Классификация раннего детского аутизма по Никольской О.С.




Теоретический блок

 

Уважаемые студенты! Сегодня мы познакомимся с новой темой «Психолого–педагогическая характеристика детей с эмоционально–волевыми и поведенческими нарушениями».

Моделью данных нарушений является аутизм. Аутизм это «Уход в себя, предельное одиночество» по Кларе Самойловне Лебединской.

Существуют диагностические критерии аутизма всемирной организации здравоохранения, включенные в МКБ -10 (1993):

 

1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное по крайней мере двумя показателями из следующих:

 

а) неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для целях регуляции социального взаимодействия;

 

б) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;

 

в) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствует другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;

 

г) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;

 

д) отсутствие социально – эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоциях других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

 

2. Качественные нарушения в коммуникации, представленные по крайней мере одним из следующих показателей:

 

а) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

 

б) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или социальной игры – имитации;

 

в) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;

 

г) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

 

3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих показателей:

а) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов;

б) явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов;

в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или поворачивание пальцами, руками или комплекс движений телом);

г) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала;

 

 

По МКБ-10 ранний детский аутизм (Синдром Каннера) проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется следующими особенностями:

1.Стереотипный тип поведения;

2.Выраженные поведенческие нарушения в форме фобий;

3. Немотивированные приступы ярости, агрессии;

4. Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития;

5. Специфические особенности в развитии сенсорной сферы;

6. Характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и др.)

7. Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках);

8. Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.

 

Классификация раннего детского аутизма по Никольской О.С.

 

1. Полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу и т.д.)

2. Активное отвержение (неприятие большей части мира, задержка психического развития, прежде всего речи, строгое соблюдение сложившегося жизненного стереотипа),

3. Захваченность аутистическими интересами (трудности взаимодействия, экстремальная конфликтность ребенка, невозможность с его стороны уступить, учесть интересы другого),

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия (повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения).

Практический блок:

Источники для изучения:

1.Специальная педагогика/ под. Ред. Н. М.Назаровой М. 2013

2. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14 № 4 (53) (https://psyjournals.ru/files/84012/nikolskaya_autism_2016_4.pdf)

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М, -- М.: Теревинф, 1997(https://pedlib.ru/Books/2/0081/2_0081-1.shtml).

4.Альманах Института коррекционной педагогики РАО https://www.ikprao.ru

5.Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии(https://detskiisad29.ru/d/484781/d/morozov_s_a_detskiy_autizm_i_osnovy_yego_korrektsii.pdf)

6.Е.И.М. Исповедь матери аутичного ребенка, или внутренняя феноменология первой сессии холдинговой терапии Научно-практический журнал "Аутизм и нарушения развития" №1 2004 г.(https://psyjournals.ru/autism/)

7.Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов/под ред. Л.С. Чутко - СПБ: КАРО.2011.-171с.

8. А. И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка Книга для воспитателя детского сада М.,«Просвещение»,1986 г. (https://knigo-fond.ru/node/162).

9.Рылеева А.С.Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с.

Задание:

1.Ответить на вопросы:

а) Что такое «Ранний детский аутизм»?

б) Каковы причины РДА?

в) Какие вы знаете основные симптомы РДА?

г) Какие подходы и пути помощи детям с акустическими спектром организуются у нас в стране, мире?

2. Оформить в электронном виде работу «Ранний детский аутизм».

Дополнительно: просмотр документального фильма «Они - иные»

(https://www.youtube.com/watch?v=YkCa9NFFJfU)

 

Критерии оценивания работы:

Критерии оценивания Основные показатели оценки результата Наименование объектов контроля и оценки
1. Выполнение задания 1 балл 0 - сдано своевременно 1 - сдано в указанные сроки
2. Оформление работы 1 балл 0 - сообщение не имеет титульного листа, отсутствует форматирование, литература 1-сообщение имеет титульный лист, текст сообщения отформатирован, есть сноска на литературу.
3. Содержательность, информативность,логичность 2 балл 1- в сообщении нарушена логика 2 - содержательно, информативно, тезисы доказательны, логичны
4. Активность в процессе обсуждения с сокурсниками 1 балл 0 - нет активности 1 - в процессе обсуждения с сокурсниками активен, высказывания доказательны.

Контролируемая самостоятельная работа №14 Подготовка к дискуссии «Профилактика нарушений в эмоционально – личностной сфере и поведении детей в условиях ДОУ

Источники:

1. Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов/под ред. Л.С. Чутко - СПБ: КАРО.2011.-171с.

2. А. И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка Книга для воспитателя детского сада М.,«Просвещение»,1986 г. (https://knigo-fond.ru/node/162).

3. Рылеева А.С.Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с.

Инструкции:

1) Подготовка к дискуссии Выбрать проблему нарушений поведения детей (возможные проблемы: агрессивность, страхи, гиперактивность, капризы, аустический спектр).

2) Разобраться в причинах и подходах профилактики нарушений

в эмоционально – личностной сфере и поведении детей в условиях ДОУ.

3) Отразить исследование в тезисах со ссылкой на автора и свой педагогический опыт.

4) Обменяться виденьем проблемы в режиме дисскусии.

 

Критерии оценивания работы:

 

Критерии оценивания Основные показатели оценки результата Наименование объектов контроля и оценки
1. Выполнение задания 1 балл 0 - сдано своевременно 1 - сдано в указанные сроки
2. Оформление работы 1 балл 0 - сообщение не имеет титульного листа, отсутствует форматирование, литература 1-сообщение имеет титульный лист, текст сообщения отформатирован, есть сноска на литературу.
3. Содержательность, информативность,логичность,доказательность. 2 балл 1- в сообщении нарушена логика 2 - содержательно, информативно, тезисы доказательны, логичны
4. Активность в процессе обсуждения с сокурсниками 1 балл 0 - нет активности 1 - в процессе обсуждения с сокурсниками активен, высказывания доказательны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: