Чьод па – практика, постижение




Стр.322

Мошенничество и псевдомистицизм уже давно проникли в мир тибетских анахоретов. Притворщика можно встретить даже на залитых солнцем заснеженных горных хребтах.

Стр.323

Предприимчивые шарлатаны от религии. Часто неграмотные, вышедшие из самых низов общества и не имеющие никаких шансов достичь высокого положения в монастыре, в ритоде ведут просто-таки безбедную жизнь по сравнению с той, которая была бы уготована им в каком-нибудь другом мете.

 

Стр.325

… даже после десяти- или двадцатилетнего уединения в горах или в цамс-кхангах они остаются в здравом уме. Можно оспаривать явившиеся им во время долгих медитаций откровения, но умственная полноценность этих людей сомнению не подлежит.

И неудивительно: отшельники неплохо подготовлены к одиночеству

Я никогда не слышала, чтобы тибетский анахорет жаловался на дефицит человеческого общения, ощущаемый им хотя бы в начале затворничества. Как правило, узнавшим вкус отшельничества кажется очень трудным, почти невозможным вернуться к обычной жизни или получать удовольствие от регулярных контактов с людьми.

 

Стр.334

«Дыхание – быстрый скакун, а разум – наездник» - говорят тибетские мистики. И совсем не безразлично, хорошо ли тренирован скакун.

 

Стр. 238

Последователи Короткого Пути уделяют особенное внимание триединству «наблюдения, размышления и понимания»; во время обучения вся умственная энергия учеников идёт на то, чтобы продвинуться от одного из этих этапов к другому. Используемые при этом средства иногда представляются стороннему наблюдателю несколько необычными, но если поинтересоваться, какую именно цель поставил перед собой затворник, они начинают казаться не такими уж нелепыми. Очевидно и то, что люди, когда-то составлявшие эти своеобразные методики, прекрасно разбирались в особенностях внутреннего мира собратьев по религии и, конечно, учли эти особенности в своих разработках.

 

Стр. 340

Нужно быть готовым столкнуться с некоторым хаосом в образовании мистиков – этот хаос неизбежен при огромном разнообразии методов и направлений, которое, впрочем, нисколько не смущает гуру – адептов Короткого Пути. «Свобода» - девиз высокогорной Земли Снегов. Необычно здесь то, что для учеников дорога полной свободы начинается с полного подчинения. Но это подчинение касается лишь умственных и физических упражнений, а также установленного учителем образа жизни. Никаких догм не существует. Ученик сам выбирает, во что ему верить, в чём сомневаться и что отрицать.

Один лама сказал мне, что роль опытного наставника в Коротком Пути заключается в том, чтобы управлять «чисткой». Лама должен подвигнуть ученика на путь освобождения от верований, взглядов, приобретённых привычек и врождённых склонностей, являющихся частью его нынешнего существа, а также багажом из предыдущих жизней, начало которых затерялось во мраке времён.

 

Стр.349

Какова может быть цель таких странных упражнений? Ответ, который мне давали на этот вопрос, может многих не удовлетворить – тем не менее он вполне правдоподобен.

Некоторые ламы говорили мне, что эту цель невозможно выразить ловами: тот, кто не выполнял таких упражнений, не поймёт объяснений.

С помощью этих своеобразных упражнений человек достигает совершенно необычного физического состояния. Эти практики заставляют нас выйти за те пределы, которые мы установили для своего «я». В результате мы поднимаемся до постижения многосоставной и непостоянной природы «я», до понимания того, что этого «я» как сущности вообще нет.

Сознание – не в сердце, не в голове и не в какой-либо другой части тела. Нет его и вне человека. Вот для того, чтобы люди это поняли, и существуют такие диковинные упражнения. Здесь мы опять имеем дело с «чисткой». Упражнения подобного рода направлены на уничтожение привычных понятий, обретённых как бы машинально, без размышлений. Нужно доказать человеку, что на мете этих мыслей и убеждений могут быть и другие. Есть надежда, что ученик придёт к выводу, что не может быть истины в теоретических построениях, основанных на чувственном опыте, от которого можно отказаться, заменяя его другим, пусть даже противоположным.

 

Стр. 351-352

Тибетские мистики и их ученики совсем не похожи на западных профессиональных медиумов, работающих за деньги и позволяющих изучать производимые ими эффекты. Даже самый нерадивый из учеников гомчена изумится, услышав предложение обследовать его. Так и слышу его ответ: «Мне всё равно, верите вы или нет, и у меня нет ни малейшего желания в чём-то вас убеждать. Здесь не цирк и я не фокусник».

Жители Востока, если речь идёт не о банальных шарлатанах, действительно не склонны устраивать шоу из обретённого ими мистического, философского или оккультного знания. Завоевать их доверие невероятно сложно. Человек, выискивающий ведения о мистиках, может месяцами жить под одной крышей с каким-нибудь ламой, каждый день пить с ним чай и уехать из его дома в твёрдой уверенности, что лама – обычный неуч, тогда как на самом деле этот человек смог бы ответить на все его вопросы и рассказать многое такое, о чём исследователю и слышать не приходилось.

Тибетцы различают 11 типов «сознания», обозначаемых тремя разными словами. Переводить их приходится ловами «разум» и «сознание», но в каждом из них заложен разный философский смысл.

 

Стр.359

- Именно это ты и должен был понять, - говорит ему учитель. – Боги, демоны и вся Вселенная – только мираж, существующий лишь в сознании, «порождаемый сознанием и растворяющийся в нём».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: