Дискуссия на тему «Сквернословие»




Вступительное слово:

Сквернословие или, по другому мат, это одна из вредных привычек. Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

Скверные слова присутствовали в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные, «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай.

Подобные опыты проводились и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Кристаллы такой воды принимали правильную структуру снежинки. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой, деформировалась молекулярная структура. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки).

С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто-то считает, что мат помогает выпустить пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – это обоюдоострое оружие. Как меч без рукоятки: другого поразишь. Но и сам руки обрежешь.

Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Мат, нецензурная брань, грязные оскорбительные слова – раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все - таки мы живем хуже других стран. Стремительно растут наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть, нужно прислушаться к древней библийской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветание страны.

 

Дискуссия: «Нужен ли нам мат » (обсуждение фактов, которые касаются сквернословия).

Тезис:

- Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает. Д.С. Лихачев

Возможные вопросы к участникам дискуссии:

-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим», «крутым»,

8) боязнь прослыть «белой вороной».

 

-Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

-Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны?

- Почему их называют вредными? (Наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм, телемания, игромания, компьютеромания. Они разрушают организм, ведут к болезням, смерти).

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

-Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

- Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, музыка и т.д.)

 

План проведения дискуссии:

1) Необходимо разделиться на 2 группы: «За» и «Против».

2) В командах в течение 10-13 мин. разработать план защиты своей позиции в дискуссии.

3) Участники команд по очереди приводят аргументы в защиту своей позиции. Задача в том, чтобы убедить сидящих напротив в своей правоте, используя слабые места противника, перетянуть его на свою сторону.

4) Можно предложить командам на некоторое время поменяться местами, принять другую точку зрения.

5) Составление и презентация резюме дискуссии. Задача – принять общее согласованное решение по обсуждаемой теме:

- вынести «вердикт» «За» или «Против» предложенного утверждения;

- сообщить, почему принята такая позиция;

- выяснить, осталось ли особое мнение в группе.

 

В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии:

1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвуют все учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними.

2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.

3. "Форум" — обсуждение, похожее на "заседание экспертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.

4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.

5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: