Чтение Апостола и Евангелия




26. В конце пения Трисвятого на "Слава..." диакон, читающий Апостол, подходит к престолу, крестится орарем и полагает его на верх Апостола и подходит к предстоятелю за благословением. Осенив рукой, предстоятель полагает ее на верх Апостола.

27. Получив благословение и поцеловав при этом руку, диакон исходит через Царские врата и встает в конце амвона лицом к алтарю.

28. По практике МДА принято совершать каждение в алта­ре во время возглашения прокимна, начальные возгласы перед которыми диакон и священник дают строго по Служебнику. Каж­дение продолжается во время чтения Апостола. Полностью оно совершается следующим образом. Обойдя престол с правой сто­роны, диакон совершает обычное каждение: вначале престол, затем жертвенник, Горнее место, правую сторону алтаря, ле­вую, икону над Царскими вратами, Царские врата, Тайную ве­черю (над Царскими вратами), правую сторону иконостаса, ле­вую; заходит в алтарь через Царские врата, кадит предстоятеля, священнослужителей, читающего Апостол, хора, молящих­ся, местные иконы; заходит в алтарь, кадит престол (перед­нюю сторону), предстоятеля, и тем заканчивает каждение.

29. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны Горнего места. По одну и по другую его сторону сидят остальные священники.

30. По окончании чтения Апостола во время пения Аллилуария первый диакон и второй священник встают перед прес­толом, дважды крестятся, священник целует Евангелие, диакон - престол и священник подает диакону Евангелие, при этом диакон целует руку священника.

31. Диакон с Евангелием идет на Горнее место и обраща­ясь к предстоятелю говорит: "Благослови, владыко, благовестителя…" Священник благословляя его тихо произносит: "Бог молитвами святаго славнаго…", целует Евангелие, а диакон отвечая "аминь", идет на учиненное место для чтения Евангелия.

32. Второй диакон, прочитавший Апостол, встает с север­ной стороны престола и положив орарь на Апостол возглашает: "Премудрость прости, услышим святаго Евангелия".

Зри: Если служит священник один, то по прочтении им молитвы перед Евангелием, он встает перед престолом, диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: "Благослови, владыко, благовестителя..."

Священник благословляет его: "Бог молитвами..." и с этими словами он передает диакону Евангелие не благослов­ляя и снова отходит на Горнее место. Диакон сказав: "Аминь", покланяется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священ­ника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола через Горнее место.

На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его.

Второй диакон произносит: "Вонмем".

В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от второго священника Евангелие и по обычаю сделав выход с ним на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя...", преклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: "Бог молитвами святаго, славнаго..." и благословляет диакона. Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает для чтения.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диако­ну: "Мир ти, благовествующему" и благословляет.

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закры­вает его, берет орарь и его с аналоя /тремя перстами пра­вой руки/, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, или сам поставляет на горней стране престо­ла, выше антиминса.

Литургия верных

Литургией верных называется третья, самая важная часть Литургии, на которой Св. Дары, приготовляемые на проскоми­дии, силою и действием Св. Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения.

Важнейшие священнодействия этой части Литургии:

1. Перенесение Св. Даров со Св. Жертвенника на Св. Престол, приготовление верующих к молитвенному участию в совершении бескровной жертвы.

2. Самое совершение Св. Таинства с молитвенным воспо­минанием членов Церкви небесной и земной.

3. Приготовление к Св. Причастии и причащение священнослужителей и мирян.

4. Благодарение за Св. причащение и благословение на выход из храма (отпуст).

Ектения: "Елицы вернии, паки и паки…"

1. Во время произнесения диаконом прошения сугубой ек­тении "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о Господине нашем…", священники развертывают илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторо­на антиминса.

2. Священники, развертывавшие антиминс, совершив это действие, делают молитвенный поклон пред престолом и затем кланяются предстоятелю.

3. Предстоятель же после развертывания первых трех сто­рон антиминса целует его, а после развертывания четвертой стороны делает над ним крест губою и, при­ложившись к ней, кладет ее на правую сторону (на правом верхнем крае) антиминса.

4. Во время возгласа священника: "Яко да под державою Твоею..." отверзаются Царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на нее благословение от предстоятеля, читает про себя 50-й псалом, кадит Св. Престол с четырех сторон, Св. Жертвенник, алтарь, затем Царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики и молящихся. Окончив каждение по обычаю становится ря­дом со священником, молящимся перед Св. Престолом.

5. Херувимская песнь священнослужителями произносится трижды, причем обыкновенно иерей произносит начало херувимской песни до слов "Яко да Царя", а с этих слов произносит диакон, и каждый раз по окончании песни оба они поклоняются по единожды. Во время чтения херувимской песни священник держит руки воз­детыми кверху, а диакон - орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении им ектении. Затем священник целует антиминс, а диакон - Св. Престол и отходит к Св. Жертвеннику: (по обычаю поклонившись в сторону молящихся) - непосредственно налево, а диакон - через Горнее место.

6. Подойдя к Св. Жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, а священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор. Затем, взяв кадило, священник кадит Св. Дары, молясь тай­но: "Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Св. Дары, он отдает кадило диакону.

7. Диакон, приняв кадило, произносит: "Возьми, владыко". Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает воздух на левое плечо диакона, говоря при этом: "Возьмите руки ваша во Святая и благословите Господа".

8. Диакон, держа кадило за кольцо одним пальцем пра­вой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы ка­дильница опускалась у него сзади правого плеча) становится на правое колено.

9. Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диако­ну. Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает себе на голову и отходит на солею северными дверьми.

10. Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом. Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Вый­дя на солею, священнослужители останавливаются про­тив Царских врат лицом к молящимся, которые, воз­давая честь Св. Дарам, в это время наклоняют голо­вы.

11. После возглашения диакон отходит через Царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны от Св. Пре­стола, опускается на одно колено, держа дискос на голове.

12. Войдя в алтарь, священник поставляет потир на Св. Престоле, на развернутом антиминсе, в правой сто­роне его. Затем, беря от диакона дискос, постав­ляет его на антиминсе, в левой его стороне.

13. После передачи дискоса священнику диакон переходит к Царским вратам, кадит свещеносца, закрывает Царс­кие врата, задергивает завесу и, возвращаясь, стано­вится с правой сторона Св. Престола.

14. По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и полагает их на верхней левой стороне Св. Престола. Далее он берет с плеча диакона воздух, обвивает им кадильницу (которую держит диакон), покры­вает воздухом дискос и потир. После этого, взяв у диакона кадильницу, он трижды кадит Св. Дары, говоря: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона…". Покадив диакона и отдав ему кадило, священник ис­прашивает молитв о себе "Помяни мя, брате и сослужителю". Происходит диалог согласно служебнику, по окончании которого диакон берет благословение с це­лованием руки и идет на Горнее место, откуда кадит священника трижды. Затем молится на Горнее место, отдает кадило пономарю и вместе с ним делает поклон предстоятелю.

После Великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.

15. Диакон произносит с амвона просительную ектению: "Исполним молитву вашу Господеви". После возглашения "Возлюбим друг друга..." диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем". В это время открывается не спеша завеса Царских врат. Во время пения хором "Отца и Сына и Святаго Духа..." священник читает тайно: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте Моя...", трижды произнося эту молитву и покланяясъ престолу, целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой (по установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое). После целования делает крестное знамение.

Если сослужат сразу несколько священников, то они целуют дискос, потир и Св. Престол и друг друга в плечо. Старший говорит: "Христос посреде нас". Младший (священник) отвечает: "И есть, и будет". Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и свя­щенники. (На практике диаконы совершают лобызание перед причащением Св. Таин).

Со дня Св. Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: "Христос воскресе", а млад­ший отвечает: "Воистину воскресе".

16. Диакон, стоя на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем!" В это время открывается завеса Царских врат (и остается отдерну­той до возглашения "Святая святым"). Священник, прои­знося тихо символ веры, колеблет воздухом над Святыми Дарами. При пении хора "Милость ми­ра" священник берет воздух, целует его, складывает и полагает на Жертвенник.

17. При возгласе "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами" священник, обращаясь лицом к молящимся, благословляет их. При возгласе "Горе имеем сердца" священник возносит "горе" руки.

18. При возгласе священника "Благодарим Господа" диакон переходит от южной стороны Св. Престола к северной его стороне, целует его, кланяется священнику и становится у Св. Престола вместе с ним.

19. Заключительные слова евхаристической молитвы священник про­износит вслух: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Диакон во время произнесения священником слов "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще" под­нимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя пальцами) и делает ею над дискосом образ креста, касаясь дискоса каждой из четырех сторон звездицы: при сло­вах священника "поюще" - восточной стороны дискоса, "вопию­ще" - западной стороны, "взывающе" - северной и "глаголюще" - южной стороны. По окончании слов священника "Победную песнь..." диакон, сложив звездицу и поцеловав ее, отлагает ее в верхнюю часть Св. Престола.

20. Во время произнесения священником возгласа "Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" священник правой рукой, обращенной ладонью вверх и держа пальцы вместе, показывает на Св. Хлеб, лежащий на диско­се; то же делает и диакон, держа орарь тремя пальцами правой руки.

21. Далее следует возглас священника "Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов". При произнесении этих слов священнослужитель показывает на потир так же, как и перед этим на дискос.

22. Священник возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". При произнесении слов: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" диакон, а если его нет, то сам священник, имея крестообразно сложенные руки, берет правой рукой дискос, а левой - потир, возвышает их над Св. Престолом, а затем снова поставляет на мес­то.

23. За возношением Св. Даров во время пения "Тебе поем..." следует их пресуществление. После тайной молитвы свя­щенника священник и диакон поклоняются трижды перед Св. Престолом, молясь о себе: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя". Затем священник, воздевая руки, молится Святому Духу: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся". После возгласа диакона оба благоговейно поклоняются перед Св. Престолом.

Возгласы и священника, и диакона повторяются еще два раза, после возгласов также следует поклонение.

24. Когда священник благословляет Св. Хлеб со словами: "И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего", то следует произносить так: "И сотвори убо хлеб сей (пока­зывать рукой) честное (при произнесении этого слова на­чинать благословением совершать движение рукой горе) Тело (низу) Христа (налево) Твоего (направо). Точно также и при пресуществлении вина в Кровь (четыре слова, четыре движения рукой для благословения).

25. Слова диакона "Благослови, Владыко, Святый Хлеб") и "Благослови, Владыко, Святую Чашу" сопровождаются показыванием орарем Святого Хлеба и Святой Чаши.

26. При обращении диакона к священнику "Благослови, Владыко, обоя" диакон показывает орарем на Св. Дары. При благо­словении священником Св. Даров - "Преложив Духом Твоим Святым" (четыре слова, четыре указания рукой). После этого священник и диакон делают земной поклон.

27. Перед возгласом священника "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагосло-венней, Славней Владычице Нашей Бо­городице и Приснодеве Марии" священник кадит трижды Св. Престол. Священник отдает кадильницу диакону, кото­рый, продолжая каждение, кадит Св. Престол с остальных трех сторон, Горнее место, алтарные иконы и отлагает кадильницу.

28. Возглас: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа со всеми вами" священник произносит обратившись лицом на запад и благословляя верующих.

29. После пения молитвы Господней и возгласа священника "Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков" диакон, стоя перед Царскими вратами, опо­ясывается орарем крестообразно.

30. При чтении тайно (трижды) молитвы "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя" священник и диакон делают тройное поклонение. Далее священник закрывает Царские врата завесой. После слов диакона "Вонмем", священник берет Святой Агнец и, вознося над дискосом, возглашает: "Святая святым!"

31. После слов диакона "Раздроби, Владыко, Святый Хлеб" священник с благоговением разламывает Св. Хлеб по надрезу на четыре части, произнося тихо: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяе­мый, всегда ядомый и никогда иждиваемый, но причащающийся освящаяй". Четыре части Св. Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью ИС - в верх­ней стороне дискоса; частица о печатью ХС - в нижней стороне; частица с печатью НИ - с северной; частица с печатью КА - с южной стороны дискоса. Диакон, показывая орарем на Св. Потир, говорит священнику: "Исполни, Владыко, Святый Потир". Священник, беря Частицу ИС и сделав ею знамение креста над Потиром, опускает ее в Св. Потир со словами: "Исполнение Духа Святаго". Диа­кон отвечает "Аминь" и подносит ковшик с теплотой, гово­ря: "Благослови, Владыко, теплоту". После благословения священника диакон крестообразно вливает теплоту в коли­честве, необходимом для Св. Причащения. После этого священник берет часть Св. Агнца с печатью ХС и разделя­ет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. Затем следует молитва, после которой священнослужители кладут земной поклон перед Св. Престолом, кланя­ются друг другу, находящимся в алтаре и по направлению верующих, находящихся в храме, со словами: "Простите ми, отцы и братие", - и снова творят земной поклон со сло­вами: "Се прихожду к безсмертному Царю и Богу Моему".

32. Священник: "Диаконе, приступи". Диакон, подходя с се­верной стороны, произносит: "Преподаждь ми, Владыко, честное и Святое Тело Господа и Спаса нашего Иисуса Христа". Священник дает диакону частицу с соответству­ющими словами. Диакон принимает Св. Хлеб в ладонь пра­вой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую ру­ку священника и отходит к северной или восточной стороне Св. Престола, где, наклонив голову и держа руки над Св. Престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы перед Св. Причащением. Далее, священник берет частицу Св. Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: "Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную".

Причастившись Тела Христова, священник берет антиминсную губку, отирает ею ладонь правой руки над дискосом, а затем, взяв обеими руками Потир, причащается трижды из него Божественной Крови. Чтобы ни одна капля не упа­ла из Потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого закладывается за верхний край фело­ни, а вторым концом плата берут в руки Потир. По прича­щении священник отирает уста и край Потира тем же платом и целует край Потира, произнося: "Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит". Целуя Потир, священник говорит: "Слава Тебе, Боже" (три­жды). Затем священник причащает диакона.

33. Один из священников разделяет части Св. Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в Потир, тайно читая воскресные песнопения. Опустив в По­тир частицы, священник покрывает Потир покровцем или платом и полагает на него лжицу.

34. Диакон открывает завесу Царских врат и принимает от священника Св. Чашу, целуя ее, выходит вместе со священ­ником на солею через Царские врата и, подняв Чашу вверх, произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите" и передает Св. Чашу священнику.

35. После причащения мирян священник с диаконом входит в ал­тарь. Священник ставит Св. Чашу на Св. Престол, а диакон, взяв Св. Дискос, читает воскресные песнопения.

36. Затем диакон опускает в Потир частицы, вынутые из прос­фор, лежащих на Дискосе, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих". Антиминсной губкой он отирает Дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в Потир диакон покрывает Св. Ча­шу покровом, а на Дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покров и плат.

37. Во время пения "Видехом свет истинный..." священник ка­дит трижды Св. Дары, говоря тайно: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя"; потом отдает диакону кадильницу и Дискос, и диакон несет Дискос на Св. Жерт­венник.

38. Священник, поклонившись Св. Дарам, берет Св. Чашу, го­воря тихо: "Благословен Бог Наш", и, обратившись лицом к народу со Св. Чашей, произносит вслух: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков". Затем священник несет Св. Чашу на Св. Жертвенник, тихо говоря: "Вознесися на не­беса, Боже..."

39. Священника, несущего Св. Чашу на Св. Жертвенник диакон обычно встречает с кадильницей, кадя Св. Дары, и пере­дает кадило священнику, который, поставив Св. Дары на Св. Жертвенник, кадит, поклоняясь Св. Дарам.

40. Вернувшись к Св. Престолу, священник, начертав антиминсной губкой знак креста над Антиминсом и положив губку в средину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, за ней левую и, наконец, пра­вую.

41. После малой ектении священник, сложив Антиминс и держа вертикально Св. Евангелие, делает им знак креста над Антиминсам и произносит: "Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ны­не и присно и во веки веков". И полагает Св. Евангелие на Антиминс. После диаконского возгласа "Господу помолим­ся" священник выходит со служебником из алтаря через Царские врата за амвон и читает заамвонную молитву. По окончании заамвонной молитвы священник Царскими вратами входит в Св. Алтарь и читает молитву на потреб­ление Св. Даров. Диакон (тогда же) входит северными вратами в Св. Алтарь, подходит к Св. Престолу и, склонив голову, выслушивает эту молитву. По окончании этой мо­литвы священник благословляет диакона, который, перекрес­тившись, целует Св. Престол и отходит к Св. Жертвеннику для потребления Св. Даров.

42. Для потребления Св. Даров берется плат, один конец кото­рого закладывается за верхний край фелони или стихаря; другим его концом священнослужитель берет Св. Чашу ле­вой рукой, а правой при помощи лжицы с благоговением потребляет из Св. Чаши все содержимое в ней. Затем, спо­лоснув Св. Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках Св. Чаши ни малейшей частицы Св. Хлеба, он допивает и эту воду, вытирает Св. Чашу губкой досуха, затем - лжицу (платом) и убирает сосуды в надлежащее место.

43. Диакон после потребления Св. Даров, как и священник, читает молитвы по Св. Причащении, разоблачается и убира­ет в надлежащее место облачения.

44. Окончив Божественную службу и разоблачившись, священнослужители моют руки и после поклонения Св. Престолу уходят из Св. Храма, благодаря Бога за то, что Он удо­стоил их совершить службу.


[1] Согласно Типикону, по окончании Великой ектении читается рядовая кафизма.

[2] При передаче кадила диакон всегда целует руку священника. То же самое он делает, когда принимает кадило.

[3] На утрене в составе всенощного бдения вся предшествующая часть отсутствует. По окончании вечерни закрываются Царские врата. Священник и диакон совершают поклонение перед Престо­лом, затем кланяются друг другу. Священник снимает головкой убор и начинает читать утренние молитвы (перед Престолом).

[4] Таким же образом совершаются поклоны перед выходом из алта­ря и во всех других случаях.

[5] То же самое он делает и при произнесении прокимнов и любых других возгласов, например: "Премудрость", "Вонмем", "Главы наша Господеви приклоним" и т.д.

[6] Таким же образом совершаются поклоны после возвращения в алтарь и во всех других случаях.

 

[7] В воскресные дни сразу после раздачи свечей, когда два старших диакона станут со свечами за аналоем, предстоятель кланяется сослужащим ему священникам и идет к аналою с ико­ной праздника для каждения.

[8] В воскресные дни, когда нет величания, предстоятель, пройдя на свое место (после каждения всего храма), сразу кадит священнослужителей.

[9] В воскресные дни на малую ектению диакон выходит только после окончания тропарей по Непорочных.

[10] В воскресные дни Евангелие по прочтении не уносится в ал­тарь, диакон идет с ним на амвон, поворачивается лицом к народу и возвысив Евангелие (как на прокимне), держит его, пока не пропоют "Воскресение Христово видевше". Затем он идет к аналою, полагает на него Евангелие, крестится один раз, целует Евангелие, крестится еще раз, кланяется предстоятелю и идет на свое место (справа или слева от предстоятеля). Вместе с диаконом крестится и кланяются два свя­щенника, читающие канон. Поклонившись, они уходят в алтарь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: