I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ




К совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии

В Академическом храме

Содержание:

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ

II. ОСОБЕННОСТИ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ НА ПОЛИЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ

Вечерний Вход

Лития

III. У Т Р Е Н Я

Начало утрени

Шестопсалмие

Великая ектения: "Бог Господь"

Кафизмы

Полиелей

Чтение Евангелия

Помазание св. елеем

Каждение на Честнейшую

Великое Славословие

Ектении

Окончание утрени

IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Входные молитвы

Облачение диакона

Облачение священника

Проскомидия

Каждение

Начало Литургии

Малый вход

Трисвятое

Чтение Апостола и Евангелия

Литургия верных

I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ ВСЕДНЕВНОЙ

1. Войдя в алтарь, священнослужитель прежде всего прикладывается к Св. Престолу. Делает два земных поклона перед целованием его и третий после.

2. Облачившись в епитрахиль и поручи, священник вместе с диаконом, тоже уже облаченным, снимают покрывало с Престола и ставят зажженную лампадку перед Дарохранительницей.

3. Вечернее богослужение начинается с чтения 9 часа. Убедившись в наличии чтеца, священник, став перед Престолом и приложившись к нему по установленному обычаю (с молитвой "Боже, очисти мя грешного", предварительно осенив себя дважды крестным знамением до прикладывания и третий раз после), дает первый возглас для начала службы: "Благословен Бог наш...". Следующие два возгласа 9 часа: "Яко Твое есть Царство..." (по Отче наш) и "Боже ущедри ны..." (перед окончательной молитвой часа) также даются из Алтаря.

4. По окончании 9 часа священник облачается в фелонь и возглас на начало Вечерни дает уже не в Алтаре, а на амвоне, возглашая те же слова: «Благословен Бог наш».

5. После возгласа он остается на амвоне для чтения семи светильнических молитв, положенных на Вечерне. При этом камилавка (клобук) снимается. Служебник держит для сей цели при себе.

6. С возгласом на вечерню диакон или иподиакон отверзает завесу Царских врат (не спешно).

7. На возглас священника чтец Вечерни говорит: «Аминь» и начинает ее прямо со слов: «Приидите поклонимся…» (трижды), затем 103 псалом «Благослови душе моя Господа».

8. В конце чтения 103 псалма диакон, выйдя из Алтаря Северными дверями на амвон, заступает на него для произнесения Великой ектении (мирной). По обычаю, перед тем как ему приступить к Великой ектении, а священнику, кончившему чтение светильничных молитв, возвратиться в алтарь, оба прежде творят трижды крестное знамение с поклонами алтарю и оканчивают затем поклоном друг другу.

9. По окончании 103 псалма диакон произносит Великую ектению (не спешно, дожидаясь окончания пения хора: "Господи, помилуй". Орарь держит на уровне не ниже своего чела).

10. Священник, возвратясь в Алтарь через Южную дверь, становится на свое место, т.е. перед престолом. По обычаю по возвращении он прикладывается к престолу, осенив себя крестным знамением.

11. Диакон при произнесении Великой ектении на 5 прошении: «О великом Господине…» после поминовения имени Святейшего Патриарха поминает Ректора академии следующими словами «…и о господине нашем архиепископе Евгении». После 6-го прошения: «О богохранимей стране нашей…» произносится прошение уже 7-м с таким содержанием: «О зде начальствующих, учащих и учащихся, Господу помолимся». Прошение «О граде сем» начинаем такими словами: «О святей обители сей, граде сем…».

12. Последним прошением Великой ектении для диакона является: «Пресвятую, Пречистую…» Однако, он стоит на амвоне пока священник не окончит завершающий возглас: «Яко подобает…»[1].

13. На «Господи воззвах» диакон совершает каждение (полное) Алтаря и всего храма.

Взяв благословение у иерея на каждение с Горнего места, диакон производит его, начиная с:

а) Св. престола (с 4-х сторон), затем

б) Горнее место

в) Правую и левую стороны Алтаря

г) Икону над Царскими вратами (с Горнего места)

д) Предстоятеля (служащего священника)

е) Присутствующих в Алтаре (с правой и левой стороны).

Если в Алтаре присутствует архиерей, диакон делает ему каждение (трижды) и прежде служащего священника. Если идут на каждение два диакона, они соответственно делят все каждение на две части - один правую сторону Алтаря и храма, другой - левую. Причем, предстоятеля кадят вмесге, одновременно (также и архиерея). Тогда каждение двух диаконов должны быть ритмичны, не в разнобой»

По окончании каждения Алтаря диакон выходит Северными дверями на амвон и продолжает каждение храма

В начале кадит:

а) --- Царские врата

б) --- Правую сторону иконостаса

в) --- Левую

г) --- Хор (правый и левый)

д) --- Чтеца, облаченного в стихарь

е) --- Народ (справа налево)

ж) --- Икону на аналое, что посреди храма

з) --- Правую сторону храма с переходом на левую

и) --- С возвращением на амвон вновь производит каждение местных икон – Спасителя и Божией Матери. Южными дверями диакон входит в Алтарь, где завершается все каждение на "Господи воззвах". Конец его таков: вновь диакон кадит престол с передней части, затем переходит на Горнее место, откуда кадит служащего священника. Отдает кадило поно­марю. С ним диакон крестится, кланяются оба в начале предстоятелю, а затем друг другу и расходятся на свои места.

14. На "Свете тихий" священник и диакон переходят со своего места на Горнее. Отход от престола обычно предваряется крестным знамением (дважды), целованием св. трапезы, еще одним крестным знамением (третьим) и поклоном друг другу. На Горнем месте священнослужители вновь крестятся и кланяются друг другу.

15. С Горнего места, лицом к престолу священник после диаконского возгласа "Вонмем" со словами "Мир всем" осеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящихся в храме. Обычно служащий священник перед "Мир всем" делает поклон своим собратьям служителям, а при архиерее воздерживается даже от осенения рукой.

16. После "Свете тихий" диакон произносит дневной прокимен (по Служебнику), предварительно поклонившись иерею.

17. По окончании Прокимна священнослужители крестятся на Гор­нее место, кланяются друг другу и отходят на свои прежние места. Там же, встав перед престолом вновь крестятся, целуют его и оканчивают поклоном друг другу.

18. После "Сподоби Господи" диакон творит просительную ектению на амвоне. По обычаю перед выходом он идет на Горнее место, крестится, кланяется иерею и исходит всегда Север­ными дверями. На возглас священника "Мир всем" принято диакону отходить к местной иконе Спасителя. По окончании возгласа священника: "Буди держава..." диакон входит Южными вратами в Алтарь и с Горнего места, перекрестившись, отдает поклон служащему и вновь становится на свое место (по правую сторону священника).

19. Священнослужитель во время Просительной ектении читает (в тайне) молитву и подает со вниманием возгласы, согласно Служебнику.

20. По "Ныне отпущаеши" и "Трисвятому" по "Отче наш" свя­щенник произносит возглас: "Яко Твое есть Царство...".

21. После пения тропаря святому (или святым) с Богородичным полагается Сугубая ектения, которую произносит диакон с амвона в тех же уставных правилах выхода из Алтаря и при­хода в него.

После прошения: "Еще молимся о богохранимей стране нашей..." добавляется прошение: "Еще молимся о зде начальствующих, учащих и учащихся".

Ектения оканчивается возгласом священника: "Яко Милостив…»". Вслед за этим возгласом диакон, стоя на амвоне, произносит "Премудрость: и затем уходит в Алтарь, соблюдая все правила входа.

22. Священник заканчивает вечернее богослужение возгласом: "Сый благословен...". Хор поет: "Аминь. Утверди Боже…".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: