конфликт личность поведение психологический
Генезис трансформации взглядов на вопрос конфликта позволяет говорить о том, что изучением конфликтов изначально занималась философия, а в XIX и XX вв. он стал предметом исследования социологии, а на современном этапе - предметом целого ряда научных дисциплин, включая и конфликтологию. При этом следует разграничивать область конфликтогенности в коммерческих структурах, изучение которой происходит в рамках таких научных дисциплин как «Теория организаций», «Теория управления», «Менеджмент» и пр. И социально-политическую сферу, в которой процессы зарождения, протекания и разрешения конфликтов носят свою специфику, и изучаются, как правило, науками социологическими и политическими (в частности, «Социологией конфликта») [1].
Важно отметить, что в конфликтологии организаций существует термин «организационные конфликты», под которой обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.
В литературе посвященной конфликту его содержание и сущность понимается по-разному. В западной науке широко распространено определение, которое было предложено известным американским теоретиком Л. Козером. Он под конфликтом подразумевает борьбу за ценности и притязания на власть и ресурсы и определенный статус, в рамках которой целями противников выступает нейтрализация, нанесение ущерба, либо устранение оппонента [19].
А.Г. Здравомыслов считает, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
|
Идентичные точки зрения на предмет конфликта высказывают и другие российские ученые. В частности, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяют социальный конфликт как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу [1].
Согласно А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову [1] конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой - латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) - конфликт переходит во вторую стадию - стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию - стадия завершения (разрешения) конфликта.
На рисунке 1 представлена схема развития конфликта, предложенная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловом [1].
Рис. 1. Схема развития конфликта
В таблице 1 представлены этапы конфликта и содержание деятельности по его урегулированию [32].
Таблица 1
Этапы конфликта и содержание деятельности по его урегулированию
№ п/п | Этап конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) | |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (стимулирование) | |
Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование | |
Развитие открытого конфликта | Регулирование | |
Разрешение конфликта | Разрешение |
|
Н.Н. Тренев также выделяет три стадии развитии конфликта. Он использует для их обозначения термины - конструктивная стадия, стадия игнорирования и деструктивная стадия, сущность и содержание их совпадает с приведенными нами выше этапами, которые являются общепризнанными в научной литературе.
Стадия завершения конфликта может закончиться его полной ликвидацией, переходом конфликта в латентную (скрытую) форму, трансформацией конфликта в другой конфликт, или же временным прекращением конфликтного взаимодействия - угасанием конфликта.
Говоря о самом процессе управления конфликтом необходимо отметить, что здесь различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации - ее урегулирование и разрешение.
Если в результате урегулирования достигаемого за счет принуждения одной из сторон действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью, в результате чего может быть только или частичный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих. То подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора [40, c. 48-54].
Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, заключающийся в привлечение третьей стороны для их урегулирования, и больше известный в конфликтологии как «медиаторство» (в дагестанской традиции - институт «маслаата»). Медиаторами могут быть авторитетные граждане, религиозные общины одной или нескольких конфессий, общественные и другие организации, государственные органы, признанные обеими сторонами конфликта [13, c. 7-15].
Итак, в самом общем виде конфликт можно определить как многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление.
конфликт личность поведение психологический