Введение
Волна протестных настроений, захлестнувшая российское общество сегодня в центе политических и социологических дискуссий. Люди вновь и вновь выходят на улицы, в то время как власти пытаются принять меры, способные усмирить общественное недовольство. Одной из инициатив Президента стало создание виртуальной думы - интернет площадки для обсуждения законопроектов. С одной стороны организованность протестного движения подтвердила эффективность краудсорсинга. Но возможно ли обсуждать в сети законы? Или это лишь модная фишка, симулякр демократии, который не будет реально влиять на политику руководства страны?
Эту проблему мы решили обсудить в рамках фокус группы со своими одногрупниками – студентами второго курса МГИМО.
Проблема исследования:Люди выходят на митинги, желая поговорить с властью и быть услышанными. Государству необходим канал обратной связи с гражданским обществом, коим может стать виртуальная дума.
Цель: ответ на вопрос «Как образованные молодые люди оценивают перспективы интернет-демократии в России?»
Задачи:
1) Узнать, почему студенты считают такой инструмент как сетевая дума необходимым/бесполезным в условиях текущей политической ситуации в России
2) Выяснить с какими проблемами данная инновация может столкнуться в нашей стране
3) Разработка пробного проекта сетевой думы
Обоснование отбора участников фокус-группы
В фокус-группе принимали участие студенты второго курса МГИМО, факультета «Международной журналистики», отделения «Социологии».
Студенты МГИМО - активные пользователи интернета, поэтому их мнения по поводу структуры и перспектив виртуальной Думы могут оказаться достаточно полезными
|
Более того, студенты нашего вуза – это, как правило, люди с активной жизненной и политической позицией. Инициатива президента рассчитана на то, что эта «продвинутая» часть населения так же будет принимать участие в обсуждении законов. Поэтому нам важно было выяснить личное отношение участников к идее создания виртуального Парламента
Авторы исследования понимают, что с точки зрения формальных правил проведения фокус группы, не рекомендуется использовать социологов в качестве респондентов. Тем не менее, в данном исследовании мы решили пренебречь данным правилом по ряду причин:
1. Несмотря на осведомленность о технологии проведения фокус-группы, студенты еще не являются профессиональными социологами
2. Социологические знания и воображение должны были помочь студентам, как экспертам, увидеть возможные латентные последствия социального феномена электронной демократии, что необходимо для цели данного исследования.
Методология
Сценарий фокус группы
Вводный вопрос: «Слышали ли вы что-либо о Сетевой Думе?»
Демонстрация видео о Сетевой Думе (интернет ресурс «Russia.ru“)
Блок 1: Актуальность Сетевой Думы в условиях текущей политической ситуации
1. Нужна ли Сетевая Дума России?
2. Народ – компетентный критик законов?
3. Повлияет ли введение Сетевой Думы на политику властей?
4. Смягчит ли введение Сетевой Думы протестные настроения?
5. Не является ли введение Сетевой думы дискриминацией по отношению к тем, кто не имеет возможности пользоваться интернетом?
|
Блок 2: Создание проекта Сетевой Думы
1. По образцу какого сайта должна быть создана сетевая дума?
2. Какие функции хотели бы видеть на этом сайте?
3. Любой ли пользователь может принимать участие?
4. Какова должна быть степень модерации, цензура?
5. В какой форме должно происходить обсуждение?
6. Каким образом должна проходить регистрация?
7. Вход через паспорт или анонимность?
8. Каким образом проходит отбор законопроектов?
Интернет – игра «Сетевая Дума»
Участники занимают места за компьютерами и заходят на сайт «ВКонтакте», который будет виртуальной площадкой обсуждения законов. Предварительно участниками раздаются карточки с ролями, которые они должны сыграть в ходе интернет-дискуссии. Роли отражают типичное поведение людей в интернете.
Содержание игры: участники должны исправить/улучшить исходную версию закона. После группового обсуждения все предложения аккумулируются, один из участников пишет новую версию закона, после чего все остальные голосуют «за» или «против».
Цель игры: предоставить участникам возможность оценить эффективность обсуждения законодательных инициатив в сети.
Законопроект «О духовном образовании»
Текущая версия
В целях повышения нравственного воспитания нового поколения вести в школах обязательный предмет - «Этика и религия». Каждый ученик обязан выбрать для изучения одну из мировых религий (православное христианство, ислам, буддизм)
Курс «Этика и религия» будет включать:
История религии
Чтение и разбор священных текстов
Изучение духовных практик, обрядов, культурной составляющей религии
|
Написание и защита эссе по актуальным нравственным проблемам
Продолжительность курса: с 1 по 9 класс
Задание: представить измененную версию закона и провести голосование.
Роли:
Критик (два участника): предлагает как можно больше изменений текущей версии закона
Защитник (два участника): отстаивает первоначальную версию закона, оспаривает предложения по его улучшению
Союзник: одобрительно высказывается по поводу отдельных предложений, поддерживает кого-то из участников
Противник: негативно высказывается по поводу отдельных предположений, вступает в спор с кем-либо из участников дискуссии
Спамер: пишет нерелевантные сообщения, необоснованную критику предложений других участников, рекламу
Эксперт: «собирает» все предложения, по итогам дискуссии готовит улучшенную версию закона
Блок 3:
Обсуждение результатов игры. Высказывание итогового мнения каждого участника по поводу эффективности Сетевой Думы как инструмента принятия политических решений.