Как поднимаются на высокие горы




ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Начало трудного пути

В конце 1951 года альпинистская общественность под­няла вопрос о необходимости возобновления работы по высотному альпинизму. Первым откликнулся на этот при­зыв Отдел физкультуры и спорта ВЦСПС. Он наметил провести летом 1952 года учебно-тренировочный сбор для подготовки альпинистов-высотников. До этого системати­ческой подготовки альпинистов такого профиля у нас не проводилось. Иногда по инициативе руководителей спор­тивных экспедиций на Памир и Тянь-Шань в состав этих экспедиций, кроме опытных мастеров, включались и молодые альпинисты. Некоторые из них стали впослед­ствии незаурядными высотниками.

Руководители Отдела физкультуры и спорта ВЦСПС, предполагая серьезно взяться за организацию высотных восхождений, предусмотрительно решили начать с подго­товки кадров молодых альпинистов. Это было тем более своевременно, что значительная часть наших высотников находилась уже в том возрасте, когда следует думать о переходе от рекордных штурмов вершин к передаче нако­пленного опыта молодежи.

Примерно тогда же собрался актив альпинистов, что­бы определить основные черты сбора. Особый интерес вызвало обсуждение места работы и спортивных объек­тов. Был выбран район одного из крупнейших ледников Памира, носящего имя известного исследователя Азии Г.Е. Грумм-Гржимайло. Чтобы добраться до этого лед­ника, участники сбора должны были пройти довольно длинный путь с караваном и, таким образом, получить практику в способе передвижения, неизбежном во всяком путешествии в отдаленные горные районы. Затем пред­стоял трудный переход по самому леднику, протянувше­муся на 37 километров. Здесь вьючные животные были уже бесполезны и все грузы должны переносить сами люди. Продвижение по длинным ледникам также весьма характерно для организации высотных восхождений. В верховьях же ледника Грумм-Гржимайло перед участни­ками сбора открывалась возможность довольно большо­го выбора восхождений на вершины, превышающие 6000 метров, в достаточно суровых условиях. Наконец, ледник этот еще не посещался советскими альпинистами, све­дений о районе было очень немного, и молодые высот­ники могли получить практику разведки неизвестных путей, подняться на никем еще не покоренные вершины. Конечно, многие из будущих участников сбора лелеяли мечту покорить и главную вершину района, пик Рево­люции, лишь на 13 метров не достигающую семикиломет­ровой высоты.

Короче говоря, в районе ледника Грумм-Гржимай­ло молодые альпинисты могли практически ознакомиться со всеми этапами подготовки и проведения высотных вос­хождений, чтобы в последующие годы штурмовать более трудные и высокие вершины Памира и Тянь-Шаня.

...Даже от самых хороших планов до их осуществления немалый путь, тем более когда предстоит сложное и не­обычайное мероприятие. Проходили недели и месяцы. Возникали вопросы, связанные с обеспечением сбора сна­ряжением, питанием, транспортом и денежными средства­ми. Дело двигалось медленно. Многие спортсмены вклю­чились в другие группы, готовившие труднейшие восхож­дения на Кавказе. Некоторые альпинисты уклонились от участия в сборе, исходя из сомнительной логики: путь до вершин Памира далек, неизвестно, сколько и каких вос­хождений придется сделать, стоит ли рисковать возможностью получить очередной спортивный разряд, к тому же с меньшей затратой сил. Впрочем, мы и не жалели о по­тере людей, у которых интерес к горовосхождениям ис­черпывается числом набранных вершин.

Наступила весна. Уже окончательно определился со­став руководства сбором. К участию в этом спортивном мероприятии были привлечены опытные тренеры из чис­ла альпинистов-высотников.

Откладывать подготовительную работу было больше невозможно, и мы решили приступить к ней, хотя про­ведение сбора еще не было окончательно утверждено.

В первых числах мая в Москву приехал Александр Блещунов — будущий помощник начальника сбора по организационно-хозяйственной работе. Восторженный поклонник суровой красоты Памира, он не раз путе­шествовал по этой стране с альпинистскими и научными экспедициями. Участие этого хорошего знатока местных условий в организации сбора было большой удачей для нас.

К этому времени подготовка к экспедиции вступила в пору, когда многочисленные письма и заявки начинают давать первые результаты в виде нарядов на продоволь­ствие, разнообразные предметы снаряжения и инвента­ря. Но реализовать представлявшиеся нам возможности нельзя было до решения Секретариата ВЦСПС.

Наконец, 10 мая 1952 года последовало постановле­ние Секретариата о проведении сбора. До намеченного срока выезда оставалось немногим более полутора ме­сяцев...

Утром 1 июля на Казанском вокзале Москвы появи­лась группа пассажиров, резко выделявшихся из толпы курортников и студентов. Огромные тяжелые рюкзаки, не по сезону теплые брюки, пестрые ковбойки, ледорубы... Посадка. Еще несколько минут, и поезд медленно тро­гается.

Примерно в эти же дни начали свой путь к Памиру альпинисты из Одессы, Дзауджикау, Новосибирска, Ка­зани и других городов. К 6-7 июля все они должны бы­ли собраться в Оше — областном центре Киргизской рес­публики.

Участники сбора — преимущественно молодежь, альпи­нисты, выполнившие нормы второго спортивного разряда1. Их двадцать, из разных спортивных обществ, два­дцать характеров, которые руководителям и тренерам сбо­ра предстоит объединить для решения общей задачи.

Все еще не завершенные дела задерживали в Москве руководителей сбора. Сжатые сроки подготовки не позво­лили выслать передовую группу. На долю такой группы обычно приходится подготовка вьючных животных, при­обретение части продуктов, заказ автомашин — в общем обеспечение выезда со сборного пункта.

На рассвете 7 июля вдвоем с Анатолием Ивановичем Ивановым, старшим тренером сбора, мы вылетаем из Москвы. С первыми лучами солнца «ИЛ-12» поднимет­ся в воздух. Круг над аэродромом, и самолет ложит­ся на курс. Десять часов полета переносят нас из дождли­вого утра Москвы в жаркий вечер Ташкента. Отсюда в Ош на следующее утро улетает грузовой самолет.

Из гостеприимно распахнутой двери машины несет нестерпимым жаром, нестерпимым даже после зноя таш­кентского дня. Однако достаточно самолету подняться в воздух, как в кабине становится прохладно. Это живо на­поминает нам горы. Но вот и они, пока еще невысокие. Под нами медленно проплывают гряды, серые скалистые гребни. На севере показываются снежные макушки Пскемского и Угамского хребтов. Вскоре самолет летит над Кураминским хребтом, и под крылом глубокие ущелья сме­няются зазубренными скалами. За горами, как чаша, окаймленная со всех сторон хребтами, открывается ог­ромная Ферганская долина.

В песках северной части Ферганы голубой лентой протянулся Большой Ферганский канал, а далее на юг и запад раскинулись зеленые рощи и сады, хлопковые по­ля, покрытые сетью бесчисленных арыков. Через час са­молет уже снижается к Ошскому аэродрому. Промельк­нули скалы Тахт-и-Сулеймана, зеленые улицы Оша. Еще несколько мгновений, и звук мотора замирает. Мы выходим из самолета и снова окунаемся в палящий зной. По­ле аэродрома выжжено солнцем, лишь вдали виднеется цепочка деревьев — там протекает арык. Здесь, как почти во всей Средней Азии, растительность и жизнь есть толь­ко там, где вода.

В областном совете профсоюзов, которому Секрета­риат ВЦСПС поручил обеспечить проведение экспедиции, нам сказали, что участники сбора разместились в мест­ном доме отдыха ВЦСПС.

Несколько минут ходьбы по поднимающейся в гору улице, и перед нами ворота, на которых написано: «Доб­ро пожаловать!»

 

На старте

Много веков назад на берегу быстрой речки Ак-Бура возникли строения Оша. Город образовался у скрещения древних караванных путей, протянувшихся когда-то из Средней Азии. Сюда прибывали вереницы верблюдов, на­груженных китайскими шелками, пряностями из Индии. Отсюда уводили знаменитых на весь Восток скакунов, вывозили узбекские и киргизские ковры. Добирались до этого места и купцы из далекого Московского государ­ства.

И поныне на правом берегу реки можно еще увидеть улицы, сохранившие облик среднеазиатских городов прош­лых веков. Остатки глубокой старины встречаются здесь то в виде орнамента на стенах старой бани, то в виде развалин мазара — усыпальницы. Но год от года они все менее заметны. Улицы в старом городе — это узкие проходы между высокими глинобитными оградами — дувалами; слепые, без окон, стены домов и неизбежная лёс­совая пыль, мягкой подушкой покрывающая грунт. Днем, когда царит палящий зной, эта часть города кажется пус­тынной. Но во дворах, куда обращены фасады домов, не­умолчно журчит вода в арыке и густые кроны деревьев бросают тень.

Порой, когда идешь по такой уличке между уходящи­ми вдаль линиями дувалов, кажется, что вот-вот из-за какого-нибудь угла выйдет отряд аскеров кокандского ха­на. Но внезапно за дувалами раздаются громкие голоса, веселый смех — на улицу гурьбой выходят девочки-пио­нерки. Лица молодых девушек открыты, сейчас редко уви­дишь женщину, скрытую под паранджой и чачваном.

Но и в старом городе глинобитные дома все больше уступают место светлым и красивым современным зда­ниям школ, техникумов, жилым домам. Здесь же рас­кинулись обширные цехи шелкоткацкого комбината и других промышленных предприятий.

По улицам Оша, поднимая пыль, снуют машины. Из­далека доносятся гудки паровозов, звон молотов и шум станков в ремонтных мастерских автобазы.

На левом берегу реки, от прибрежных обрывов, где бьется пенная струя потока, по склонам поднимаются дома современного типа — это новый город, зародивший­ся с приходом сюда русских в конце семидесятых годов прошлого столетия. Щедро обсаженные деревьями улицы очень живописны. Широкие мостовые дают простор дви­жению транспорта. На большом пространстве раскинул­ся тенистый парк.

Между аллей парка сверкает вода — это Комсомоль­ское озеро. В каком городе Средней Азии нет Комсо­мольского озера? В свободное от работы время молодые киргизы и узбеки вырыли огромный котлован, заполнив его потом водой из арыков. Как хорошо в палящий зной выкупаться в озере! Здесь, где еще недавно не было ни од­ной реки, в которой можно было бы плавать, развивается водный спорт и нередко можно слышать свисток судьи, дающего старт пловцам.

Новый город раскинулся на склонах горы Тахт-и-Сулейман. Характерная форма ее скал придает своеобраз­ный вид панораме Оша. Утесы Тахт-и-Сулеймана счита­лись когда-то у мусульман священными, и сюда приходи­ли паломники даже из отдаленных мест Средней Азии. Высоко среди серых скал виднеются ажурные контуры маленькой белой часовни, а у подножья горы вблизи мос­та через Ак-Буру сохранились старинные стены медрессе — духовного училища, — которые, впрочем, служат те­перь оградой нескольким современным жилым домам.

Ошский базар — это горы фруктов и овощей, груды помидоров, винограда, персиков, множество арбузов и дынь — обилие, непривычное для жителей центральной ча­сти нашей страны. Пестрая толпа, переливающаяся яр­кими красками разноцветных халатов, шитьем тюбетеек. Многоголосый шум, пронзительный рев ишаков. И все залито слепящим светом южного солнца.

А ранним утром, когда воздух особенно прозрачен и горизонт еще не затянут пыльной дымкой, далеко на юге видны снежные вершины Алайских гор. Они как бы па­рят в голубом небе, высоко над крышами города и зе­ленью садов.

Дом отдыха, где разместились участники нашего сбо­ра, расположен в огромном саду; среди стройных могу­чих деревьев текут воды широкого магистрального арыка. Дирекция этого крупнейшего в Средней Азии дома от­дыха ВЦСПС сделала все возможное, чтобы получше устроить альпинистов, которым предстояла трудная экс­педиция. Большой зал клуба был превращен в общежи­тие участников сбора: кровати стояли даже на сцене.

Наш выезд из Оша задерживается. Участники сбора съезжаются с опозданием. Ежедневно Блещунов с груп­пой альпинистов отправляется на вокзал получать оче­редную партию багажа. Затем начинается сортировка и перепаковка продуктов и инвентаря, подготовка к дли­тельному автомобильному пути, а затем к перевозке на вьючных животных. Вечерами проводятся учебные заня­тия.

Всех нервирует вынужденная задержка. И хотя нахо­дится достаточно работы, а в свободное время развлече­ний, все стремятся в горы.

 

Как поднимаются на высокие горы

Наиболее высокие горы нашей страны, да и других стран, отдалены от крупных населенных пунктов, от же­лезных дорог. Долог поэтому путь к высоким вершинам. Чтобы добраться до них, часто приходится пользоваться почти всеми видами транспорта: самолетом, поездом, ав­томашиной. Наконец, кончаются и автомобильные доро­ги. Путешественники навьючивают свой экспедиционный груз на животных и медленно одолевают километры гор­ных троп. Но часто и каравану не удается подойти не­посредственно к району восхождения. Последний этап пу­ти к вершине доступен только людям. Переброски грузов, часто многодневные, предшествуют штурму вершины. Но вот этот путь закончен, и лагерь спортивной экспедиции разбит в непосредственной близости к вершинам и лед­никам.

Теперь следует найти подступы к вершине. Они, как правило, бывают неизвестными, если даже район раньше и посещался. Альпинисты, отправляясь в экспедицию, чи­тают много книг, знакомятся с отчетами научных экспе­диций, описаниями путешествий. Эта работа позволяет лучше узнать географию района и проделанные в нем маршруты, наметить пути подхода к вершинам. Но тем не менее маршруты восхождений почти всегда приходит­ся отыскивать при помощи длительных разведок на месте.

Случается, сведения о высокогорной части района во­все отсутствуют или бывают такими скудными, что неиз­вестно даже, в каком хребте находится искомая вершина и какими ущельями можно подойти к ее подножию. По­иски некоторых пиков, вершины которых издали видны над путаницей хребтов, отнимают у географов и альпи­нистов не один год. Иные ледники, выбранные для под­хода к подножию вершин, приводят в другое место, а порой столь неудобны для движения, что приходится воз­вращаться и искать другой путь.

Но вот подступы к вершине найдены. Завершены раз­ведывательные походы, во время которых будущие вос­ходители поднимались на склоны вершины и окружаю­щие хребты, осмотрев гору со всех сторон. Маршрут штурма намечен, но... это еще не все. Если вершина труд­ная и высокая, восхождение требует особой подготовки.

Прокладывая путь к вершине, альпинисты у ее под­ножия разбивают опорный лагерь и доставляют туда сна­ряжение и питание на все время работы. Для этого уча­стникам похода приходится по нескольку раз пройти труд­ный путь по леднику, перетаскивая на себе грузы. Хоро­шо, если ледник доступен для вьючных животных!

При штурме альпинисты несут груз на себе. В рюк­заках теплые вещи, снаряжение и питание. Чем больше абсолютная высота вершины, чем круче и труднее путь, тем меньший груз может нести человек. Но вес всего необходимого для успешного восхождения довольно зна­чителен. Питание должно хотя бы в минимальной степени возмещать затраченную энергию. Нужно иметь и запас на случай непогоды, которую, возможно, придется пере­жидать несколько дней в палатке или пещере, вырытой в снегу.

Снаряжение должно быть по количеству и набору до­статочным для преодоления трудностей, которые ожи­даются в пути. Нужно иметь достаточно и теплых вещей: на больших высотах даже летом температура понижается до минус 20 градусов и ниже. Особенно важно предохра­нить от обморожения руки и ноги: они страдают в первую очередь. Чтобы согреть пищу и добыть воду — наверху ее нет, нужно растапливать снег, — применяется легкая спиртовая кухня или походный примус. В общем груз тем больше, чем длительнее восхождение.

Вес рюкзака свыше 20-24 килограммов при восхож­дении на вершины, превышающие 6500 метров, чрезме­рен. Восхождение на высокие вершины поэтому обеспе­чивается промежуточными лагерями на пути подъема. Число этих лагерей зависит от характера пути, а расстоя­ние между ними определяется дневным переходом, кото­рый на больших высотах может составлять подъем всего на 300-500 метров. Во всяком случае из последнего, за­ранее подготовленного лагеря восходители должны быть в состоянии донести необходимые им вещи до последнего ночлега перед вершиной.

С последнего бивака к вершине можно идти почти налегке. Этот бивак должен быть устроен с таким рас­четом, чтобы, выйдя из него, альпинисты успели поднять­ся до вершины и вернуться назад засветло. Ночевка без спальных мешков и палаток на больших высотах обычно приводит к обморожению, а подчас и гибели. Единствен­ный способ спастись, если ночь застает в дороге, а путь опасный, — вырыть в снегу пещеру.

Но не только необходимостью промежуточных лаге­рей характеризуются высотные восхождения. Недостаток кислорода в воздухе вызывает горную болезнь. Чтобы действовать в разреженной атмосфере больших высот, необходима акклиматизация: организм восходителей еще до штурма вершины должен привыкнуть к новым услови­ям. Но даже на привычный организм недостаток кислорода все же действует. Приходится часто останавливаться для отдыха. Работоспособность человека с высотой резко снижается. Каждое препятствие становится много труд­нее. Крутой ледяной склон, где нужно рубить ступени, скалы, по которым нужно лезть, а иногда и забивать в них крючья для страховочной веревки, — эти довольно обычные для альпинистов условия движения на больших высотах становятся серьезным препятствием.

Все силы, вся воля восходителя устремлены к одно­му — достичь вершины. Непрерывное напряжение организма, недостаток кислорода и монотонный, часто мно­годневный процесс однообразного движения притупляют интерес к окружающему, оно становится почти безраз­личным. Но на вершине, когда подъем закончен, цель достигнута, сознание резко пробуждается. Несравненное чувство победы охватывает альпиниста!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: