Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, виды, причины




конфликт личность поведение психологический

Генезис трансформации взглядов на вопрос конфликта позволяет говорить о том, что изучением конфликтов изначально занималась философия, а в XIX и XX вв. он стал предметом исследования социологии, а на современном этапе - предметом целого ряда научных дисциплин, включая и конфликтологию. При этом следует разграничивать область конфликтогенности в коммерческих структурах, изучение которой происходит в рамках таких научных дисциплин как «Теория организаций», «Теория управления», «Менеджмент» и пр. И социально-политическую сферу, в которой процессы зарождения, протекания и разрешения конфликтов носят свою специфику, и изучаются, как правило, науками социологическими и политическими (в частности, «Социологией конфликта») [1].

Важно отметить, что в конфликтологии организаций существует термин «организационные конфликты», под которой обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

В литературе посвященной конфликту его содержание и сущность понимается по-разному. В западной науке широко распространено определение, которое было предложено известным американским теоретиком Л. Козером. Он под конфликтом подразумевает борьбу за ценности и притязания на власть и ресурсы и определенный статус, в рамках которой целями противников выступает нейтрализация, нанесение ущерба, либо устранение оппонента [19].

А.Г. Здравомыслов считает, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Идентичные точки зрения на предмет конфликта высказывают и другие российские ученые. В частности, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяют социальный конфликт как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу [1].

Согласно А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову [1] конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой - латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) - конфликт переходит во вторую стадию - стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию - стадия завершения (разрешения) конфликта.

На рисунке 1 представлена схема развития конфликта, предложенная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловом [1].


Рис. 1. Схема развития конфликта

 

В таблице 1 представлены этапы конфликта и содержание деятельности по его урегулированию [32].

 

Таблица 1

Этапы конфликта и содержание деятельности по его урегулированию

№ п/п Этап конфликта Содержание управления (вид деятельности)
  Возникновение и развитие конфликтной ситуации Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)
  Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия Предупреждение (стимулирование)
  Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование
  Развитие открытого конфликта Регулирование
  Разрешение конфликта Разрешение

 

Н.Н. Тренев также выделяет три стадии развитии конфликта. Он использует для их обозначения термины - конструктивная стадия, стадия игнорирования и деструктивная стадия, сущность и содержание их совпадает с приведенными нами выше этапами, которые являются общепризнанными в научной литературе.

Стадия завершения конфликта может закончиться его полной ликвидацией, переходом конфликта в латентную (скрытую) форму, трансформацией конфликта в другой конфликт, или же временным прекращением конфликтного взаимодействия - угасанием конфликта.

Говоря о самом процессе управления конфликтом необходимо отметить, что здесь различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации - ее урегулирование и разрешение.

Если в результате урегулирования достигаемого за счет принуждения одной из сторон действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью, в результате чего может быть только или частичный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих. То подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора [40, c. 48-54].

Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, заключающийся в привлечение третьей стороны для их урегулирования, и больше известный в конфликтологии как «медиаторство» (в дагестанской традиции - институт «маслаата»). Медиаторами могут быть авторитетные граждане, религиозные общины одной или нескольких конфессий, общественные и другие организации, государственные органы, признанные обеими сторонами конфликта [13, c. 7-15].

Итак, в самом общем виде конфликт можно определить как многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление.

конфликт личность поведение психологический



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: