Стратегии конфликтного взаимодействия




 

В качестве основных методов (техники) урегулирования конфликтов, или как их еще называют стратегий конфликтного поведения, Н.В. Гришиной [11] выделяются:

. Сотрудничество (консенсус), которое считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предполагающий процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы. Д.А. Бакуменко отмечает, что данный метод считается самым привлекательным в арсенале управления конфликтами, однако, он является и самым сложно достижимым, в силу специфики и сложности форм социального взаимодействия различных субъектов организационной структуры, ограниченности материальных и финансовых ресурсов, полного разногласия и/или совпадения интересов, потребностей, мотивов, ценностей, притязаний, ожиданий, ролей и прав [3, c. 15-21].

. Компромисс - предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон. Является наиболее распространенной тактикой урегулирования конфликтов в организациях, в условиях невозможности полного устранения возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия противоречий. Привлекательность его состоит в том, что обе конфликтующие стороны по окончанию самого конфликта в глазах друг друга находятся, как бы, в равных положениях, т.е. в результате уступок обе стороны или одинаково проиграли или же одинаково выиграли. А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова считают, что результатом компромисса является отсутствие откровенно проигравшей стороны и явного победителя. Таким образом, формирование субъективного ощущения торжества социальной справедливости (хотя бы даже и иллюзорной) у конфликтующих сторон, выступает мощным рычагом управленческого воздействия на конфликт, могущий дать положительный эффект в их разрешении [39, c. 57-75].

. Принуждение - у Г. Гагаринской и О. Калмыковой [9, с. 30] - настойчивость, соперничество, противоборство, силовое давление. Суть его заключается в стремлении одной из противодействующих сторон (иногда, и обеих) навязать другой (друг другу) только свое видение решение проблемы, отвечающее лишь его собственным интересам. Выбирающие данную стратегию конфликтного поведения, зачастую, используют все методы, в том числе силовое воздействие и авторитарные решения (в случаях вертикальных конфликтов), для победы в борьбе. Тем самым, игнорируя фундаментальное положение о том, что цель не оправдывает потраченные на него средства. В общем, «подход характеризуется конкуренцией и отношением «победитель» - «проигравший».

Важно отметить, что этот способ урегулирования конфликтов в условиях и нежелательности использования в более или менее стабильной обстановке, может выступить единственно приемлемым методом завершения конфликта в кризисной (агрессивной) ситуации, при необходимости срочного разрешения противоборства, которая несет угрозу самому существованию и функционированию организации.

. Уклонение (уход, избегание), характеризуется стремлением одной из сторон уйти (уклониться) от конфликтного взаимодействия, что может быть обусловлено следующими причинами: в силу недостаточной ценности для субъекта предмета противоречий и отказа от борьбы за него; стремление уменьшить число потерь, количество которых может значительно возрасти при вступлении в конфликт; осознание невозможности собственного выигрыша, которое «определяется неуверенностью человека в собственной победе»; отсутствие мотивации для разрешения возникших противоречий.

. Приспособление (бездействие, уступчивость, сглаживание); в наиболее общем виде, его можно представить как «капитуляцию» одной из конфликтующей сторон от противоборства, вследствие, или ее «проигрыша», или же отказа от собственных притязаний и интересов (жертвование ими), в условиях, когда большей ценностью для субъекта является не само обладание объектом, из-за чего произошел сам конфликт, а сохранение «дружеских» отношений с конфликтующей стороной. Также, данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода непредсказуемы, хотя они могут обернуться и выгодными для администрации или социально группы событиями [8, c. 73-79].

В качестве конфликта может выступать и фрустрационная ситуация.

Умение индивида преодолевать воздействие отрицательных факторов - это одно из основополагающих условий актуализации и реализации потенциала его личности. Поэтому особо важным становится вопрос фрустрации и определения условий ее преодоления.

«Фрустрация» (лат. frustration), в переводе с латинского, - это тщетная попытка, неудача, обман. С точки зрения психологии под фрустрацией понимается:

акт по блокированию поведения, который ориентирован на достижение фрустрационной ситуации (т.е. значимой ситуации);

эмоциональное состояние, которое возникает как результат неудачи, отсутствия удовлетворения какой-либо важной потребности, обвинений со стороны [37, c. 553-560].

В многочисленных исследованиях фрустрация характеризуется как негативное психическое состояние. Как отмечает Н.Д. Левитов, фрустрация представляет собой сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения, возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями. Ф.Е. Василюк относит фрустрацию к экстремальным жизненным ситуациям, наряду со стрессом, конфликтом и кризисом, считая, что если возникает фрустрация, то есть невозможность удовлетворить эту потребность, то вся жизнь оказывается под угрозой, значит, подобная ситуация равносильна кризису.

Отрицательными проявлениями фрустрации выступают:

зависть и ревность (А.И. Плотичер);

ярость и враждебность (Т.Г. Румянцева);

чувства безразличия, вины и тревоги, апатия и утрата интереса (В.М. Астапов);

беспокойство и напряжение (А.В. Махнач, Ю.В. Бушов);

агрессия, реакция избегания, депрессия, регрессия (Н.Д. Левитов);

психосоматические реакции (А. Бандура) [29, c. 436-438].

К негативным реакциям на фрустрацию М.-А. Роббер, Ф. Тильман причисляют агрессивное поведение, приобретающее форму экстрапунитивных (агрессия ориентирована на посторонних людей и предметы) и интрапунитивных (чувство вины, угрызения совести, стыд) реакций, кроме того к ним также относятся такие отрицательные реакции, как фиксация, регрессия, бегство, а так же подавление.

Фрустрации выполняют и позитивную роль в жизни человека. Н.Д. Левитов отмечает, что «человек растет и развивается тогда, когда учится преодолевать фрустрации, мобилизуя врожденные ресурсы на управление окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей» [134, с. 22].

Умеренное переживание фрустрации гарантирует сосредоточение внимания человека на проблемном вопросе и путях его решения. Например, М.-А. Роббер, Ф. Тильман к позитивным реакциям на фрустрацию причисляют:

компенсирующие действия;

обход препятствия;

преодоление препятствия;

проявление изобретательности;

отказ от намеченной цели (в случае необходимости) [15, c. 412-416].

Кроме того отмечается, что в отдельных случаях фрустратор не вызывает фрустрации. Данное явление получило название фрустрационной толерантности, под которой понимается выносливость, терпеливость, отсутствие угнетающих переживаний и острых реакций. Толерантность базируется на способности индивида адекватно оценивать фрустрационную ситуацию и предвидеть выход из неё. Толерантность по отношению барьеров необходима и целесообразна.

Речь идёт не о том, чтобы «стерпеть» эти барьеры, а о том, чтобы признавать всю их необходимость и полезность, считать их для себя благом, и переживать фрустрацию скорее тогда, когда эти барьеры недостаточны. В этом случае фрустрационная толерантность выступает как значимое качество личности.

И все же в литературе особое место принадлежит деструктивным проявлениям фрустрации, их разрешению, а так же преодолению. Например, согласно психоаналитическому подходу (З. Фрейд), осуществление процесса преодоления фрустрации происходит путем доведения до сознания невротика настоящих глубинных причин симптома, который вызван фрустрированными сексуальными импульсами, который он переживает, и вызванной этим психологической разрядкой. Во время сеансов психоанализа сила фрустрированной потребности снижается, а поведение индивида делается более адаптивным.

В рамках бихевиористского подхода (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) в психокоррекционной и психоразвивающей работе с людьми, склонными к агрессивному поведению в ситуации фрустрации, предлагается и используется обучение различным социальным умениям. В качестве конкретных процедур тренинга социальных умений выступают следующие: моделирование/демонстрация примеров адекватного поведения (викарное научение), ролевые игры (выработка умений), установление обратной связи через поощрение/вознаграждение за желательное и адекватное социальное поведение; перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

С точки зрения гештальттерапии (Ф. Перлз и пр.), как и в психоанализе, особое внимание отводится пониманию клиентом своих фрустраций и ликвидации невротических механизмов, которые их обусловливают (проекция, интроекция, слияние и пр.). С этой целью используется организация условий, направленных на повторное переживание фрустрирующих ситуаций, что открывает перед клиентом доступ к ресурсам, которыми он располагает [22, c. 134-140].

В логотерапии В. Франкла особое внимание уделяется экзистенциальной фрустрации, возникающей, когда у человека фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука - главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Сама по себе она не является патологической, но играет большую роль в развитии ноогенных неврозов. В работе с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума, В. Франкл прибегает к следующим методам:

гуманные отношения с логотерапевтом;

внимательное отношение к признакам экзистенциального вакуума;

углубление экзистенциального осознания;

фокусирование на поисках смысла [35, c. 116-117].

Одним из базовых положений рационально-эмоциональной поведенческой теории, предложенной А. Эллис, выступает утверждение о том, что у индивидов в одно и то же время могут иметься убеждения, как иррациональные, так и рациональные. Последние ассоциированы со здоровыми отрицательными эмоциями (огорчение, грусть, озабоченность, сожаление, раздражение). В то время как иррациональные - с нездоровыми отрицательными эмоциями (стыд/смущение, вина, депрессия, тревога, гнев). Воздействие на иррациональные взгляды и выработка рациональных взглядов - это сущность рационально-эмоциональной поведенческой терапии, направленной на преодоление фрустрации. Так как фрустрация (как психическое состояние) взаимосвязана с процессом преодоления сложностей (т.е. фрустрирующих ситуаций), нужно также принимать во внимание применяемые при этом стратегии.

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления. В частности, С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления», которая имеет две основные оси: «просоциальная-асоциальная», «активная-пассивная» и одну дополнительную ось: «прямая-непрямая». С.С. Гончарова выделяет адаптивные стратегии преодоления (поиск поддержки, повышение самооценки, анализ проблемы) и дезадаптивные стратегии (самообвинение, поиск виновных).

Кроме того принято проводить различие между продуктивным и непродуктивным копингом. Продуктивный копинг, как правило, содержит в себе позитивные последствия:

душевный подъем;

снижение уровня напряжения и дискомфорта;

разрешение проблемы и трудной ситуации;

радость преодоления [21, c. 422-431].

Непродуктивный копинг взаимосвязан с превалированием эмоциональных реакций на ситуацию, так называемым «застреванием» на них и имеет проявления в виде:

самообвинения;

погружения в переживания;

обвинения друг друга [21, c. 422-431].

Проведенный нами анализ понимания сущности фрустрации, особенностей фрустраторов, поведенческих реакций, эмоциональных реакций и стратегий преодоления позволил разработать схему анализа поведения личности в ситуации фрустрации, которое, на наш взгляд, может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное преодоление фрустрации можно охарактеризовать:

здоровыми отрицательными эмоциями (огорчение, грусть, озабоченность, раздражение, сожаление), энергетически гарантирующими преодолевающее поведение;

позитивными поведенческими реакциями на фрустратор (обход препятствия; преодоление препятствия; отказ, в случае обоснованной необходимости, от намеченной цели; компенсирующие действия);

адаптивными (анализ проблемы, повышение самооценки, поиск поддержки), активными (ассертивные действия), просоциальными (поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт), манипулятивные действия (т.е. непрямыми стратегиями преодоления) [15, c. 412-416].

В свою очередь, деструктивное преодоление фрустрации можно охарактеризовать:

нездоровыми отрицательными эмоциями (стыд/смущение, вина, тревога, депрессия, гнев);

негативными агрессивными реакциями на фрустратор (интрапунитивной либо экстрапунитивной), либо негативными неагрессивными реакциями (регресс, фиксация, бегство, подавление);

дезадаптивными (поиск виновных, самообвинение), пассивными (избегание, осторожные действия), асоциальными (агрессивные действия, асоциальные действия) стратегиями преодоления [6, c. 432-436].

Данную схему можно использовать для обеспечения рефлексии своего поведения во время фрустрационной ситуации, а также с целью анализа поведения других индивидов. В результате анализа можно определить, нужна ли индивиду психоразвивающая и коррекционная работа.

Итак, под понятием фрустрация понимается расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. некая травмирующая ситуация, при которой терпится неудача. Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель и в полной мере реализовать мотив. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности, которые могут быть вполне преодолимыми и непреодолимыми. Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: