IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ




Входные молитвы

1. Перед началом Литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царски­ми вратами трижды осеняют себя крестным знамением, соверша­ют три поклона и поклон сослужащим, и читают входные, т.е. приготовительные к совершению Литургии молитвы (стоя с по­крытой головой, в клобуке, камилавке или скуфье, если

2. она является наградой, - до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу...").

/По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священно-служитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона перед престолом, целует его, со­вершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снима­ет покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершает Ли­тургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные в рясах/.

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш...

Диакон: Аминь. Слава Тебе Боже наш...

Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".

Священник: Яко Твое есть Царство...

Диакон: Аминь. Помилуй нас, Господи…

Слава: Господи помилуй нас…

И ныне: Милосердия двери...

2. Предстоятель, обращаясь к иконе Спасителя во время чтения диаконом: "Пречистому образу Твоему…" крестится третий раз. То же совершают служащие. Так же прикладываются к иконе Божией Матери во время чтения диаконом: "Милосер­дия сущи Источник...".

Диакон: Господу помолимся.

Священник: Господи помилуй.

3. Став пред царскими вратами и преклонив главу, предстоятель и служащий молятся: "Господи, ниспосли руку Твою...".

4. По произнесении этой молитвы священнослужители кла­няются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяют­ся им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:

"Простите и благословите, отцы и братия..."

Диакон: "Бог тя простит, отче честный, прости и нас грешных, и помолися о нас".

И входит в алтарь с молитвой: "Вниду в дом Твой...".

5. Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослу-жители, встав перед престолом, дважды крес­тятся, целуют Евангелие, престол, третий раз крестятся и все делают поклон предстоятелю, который отвечает поклонами на две стороны. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

/Если вход в алтарь совершается впервые, то поклоны перед престолом совершаются не поясные, а земные/.

Облачение диакона

6. Сложив стихарь, положив на него орарь и поручи, диа­кон подходит к Горнему месту, делает три поклона, обращаясь к запрестольному образу, говоря про себя: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя".

7. Подойдя к священнику и держа в правой руке стихарь и орарь, он говорит ему, преклонив главу: "Благослови, владыко, стихарь с орарем".

Священник, благословляя произносит: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон отвечает: "Аминь" и целует благословляющую руку иерея и крест, изображенный на стихаре.

8. Сняв рясу, диакон благоговейно облачается в стихарь, одевает орарь и поручи, целует крест на предмете облачения и произносит положенные молитвы.

9. Облачившись и умыв руки, диакон приготовляет все не­обходимое для совершения проскомидии: снимает с жертвенника покрывало, зажигает лампаду, приносит священные сосуды и по­ставляет их на жертвеннике - дискос (слева), потир (справа), звездицу (посредине между ними). Перед сосудами (ближе к себе) полагается специальная дщица для разрезания Агнца и большое копие; слева полагаются просфоры для проскомидии, справа (от дщицы) малое копие, лжица, ковшик с тарелочкой, вино и вода, покровцы и воздух.

Облачение священника

10. После троекратного поклонения к горнему месту, свя­щенник, держа в левой руке подризник, благословляет его, про­износя: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

11. Целуя крест на подризнике и облачаясь, иерей читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе...". То же делает иерей при облачении в каждую священную одежду: благословляет, целует изображенный на ней крест и одевает.

При облачении перед служением литургии Преждеосвященных Даров молитвы не читаются, но священник благоговейно произно­сит при благословении каждой священной одежды: "Господу помо­лимся. - Господи помилуй", и облачается.

Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы "Умыю в не­повинных руце мои..." священник приступает к жертвеннику.

Проскомидия

12. После омовения священник и диакон подходят к жерт­веннику и, благоговейно совершив перед ним троекратное покло­нение, молятся:

"Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя". Делают земной поклон.

Читается тропарь Великого Пятка, воздевая руки.

"Искупил ны еси от клятвы законныя " - целует дискос.

"Честною Твоею Кровию" - целует чашу.

"На Кресте пригвоздився" - целует звездицу.

"Копием прободся" - целует копие.

"Бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.

13. Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко". Священник возглашает: "Благословен Бог наш…" и берет левой рукой просфору для Агнца. Правой же рукой он берет копие и троекратно благословляет просфору, прикасаясь острием копия к ее краям и творит знамение креста над печатью с троекратным произнесением слов:

1 1 2 3 3 4 4

"В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа".

14. И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами "Яко овча на заколение ведеся".

/Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя/.

Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), свя­щенник говорит: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих".

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: "Во смирение Его суд Его взятся".

Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"

15. Диакон при каждом надрезании священником Агнца го­ворит: "Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений. Священник: "Господи, помилуй".

16. После надрезания просфоры диакон говорит: "Возьми, владыко". Священник надрезает просфору в нижней ее части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних сто­рон ее, произнося слова: "Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его на дискос печатью вниз.

17. Диакон: "Пожри, владыко" (Принеси в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней сто­роне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), гово­ря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский жи­вот и спасение".

18. Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.

Диакон: Прободи, Владыко.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой стороны Его, говоря: "Един от воин копнем ребра Его прободе..."

19. Диакон вливает в ковш небольшое количество воды и вина, при этом говорит: "Благослови, владыко, святое соеди­нение". Получив благословение, диакон вливает его в потир.

20. Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагосло-венныя Владычицы..." Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: "Преста Царица одесную Тебе...".

21. а) Священник, взяв третью просфору, произносит: "Честнаго славнаго пророка..." - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с пра­вой), ближе к верхней ее части, начиная этой частицей первый ряд. Затем священник говорит:

б) Святых славных пророков... - и, отделив 2-ую час­тицу, полагает ее ниже первой.

Далее священник говорит:

в) Святых славных и всехвальных апостолов... - и по­лагает частицу ниже второй.

Затем священник произносит:

г) Иже во святых наших... - и полагает ее на дискос, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

д) Святаго апостола... - и полагает ее ниже 1-й части­цы второго ряда.

Затем священник говорит:

е) Преподобных и богоносных отец наших... - и полага­ет ее ниже 2-й частицы, заканчивая второй ряд.

Далее священник говорит:

ж) Святых и чудотворцев бессребренник Косьмы и Дамиана... - и полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Продолжая, священник произносит:

з) Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже, - и полагает частицу ниже первой третьего ряда. (Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в служебник).

Затем священник говорит:

и) Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или: Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския - если совершается его литургия), и, отделив девятую частицу, пола­гает ее на дискос, кончая ею третий ряд.

22. Взяв 4-ую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: "Помяни, Владыко Человеколюбче..."

Вынимая 2-ую большую частицу из 4-й просфоры, священник говорит: "Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и право­славных людей ея" - и потом, вынимая из нее частицы за живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здра­вии и спасении раба Божия, или рабов Божиих (имя рек)".

23. Все вынутые частицы о здравии полагаются с нижней стороны Агнца; причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

24. Священник, взяв 5-ую просфору, вынимает частицы, говоря: "О памяти и оставлении..."

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой просфоры священ­ник вынимает частицы о упокоении, произнося: "Помяни, Госпо­ди, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек".

Заканчивая поминовение, священник произносит: "Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения..."

25. Частицы из просфор об упокоении он полагает на дис­косе, ниже частиц, вынутых за живых.

26. Заканчивая поминовение усопших, священник снова берет 4-ую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное".

27. Диакон берет кадило, говоря: "Благослови, владыко, кадило".

Священник, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш..."

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: "Господу помолимся".

28. Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, за­тем поставляет ее на дискосе над Агнцем, произнося при этом слова: "И пришедши, звезда ста вверху, идеже бе Отроча".

Диакон: "Господу помолимся. Господи, помилуй".

29. Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: "Господь воцарися..."

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

30. Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса".

31. Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Свя­щенник объемлет воздухом кадило и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: "Покрый нас кровом крилу Твоею..."

32. Священник берет кадило и, покадив жертвенник, про­износит трижды: "Благословен Бог наш, сице благоволивый, сла­ва Тебе".

Диакон каждый раз молитву священника заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоня­ются при каждом славословии.

33. Диакон, приняв кадило от священника, глаголет: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся". Священник, взяв кадило у диакона, читает молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб..."

34. После этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: "Слава, Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Диакон: "Слава... и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови".

35. В заключение проскомидии священник произносит крат­кий отпуст: "Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: "Христос, истинный Бог наш") Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архи­епископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

На литургии святаго Василия Великаго поминается: "...иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския". По завершении отпуста, священник кадит диа­кона.

Диакон: "Аминь". И приняв кадило от иерея, кадит его.

После этого священник и диакон трижды покланяются Жертвеннику, а затем друг другу. И диакон совершает каждение пре­стола, алтаря и храма, перед началом его отдернув завесу цар­ских врат.

Затем священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничи­ваться изыманием одной частицы за многих.

При вынимании частиц помянники читаются диаконами или церковно-служителями.

Каждение

В Церковном уставе сказано, что кадилом в древности каждение совершалось крестообразно. Однако, в православной церковной традиции более широкое распространение получил следующий обычай каждения. Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под за­вершающей цепочки крышечкой (по другой практике, взяв кади­ло за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе ка­дила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, и при треть­ем взмахе - выпрямляется. Так трижды, перед иконой или дру­гой святыней совершается каждение. Подобным образом соверша­ется каждение клиросов и народа.

Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, чтобы действия каж­дения было поднесением фимиама к святыне. Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, что­бы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки сгибая ее только в локте так, как будто в пальцах нахо­дится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости.

Начало Литургии

а) Рекомендуется завершить проскомидию к середине третьего часа, чтобы уже в конце третьего или начале шестого часа ди­акон начал совершать положенное каждение. Рекомендуется предстоятелю встать перед престолом до возгласа "Молитвами святейшего Владыки нашего..." после которого сразу приступают к молитве перед началом Божественной Литургии.

б) Сотворив три поясных поклона, с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", предстоятель возвысив руки молится: "Царю Небесный…". В это время диакон держит орарь, как во время произнесения ектений. Сотворив крестное знамение и вновь воз­высив руки, священник продолжает:

"Слава в Вышних Богу..." (Дважды, не опуская рук).

Сотворив крестное знамение, иерей заканчивает: "Господи устне мои отверзеши..."

в) Священник целует Святое Евангелие, диакон - престол. Диакон преклоняет главу перед священником в знак сослужения и сложив руки для принятия благословения произносит: "Время сотворити Господеви..."

г) Происходит уставный диалог и диакон исходит северными вратами и встает перед Царскими трижды совершая крестное зна­мение со словами: "Господи устне мои отверзеши…"

1. Диакон стоя перед Царскими вратами: "Благослови, владыко".

2. Священник особо торжественно, возгласом, отличительным от всех возгласов суточного круга богослужений, начинает Божественную Литургию: "Благословенно Царство..."

При этом, Святым Евангелием он знаменует над антиминсом образ креста, воздвизая Евангелие на восток, запад, север и юг. Затем вновь полагает Евангелие на антиминс, крестится, целует Евангелие и святой престол. Все служащие также целуют престол вместе с предстоятелем.

3. Диакон: "Миром Господу помолимся".

4. Закончив произносить ектению, диакон заходит в ал­тарь южными дверьми и встав на горнем месте вместе с предстоятелем крестится на образ при словах возгласа "… Отцу и Сыну и Святому Духу...", делает поклон, и при словах "... ны­не и присно и во веки веков" поворачивается и делает поклон предстоятелю.

5. В момент произнесения прошения "Заступи, спаси..." два диакона идут на Горнее место, крестятся и покланяются образу, поклон делают предстоятелю и друг другу, и исходят на амвон. Встав перед иконами Спасителя и Матери Божией крес­тятся на словах "Христу Богу предадим" все вместе (в том чис­ле и протодиакон) и совершают взаимное поклонение друг другу.

Малый вход

6. По произнесении малых ектений диаконы, стоящие на со­лее, совершают взаимное поклонение и идут в алтарь на Горнее место, крестятся, совершают поклон образу, предстоятелю и друг другу и принимают от пономарей кадила.

7. После возгласа священника на пение "Аминь" протоди­аконом отверзаются Царские врата для малого входа.

8. Священник и диакон совершают двоекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие, а диакон - престол, и совершают третье поклонение. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, который при этом целует руку священника и идет на Горнее место и вста­ет между двумя диаконами, держащими кадило, лицом к предстоятелю.

9. Все духовенство совершают двоекратное поклонение, целуют престол, совершают третье поклонение и в этот момент старший диакон говорит: "Благослови, Владыко, кадило".

10. Два диакона с кадилами, за ними диакон с Евангели­ем и младшие священники выстраиваются в один ряд, который завершает предстоятель. Все исходят из алтаря северными дверьми. Каждый остается на той стороне солеи, на какой сто­ял в алтаре перед престолом.

11. Диакона с кадилами, входя в Царские врата, соверша­ют каждение их, затем кадят престол, каждый со своей стороны, встречаясь на горнем месте. По окончании они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей.

12. Диакон с Евангелием несет его в обеих руках. Став на обычном месте на солее, он вместе с предстоятелем прекло­няет главу.

13. Затем диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа. В этот момент диакон держит Евангелие на левом плече, стоя лицом на север.

14. По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к восто­ку, говорит священнику: "Благослови, Владыко, святый вход". Священник благословляя произносит: "Благословен вход свя­тых..."

15. После этого диакон подает священнику целовать святое Евангелие (и целует руку священника).

16. По окончании пения диакон, стоя впереди священни­ка перед Царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: "Премудрость, прости".

17. Заходит в алтарь и полагает Евангелие на антиминс. Его встречают каждением диакона, находящиеся в алтаре.

18. Священнослужители во время пения "Приидите, покло­нимся..." входят в алтарь, целуя образки на Царских вратах, находящиеся на их стороне. Предстоятель

а) целует с крестным знамением и поясным поклоном малую икону Спасителя, находящуюся сбоку Царских врат;

б) обращается лицом к западу и благословляет све­щеносцев;

в) целует малую икону Богоматери на Царских вра­тах также с крестным знамением и поклоном, входит в алтарь.

19. Священников, входящих в алтарь, встречают диакона каждением, находясь уже на углах Престола.

20. После входа настоятеля в алтарь все совершившие малый вход (только теперь) крестятся (однажды) снова пола­гая крестное знамение с поклоном, и целуют престол.

Трисвятое

21. По входе в алтарь священник во время пения тропа­рей и кондаков читает молитву Трисвятого пения.

22. Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на "и ныне", диакон (поцеловав престол - практ. МДА) преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: "Благослови, владыко, время Трисвятаго". Священник, благословляя диакона, вслух произно­сит окончание молитвы Трисвятого пения: "Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем" (по практ. МДА), на "Отцу и Сыну и Святому Духу" - диакон крестится стоя рядом со священником, на "ныне и присно" исходит из Царских врат на середину амвона и заканчивает возглас, стоя лицом к моля­щимся и обратив орарь (от иконы Спасителя) к иконе Богома­тери и далее к престолу, возгласно произносит: "И во веки веков", входит в алтарь, целует престол и делает поклон предстоятелю.

23. Во время пения хором Трисвятого, священнослужители во главе с предстоятелем также читают Трисвятое трижды (предстоятель делает это вслух), при этом совершается тро­екратное поклонение престолу.

24. После этого, на последних словах "Святый бессмерт­ный…", все прикладываются к Престолу (по практике МДА), кланяются друг другу и диакон, обращаясь к священнику, го­ворит ему: "Повели, владыко" и, обходя престол с южной сто­роны вместе с предстоятелем, орарем указывая на Горнее место, говорит: "Благослови, владыко, горний престол".

Священник, подойдя к Горнему месту, отвечает: "Благословен еси на Престоле..."

25. Все священнослужители делают поклон Горнему месту, друг другу. Затем предстоятель и диакон встают лицом на за­пад, к молящимся, остальные священники боком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: