Исследование научной литературы по вопросу психологических предпосылок конфликтного взаимодействия позволяет говорить о том, что имеет место личностная предрасположенность к конфликту. Действительно, приверженцы персонологического подхода в конфликтологии рассматривают личность как единицу анализа конфликтной ситуации, подчеркивая высокий удельный вес особенностей личности в формировании, а также развитии конфликтных явлений [38, c. 86-91].
Важным для дальнейшего изучения поставленного вопроса является четкое разделение понятий «конфликтная личность» и «личность в конфликте». Если говорить об общем основании, то это участие личности в конфликте. Основанием для разделения является то, что в первом случае (конфликтная личность) сама личность является источником и условием динамики конфликтного явления, в то время как во втором случае (личность в конфликте) конфликт выступает условием динамики личности. Остановимся подробнее на описании конфликтной личности.
Таким образом, конфликтной можно назвать такую личность, которая в виду отдельных психологических характеристик выступает инициатором большого количества отрицательных, либо деструктивных конфликтов, а кроме того имеет склонность к вовлечению в конфликты, которые создают другие.
По мнению Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, базовым параметром конфликтности выступает уровень ее сформированности, который определяется при помощи следующих показателей:
число конфликтов, организуемых этой личностью, либо в которых участвует эта личность за единицу времени;
деструктивная направленность последствий конфликтов, в которых принимала участие личность, для себя, оппонентов, коллектива и пр.,
|
показательные особенности личности, которые определяют склонность к конфликтам [38, c. 86-91].
В таблице 2 представлена характеристика уровней конфликтности личности.
Таблица 2
Характеристика уровней конфликтности личности (по Н.И. Леонову [23])
Показатели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество конфликтов | Отсутствие или низкое количество конфликтов. | По инициативе личности конфликты возникают редко, однако личность часто участвует в конфликтах, созданных другими. | Личность все проблемные или противоречивые вопросы разрешает через конфликты, часто участвует в конфликтах. |
Качество конфликтов | Конфликты носят в основном конструктивный характер, быстро разрешаются, личность занимает позицию посредника или пассивного участника. | Конфликты отличаются долговременностью, однако разрешаются достаточно конструктивно и не несут крайне разрушительных последствий. | Конфликты отличаются долговременным или затяжным характером, деструктивны или неразрешимы. |
Личностные особенности | Отсутствие личностных особенностей, характеризующих личность как конфликтную. | Средний уровень выраженности конфликтности, зависимость от ситуации развития конфликтного взаимодействия. | Конфликтность как черта характера и как способ поведения, актуализируется независимо от ситуации. |
С целью описания конфликтности личности, в соответствии с позицией Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, можно использовать структуру личности, предложенную К.К. Платоновым. Согласно ей выделяется 4 уровня личности:
|
биологический уровень;
уровень психических свойств;
уровень опыта личности;
уровень направленности [17, c. 4-13].
Рассмотрим более внимательно особенности построения данных уровней у конфликтной личности.
. Биологический уровень Конфликтность определяется силой, подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Из сравнения типов ВНД по И.П. Павлову и типов темперамента следует, что холерический темперамент является биологической предпосылкой конфликтности личности. Однако это не означает, что представители других типов темперамента не будут участвовать в конфликте. Большое влияние на актуализацию конфликтности будут оказывать также другие условия (личностные и ситуативные), к описанию которых мы обратимся далее. Кроме того, иногда говорят о мозговых дисфункциях, органических заболеваниях головного мозга, расстройствах нервной системы, соматических заболеваниях как об условиях возникновения раздражительности, чувствительности, агрессивности, т.е. качеств, так или иначе связанных с конфликтностью личности.
. Уровень психических свойств
Когнитивная сфера.
Внимание конфликтной личности можно охарактеризовать суженностью, ориентацией на предмет и объект противоречия. Конфликтной личности свойственна высокая переключаемость внимания, которая, однако, сопряжена с ригидным мышлением. Отмечается, что уделяется недостаточно внимания рефлексии и самопознанию, что, как правило, приводит к затруднению процесс самоанализа и анализа конфликтной ситуации во время процесса ее разрешения.
|
В мышлении превалируют логические ошибки, которые связаны с ложными посылками, иррациональные убеждения, например, «Кто не с нами, тот против нас», «Людям нельзя доверять», «Уступка - признак слабости», «Все люди хотят меня обмануть» и пр. Восприятие личностью окружающих индивидов можно охарактеризовать мозаичностью и двойственностью (т.е. воспринимаются лишь отдельные проявления, которые связаны только с конфликтным взаимодействием), пассивностью, запутанностью, ригидностью.
Восприятие неадекватно, т.к. нет верного понимания своей силы и слабости, а также противника. По мнению Е. Мелибурда - это выступает основным препятствием к разрешению конфликта.
Воображение можно охарактеризовать преобладанием «образа врага», а в воображении ситуации выстраиваются с позиции «преследования», «преодоления», «борьбы» и пр.
Речь характеризуется значительным количеством оценочных суждений, невербальными и паралингвистическими средствами, которые унижают достоинство и честь собеседника (дискриминационной позицией, подчинением, соперничеством, тактикой клеветы, угрозы, оскорбления, нанесения обиды и пр., оскорбительными жестами, агрессивным тоном, угрожающей интонацией и пр.); нарушением языковых норм, конвенций и правил общения и др. [34, c. 42-44].
Эмоционально-волевая сфера.
Конфликтная личность обладает развитыми волевыми качествами (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, решительность, упорство), что позволяет им вести длительное противоборство в условиях сильной психической напряженности и негативных эмоций. У конфликтных личностей часты проявления амбивалентных реакций, им свойственна эмоциональная возбудимость и склонность к негативной оценке ситуации.
Конфликтная личность отличаются низкой толерантностью, т.е. нетерпимостью к чужому образу жизни и поведению. Кроме того, конфликтность связана в основном с экстрапунитивной реакцией, т.е. склонностью к реакции на внешние обстоятельства и других людей. У конфликтной личности преобладают формы мотивационной ригидности, проявляющиеся в невозможности изменять поведение. Среди мотивов более развиты мотивы достижения, борьбы, власти. Ярко выражены такие мотивы, как мотив самоутверждения, самовыражения, которые они реализуют через противоборство и жажду признания.
. Уровень опыта личности. В научных изысканиях зарубежных и отечественных психологов демонстрируется, что конфликтная личность имеет высокий уровень манипулятивности, применяет в повседневном общении провокации, суггестию, игры и пр. В откровенном противостоянии конфликтная личность обращается к снижению ранга оппонента, риску, дезинформации, нагнетанию напряженности, принуждению, демонстрации усиления собственных возможностей, провокациям и угрозам [14].
Вследствие мотивационной ригидности поведение характеризуется стереотипностью. Кроме того, конфликтная личность склонна захватывать инициативу и держать ее, что создает отношения типа «господство-подчинение». С другой стороны, конфликтная личность не отличается ответственностью и способностью доводить начатые дела до конца.
. Уровень направленности личности
Базовый параметр конфликтной личности - это эгоцентрическая ориентация. Можно отметить высокий уровень притязаний, зачастую соответствующих реальным возможностям, что приводит к паранояльности и деформации.
У конфликтной личности невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы либо отсутствуют, либо отличаются ригидностью. В межличностных отношениях конфликтные личности проявляются как соперники, нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы; отличаются нетерпимостью и непримиримостью позиций, стремлением утвердиться за счет других.
Самоотношение конфликтной личности характеризуется завышенной и не всегда адекватной самооценкой, самомнением и эгоцентричностью. Свое конфликтное поведение они рассматривают как проявление силы и искушенности, мудрости и смелости. Поведение, как и эмоциональная сфера, характеризуется амбивалентностью: от демонстрации «жертвенности» до демонстративной «непобедимости» [18].
В коллективе конфликтные личности выбирают роли «критика», «бунтаря», «борца за справедливость», однако нередко эти роли «маскируются» под социально приемлемые, например, «организатор», «генератор идей», «лидер» и т.д.
В коллективе конфликтные личности держатся обособленно, вызывающе или демонстративно. У конфликтной личности развиты коммуникативные способности, они легко находят контакт, способны убеждать и заражать эмоциями.
Конфликтной личности соответствуют такие типы акцентуаций, как гипертим, эпилептоид, циклоид, сензитивный и т.д.
Выводы по главе I
Конфликт - это многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление. В соответствии с субъектами - участниками конфликта в социальной психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт и конфликт между личностью и группой.
Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления.
Фрустрация - это расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. некая травмирующая ситуация, при которой терпится неудача. Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель и в полной мере реализовать мотив. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности, которые могут быть вполне преодолимыми и непреодолимыми. Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.
Проведенный анализ данных литературы показал, что проблема взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера не достаточно изучена, и требует дополнительного внимания. Поэтому в рамках целевой установки дипломной работы, необходимо провести эмпирическое изучение указанной взаимосвязи.
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера
Программа исследования. Описание хода исследования
Актуальность исследования. Стратегия поведения индивида в ситуации взаимодействия определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Для того чтобы помочь сотрудникам, имеющим указанные проблемы, гармонизировать свою профессиональную деятельность, необходимо изучить, какие личностные характеристики обуславливают формирование стратегии поведения индивидов в ситуациях взаимодействия, а также как эти личностные характеристики связаны между собой.
Данные вопросы обуславливают остроту проблемы выбора стратегии совладающего поведения в различных ситуациях кризисного взаимодействия. Кроме того, именно знание особенностей основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для профилактики личных конфликтов и эффективного управления людьми в целом.
Цель исследования: выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.
База исследования: Эмпирическое исследование возрастных кризисов и ресурсов совладания с кризисной ситуацией было проведено на базе ООО «СнабСтрой».
Характеристика выборки: В рамках проведенного дипломного исследования в качестве испытуемых выступили 30 офисных сотрудников ООО «СнабСтрой» - 24 женщины и 6 мужчин. Возраст испытуемых от 28 до 39 лет. Образование - не ниже среднего специального.
Профессиональные обязанности офисных сотрудников ООО «СнабСтрой» сосредоточены на продажах услуг компании (реализация железобетонных изделий) клиентам и сопровождении этих сделок. В связи с этим можно сказать, что офисные сотрудники ООО «СнабСтрой» - типичный пример профессии коммуникативного, помогающего типа. Представители коммуникативных профессий типа «человек - человек» в силу своих должностных инструкций все время находятся в процессе взаимодействия с клиентами организации. Контингент клиентуры любого предприятия разнообразен, и включает в себя не вполне уравновешенных индивидов, склонных к конфликтной форме общения, выражению своих эмоций в недопустимых формах и пр. Общение с такими сложными клиентами требует от специалиста развитого самообладания. При этом даже взаимодействие с корректными клиентами требует от специалистов быстрой реакции, высокой компетентности и корректности. Все описанные выше условия работы приводят к тому, что специалисты подобных профессий часто испытывают профессиональный стресс от того, что не способны оперативно выбирать грамотные стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия.
Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Определить характерное акцентуирование характеров испытуемых офисных сотрудников.
2. Определить характерное поведение испытуемых офисных сотрудников в ситуации конфликта.
. Определить характерные для испытуемых офисных сотрудников направленность и тип реакции в фрустрационной ситуации.
. Рассчитать значимые корреляционные взаимосвязи личностных характеристик испытуемых, обуславливающих выбор стратегии совладающего поведения.
. Разработать рекомендации по разрешению конфликтов для сотрудников ООО «СнабСтрой».
Для проведения эмпирического исследования особенностей выбора стратегии совладающего поведения в различных ситуациях кризисного взаимодействия были использованы следующие психодиагностические методики:
. Тест Леонгарда - Шмишека (основная цель - определить акцентуирование характеров испытуемых офисных сотрудников).
. Тест описания поведения К. Томаса (основная цель - определить характерное поведение испытуемых офисных сотрудников в ситуации конфликта, определить стратегию совладания с конфликтом).
. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга (основная цель - определить характерные для испытуемых офисных сотрудников направленность и тип реакции в фрустрационной ситуации, определить стратегию совладания в ситуации фрустрации).
Для исследования совладающего поведения в дипломной работе были применены методики К. Томаса и Розенцвейга. Возможность использования данных методик для указанных исследовательских задач доказана рядом современных исследований. Так, в диссертации на соискание степени доктора наук Е.И. Чехлатого для исследования совладающего поведения у больных неврозами лиц с преневротическими нарушениями и в социальных группах повышенного риска нервно-психических расстройств были использованы аналогичные методики. В диссертации на соискание степени кандидата психологических наук М.Р. Хачатуровой в рамках изучения личностных предикторов совладающего поведения также использованы методики Томаса и Розенцвейга.
Дадим использованным в эмпирическом исследовании методикам характеристику.
Тест Леонгарда - Шмишека.
Цель опросника - диагностика типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» Леонгарда. К. Леонгард считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Термин «акцентуированные личности» занимает место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности нельзя рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».