ПТНО 3 ДО Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 учебный год
Семинар № 1. Технология личностно-ориентированного урока.
Контрольные вопросы:
1. Особенности личностно-ориентированного урока.
См. Хрестоматия по педагогике/ сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1995. – ст. И.С. Якиманской.
2. Условия создания и использования ситуаций свободного выбора на уроке.
См. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003. – п.2.2. – с.17-19.
3. Условия актуализации субъектного опыта учащихся на личностно ориентированном уроке.
См. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003. – п.2.2. – с.17-19.
Вопросы для обсуждения:
1. Изменение позиции педагога при проведении личностно ориентированного урока.
2. Особенности личностно-ориентированного урока.
3. Гибкий план и рекомендации к проведению личностно ориентированного урока.
4. Характерные черты личностно ориентированного урока: его замысел, содержание, организация и оценка; принципы обучения.
5. Разновидности ситуаций актуализации субъектного опыта ученика на уроке (примеры из начальной школы).
6. Сущность и характерные черты ситуаций свободного выбора на уроке.
7. Алгоритм деятельности педагога по созданию ситуаций выбора на личностно ориентированном уроке (пример из начальной школы).
Практическое задание №1:
Напишите конспект личностно ориентированного урока для начальной школы. В содержание урока включите три ситуации актуализации субъектного опыта учащихся и не менее трех ситуаций выбора по одной теме из курса начальной школы (класс, предмет и тему выберите по желанию).
|
Практическое задание № 2. На полях этого же конспекта укажите, какие особенности личностно ориентированного урока (из 12) Вам удалось реализовать.
Литература:
- Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003. – п.2.1. – 2.3 (Гл. 2).
2. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл.3 п.2 и гл.4 п.2 и3.
3. Построение модели личностно ориентированной школы / Под ред. И.С. Якиманской. – М., 2001. – С.13-19.
4. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – С. 78-81, 175-179. (Статьи: Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированное образование; Сериков В.В. Личностно ориентированное образование.)
ПТНО 3 ДО
Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 уч. год
Семинар № 2. Индивидуальный и дифференцированный подходы
К обучению младших школьников.
Контрольные вопросы:
1. Способы внутриклассной индивидуализации учебной работы.
2. Виды и формы дифференциации обучения в начальной школе.
См. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – Гл. 8.
Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл. 4 § 3.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность индивидуализации обучения. Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации в процессе обучения.
2. Особенности учащихся, учитываемые при индивидуализации обучения.
3. Понятие и сущность индивидуальной образовательной траектории ученика.
4. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика. Алгоритмы индивидуального образования.
5. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории.
|
6. Сущность дифференцированного обучения.
7. Внешняя и внутренняя формы дифференциации обучения. Особенности их применения в начальной школе.
8. Виды дифференциации обучения. Особенности их применения в начальной школе.
Практическое задание № 3:
Разработайте по 2 дифференцированных задания по одной и той же учебной теме для слабого, среднего и для сильного ученика. Укажите, чем различаются эти задания (по сложности, по степени помощи или др.) Тему и предмет из курса начальной школы определите по желанию.
Литература:
1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – Гл. 8.
2. Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. Ч.2. – Барнаул, 1999. – Статьи И.С. Якиманской «Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы» и И. Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения».
3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл. 4 § 3.
4. Чернышова Г.Г. Нужна индивидуализация учебного процесса // Начальная школа, 1997. – №5.
Дополнительная литература:
5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск, 1992.
6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
7. Крылов Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организации продуктивных школ. – М., 2002. – С. 75-81.
ПТНО 3 ДО
Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 уч. год
Семинар № 3. Технология адаптивного обучения в начальной школе.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите этапы типовой схемы учебного занятия в адаптивной школе. См. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000. – Раздел 3. Адаптивная система обучения.
|
2. Укажите последовательность действий педагога в рамках каждой учебной единицы в технологии полного усвоения знаний. См. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. Часть 2. – С.198-204.
Вопросы для обсуждения:
1. Модель адаптивной школы: сущность адаптивного обучения.
2. Условия перехода к адаптивной школе. Особенности деятельности педагога в адаптивной школе.
3. Технология обучения в АСО: объяснение, схематизация, три тапа обучения школьников построению обобщенных схем; продолжительность объяснения и самостоятельной работы школьников.
4. Характеристика этапов типовой схемы учебного занятия в адаптивной технологии.
5. Понятие и сущность технологии полного усвоения знаний.
6. Практическая реализация модели полного усвоения знаний в процессе обучения.
7. Технология работы учителя в рамках каждой учебной единицы.
Индивидуальные сообщения:
Логика конструирования технологической карты адаптивного обучения.
Схема тетради самоконтроля ученика.
См. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001. – С. 152-161.
Практические задания № 4, 5:
1. Разработайте технологическую карту по одной теме (разделу) для любого предмета из курса начальной школы.
2. Пользуясь типовой схемой адаптивного обучения, составьте конспект учебного занятия в технологии адаптивного обучения (любой предмет начальной школы).
Литература:
1. Лекции по теме «Система и технология адаптивного обучения».
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000. – Раздел 3. Адаптивная система обучения.
3. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. Часть 2. – С.198-204.
4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001. – Гл.1.
5. Ямбург Е.А. Школа для всех. – М., 1997. – Гл.1.
ПТНО 3 ДО
Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 уч. год
Семинар - конференция № 4. Нетрадиционные методы и приемы обучения младших школьников.
Подготовка студентов к конференции:
Каждый студент изучает и представляет на конференции 2– 3 нетрадиционных метода или приема обучения, применимых в обучении младших школьников.
Литература:
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., 2002.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2001. – Гл.3.
- Бутаков В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., 2000.
- Люба другая литература по проблеме семинара-конференции.
Практическое задание № 6:
Напишите конспект урока с применением трех нетрадиционных методов или приемов обучения. На полях конспекта укажите название использованных нетрадиционных методов или приемов обучения.
ПТНО 3 ДО
Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 уч. год
Семинар № 5. Технология построения воспитательной системы класса.
Контрольные вопросы:
1. Функции классного руководителя.
См. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под. ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – Гл.17.
2. Краткая характеристика компонентов воспитательной системы класса.
См. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – С. 23 – 24.
3. Понятие и цели самоуправления в детском коллективе.
См. Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт. – сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М., 2005. – с. 6 – 7.
Вопросы для обсуждения:
1. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с младшими школьниками.
2. Этапы /стадии/ процесса воспитания как системы.
3. Характеристика компонентов воспитательной системы класса: индивидно-группового; ценностно-ориентационного; функционально-деятельностного; пространственно-временного; диагностико-аналитического.
4. Понятие и цели детского самоуправления.
5. Принципы, содержание и структура самоуправления в детском коллективе.
Индивидуальное сообщение:
Технология моделирования ВСК: субъекты моделирования; объект моделирования; процесс моделирования; структура концепции ВСК.
См. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под.ред.Е.Н. Степанова. – М., 2000. С.25-30.
Практикум (проводится на занятии):
Знакомство с вариантами воспитательных систем класса и вариантами самоуправления в классе.
Практическое задание № 7:
Разработайте свою концепцию воспитательной системы класса или свой вариант самоуправления в классе. (Задание можно выполнять в творческих группах по 2-3 человека).
Литература:
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – Гл. 17.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – Ч.3, тема 1. – С.441 – 446.
3. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – С. 8 – 30.
4. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005. – с. 5 – 25.
5. Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт. – сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М., 2005. – с. 5 – 14.
6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2001. – § 2.2.
3 ДО ПТНО
Преподаватель: Колесова С.В.
2012-13 уч. год