Разделение по половому признаку




Разделение классов по половому признаку, на таких предметах, как «труд», почему-то не вызывает у преподавателей вопросов. И это понятно, ведь в стереотипах учителей присутствует понимание того, что социальные функции у девочек и мальчиков различны. Но почему-то у педагогического состава нет понимания того, что освоение одних и тех же материалов у девочек и мальчиков различны. И разделение учащихся по половому признаку на всех остальных предметах даст более высокий результат, нежели то, что мы имеем сейчас. Соответственно этому, потребуется провести (а ещё лучше поднять статистику успеваемости и результативности за те периоды, когда в нашей стране использовалась система разделения обучающихся по половому признаку, а в закрытых «элитарных» школах запада, она есть и сейчас) оценку влияния: возраста, сроков обучения и объём материала, на успеваемость по предметам в зависимости от пола. Кроме этого, необходимо учитывать, что в старших классах, когда наступает период полового созревания, необходимо также учитывать влияния полов друг на друга. Это также потребует дополнительно разделить учащихся по половому признаку в период обучения, может не по всем, но по некоторым предметам однозначно.

Если обратиться к истории, то идея раздельного обучения мальчиков и девочек не нова. В Царской России обучение юношей и девушек осуществлялось исключительно по данному принципу: отдельно существовали мужские гимназии и отдельно женские. Но в то время основой для раздельного обучения была идея о том, что мужчинам и женщинам нужны совершенно разные знания для эффективного вхождения в общество, а также что женщины, в принципе, не способны овладеть некоторыми науками, в частными точными и техническими дисциплинами. Девушек готовили к роли матери, жены и домохозяйки. В перечне изучаемых дисциплин, кроме уроков словесности и изучения иностранных языков, было домоводство, танцы, занятия рукоделием. Для мальчиков и юношей перечень изучаемых предметов был значительно шире. К тому же они имели возможность обучаться в высших учебных заведениях, в которые девушкам доступ был закрыт.

С приходом советской власти и провозглашением всеобщего равенства, закреплением это равенства в Конституции на смену гомогенным классам пришло смешанное образование. Такой метод обучения считался более прогрессивным. Учеными-педагогами того периода подчеркивалось, что смешанное обучение способствует более успешному формированию дружбы и товарищества между детьми и подростками противоположного пола.

Однако в 1943 г. практика раздельного по полу обучения в советской системе образования восстанавливается. Постановлением Совета Народных Комиссаров было узаконено раздельное обучение в крупных городах. Снова мальчики и девочки учились в раздельных школах.

Организация гомогенного обучения объясняется, в первую очередь, государственными интересами. Советская концепция раздельного обучения должна была воплощать в себе новую государственную политику в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины, отношений между полами и сексуальности.

Образ матери как господствующей фигуры в семье был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Отечества. Девочек воспитывали, как будущих матерей, а мальчиков, как воинов, но в то же время предполагалось, что и девочки и мальчики будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего, на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери–труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям – демографической и производственной. Эти цели находили отражение в учебных образовательных программах. В мужских школах по сравнению с женскими большее внимание уделялось допризывной и физической подготовке. В женских школах девушки изучали такие предметы, как стенография, педагогика, рукоделие, а в учебной программе мужских школ таких предметов не было.

Можно утверждать, что в последние годы жизни И.В. Сталина гомогенную форму обучения стали целенаправленно извращать, поскольку стало очевидно, что такой подход формирует людей, способных стать Человеками. Это нашло своё отражение в таких негативных явлениях как изменения отношений мальчиков и девочек, которые встречались только на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей. Эти отношения утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались. Моральный климат школы резко изменился. Как чувствовали себя дети в таких условиях обучения? Вспоминая это время, известный советский и российский психолог И.С.Кон пишет: «Работая в свои студенческие и аспирантские годы (1946–1950) внештатным инструктором по школам Куйбышевского райкома комсомола Ленинграда (наша территория шла вдоль всего Невского проспекта), я имел возможность наблюдать, как в мужских школах расцветал мат-перемат, а женские школы некоторые директрисы старались превратить в подобие дореволюционных институтов благородных девиц, не допуская туда "этих отвратительных мальчишек" ». В 1954 г. раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала смешанной.

Особо отметим, что гомогенная форма обучения была внедрена в 1943 году и отменена в 1954 году. Именно с 1943 года И.В.Сталин полностью взял под контроль властные структуры в СССР, т.е. смог возглавить управление в стране. До 1943 г. Сталин хозяином в стране не был. А в 1954-м, через год после смерти вождя, эта система была отменена. Как говорится, "случайности" не случайны!

Но не всё кануло в Лету.

В настоящее время раздельное обучение, существовавшее в дореволюционной России и практиковавшееся в СССР в 1943-54гг., выходит на новую ступень своего развития. Первые эксперименты современного раздельного обучения начались еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Так, в московской школе №760 уже 20 лет обучение ведется по системе доктора Владимира Базарного. Раздельное обучение также практикуется на базе трёх школ Санкт-Петербурга и в школе №13 г.Сибай в Башкирии. А в Ставропольском крае с 2001 года начался полномасштабный эксперимент: там созданы отдельные классы для мальчиков и девочек в 130 школах. Всего за последнее десятилетие гомогенные классы появились в более чем 60 регионах РФ.

А это означает, что у России есть шанс вернуть былые высоты в образовании.

 

Разновозрастные классы

Если посмотреть на наше общество и, особенно, на трудовые коллективы, где бы они ни были, то сразу видно, что профессиональная, общественная и иные деятельности протекают в разновозрастных коллективах. Коллективная деятельность характеризуется, прежде всего тем, что профессиональный опыт (а он в большинстве случаев привязан к биологическому возрасту, по той причине, что люди вступают в трудовые отношения, как правило, не ранее получения средне-специального образования) богаче и разнообразнее у старшего поколения. Соответственно взаимоотношения в коллективах должны строиться не «как придётся», а с учётом этого фактора. Отсюда и возникают такие, казалось бы, пережитки социализма, как наставничество. Именно по этой причине – необходимости осуществлять профессиональную деятельность в разновозрастных коллективах и возникает потребность формировать у подрастающего поколения способности к слаженной (политандемной) работе, когда:

1. Имеются более опытные «старшие», которые подскажут в случае допущения ошибки «младшими», возьмут ответственность за принятые «старшими» решения;

2. Присутствуют более «молодые», которым необходимо помогать в работе и в освоении новых знаний, а иногда нести за них ответственность, а в частности и за рекомендации «младшим» и т.д.;

3. Формировать у каждого чувство коллективного труда и индивидуальной ответственности за доверенный фронт работы.

Всему этому необходимо обучать в школе, когда ученики ещё формируют свои социальные и профессиональные стереотипы. Именно за счёт формирования разновозрастных классов, когда происходит сплочение учеников с разным социальным опытом, знаниями, происходит формирование ответственности у каждого перед общими задачами. Такие классы должны быть не лекториями, а семинарно-практическими занятиями, когда поставленная задача составлена таким образом, чтобы для её реализации были задействованы все ученики разновозрастного класса, при этом ответственность за общий результат должна быть строго единоличной.

И если обратиться к историческому опыту, то в советское время были школы, когда по финансовым причинам министерство просвещения [1] рекомендовало создавать в малокомплектных общеобразовательных школах разновозрастные классы. Конечно, были там издержки образования, т.к. целью ставилась экономия, а неполучение планируемого образовательного результата за счёт разницы в возрасте. Но всё же, результаты были, и были они хорошими.

Так ещё в 80-е годы делалась попытка создания единых программ для так называемых однопредметных уроков в малокомплектных школах. Однопредметное расписание учебных занятий создаёт возможность для проведения коллективной работы по одной теме учащихся разных классов, входящих в комплект. Такая работа передовых учителей сельских школ в явном виде показывала эффективность и необходимость однотемных уроков. Учащиеся образуют единый ученический коллектив, младшие, старшие решают задачи совместно и продвигаются вперед успешнее.

По существу, разновозрастные классы это традиционное, из земской народной школы идущее комплектование, апробированное многими поколениями учителей. Как отмечают учителя советской школы, работавшие в разновозрастных классах, при объединении детей малочисленных классов в общий коллектив работа идёт успешнее, поскольку повышается заинтересованность каждого ученика решением общих задач, рождается свойственное младшим школьникам стремление соревноваться и оказывать помощь товарищу в случае затруднения. Это позволяет учителю успешнее решать образовательно-воспитательные задачи урока.

Всё, что потребуется для этого внедрения, это изменение школьной программы, в части процесса обучения. Осуществить это возможно, не за счёт финансовых вливаний, а за счёт того же преподавательского состава, который пересмотрев обучающий процесс, составит иной график обучения.

Очевидно, что высказанные в статье мероприятия, являются всего лишь инструментом для достижения иных, более высоких целей. Эти мероприятия являются необходимым условием, но недостаточным для достижения человечного строя психики. Их достаточность достигается путём реализации во всех сферах жизни общества Концепции общественной безопасности.

По материалам электронных СМИ

Соратник КПЕ

В дополнение рекомендуем к прочтению работу ВП СССР «Нам нужна иная школа».


[1] - Приказ от 02. 12. 84 за №122 «О порядке расчёта штатов и оплаты труда учителей 1-4 классов в малокомплектных общеобразовательных школах».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: