагает прочь, не нуждаясь больше в уроках.

 

Гл.6 Оккультная физкультура

 

Стр.254

В Тибете существует множество техник, в которых используется не только внутренняя концентрация, но и разнообразные дыхательные упражнения. Цель тех, кто их практикует, может быть как духовного, так и физического характера. Все такие техники называются лунг-гом.

Если верить ламаистам, ключ к чародейству следует искать именно в этих весьма любопытных практиках. Между тем тщательное расследование способно несколько охладить восторги по поводу достигаемых таким образом результатов. Тем не менее нельзя отрицать, что мастера лунг-гом иногда демонстрируют настоящие чудеса.

Подобные упражнения, как утверждают, могут принести самые разные плоды, но, как правило, словом лунг-гом обозначают занятия, направленные на развитие необычайной проворности и способности с немыслимой скоростью перемещаться в пространстве.

 

Стр.257-258

Чтобы сохранить доверие и уважение (тибетцев), вызываемое моим монашеским одеянием, а также тёплое отношение со стороны тибетцев, я должна была подчиняться тибетским обычаям – в особенности же религиозным. Это являлось серьёзной помехой и часто очень сильно снижало научную ценность моих наблюдений – но это была неизбежная плата за допуск в область, охраняемую намного тщательней, чем земные границы Тибета. Вот и сейчас я должна была отказаться от полноценного исследования и удовлетвориться одним лишь видом необычайного путешественника.

Тем временем он уже почти поравнялся с нами; я хорошо видела его спокойное, бесстрастное лицо и устремлённый куда-то вдаль поверх наших голов пристальный взгляд широко раскрытых глаз. Этот человек не бежал. Он словно парил над землёй, прыжками продвигаясь вперёд. Он казался упругим и подскакивал, словно мяч, едва касаясь ногами земли.

 

Стр. 260

Ходьбу в течение 24-х часов нельзя считать рекордом, если речь идёт о таких прекрасных ходоках, как тибетские горцы.

 

Стр.265

Приведённое ниже упражнение пользуется наибольшей популярностью среди тех отшельников, интеллектуальный уровень которых нельзя назвать высоким, - а таких в Тибете немало.

Монах сидит крестив ноги на большой и толстой подушке. Он делает медленный и глубокий вдох, словно хочет заполнить воздухом всё тело. Затем задерживает дыхание и подпрыгивает, не расцепляя ног и не помогая себе руками, после чего опускается обратно на подушку. На каждом занятии монах многократно повторяет это упражнение. У некоторых лам прыжок получается довольно высоким.

 

Стр.266

Не понятно, как с помощью методики, по которой человек годами должен быть неподвижен, можно выработать необыкновенную быстроту. Но такова особенность обучения в Шалу. … нельзя забывать и то, что цель метода лунг-гом – не наращивание мускулов, а достижение таких психических состояний, при которых невероятные пешие переходы становятся возможными.

 

Стр.295

Но какими бы ни были плоды занятий, наиболее уважаемые из учителей-мистиков всё же не одобряют сверх-усилий, направленных на обретение паранормальных способностей, - они считают это детскими забавами.

 

Стр.304

Ко всему изложенному могу добавить, что тибетцы, как правило, намного меньше, чем мы, стремятся проникнуть в природу сверхъестественных феноменов. Причисляя их к разряду явлений необычных, они всё же не смотрят на них как на что-то из ряда вон выходящее. У них нет навязчивой идеи о законах природы и о том, что возможно и что невозможно, - а значит, нет причин для волнений. Тибетец – образованный или невежественный – безоговорочно признаёт, что для того, кто знает, как нужно действовать, нет ничего невозможного. И какие-либо сверхъестественные способности чудотворца не вызывают у него никаких эмоций, кроме восхищения этим человеком.

 

Гл.7 Мистические теории и духовные практики

Стр.309

С восточным мистиком невозможно что-либо обсуждать. Если он сказал: «Мне это явилось во время медитации», добиться от него ещё каких-то объяснений практически невозможно.

 

стр.312

Выбор учителя, способного стать поводырём на трудном пути мистика, где человеку встречается множество обманчивых миражей, - важнейший шаг для того, кто желает стать посвящённым. От личных качеств выбранного учеником гуру будет зависеть, как повернётся дальнейшая жизнь новичка.

С людьми, которые попросились в ученики к тому, кого лучше было бы обойти десятой дорогой, часто происходят самые невероятные вещи. Но если духовным наставником молодого монаха станет не отшельник и не «экстремист» Короткого Пути, то послушничество юноши, возможно, и не омрачится трагическими происшествиями.

Если лама сочтёт ученика перспективным, он подробно ознакомит его с программой дальнейшего воспитания. Это воспитание состоит из следующих ступеней:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: