Стр. 362
Никакими силами невозможно даже приблизительно описать торжественное величие, тихую красоту, завораживающее очарование и повергающую в трепет первозданность великолепных тибетских пейзажей. Путешествуя по пустынным высокогорным плато, путник часто чувствует себя незваным гостем. И он подсознательно замедляет шаг, понижает голос, а на случай появления какого-нибудь сверхъестественного существа, хозяина этих мест, с губ странника всегда готовы сорваться слова извинения за незаконное вторжение.
Стр.364
Самое лучшее здесь – стать на довольно необычную точку зрения, предложенную самими тибетцами. Никто из них не отрицает, что такие события возможны, но никто и не относится к ним как к чудесам – в том смысле, какой вкладывают в это слово европейцы, считающие чудо сверхъестественным явлением.
стр. 365
… интересно заметить, что тибетцы – убеждённые детерминисты. Они считают, что любое желание возникает в результате переплетения множества причин, часть из которых связана с самим желанием довольно тесно, иные же весьма отдалённо. … по мнению тибетцев, всякий феномен, произведённый сознательно или неосознанно, а также всякое физическое или умственное действие -–результат сочетания разнообразных факторов.
стр.366-367
Секретом духовного воспитания тибетцы считают развитие способности сосредоточиваться: благодаря должным образом направленным действиям эта способность проявляется ещё ярче, чем даже у тех, кто щедро ею наделён от природы. Учителя-мистики утверждают, что концентрация сознания порождает волны энергии, которые можно направить на что угодно. Термин «волны» здесь целиком мой. Я употребляю его для пущей ясности, а также из-за того, что, как скоро убедится читатель, тибетцы действительно имеют в виду некие силовые «потоки» или «волны» - правда, называют они их просто шугс или цал, то есть энергией. По их мнению, эта энергия вырабатывается при любом физическом или мысленном действии (согласно буддийской классификации – действии сознания, речи или тела). То, каким будет психическое явление, зависит от мощи энергии и от того, куда её направят.
Стр.373
Западные путешественники, едва приблизившись к границам Тибета и успевшие оставить поверхностное мнение о склонности местных жителей к предрассудкам, будут немало удивлены, услышав о необычайно рационалистическом и скептическом отношении к чудесам, которое эти якобы легковерные и простые люди лелеют в глубинах сознания.
Стр. 376
Мы вновь убеждаемся, что все теоретические построения тибетцев по поводу паранормальных явлений, по существу, одинаковы: все они основываются на вере в исключительную силу мысли. Пожалуй, подход является единственно логичным для тех, кто считает весь зримый нами мир всего лишь субъективным видением.
Стр.383
Фантомы, описываемые тибетцами и виденные мной, не похожи на призраков, которые, как говорят, появляются во время спиритуалистических сеансов.
Стр.389
Едва тулпа *(фантом) обретёт достаточно жизненной энергии, чтобы быть в состоянии играть роль реального существа, он старается освободиться из-под контроля своего создателя. Тибетские оккультисты утверждают, что это происходит почти автоматически, подобно тому, как ребёнок покидает материнское чрево, когда его тело полностью формируется и сможет существовать автономно. Иногда встречаются буйные фантомы, и тогда между ними и сотворившими их магами происходят страшные схватки, в которых призраки наносят колдунам жестокие увечья или даже убивают их.
стр.390-391
Следует ли с доверием относиться к рассказам о непослушных «материализациях», о фантомах, ставших реальными существами, или правильнее будет просто отмахнуться от них, сочтя все эти истории фантастическими небылицами и плодом больного воображения? Возможно, второй подход более благоразумен. Лично я не поддерживаю ни одну из этих точек зрения. Я просто пересказываю услышанное от вполне заслуживающих доверия людей. Хотя не исключено, что они могли искренне заблуждаться.
И всё же, даже делая скидку на всевозможные преувеличения и желание произвести сенсацию, я не могу полностью отрицать возможность визуализации и оживления тулпа. Мне самой приходилось несколько раз видеть воплотившиеся мысленные образы; кроме этого, мой врождённый скептицизм вынудил меня лично произвести эксперимент, и мои попытки увенчались некоторым успехом.
…
Монах влился в нашу компанию. Мираж не исчезал, несмотря на то что я спала под открытым небом и каждый день проезжала на лошади многие километры. Чтобы видеть траппу, мне совсем не нужно было о нём думать. Фантом сам, без моих указаний, делал всё то, что обычно делают путешественники. Он ходил, останавливался, оглядывался по сторонам. Обычно его можно было видеть, но иногда он проявлялся только в виде звука, похожего на лёгкий шорох одежды, а однажды мне показалось, будто кто-то положил руку мне на плечо. Постепенно облик фантома стал меняться. Толстенький монашек с пухлыми щёчками похудел, а его лицо приобрело какое-то насмешливое, хитрое и злобное выражение. Короче говоря, он вышел из-под моего контроля. Однажды пастух, принёсший мне в подарок масло, увидел в моей палатке этого фантома и принял его за живого ламу.
Мне следовало пустить развитие событий на самотёк, но присутствие нежелательного спутника начало действовать мне на нервы, тулпа стал чем-то вроде «дневного кошмара». … я решила уничтожить призрак. Мне это удалось, но лишь после шести месяцев напряжённой борьбы. Порождение моего сознания оказалось невероятно живучим.
В том, что я могла визуализировать собственную галлюцинацию, нет ничего удивительного. Интересно в этом случае материализации то, что мой мысленный образ могли видеть и другие.
Стр. 392
Несмотря на попытки тибетцев рационально истолковать все чудеса, многие из этих чудес они объяснить не могут – вероятно, потом, что все они просто выдуманы, а возможно, и по какой-то иной причине.