26. В конце пения Трисвятого на "Слава..." диакон, читающий Апостол, подходит к престолу, крестится орарем и полагает его на верх Апостола и подходит к предстоятелю за благословением. Осенив рукой, предстоятель полагает ее на верх Апостола.
27. Получив благословение и поцеловав при этом руку, диакон исходит через Царские врата и встает в конце амвона лицом к алтарю.
28. По практике МДА принято совершать каждение в алтаре во время возглашения прокимна, начальные возгласы перед которыми диакон и священник дают строго по Служебнику. Каждение продолжается во время чтения Апостола. Полностью оно совершается следующим образом. Обойдя престол с правой стороны, диакон совершает обычное каждение: вначале престол, затем жертвенник, Горнее место, правую сторону алтаря, левую, икону над Царскими вратами, Царские врата, Тайную вечерю (над Царскими вратами), правую сторону иконостаса, левую; заходит в алтарь через Царские врата, кадит предстоятеля, священнослужителей, читающего Апостол, хора, молящихся, местные иконы; заходит в алтарь, кадит престол (переднюю сторону), предстоятеля, и тем заканчивает каждение.
29. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны Горнего места. По одну и по другую его сторону сидят остальные священники.
30. По окончании чтения Апостола во время пения Аллилуария первый диакон и второй священник встают перед престолом, дважды крестятся, священник целует Евангелие, диакон - престол и священник подает диакону Евангелие, при этом диакон целует руку священника.
31. Диакон с Евангелием идет на Горнее место и обращаясь к предстоятелю говорит: "Благослови, владыко, благовестителя…" Священник благословляя его тихо произносит: "Бог молитвами святаго славнаго…", целует Евангелие, а диакон отвечая "аминь", идет на учиненное место для чтения Евангелия.
|
32. Второй диакон, прочитавший Апостол, встает с северной стороны престола и положив орарь на Апостол возглашает: "Премудрость прости, услышим святаго Евангелия".
Зри: Если служит священник один, то по прочтении им молитвы перед Евангелием, он встает перед престолом, диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: "Благослови, владыко, благовестителя..."
Священник благословляет его: "Бог молитвами..." и с этими словами он передает диакону Евангелие не благословляя и снова отходит на Горнее место. Диакон сказав: "Аминь", покланяется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола через Горнее место.
На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его.
Второй диакон произносит: "Вонмем".
В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от второго священника Евангелие и по обычаю сделав выход с ним на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя...", преклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: "Бог молитвами святаго, славнаго..." и благословляет диакона. Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает для чтения.
|
Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: "Мир ти, благовествующему" и благословляет.
По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает его, берет орарь и его с аналоя /тремя перстами правой руки/, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, или сам поставляет на горней стране престола, выше антиминса.
Литургия верных
Литургией верных называется третья, самая важная часть Литургии, на которой Св. Дары, приготовляемые на проскомидии, силою и действием Св. Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения.
Важнейшие священнодействия этой части Литургии:
1. Перенесение Св. Даров со Св. Жертвенника на Св. Престол, приготовление верующих к молитвенному участию в совершении бескровной жертвы.
2. Самое совершение Св. Таинства с молитвенным воспоминанием членов Церкви небесной и земной.
3. Приготовление к Св. Причастии и причащение священнослужителей и мирян.
4. Благодарение за Св. причащение и благословение на выход из храма (отпуст).
Ектения: "Елицы вернии, паки и паки…"
1. Во время произнесения диаконом прошения сугубой ектении "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о Господине нашем…", священники развертывают илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.
|
2. Священники, развертывавшие антиминс, совершив это действие, делают молитвенный поклон пред престолом и затем кланяются предстоятелю.
3. Предстоятель же после развертывания первых трех сторон антиминса целует его, а после развертывания четвертой стороны делает над ним крест губою и, приложившись к ней, кладет ее на правую сторону (на правом верхнем крае) антиминса.
4. Во время возгласа священника: "Яко да под державою Твоею..." отверзаются Царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на нее благословение от предстоятеля, читает про себя 50-й псалом, кадит Св. Престол с четырех сторон, Св. Жертвенник, алтарь, затем Царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики и молящихся. Окончив каждение по обычаю становится рядом со священником, молящимся перед Св. Престолом.
5. Херувимская песнь священнослужителями произносится трижды, причем обыкновенно иерей произносит начало херувимской песни до слов "Яко да Царя", а с этих слов произносит диакон, и каждый раз по окончании песни оба они поклоняются по единожды. Во время чтения херувимской песни священник держит руки воздетыми кверху, а диакон - орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении им ектении. Затем священник целует антиминс, а диакон - Св. Престол и отходит к Св. Жертвеннику: (по обычаю поклонившись в сторону молящихся) - непосредственно налево, а диакон - через Горнее место.
6. Подойдя к Св. Жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, а священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор. Затем, взяв кадило, священник кадит Св. Дары, молясь тайно: "Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Св. Дары, он отдает кадило диакону.
7. Диакон, приняв кадило, произносит: "Возьми, владыко". Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает воздух на левое плечо диакона, говоря при этом: "Возьмите руки ваша во Святая и благословите Господа".
8. Диакон, держа кадило за кольцо одним пальцем правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча) становится на правое колено.
9. Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диакону. Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает себе на голову и отходит на солею северными дверьми.
10. Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом. Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против Царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Св. Дарам, в это время наклоняют головы.
11. После возглашения диакон отходит через Царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны от Св. Престола, опускается на одно колено, держа дискос на голове.
12. Войдя в алтарь, священник поставляет потир на Св. Престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне.
13. После передачи дискоса священнику диакон переходит к Царским вратам, кадит свещеносца, закрывает Царские врата, задергивает завесу и, возвращаясь, становится с правой сторона Св. Престола.
14. По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и полагает их на верхней левой стороне Св. Престола. Далее он берет с плеча диакона воздух, обвивает им кадильницу (которую держит диакон), покрывает воздухом дискос и потир. После этого, взяв у диакона кадильницу, он трижды кадит Св. Дары, говоря: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона…". Покадив диакона и отдав ему кадило, священник испрашивает молитв о себе "Помяни мя, брате и сослужителю". Происходит диалог согласно служебнику, по окончании которого диакон берет благословение с целованием руки и идет на Горнее место, откуда кадит священника трижды. Затем молится на Горнее место, отдает кадило пономарю и вместе с ним делает поклон предстоятелю.
После Великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.
15. Диакон произносит с амвона просительную ектению: "Исполним молитву вашу Господеви". После возглашения "Возлюбим друг друга..." диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем". В это время открывается не спеша завеса Царских врат. Во время пения хором "Отца и Сына и Святаго Духа..." священник читает тайно: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте Моя...", трижды произнося эту молитву и покланяясъ престолу, целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой (по установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое). После целования делает крестное знамение.
Если сослужат сразу несколько священников, то они целуют дискос, потир и Св. Престол и друг друга в плечо. Старший говорит: "Христос посреде нас". Младший (священник) отвечает: "И есть, и будет". Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (На практике диаконы совершают лобызание перед причащением Св. Таин).
Со дня Св. Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: "Христос воскресе", а младший отвечает: "Воистину воскресе".
16. Диакон, стоя на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем!" В это время открывается завеса Царских врат (и остается отдернутой до возглашения "Святая святым"). Священник, произнося тихо символ веры, колеблет воздухом над Святыми Дарами. При пении хора "Милость мира" священник берет воздух, целует его, складывает и полагает на Жертвенник.
17. При возгласе "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами" священник, обращаясь лицом к молящимся, благословляет их. При возгласе "Горе имеем сердца" священник возносит "горе" руки.
18. При возгласе священника "Благодарим Господа" диакон переходит от южной стороны Св. Престола к северной его стороне, целует его, кланяется священнику и становится у Св. Престола вместе с ним.
19. Заключительные слова евхаристической молитвы священник произносит вслух: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Диакон во время произнесения священником слов "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще" поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя пальцами) и делает ею над дискосом образ креста, касаясь дискоса каждой из четырех сторон звездицы: при словах священника "поюще" - восточной стороны дискоса, "вопиюще" - западной стороны, "взывающе" - северной и "глаголюще" - южной стороны. По окончании слов священника "Победную песнь..." диакон, сложив звездицу и поцеловав ее, отлагает ее в верхнюю часть Св. Престола.
20. Во время произнесения священником возгласа "Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" священник правой рукой, обращенной ладонью вверх и держа пальцы вместе, показывает на Св. Хлеб, лежащий на дискосе; то же делает и диакон, держа орарь тремя пальцами правой руки.
21. Далее следует возглас священника "Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов". При произнесении этих слов священнослужитель показывает на потир так же, как и перед этим на дискос.
22. Священник возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". При произнесении слов: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" диакон, а если его нет, то сам священник, имея крестообразно сложенные руки, берет правой рукой дискос, а левой - потир, возвышает их над Св. Престолом, а затем снова поставляет на место.
23. За возношением Св. Даров во время пения "Тебе поем..." следует их пресуществление. После тайной молитвы священника священник и диакон поклоняются трижды перед Св. Престолом, молясь о себе: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя". Затем священник, воздевая руки, молится Святому Духу: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся". После возгласа диакона оба благоговейно поклоняются перед Св. Престолом.
Возгласы и священника, и диакона повторяются еще два раза, после возгласов также следует поклонение.
24. Когда священник благословляет Св. Хлеб со словами: "И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего", то следует произносить так: "И сотвори убо хлеб сей (показывать рукой) честное (при произнесении этого слова начинать благословением совершать движение рукой горе) Тело (низу) Христа (налево) Твоего (направо). Точно также и при пресуществлении вина в Кровь (четыре слова, четыре движения рукой для благословения).
25. Слова диакона "Благослови, Владыко, Святый Хлеб") и "Благослови, Владыко, Святую Чашу" сопровождаются показыванием орарем Святого Хлеба и Святой Чаши.
26. При обращении диакона к священнику "Благослови, Владыко, обоя" диакон показывает орарем на Св. Дары. При благословении священником Св. Даров - "Преложив Духом Твоим Святым" (четыре слова, четыре указания рукой). После этого священник и диакон делают земной поклон.
27. Перед возгласом священника "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагосло-венней, Славней Владычице Нашей Богородице и Приснодеве Марии" священник кадит трижды Св. Престол. Священник отдает кадильницу диакону, который, продолжая каждение, кадит Св. Престол с остальных трех сторон, Горнее место, алтарные иконы и отлагает кадильницу.
28. Возглас: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа со всеми вами" священник произносит обратившись лицом на запад и благословляя верующих.
29. После пения молитвы Господней и возгласа священника "Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков" диакон, стоя перед Царскими вратами, опоясывается орарем крестообразно.
30. При чтении тайно (трижды) молитвы "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя" священник и диакон делают тройное поклонение. Далее священник закрывает Царские врата завесой. После слов диакона "Вонмем", священник берет Святой Агнец и, вознося над дискосом, возглашает: "Святая святым!"
31. После слов диакона "Раздроби, Владыко, Святый Хлеб" священник с благоговением разламывает Св. Хлеб по надрезу на четыре части, произнося тихо: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда иждиваемый, но причащающийся освящаяй". Четыре части Св. Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью ИС - в верхней стороне дискоса; частица о печатью ХС - в нижней стороне; частица с печатью НИ - с северной; частица с печатью КА - с южной стороны дискоса. Диакон, показывая орарем на Св. Потир, говорит священнику: "Исполни, Владыко, Святый Потир". Священник, беря Частицу ИС и сделав ею знамение креста над Потиром, опускает ее в Св. Потир со словами: "Исполнение Духа Святаго". Диакон отвечает "Аминь" и подносит ковшик с теплотой, говоря: "Благослови, Владыко, теплоту". После благословения священника диакон крестообразно вливает теплоту в количестве, необходимом для Св. Причащения. После этого священник берет часть Св. Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. Затем следует молитва, после которой священнослужители кладут земной поклон перед Св. Престолом, кланяются друг другу, находящимся в алтаре и по направлению верующих, находящихся в храме, со словами: "Простите ми, отцы и братие", - и снова творят земной поклон со словами: "Се прихожду к безсмертному Царю и Богу Моему".
32. Священник: "Диаконе, приступи". Диакон, подходя с северной стороны, произносит: "Преподаждь ми, Владыко, честное и Святое Тело Господа и Спаса нашего Иисуса Христа". Священник дает диакону частицу с соответствующими словами. Диакон принимает Св. Хлеб в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне Св. Престола, где, наклонив голову и держа руки над Св. Престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы перед Св. Причащением. Далее, священник берет частицу Св. Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: "Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную".
Причастившись Тела Христова, священник берет антиминсную губку, отирает ею ладонь правой руки над дискосом, а затем, взяв обеими руками Потир, причащается трижды из него Божественной Крови. Чтобы ни одна капля не упала из Потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого закладывается за верхний край фелони, а вторым концом плата берут в руки Потир. По причащении священник отирает уста и край Потира тем же платом и целует край Потира, произнося: "Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит". Целуя Потир, священник говорит: "Слава Тебе, Боже" (трижды). Затем священник причащает диакона.
33. Один из священников разделяет части Св. Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в Потир, тайно читая воскресные песнопения. Опустив в Потир частицы, священник покрывает Потир покровцем или платом и полагает на него лжицу.
34. Диакон открывает завесу Царских врат и принимает от священника Св. Чашу, целуя ее, выходит вместе со священником на солею через Царские врата и, подняв Чашу вверх, произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите" и передает Св. Чашу священнику.
35. После причащения мирян священник с диаконом входит в алтарь. Священник ставит Св. Чашу на Св. Престол, а диакон, взяв Св. Дискос, читает воскресные песнопения.
36. Затем диакон опускает в Потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на Дискосе, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих". Антиминсной губкой он отирает Дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в Потир диакон покрывает Св. Чашу покровом, а на Дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покров и плат.
37. Во время пения "Видехом свет истинный..." священник кадит трижды Св. Дары, говоря тайно: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя"; потом отдает диакону кадильницу и Дискос, и диакон несет Дискос на Св. Жертвенник.
38. Священник, поклонившись Св. Дарам, берет Св. Чашу, говоря тихо: "Благословен Бог Наш", и, обратившись лицом к народу со Св. Чашей, произносит вслух: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков". Затем священник несет Св. Чашу на Св. Жертвенник, тихо говоря: "Вознесися на небеса, Боже..."
39. Священника, несущего Св. Чашу на Св. Жертвенник диакон обычно встречает с кадильницей, кадя Св. Дары, и передает кадило священнику, который, поставив Св. Дары на Св. Жертвенник, кадит, поклоняясь Св. Дарам.
40. Вернувшись к Св. Престолу, священник, начертав антиминсной губкой знак креста над Антиминсом и положив губку в средину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, за ней левую и, наконец, правую.
41. После малой ектении священник, сложив Антиминс и держа вертикально Св. Евангелие, делает им знак креста над Антиминсам и произносит: "Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков". И полагает Св. Евангелие на Антиминс. После диаконского возгласа "Господу помолимся" священник выходит со служебником из алтаря через Царские врата за амвон и читает заамвонную молитву. По окончании заамвонной молитвы священник Царскими вратами входит в Св. Алтарь и читает молитву на потребление Св. Даров. Диакон (тогда же) входит северными вратами в Св. Алтарь, подходит к Св. Престолу и, склонив голову, выслушивает эту молитву. По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует Св. Престол и отходит к Св. Жертвеннику для потребления Св. Даров.
42. Для потребления Св. Даров берется плат, один конец которого закладывается за верхний край фелони или стихаря; другим его концом священнослужитель берет Св. Чашу левой рукой, а правой при помощи лжицы с благоговением потребляет из Св. Чаши все содержимое в ней. Затем, сполоснув Св. Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках Св. Чаши ни малейшей частицы Св. Хлеба, он допивает и эту воду, вытирает Св. Чашу губкой досуха, затем - лжицу (платом) и убирает сосуды в надлежащее место.
43. Диакон после потребления Св. Даров, как и священник, читает молитвы по Св. Причащении, разоблачается и убирает в надлежащее место облачения.
44. Окончив Божественную службу и разоблачившись, священнослужители моют руки и после поклонения Св. Престолу уходят из Св. Храма, благодаря Бога за то, что Он удостоил их совершить службу.
[1] Согласно Типикону, по окончании Великой ектении читается рядовая кафизма.
[2] При передаче кадила диакон всегда целует руку священника. То же самое он делает, когда принимает кадило.
[3] На утрене в составе всенощного бдения вся предшествующая часть отсутствует. По окончании вечерни закрываются Царские врата. Священник и диакон совершают поклонение перед Престолом, затем кланяются друг другу. Священник снимает головкой убор и начинает читать утренние молитвы (перед Престолом).
[4] Таким же образом совершаются поклоны перед выходом из алтаря и во всех других случаях.
[5] То же самое он делает и при произнесении прокимнов и любых других возгласов, например: "Премудрость", "Вонмем", "Главы наша Господеви приклоним" и т.д.
[6] Таким же образом совершаются поклоны после возвращения в алтарь и во всех других случаях.
[7] В воскресные дни сразу после раздачи свечей, когда два старших диакона станут со свечами за аналоем, предстоятель кланяется сослужащим ему священникам и идет к аналою с иконой праздника для каждения.
[8] В воскресные дни, когда нет величания, предстоятель, пройдя на свое место (после каждения всего храма), сразу кадит священнослужителей.
[9] В воскресные дни на малую ектению диакон выходит только после окончания тропарей по Непорочных.
[10] В воскресные дни Евангелие по прочтении не уносится в алтарь, диакон идет с ним на амвон, поворачивается лицом к народу и возвысив Евангелие (как на прокимне), держит его, пока не пропоют "Воскресение Христово видевше". Затем он идет к аналою, полагает на него Евангелие, крестится один раз, целует Евангелие, крестится еще раз, кланяется предстоятелю и идет на свое место (справа или слева от предстоятеля). Вместе с диаконом крестится и кланяются два священника, читающие канон. Поклонившись, они уходят в алтарь.