ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Начало трудного пути
В конце 1951 года альпинистская общественность подняла вопрос о необходимости возобновления работы по высотному альпинизму. Первым откликнулся на этот призыв Отдел физкультуры и спорта ВЦСПС. Он наметил провести летом 1952 года учебно-тренировочный сбор для подготовки альпинистов-высотников. До этого систематической подготовки альпинистов такого профиля у нас не проводилось. Иногда по инициативе руководителей спортивных экспедиций на Памир и Тянь-Шань в состав этих экспедиций, кроме опытных мастеров, включались и молодые альпинисты. Некоторые из них стали впоследствии незаурядными высотниками.
Руководители Отдела физкультуры и спорта ВЦСПС, предполагая серьезно взяться за организацию высотных восхождений, предусмотрительно решили начать с подготовки кадров молодых альпинистов. Это было тем более своевременно, что значительная часть наших высотников находилась уже в том возрасте, когда следует думать о переходе от рекордных штурмов вершин к передаче накопленного опыта молодежи.
Примерно тогда же собрался актив альпинистов, чтобы определить основные черты сбора. Особый интерес вызвало обсуждение места работы и спортивных объектов. Был выбран район одного из крупнейших ледников Памира, носящего имя известного исследователя Азии Г.Е. Грумм-Гржимайло. Чтобы добраться до этого ледника, участники сбора должны были пройти довольно длинный путь с караваном и, таким образом, получить практику в способе передвижения, неизбежном во всяком путешествии в отдаленные горные районы. Затем предстоял трудный переход по самому леднику, протянувшемуся на 37 километров. Здесь вьючные животные были уже бесполезны и все грузы должны переносить сами люди. Продвижение по длинным ледникам также весьма характерно для организации высотных восхождений. В верховьях же ледника Грумм-Гржимайло перед участниками сбора открывалась возможность довольно большого выбора восхождений на вершины, превышающие 6000 метров, в достаточно суровых условиях. Наконец, ледник этот еще не посещался советскими альпинистами, сведений о районе было очень немного, и молодые высотники могли получить практику разведки неизвестных путей, подняться на никем еще не покоренные вершины. Конечно, многие из будущих участников сбора лелеяли мечту покорить и главную вершину района, пик Революции, лишь на 13 метров не достигающую семикилометровой высоты.
|
Короче говоря, в районе ледника Грумм-Гржимайло молодые альпинисты могли практически ознакомиться со всеми этапами подготовки и проведения высотных восхождений, чтобы в последующие годы штурмовать более трудные и высокие вершины Памира и Тянь-Шаня.
...Даже от самых хороших планов до их осуществления немалый путь, тем более когда предстоит сложное и необычайное мероприятие. Проходили недели и месяцы. Возникали вопросы, связанные с обеспечением сбора снаряжением, питанием, транспортом и денежными средствами. Дело двигалось медленно. Многие спортсмены включились в другие группы, готовившие труднейшие восхождения на Кавказе. Некоторые альпинисты уклонились от участия в сборе, исходя из сомнительной логики: путь до вершин Памира далек, неизвестно, сколько и каких восхождений придется сделать, стоит ли рисковать возможностью получить очередной спортивный разряд, к тому же с меньшей затратой сил. Впрочем, мы и не жалели о потере людей, у которых интерес к горовосхождениям исчерпывается числом набранных вершин.
|
Наступила весна. Уже окончательно определился состав руководства сбором. К участию в этом спортивном мероприятии были привлечены опытные тренеры из числа альпинистов-высотников.
Откладывать подготовительную работу было больше невозможно, и мы решили приступить к ней, хотя проведение сбора еще не было окончательно утверждено.
В первых числах мая в Москву приехал Александр Блещунов — будущий помощник начальника сбора по организационно-хозяйственной работе. Восторженный поклонник суровой красоты Памира, он не раз путешествовал по этой стране с альпинистскими и научными экспедициями. Участие этого хорошего знатока местных условий в организации сбора было большой удачей для нас.
К этому времени подготовка к экспедиции вступила в пору, когда многочисленные письма и заявки начинают давать первые результаты в виде нарядов на продовольствие, разнообразные предметы снаряжения и инвентаря. Но реализовать представлявшиеся нам возможности нельзя было до решения Секретариата ВЦСПС.
Наконец, 10 мая 1952 года последовало постановление Секретариата о проведении сбора. До намеченного срока выезда оставалось немногим более полутора месяцев...
Утром 1 июля на Казанском вокзале Москвы появилась группа пассажиров, резко выделявшихся из толпы курортников и студентов. Огромные тяжелые рюкзаки, не по сезону теплые брюки, пестрые ковбойки, ледорубы... Посадка. Еще несколько минут, и поезд медленно трогается.
|
Примерно в эти же дни начали свой путь к Памиру альпинисты из Одессы, Дзауджикау, Новосибирска, Казани и других городов. К 6-7 июля все они должны были собраться в Оше — областном центре Киргизской республики.
Участники сбора — преимущественно молодежь, альпинисты, выполнившие нормы второго спортивного разряда1. Их двадцать, из разных спортивных обществ, двадцать характеров, которые руководителям и тренерам сбора предстоит объединить для решения общей задачи.
Все еще не завершенные дела задерживали в Москве руководителей сбора. Сжатые сроки подготовки не позволили выслать передовую группу. На долю такой группы обычно приходится подготовка вьючных животных, приобретение части продуктов, заказ автомашин — в общем обеспечение выезда со сборного пункта.
На рассвете 7 июля вдвоем с Анатолием Ивановичем Ивановым, старшим тренером сбора, мы вылетаем из Москвы. С первыми лучами солнца «ИЛ-12» поднимется в воздух. Круг над аэродромом, и самолет ложится на курс. Десять часов полета переносят нас из дождливого утра Москвы в жаркий вечер Ташкента. Отсюда в Ош на следующее утро улетает грузовой самолет.
Из гостеприимно распахнутой двери машины несет нестерпимым жаром, нестерпимым даже после зноя ташкентского дня. Однако достаточно самолету подняться в воздух, как в кабине становится прохладно. Это живо напоминает нам горы. Но вот и они, пока еще невысокие. Под нами медленно проплывают гряды, серые скалистые гребни. На севере показываются снежные макушки Пскемского и Угамского хребтов. Вскоре самолет летит над Кураминским хребтом, и под крылом глубокие ущелья сменяются зазубренными скалами. За горами, как чаша, окаймленная со всех сторон хребтами, открывается огромная Ферганская долина.
В песках северной части Ферганы голубой лентой протянулся Большой Ферганский канал, а далее на юг и запад раскинулись зеленые рощи и сады, хлопковые поля, покрытые сетью бесчисленных арыков. Через час самолет уже снижается к Ошскому аэродрому. Промелькнули скалы Тахт-и-Сулеймана, зеленые улицы Оша. Еще несколько мгновений, и звук мотора замирает. Мы выходим из самолета и снова окунаемся в палящий зной. Поле аэродрома выжжено солнцем, лишь вдали виднеется цепочка деревьев — там протекает арык. Здесь, как почти во всей Средней Азии, растительность и жизнь есть только там, где вода.
В областном совете профсоюзов, которому Секретариат ВЦСПС поручил обеспечить проведение экспедиции, нам сказали, что участники сбора разместились в местном доме отдыха ВЦСПС.
Несколько минут ходьбы по поднимающейся в гору улице, и перед нами ворота, на которых написано: «Добро пожаловать!»
На старте
Много веков назад на берегу быстрой речки Ак-Бура возникли строения Оша. Город образовался у скрещения древних караванных путей, протянувшихся когда-то из Средней Азии. Сюда прибывали вереницы верблюдов, нагруженных китайскими шелками, пряностями из Индии. Отсюда уводили знаменитых на весь Восток скакунов, вывозили узбекские и киргизские ковры. Добирались до этого места и купцы из далекого Московского государства.
И поныне на правом берегу реки можно еще увидеть улицы, сохранившие облик среднеазиатских городов прошлых веков. Остатки глубокой старины встречаются здесь то в виде орнамента на стенах старой бани, то в виде развалин мазара — усыпальницы. Но год от года они все менее заметны. Улицы в старом городе — это узкие проходы между высокими глинобитными оградами — дувалами; слепые, без окон, стены домов и неизбежная лёссовая пыль, мягкой подушкой покрывающая грунт. Днем, когда царит палящий зной, эта часть города кажется пустынной. Но во дворах, куда обращены фасады домов, неумолчно журчит вода в арыке и густые кроны деревьев бросают тень.
Порой, когда идешь по такой уличке между уходящими вдаль линиями дувалов, кажется, что вот-вот из-за какого-нибудь угла выйдет отряд аскеров кокандского хана. Но внезапно за дувалами раздаются громкие голоса, веселый смех — на улицу гурьбой выходят девочки-пионерки. Лица молодых девушек открыты, сейчас редко увидишь женщину, скрытую под паранджой и чачваном.
Но и в старом городе глинобитные дома все больше уступают место светлым и красивым современным зданиям школ, техникумов, жилым домам. Здесь же раскинулись обширные цехи шелкоткацкого комбината и других промышленных предприятий.
По улицам Оша, поднимая пыль, снуют машины. Издалека доносятся гудки паровозов, звон молотов и шум станков в ремонтных мастерских автобазы.
На левом берегу реки, от прибрежных обрывов, где бьется пенная струя потока, по склонам поднимаются дома современного типа — это новый город, зародившийся с приходом сюда русских в конце семидесятых годов прошлого столетия. Щедро обсаженные деревьями улицы очень живописны. Широкие мостовые дают простор движению транспорта. На большом пространстве раскинулся тенистый парк.
Между аллей парка сверкает вода — это Комсомольское озеро. В каком городе Средней Азии нет Комсомольского озера? В свободное от работы время молодые киргизы и узбеки вырыли огромный котлован, заполнив его потом водой из арыков. Как хорошо в палящий зной выкупаться в озере! Здесь, где еще недавно не было ни одной реки, в которой можно было бы плавать, развивается водный спорт и нередко можно слышать свисток судьи, дающего старт пловцам.
Новый город раскинулся на склонах горы Тахт-и-Сулейман. Характерная форма ее скал придает своеобразный вид панораме Оша. Утесы Тахт-и-Сулеймана считались когда-то у мусульман священными, и сюда приходили паломники даже из отдаленных мест Средней Азии. Высоко среди серых скал виднеются ажурные контуры маленькой белой часовни, а у подножья горы вблизи моста через Ак-Буру сохранились старинные стены медрессе — духовного училища, — которые, впрочем, служат теперь оградой нескольким современным жилым домам.
Ошский базар — это горы фруктов и овощей, груды помидоров, винограда, персиков, множество арбузов и дынь — обилие, непривычное для жителей центральной части нашей страны. Пестрая толпа, переливающаяся яркими красками разноцветных халатов, шитьем тюбетеек. Многоголосый шум, пронзительный рев ишаков. И все залито слепящим светом южного солнца.
А ранним утром, когда воздух особенно прозрачен и горизонт еще не затянут пыльной дымкой, далеко на юге видны снежные вершины Алайских гор. Они как бы парят в голубом небе, высоко над крышами города и зеленью садов.
Дом отдыха, где разместились участники нашего сбора, расположен в огромном саду; среди стройных могучих деревьев текут воды широкого магистрального арыка. Дирекция этого крупнейшего в Средней Азии дома отдыха ВЦСПС сделала все возможное, чтобы получше устроить альпинистов, которым предстояла трудная экспедиция. Большой зал клуба был превращен в общежитие участников сбора: кровати стояли даже на сцене.
Наш выезд из Оша задерживается. Участники сбора съезжаются с опозданием. Ежедневно Блещунов с группой альпинистов отправляется на вокзал получать очередную партию багажа. Затем начинается сортировка и перепаковка продуктов и инвентаря, подготовка к длительному автомобильному пути, а затем к перевозке на вьючных животных. Вечерами проводятся учебные занятия.
Всех нервирует вынужденная задержка. И хотя находится достаточно работы, а в свободное время развлечений, все стремятся в горы.
Как поднимаются на высокие горы
Наиболее высокие горы нашей страны, да и других стран, отдалены от крупных населенных пунктов, от железных дорог. Долог поэтому путь к высоким вершинам. Чтобы добраться до них, часто приходится пользоваться почти всеми видами транспорта: самолетом, поездом, автомашиной. Наконец, кончаются и автомобильные дороги. Путешественники навьючивают свой экспедиционный груз на животных и медленно одолевают километры горных троп. Но часто и каравану не удается подойти непосредственно к району восхождения. Последний этап пути к вершине доступен только людям. Переброски грузов, часто многодневные, предшествуют штурму вершины. Но вот этот путь закончен, и лагерь спортивной экспедиции разбит в непосредственной близости к вершинам и ледникам.
Теперь следует найти подступы к вершине. Они, как правило, бывают неизвестными, если даже район раньше и посещался. Альпинисты, отправляясь в экспедицию, читают много книг, знакомятся с отчетами научных экспедиций, описаниями путешествий. Эта работа позволяет лучше узнать географию района и проделанные в нем маршруты, наметить пути подхода к вершинам. Но тем не менее маршруты восхождений почти всегда приходится отыскивать при помощи длительных разведок на месте.
Случается, сведения о высокогорной части района вовсе отсутствуют или бывают такими скудными, что неизвестно даже, в каком хребте находится искомая вершина и какими ущельями можно подойти к ее подножию. Поиски некоторых пиков, вершины которых издали видны над путаницей хребтов, отнимают у географов и альпинистов не один год. Иные ледники, выбранные для подхода к подножию вершин, приводят в другое место, а порой столь неудобны для движения, что приходится возвращаться и искать другой путь.
Но вот подступы к вершине найдены. Завершены разведывательные походы, во время которых будущие восходители поднимались на склоны вершины и окружающие хребты, осмотрев гору со всех сторон. Маршрут штурма намечен, но... это еще не все. Если вершина трудная и высокая, восхождение требует особой подготовки.
Прокладывая путь к вершине, альпинисты у ее подножия разбивают опорный лагерь и доставляют туда снаряжение и питание на все время работы. Для этого участникам похода приходится по нескольку раз пройти трудный путь по леднику, перетаскивая на себе грузы. Хорошо, если ледник доступен для вьючных животных!
При штурме альпинисты несут груз на себе. В рюкзаках теплые вещи, снаряжение и питание. Чем больше абсолютная высота вершины, чем круче и труднее путь, тем меньший груз может нести человек. Но вес всего необходимого для успешного восхождения довольно значителен. Питание должно хотя бы в минимальной степени возмещать затраченную энергию. Нужно иметь и запас на случай непогоды, которую, возможно, придется пережидать несколько дней в палатке или пещере, вырытой в снегу.
Снаряжение должно быть по количеству и набору достаточным для преодоления трудностей, которые ожидаются в пути. Нужно иметь достаточно и теплых вещей: на больших высотах даже летом температура понижается до минус 20 градусов и ниже. Особенно важно предохранить от обморожения руки и ноги: они страдают в первую очередь. Чтобы согреть пищу и добыть воду — наверху ее нет, нужно растапливать снег, — применяется легкая спиртовая кухня или походный примус. В общем груз тем больше, чем длительнее восхождение.
Вес рюкзака свыше 20-24 килограммов при восхождении на вершины, превышающие 6500 метров, чрезмерен. Восхождение на высокие вершины поэтому обеспечивается промежуточными лагерями на пути подъема. Число этих лагерей зависит от характера пути, а расстояние между ними определяется дневным переходом, который на больших высотах может составлять подъем всего на 300-500 метров. Во всяком случае из последнего, заранее подготовленного лагеря восходители должны быть в состоянии донести необходимые им вещи до последнего ночлега перед вершиной.
С последнего бивака к вершине можно идти почти налегке. Этот бивак должен быть устроен с таким расчетом, чтобы, выйдя из него, альпинисты успели подняться до вершины и вернуться назад засветло. Ночевка без спальных мешков и палаток на больших высотах обычно приводит к обморожению, а подчас и гибели. Единственный способ спастись, если ночь застает в дороге, а путь опасный, — вырыть в снегу пещеру.
Но не только необходимостью промежуточных лагерей характеризуются высотные восхождения. Недостаток кислорода в воздухе вызывает горную болезнь. Чтобы действовать в разреженной атмосфере больших высот, необходима акклиматизация: организм восходителей еще до штурма вершины должен привыкнуть к новым условиям. Но даже на привычный организм недостаток кислорода все же действует. Приходится часто останавливаться для отдыха. Работоспособность человека с высотой резко снижается. Каждое препятствие становится много труднее. Крутой ледяной склон, где нужно рубить ступени, скалы, по которым нужно лезть, а иногда и забивать в них крючья для страховочной веревки, — эти довольно обычные для альпинистов условия движения на больших высотах становятся серьезным препятствием.
Все силы, вся воля восходителя устремлены к одному — достичь вершины. Непрерывное напряжение организма, недостаток кислорода и монотонный, часто многодневный процесс однообразного движения притупляют интерес к окружающему, оно становится почти безразличным. Но на вершине, когда подъем закончен, цель достигнута, сознание резко пробуждается. Несравненное чувство победы охватывает альпиниста!