II. ОСОБЕННОСТИ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ НА ПОЛИЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ




1. Начало вечернего богослужения с полиелеем такое же как на вседневной вечерни (т.е. 9 час, возглас на вечерню дается на амвоне, чтение 103 псалма, во время которого священник прочитывает перед Царскими вратами Светильничные молитвы, и затем Мирная ектения).

2. Начало Великой вечерни на всенощном бдении совершается следующим образом:

По окончании 9 часа, священнослужители облачившись: священник в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон в сти­харь с орарем (иеромонах вместо фелони в мантию и епитра­хиль), становятся перед св. Престолом, отверзается церковная завеса, затем Царские врата и совершают три поясных поклона, целуя св. Евангелие (только священник) и Престол.

3. Диакон, беря кадило от пономаря, подает его священнику со словами: "Благослови, Владыко, кадило".

Благословляя кадило с молитвой: "Кадило Тебе прино­сим…" священнослужитель берет его для совершения полного каждения, т.е. Алтаря и всего храма.

4. Каждение начинается с того, что диакон взяв большую (диаконскую) свечу, становится на Горнее место, и, поклонившись священнику, всюду идет впереди кадящего священника. Вначале кадят Престол с 4-х сторон, затем Горнее место, правую сторону Алтаря, левую, икону над Царскими дверями, священнослужителей в Алтаре, стоящих по правую сторону Престола, затем по левую. Здесь прерывается полное каждение. Диакон остается на Горнем месте. Священник, обходя Престол (с се­верной стороны) становится на своем месте, т.е. перед Престолом.

5. Великая вечерня начинается с возглашения диакона: "Восстаните", обращенного лицом к народу, которое он произносит на амвоне, держа в руках свою свечу.

6. Священник после пения хора: "Святейший Владыко, благослови", произносит начальный возглас на Всенощное бдение: "Слава Святей, Единосущней и Нераздельней…", знаменуя св. крест на словах: "всегда ныне и присно и во веки веков".

7. В Алтаре принято петь силами священнослужителей: "Приидите поклонимся и припадем…" (4-жды), после чего хор поет 103 псалом, во время которого служащие совершают каждение всего храма (продолжая его с Алтаря). Вначале кадят Царские врата (правую и левую створки); выходят на солею, диакон занимает место справа от священника и происходит каждение всего хра­ма: кадят правую сторону иконостаса, затем левую; с амвона производят каждение всех молящихся в нем: вначале правый хор, затем левый, чтеца, и по кругу (справа налево) всех предстоящих людей. По окончании каждения прихожан, священннослужители обходят (с южной стороны) с каждением всего храма, т.е. кадятся иконы, размещенные на всех стенах храма, включая и те, которые размещаются к празднуемым святым на аналоях. Каждение заканчивается в Царских вратах, т.е. кадят вначале местные иконы - Спасителя и Божией Матери, заходят в Алтарь, кадят св. Престол, священник кадит диакона, диакон в свою очередь священника и Царские врата закры­ваются.

8. Диакон, взяв благословение с Горнего места поклоном голо­вы от священника, выходит через Северные двери Алтаря на амвон, откуда произносит Мирную ектению, что на Вечерне.

9. На вечерней службе с полиелеем и бдением полагается петь псалом "Блажен муж" (1 антифон 1-й кафизмы), который исполняют тотчас после возгласа священника: "Яко подобает…».

10. Если есть за вечерней второй служащий диакон, ему необхо­димо выйти на амвон заранее, т.е. в конце Мирной ектении, чтобы после "Блажен муж" произнести первую малую ектению: "Паки и паки...".

Обычно с выходом второго диакона на солею, первый диакон уходит с амвона к местной иконе Спасителя (становится напротив) и там оканчивает свою ектению, поклонившись вышедшему диакону, который тоже отвечает поклоном.

11. На пение "Господи воззвах" диакон уже один, без священника, совершает каждение Алтаря и всего храма (по чину, описанному выше).

 

Вечерний Вход

12. На праздничных службах вечерни всегда совершается Вечерний Вход (малый) с кадилом (в Великий Пост с Евангелием, а также в чине архиерейской службы).

13. На "Славу", что идет после стихир на "Господи воззвах" зажигается паникадило в Алтаре и в храме, а также свечи на престоле. С пением "И ныне" отверзаются Царские врата и начинается Малый вход. Священнослужители, перекрестив­шись дважды с поклонами, целуют св. Престол, и вновь крестятся третий раз, полагая тем начало Входа.

14. Диакон, взяв кадило от пономаря, берет благословение на него от священника и идет вместе со служителем на Горнее место, где возглашает: "Господу помолимся". Священник, начиная с Горнего места, читает (в полголоса и наизусть) молитву на Вход: "Вечер, и заутра, и полудне...". Впереди священнослужителей должен идти свещеносец с зажженной свечой.

С Горнего места все идут из Алтаря Северными дверями, останавливаются перед Царскими вратами - священник посре­дине, диакон - немного правее, кадя местные иконы (Спаси­теля и Божией Матери) и самого священника. Свещеносец становится на солее у иконы Спасителя. Окончив каждение, диакон, держа орарь тремя перстами, показует им на восток и говорит священнику: "Благослови, владыко, Святый Вход". На что священник ответствует, крестообразно благословляя десницей восток: "Благословен вход Святых Твоих...". Диакон тихо отвечает: "Аминь" и кадит кратко священника. По окончании стихиры на "И ныне", он становится впереди священника, посреди Царских врат, и начертав кадильницей св. крест, возглашает: "Премудрость, прости". Входя в Алтарь, диакон кадит св. престол (со всех сторон), дожидаясь входа священника у северной его стороны, откуда он дол­жен покадить служителя при входе его в Алтарь. Священник не прежде входит в Алтарь, как совершит целова­ние свв. икон Спасителя и Божией Матери, что на Царских вратах. Причем, после поклонения и целования иконы Спаси­теля он должен благословить свещеносца.

Войдя в Алтарь, оба священнослужителя вместе крестятся, целуют св. престол и восходят вновь на Горнее место. Там они еще раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме и Алтаре. При этом диакон стоит рядом, справа от священника. Рекомен­дуется священнослужителям стоять на Горнем месте (также и сидеть), не по центру, а чуть сбоку.

15. С Горнего места священник, сделав предварительно поклон стоящим священно-служителям, после диаконского возглашения: "Вонмем", крестообразно благословляет всех молящихся в храме и произносит: "Мир всем".

Диакон говорит по служебнику Прокимен со стихами. По окон­чании Прокимна следует чтение паремий. Царские врата при этом закрываются.

Если паремии новозаветного содержания, принято Царские врата оставлять открытыми.

Во время чтения паремий священнику положено сидеть там же на Горнем месте. Диакон обычно следит за чтением и стоит возле престола.

Чтец паремий сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией "Премудрость" и "Вонмем".

После чтения паремий священнослужители возвращаются с Горнего места к престолу; по чину крестятся вначале на Горнем месте, затем, подойдя к престолу, еще раз кланяют­ся ему, целуя его край. Вечерний Вход окончен.

16. Диакон вслед за чтением паремий произносит Сугубую ектению на амвоне. Чтобы ее начать без пауз, необходимо ему выйти на солею в конце чтения паремий (т.е. немного раньше самого окончания).

Прошения ектении говорит не торопясь, четко, терпе­ливо дожидаясь окончания пения хора: Господи, помилуй (трижды).

17. После возгласа священника: "Яко Милостив", читается: "Сподоби Господи".

18. Вслед за чтением диакон произносит Просительную ектению, в конце которой священник (тайно) читает молитву главопреклонения.

Лития

Лития служится только в праздники на богослужении со Всенощным бдением.

19. Выход на Литию происходит из Алтаря в притвор храма; священник совершает Литию в епитрахили и скуфье или камилавке (если имеет как награду). Священнослужители, встав перед престолом, дважды крестятся, целуют его край, снова крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.

Диакон берет благословение на кадило.

20. Священнослужители исходят из Алтаря северной дверью. Став перед Царскими дверями, крестясь, делают поклон друг дру­гу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. В это время хор поет стихиры на Литии. Пономарь износит на сре­дину храма литийный столик с хлебами.

Диакон остается на солее, откуда начинает малое каждение, т.е. кадит иконостас, праздничную икону на аналое, священника, хоры и молящихся. Каждение оканчивает таким образом; покадив народ, диакон совершает краткое каждение местных икон - Спасителя и Божией Матери, затем снова кадит праздничную икону на аналое, подходит к священнику, кадит его (трижды), отдает кадило пономарю и становится впереди священника перед литийным подсвечником, для произ­несения четырех ектений.

21. По окончании ектений диакон становится рядом со священником (справа), который произносит возглас «Услыши ны Боже…» и молитву: «Владыко Многомилостиве…». При этом священнослужители стоят с непокровенной главой.

22. На первой ектении "Спаси, Боже, люди Твоя", и на литийной молитве священника "Владыко Многомилостиве..." поминаются чтимые святые храма, святые, коим посвящены пре­столы в нем, а также святые, которым совершается Всенощ­ное бдение.

23. На второй ектении диакон присоединяет прошение о правя­щем архиерее: "и о господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Евгении...".

24. В этой же ектении после слов: "о всякой души христианстей…" вместо "о покровении града сего..." произносит: " о покровении святыя обители сея и живуших в ней ".

25. На третьем прошении диакон произносит: "Еще молимся о еже сохранитися граду сему и святей обители сей и всякому граду…".

26. Молитвой священника "Владыко Многомилостиве…" оканчи­вается Лития. Священнослужители, перекрестившись, и поклонившись друг другу в предшествии свещеносца с притвора возвращаются в храм, подходят к литийному столику с хле­бами и становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма служащие снова крестятся и кланяются друг другу.

27. В это время хор поет стихиры на стиховне, которые оканчи­ваются чтением: "Ныне отпущаеши..." и Трисвятого.

28. После возгласа священника: "Яко Твое есть Царство", поются тропари, согласно Уставу, во время которых открываются Царские врата, производится каждение литийного столика.

Оно совершается так:

Взяв благословение у священника на кадило, диакон кадит все стороны столика трижды, затем кадит праздничную икону, священника (если собор служителей, то и всех сослужащих в нем), снова кадит хлебы на столике с передней стороны, предстоящего служителя и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, оглашая: "Господу помолимся".

29. Благословение хлебов совершает священнослужитель особой молитвой: "Господи, Иисусе Христе Боже наш…" с непокровенной головой.

Перед словами: "Сам благослови…" крестообразно осеняет вещества одним из хлебов. При перечислении веществ указывает но них рукою, начертывая в воздухе знак креста.

30. После благословения хлебов, священнослужители, перекрестившись и поклонившись друг другу, идут в алтарь, заходя (если собор) северными и южными дверями. В это время поется 33-й псалом. По окончании пения предстоятель осеня­ет крестообразно всех молящихся со словами: "Благословение Господне на Вас…". Хор: Аминь. Здесь оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.

31. Если служба с полиеелем, литии по обычаю не бывает. По "Ныне отпущаеши" и "Трисвятому", поются отпустительные тропари, согласно Уставу, т.е. тропарь празднуемого свято­го и "Слава, и ныне..." Богородичен из праздничных тропарей (3 приложение)

После пения тропарей диакон возглашает: "Премудрость", хор: "Святейший Владыко, благослови". Священник: "Сый благословен…" Хор: "Утверди, Боже…". Здесь оканчивается служба вечерни с полиелеем.

III. У Т Р Е Н Я

(Описание священнодействий, касающихся священника и диакона)

Начало утрени

1. Когда утреня, вседневная или праздничная, совершается не в составе всенощного бдения, она имеет полное начало. Священник, обла­чившись в фелонь, а диакон в стихарь, становятся перед Престолом. Диакон принимает от пономаря кадило и открывает завесу Царских врат. Затем священник с диаконом крестятся дважды (с поясными поклонами), целуют Престол (священник Престол и Евангелие), крестятся третий раз и кланяются друг другу.

2. Диакон подает кадило[2] священнику, говоря: "Благослови, владыко, кадило". Священник читает молитву, благословляет кадило и принимает его от диакона. Затем, изобразив кадилом знамение креста (перед Престолом), произносит возглас: "Благословен Бог наш".

3. Пока чтец читает начальные молитвы и двупсалмие, священник совершает полное каждение алтаря, храма и присутствующих в них. При этом священник и чтец должны следить, чтобы возглас "Яко Твое есть Царство" был произнесен "посреде храма" (перед Царскими вра­тами). По возгласе священник кадит, в заключение, местные иконы, входит в алтарь и становится перед Престолом. Здесь он по окончании тропарей, с кадильницей в руке, произносит сокращенную сугубую ектению.

4. После исполнения певцами "Именем Господним, благосло­ви, отче" священник произносит возглас: "Слава Святей" и при этом изображает кадилом знамение Креста (перед Престолом). Покадив трижды переднюю часть Престола, он кадит также стоя­щего рядом с ним диакона и отдает ему кадило. Диакон, в свою очередь, кадит священника (с Горнего места), затем оба они крестятся и кланяются друг другу. Диакон, отдав кадило, отходит на свое место (справа от священника)[3].

Шестопсалмие

5. Во время исполнения первой половины шестопсалмия свя­щенник, стоя у Престола с непокрытой главой, читает утренние молитвы (с 1 по 6). По прочтении трех псалмов шестопсалмия священник совершает поклонение перед Престолом, затем кла­няется священникам, находящимся в алтаре, (в присутствии ар­хиерея - кланяется только ему!) и исходит северной дверью на солею. Став напротив Царских врат, он крестится один раз и дочитывает утренние молитвы (с 7 по 12).

6. Когда чтец исполнит половину последнего псалма, диа­кон идет к Горнему месту, крестится один раз; кланяется свя­щеннику (или архиерею) и исходит на солею[4]. При выходе диако­на из алтаря священник отходит к иконе Спасителя (справа от Царских врат), а диакон останавливается у иконы Божией Матери (слева). Здесь они крестятся трижды, кланяются друг другу, и диакон проходит на амвон для произнесения ектении, а священ­ник южной дверью идет в алтарь к Престолу. Став на свое место, священник крестится один раз, целует Евангелие и Престол и крестится еще раз (а также кланяется архиерею, если тот при­сутствует в алтаре).

 

 

Великая ектения: "Бог Господь"

7. Во время произнесения ектении диакон возносит перед собой сложенный конец ораря, держа его, примерно, на уровне глаз[5]. После каждого прошения диакон (а также и священник) крестится и совершает поясной поклон (так делает на всех ектениях). В заключение священнического возгласа, на словах "Отца и Сына и Святого Духа", полагаются также крестное зна­мение и поясной поклон.

8. "Бог Господь" со стихами, равно как и прошения ектении, должно произносить четко, внятно, не спеша (но и не растягивая!) и обязательно раздельно с хором. По исполнении последнего сти­ха на "Бог Господь" диакон крестится и кланяется перед Царски­ми вратами и уходит в алтарь. Поклонившись Горнему престолу и священнику (или архиерею), он становится на свое место[6].

 

Кафизмы

9. На кафизмах священник и диакон стоят у Престола, внимательно слушают псалмы и в соответствующих местах осеняют себя крестным знамением, а при пении "Аллилуйя" (между "Сла­вами"), совершают поясные поклоны.

Полиелей

10. В начале чтения седальнов по кафизме все священнослужители, которые должны выйти на полиелей, собираются у Престола и расстанавливаются по чину. По исполнении седальнов диаконы открывают Царские врата, затем все священнослу­жители крестятся дважды, целуют Престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (или архиерею) и не спеша исходят из алтаря Царскими вратами. Впереди идет предстоятель, за ним по­парно священники и диаконы. Предстоятель проходит на середину храма (аналой обходит с правой стороны) и становится лицом к алтарю (напротив праздничной иконы) на приготовленное для не­го место (ковер). Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители.

11. После того, как все станут на свои места, священники и диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю. Протодиакон берет у пономаря кадило и, подойдя к предстоятелю, произносит: "Благослови Владыко, кадило". Предстоятель читает молитву и благословляет кадило, затем принимает его от протодиакона. В это время другой диакон подает предстоятелю свечу. Свечи вручаются так­же и остальным священникам, причем один диакон раздает свечи на правой стороне, другой на левой (при вручении свечей диа­кон целует руку священника). Наконец, два старших диакона принимают от пономарей большие (диаконские) свечи и становят­ся между аналоем и амвоном лицом к предстоятелю.

12. После раздачи свечей все священнослужители, стоя на своих местах, ожидают окончания полиелейных псалмов. Затем все крестятся в сторону алтаря, совершают поклон предстоятелю и поют величание праздника. Пока поется величание, предстоятель кадит со своего места в сторону праздничной иконы. После исполнения духовенством величания предстоятель кланяется сослужащим ему и идет к иконе праздника для каждения[7].

13. Каждение совершается в следующем порядке. Вначале предстоятель кадит с четырех сторон икону праздника. Когда он покадит икону с левой стороны, оба диакона (находящиеся в это время справа от аналоя), опережая священника, идут к Царским вратам. Священник следует за ними. Далее они входят в алтарь и продолжают каждение в обычном порядке: алтарь и присутствующих в нем, иконостас, священнослужителей, вышедших на полиелей, правый и левый клиросы, народ, затем весь храм; после каждения храма снова кадятся местные иконы и икона праздника.

14. После этого диаконы остаются за аналоем (стоя лицом к служащим священникам), а предстоятель проходит на свое мес­то и оттуда продолжает изредка кадит в сторону праздничной иконы. А в это время духовенство в заключение поет величание празднику. Перед окончанием пения величания предстоятель ка­дит священнослужителей[8] (диаконы, стоявшие со свечами за ана­лоем, подходят ближе к предстоятелю и стоят к нему лицом). Затем предстоятель передает кадило протодиакону, подошедшему к нему. Протодиакон, в свою очередь кадит предстоятеля и по каждении вместе со вторым диаконом поворачивается к алтарю лицом (кадильницы и свечи в этот момент передают пономарям). В это время рядом с ними становится третий диакон. Все они крестятся в сторону алтаря и делают поклон предстоятелю. Про­тодиакон вместе со вторым диаконом идут на свои места (справа и слева от предстоятеля), а третий диакон произносит малую ектению (стоя на том месте, где совершил поклон предстоятелю)[9].

15. На последнем прошении рядом с диаконом, произносившим ектению, становится второй диакон. Оба они крестятся и кланя­ются предстоятелю, но не сразу по окончании последнего проше­ния, а на возгласе, вместе со священником (при произнесении слов: "Отца и Сына и Святого Духа"). После поклона третий диакон становится слева от предстоятеля, а второй проходит в алтарь северными дверьми. Поклонившись Горнему месту, он ста­новится у Престола.

Чтение Евангелия

16. На третьем тропаре антифонов степенных диакон, находящийся в алтаре, подходит к передней части Престола, крестится один раз, целует Евангелие и Престол и кланяется предстоятелю. Затем берет Евангелие и выходит с ним на амвон, держа его, примерно, на уровне глаз.

17. По окончании антифонов протодиакон произносит: "Вонмем. Премудрость. Вонмем", а диакон, стоящий с Евангелием, произносит прокимен. После прокимна протодиакон говорит: "Господу помолимся", а диакон произносит "Всякое дыхание" (со стихом). На словах протодиакона "И о сподобитися нам" диакон не спеша идет к предстоятелю (проходит справа от аналоя) и останавливается перед ним, опустив Евангелие к груди (протодиакон помогает ему открыть Евангелие). Протодиакон произносит: "Премудрость. Прости. Услышим святаго Евангелия", а предстоятель, повернувшись лицом на запад, возглашает: "Мир всем" и благословляет народ. Затем он поворачивается лицом к алтарю, отдает свечу третьему диакону, снимает головной убор, передает его протодиакону, и снова берет свечу. Прото­диакон показывает ему нужное зачало, а третий диакон произно­сит: "Вонмем". На этом возгласе все осеняют себя крестных зна­мением, а предстоятель читает Евангелие.

18. По прочтении Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдает свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, которые держали священнослужители, гасятся. Диакон, закрыв Евангелие, уносит его на Престол[10]. Затем он крестится (один раз), целует Евангелие и Престол, кланяется предстоятелю и становится около Престола на обычном диаконском месте. Вместе с ним кланяются и два священника, читающие канон. Когда диакон кладет Евангелие на Престол, они выходят из рядов служащих священников и, поклонившись (вместе с диа­коном) предстоятелю, уходят в алтарь через Царские врата. Там они целуют Престол (сбоку), снимают фелони и ожидают выхода в конце молитвы "Спаси, Боже, люди Твоя".

19. После положения диаконом Евангелия на Престол (или на аналой - в воскресные дни!) протодиакон, в конце стихиры по 50-м псалме, становится пред аналоем (чуть в стороне), крестится один раз в сторону алтаря, кланяется предстоятелю и идет на солею к иконе Спасителя. Здесь он произносит молитву "Спаси, Боже, люди Твоя".

20. По прочтении, примерно, половины этой молитвы нахо­дящиеся в алтаре священники, читающие канон, и диакон (который выносил Евангелие) подходит к Престолу (с двух сторон), крестятся один раз, целуют Престол, крестятся еще раз, выхо­дят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконо­стасу, ожидая конца диаконской молитвы. Затем все, стоящие на солее, крестятся и кланяются предстоятелю вместе с протодиаконом. Протодиакон и диакон идут на свои места (рядом с предстоятелем), а священники, читающие канон, поклонив­шись друг другу, остаются на солее, у аналоев с книгами.

Помазание св. елеем

21. По возгласе "милостию и щедротами" предстоятель кланяется сослужащим и идет к аналою с иконой праздника (или с Евангелием). Здесь он совершает два поясных поклона, сняв головной убор, целует икону (или Евангелие), берет у пономаря кисть и помазуется св. елеем, затем надевает голов­ной убор, крестится третий раз и становится слева от аналоя (лицом на юг).

22. Остальные священники попарно подходят к иконе и, подобно предстоятелю, совершают поклонение и помазуются елеем. Когда священники принимают у предстоятеля (или передают ему) кисть, они взаимно целуют друг у друга руку. Так же поступают и остальные священники в отношении друг к другу. Пос­ле помазания священники кланяются предстоятелю, затем друг другу и уходят в алтарь через Царские врата. У Престола они крестятся один раз, целуют Престол (сбоку), крестятся снова, кланяются друг другу и снимают священные одежды. Служащий священник остается у Престола в облачении. Он стоит сбоку, пока предстоятель не войдет в алтарь после окончания помаза­ния.

23. За священниками к предстоятелю подходят диаконы. Они совершают те же поклоны, что и священники. После пока­зания диаконы целуют правую руку предстоятеля, кланяются ему и уходят в алтарь.

24. После служащих к предстоятелю подходят по чину неслужащие священнослужители. Они действуют так же, как и служащие. Только исходят и возвращаются в алтарь через боко­вые двери. За священнослужителями подходят низшие клирики и народ. Священники, читающие канон, подходят к помазанию обычно по 6-й песни (это наиболее удобный момент!). По пос­леднем тропаре они становятся перед Царскими вратами, крес­тятся один раз и идут к помазанию. По возвращении они также крестятся один раз у Царских врат, кланяются друг другу и отходят к аналоям.

25. При помазании предстоятель (а равно и всякий свя­щенник, совершающий помазание) должен аккуратно погрузить кисть в св. елей и так же аккуратно изобразить на челе подо­шедшего знамение Креста с произнесением слов "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". По помазании священник не должен убирать руку, а дать возможность подошедшему к нему на помаза­ние поцеловать ее. Но если человек не намерен целовать руку священника (а такое бывает довольно часто!), то не нужно заставлять его это делать.

26. Священник должен следить, чтобы поклонение иконе и помазание св. елеем происходило благоговейно и по чину. Не нужно торопить людей и не торопиться самому.

27. По окончании помазания предстоятель передает кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. В воскресные дни, уходя в алтарь, он берет Евангелие. На ам­воне он поворачивается лицом на запад, крестообразно осеняет Евангелием народ и, войдя в алтарь, полагает Евангелие на обычном месте. Диаконы закрывают Царские врата, а предстоятель, поклонившись Престолу и служащему священнику, отходит и сни­мает священные одежды. Служащий священник занимает свое место перед Престолом.

Каждение на Честнейшую

28. На седьмой или восьмой песни канона (в зависимости от количества исполняемых тропарей) диакон берет кадило и, получив благословение (с Горнего места) у служащего священ­ника, совершает каждение алтаря и присутствующих в нем. При пении "Хвалим, благословим" он исходит северной дверью и ка­дит, начиная от Царских врат, правую часть иконостаса. К этому времени чтецы канона должны отойти к клиросам.

29. По окончании катавасии диакон, став у иконы Божией Матери (слева от Царских врат), возглашает: "Богородицу и Матерь Света", при этом он знаменует кадилом крестообразно.

Головной убор перед возглашением снимается. То же самое делают и все священнослужители и монахи и так стоят до оконча­ния "Честнейшую". Каждение перед иконой Божией Матери диакон продолжает до... Затем диакон кадит левую часть иконостаса, праздничную икону на аналое и предстоятеля, совершающего помазание. Возвратившись на амвон, кадит чтецов канона, правый и левый клиросы и народ. Потом совершает каждение всего хра­ма. Проходя по храму, диакон кадит все иконы и временами де­лает остановки для каждения молящихся (в удобных для него местах). Окончание каждения обычное.

Великое Славословие

30. В праздничные дни при пении стихиры на "И ныне", перед Великим славословием, диаконы отверзают Царское врата. По окончании стихиры священник произносит возглас: "Слава Тебе, показавшему нам свет" и совершает поясной поклон перед Престолом. На славословии священник вместе со всеми делает три поясных поклона при словах "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". То же самое он делает и на все­дневной утрени, когда славословие читается.

Ектении

31. В праздничные дни для произнесения сугубой и проси­тельной ектении два диакона исходят на солею во время пения тропаря по Великом славословии. (На вседневной утрене один диакон исходит в конце славословия для произнесения проситель­ной ектений, другой - на сугубую ектению - при пении отпустительного тропаря).

32. В конце утрени после возгласа "Премудрость" диакон, совершив поклон у Царских врат, уходит в алтарь. (В праздни­ки этот возглас произносит старший диакон. Поклонившись ал­тарю и друг другу, оба диакона уходят в алтарь).

Окончание утрени

33. По исполнении хором "Утверди, Боже", диакон закрывает завесу Царских врат. Затем священник и диакон совершают покло­нение перед Престолом и друг другу. Священник снимает фелонь и опять становится к Престолу, а диаконы покрывают Престол, снимают с себя облачения и во время 1-го часа молятся в сто­роне.

(В праздничные дни священник в конце утрени произносит на амвоне полный отпуст. Перед выходом на амвон он совершает поклонение Престолу и священникам, стоящим в алтаре. При про­изнесении возгласа, на словах "Христос истинный Бог наш", он осеняет себя крестным знамением (без поклона!). А в конце отпуста он, не крестясь, кланяется народу и уходит в алтарь. Диаконы закрывают Царские врата и завесу. Далее - все как и на вседневной утрене).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: