Вступительное слово:
Сквернословие или, по другому мат, это одна из вредных привычек. Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.
Скверные слова присутствовали в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные, «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай.
Подобные опыты проводились и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Кристаллы такой воды принимали правильную структуру снежинки. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой, деформировалась молекулярная структура. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки).
С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто-то считает, что мат помогает выпустить пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – это обоюдоострое оружие. Как меч без рукоятки: другого поразишь. Но и сам руки обрежешь.
Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
|
Мат, нецензурная брань, грязные оскорбительные слова – раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все - таки мы живем хуже других стран. Стремительно растут наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть, нужно прислушаться к древней библийской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветание страны.
Дискуссия: «Нужен ли нам мат » (обсуждение фактов, которые касаются сквернословия).
Тезис:
- Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает. Д.С. Лихачев
Возможные вопросы к участникам дискуссии:
-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
|
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим», «крутым»,
8) боязнь прослыть «белой вороной».
-Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
-Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны?
- Почему их называют вредными? (Наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм, телемания, игромания, компьютеромания. Они разрушают организм, ведут к болезням, смерти).
- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
-Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
- Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, музыка и т.д.)
План проведения дискуссии:
1) Необходимо разделиться на 2 группы: «За» и «Против».
2) В командах в течение 10-13 мин. разработать план защиты своей позиции в дискуссии.
3) Участники команд по очереди приводят аргументы в защиту своей позиции. Задача в том, чтобы убедить сидящих напротив в своей правоте, используя слабые места противника, перетянуть его на свою сторону.
4) Можно предложить командам на некоторое время поменяться местами, принять другую точку зрения.
5) Составление и презентация резюме дискуссии. Задача – принять общее согласованное решение по обсуждаемой теме:
- вынести «вердикт» «За» или «Против» предложенного утверждения;
|
- сообщить, почему принята такая позиция;
- выяснить, осталось ли особое мнение в группе.
В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии:
1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвуют все учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними.
2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.
3. "Форум" — обсуждение, похожее на "заседание экспертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.
4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.
5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев.