Входные молитвы
1. Перед началом Литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами трижды осеняют себя крестным знамением, совершают три поклона и поклон сослужащим, и читают входные, т.е. приготовительные к совершению Литургии молитвы (стоя с покрытой головой, в клобуке, камилавке или скуфье, если
2. она является наградой, - до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу...").
/По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священно-служитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона перед престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершает Литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные в рясах/.
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш...
Диакон: Аминь. Слава Тебе Боже наш...
Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".
Священник: Яко Твое есть Царство...
Диакон: Аминь. Помилуй нас, Господи…
Слава: Господи помилуй нас…
И ныне: Милосердия двери...
2. Предстоятель, обращаясь к иконе Спасителя во время чтения диаконом: "Пречистому образу Твоему…" крестится третий раз. То же совершают служащие. Так же прикладываются к иконе Божией Матери во время чтения диаконом: "Милосердия сущи Источник...".
Диакон: Господу помолимся.
Священник: Господи помилуй.
3. Став пред царскими вратами и преклонив главу, предстоятель и служащий молятся: "Господи, ниспосли руку Твою...".
|
4. По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:
"Простите и благословите, отцы и братия..."
Диакон: "Бог тя простит, отче честный, прости и нас грешных, и помолися о нас".
И входит в алтарь с молитвой: "Вниду в дом Твой...".
5. Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослу-жители, встав перед престолом, дважды крестятся, целуют Евангелие, престол, третий раз крестятся и все делают поклон предстоятелю, который отвечает поклонами на две стороны. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
/Если вход в алтарь совершается впервые, то поклоны перед престолом совершаются не поясные, а земные/.
Облачение диакона
6. Сложив стихарь, положив на него орарь и поручи, диакон подходит к Горнему месту, делает три поклона, обращаясь к запрестольному образу, говоря про себя: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя".
7. Подойдя к священнику и держа в правой руке стихарь и орарь, он говорит ему, преклонив главу: "Благослови, владыко, стихарь с орарем".
Священник, благословляя произносит: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Диакон отвечает: "Аминь" и целует благословляющую руку иерея и крест, изображенный на стихаре.
8. Сняв рясу, диакон благоговейно облачается в стихарь, одевает орарь и поручи, целует крест на предмете облачения и произносит положенные молитвы.
9. Облачившись и умыв руки, диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии: снимает с жертвенника покрывало, зажигает лампаду, приносит священные сосуды и поставляет их на жертвеннике - дискос (слева), потир (справа), звездицу (посредине между ними). Перед сосудами (ближе к себе) полагается специальная дщица для разрезания Агнца и большое копие; слева полагаются просфоры для проскомидии, справа (от дщицы) малое копие, лжица, ковшик с тарелочкой, вино и вода, покровцы и воздух.
|
Облачение священника
10. После троекратного поклонения к горнему месту, священник, держа в левой руке подризник, благословляет его, произнося: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."
11. Целуя крест на подризнике и облачаясь, иерей читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе...". То же делает иерей при облачении в каждую священную одежду: благословляет, целует изображенный на ней крест и одевает.
При облачении перед служением литургии Преждеосвященных Даров молитвы не читаются, но священник благоговейно произносит при благословении каждой священной одежды: "Господу помолимся. - Господи помилуй", и облачается.
Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы "Умыю в неповинных руце мои..." священник приступает к жертвеннику.
Проскомидия
12. После омовения священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив перед ним троекратное поклонение, молятся:
"Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя". Делают земной поклон.
Читается тропарь Великого Пятка, воздевая руки.
"Искупил ны еси от клятвы законныя " - целует дискос.
|
"Честною Твоею Кровию" - целует чашу.
"На Кресте пригвоздився" - целует звездицу.
"Копием прободся" - целует копие.
"Бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
13. Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко". Священник возглашает: "Благословен Бог наш…" и берет левой рукой просфору для Агнца. Правой же рукой он берет копие и троекратно благословляет просфору, прикасаясь острием копия к ее краям и творит знамение креста над печатью с троекратным произнесением слов:
1 1 2 3 3 4 4
"В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа".
14. И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами "Яко овча на заколение ведеся".
/Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя/.
Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих".
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: "Во смирение Его суд Его взятся".
Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"
15. Диакон при каждом надрезании священником Агнца говорит: "Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений. Священник: "Господи, помилуй".
16. После надрезания просфоры диакон говорит: "Возьми, владыко". Священник надрезает просфору в нижней ее части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: "Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его на дискос печатью вниз.
17. Диакон: "Пожри, владыко" (Принеси в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение".
18. Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.
Диакон: Прободи, Владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой стороны Его, говоря: "Един от воин копнем ребра Его прободе..."
19. Диакон вливает в ковш небольшое количество воды и вина, при этом говорит: "Благослови, владыко, святое соединение". Получив благословение, диакон вливает его в потир.
20. Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагосло-венныя Владычицы..." Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: "Преста Царица одесную Тебе...".
21. а) Священник, взяв третью просфору, произносит: "Честнаго славнаго пророка..." - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней ее части, начиная этой частицей первый ряд. Затем священник говорит:
б) Святых славных пророков... - и, отделив 2-ую частицу, полагает ее ниже первой.
Далее священник говорит:
в) Святых славных и всехвальных апостолов... - и полагает частицу ниже второй.
Затем священник произносит:
г) Иже во святых наших... - и полагает ее на дискос, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
д) Святаго апостола... - и полагает ее ниже 1-й частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
е) Преподобных и богоносных отец наших... - и полагает ее ниже 2-й частицы, заканчивая второй ряд.
Далее священник говорит:
ж) Святых и чудотворцев бессребренник Косьмы и Дамиана... - и полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Продолжая, священник произносит:
з) Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже, - и полагает частицу ниже первой третьего ряда. (Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в служебник).
Затем священник говорит:
и) Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или: Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския - если совершается его литургия), и, отделив девятую частицу, полагает ее на дискос, кончая ею третий ряд.
22. Взяв 4-ую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: "Помяни, Владыко Человеколюбче..."
Вынимая 2-ую большую частицу из 4-й просфоры, священник говорит: "Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея" - и потом, вынимая из нее частицы за живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих (имя рек)".
23. Все вынутые частицы о здравии полагаются с нижней стороны Агнца; причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
24. Священник, взяв 5-ую просфору, вынимает частицы, говоря: "О памяти и оставлении..."
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой просфоры священник вынимает частицы о упокоении, произнося: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек".
Заканчивая поминовение, священник произносит: "Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения..."
25. Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
26. Заканчивая поминовение усопших, священник снова берет 4-ую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное".
27. Диакон берет кадило, говоря: "Благослови, владыко, кадило".
Священник, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш..."
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: "Господу помолимся".
28. Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, затем поставляет ее на дискосе над Агнцем, произнося при этом слова: "И пришедши, звезда ста вверху, идеже бе Отроча".
Диакон: "Господу помолимся. Господи, помилуй".
29. Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: "Господь воцарися..."
Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".
30. Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса".
31. Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".
Священник объемлет воздухом кадило и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: "Покрый нас кровом крилу Твоею..."
32. Священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит трижды: "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе".
Диакон каждый раз молитву священника заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
33. Диакон, приняв кадило от священника, глаголет: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся". Священник, взяв кадило у диакона, читает молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб..."
34. После этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: "Слава, Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".
Диакон: "Слава... и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови".
35. В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: "Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: "Христос, истинный Бог наш") Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".
На литургии святаго Василия Великаго поминается: "...иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския". По завершении отпуста, священник кадит диакона.
Диакон: "Аминь". И приняв кадило от иерея, кадит его.
После этого священник и диакон трижды покланяются Жертвеннику, а затем друг другу. И диакон совершает каждение престола, алтаря и храма, перед началом его отдернув завесу царских врат.
Затем священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
При вынимании частиц помянники читаются диаконами или церковно-служителями.
Каждение
В Церковном уставе сказано, что кадилом в древности каждение совершалось крестообразно. Однако, в православной церковной традиции более широкое распространение получил следующий обычай каждения. Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под завершающей цепочки крышечкой (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе кадила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, и при третьем взмахе - выпрямляется. Так трижды, перед иконой или другой святыней совершается каждение. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа.
Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, чтобы действия каждения было поднесением фимиама к святыне. Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки сгибая ее только в локте так, как будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости.
Начало Литургии
а) Рекомендуется завершить проскомидию к середине третьего часа, чтобы уже в конце третьего или начале шестого часа диакон начал совершать положенное каждение. Рекомендуется предстоятелю встать перед престолом до возгласа "Молитвами святейшего Владыки нашего..." после которого сразу приступают к молитве перед началом Божественной Литургии.
б) Сотворив три поясных поклона, с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", предстоятель возвысив руки молится: "Царю Небесный…". В это время диакон держит орарь, как во время произнесения ектений. Сотворив крестное знамение и вновь возвысив руки, священник продолжает:
"Слава в Вышних Богу..." (Дважды, не опуская рук).
Сотворив крестное знамение, иерей заканчивает: "Господи устне мои отверзеши..."
в) Священник целует Святое Евангелие, диакон - престол. Диакон преклоняет главу перед священником в знак сослужения и сложив руки для принятия благословения произносит: "Время сотворити Господеви..."
г) Происходит уставный диалог и диакон исходит северными вратами и встает перед Царскими трижды совершая крестное знамение со словами: "Господи устне мои отверзеши…"
1. Диакон стоя перед Царскими вратами: "Благослови, владыко".
2. Священник особо торжественно, возгласом, отличительным от всех возгласов суточного круга богослужений, начинает Божественную Литургию: "Благословенно Царство..."
При этом, Святым Евангелием он знаменует над антиминсом образ креста, воздвизая Евангелие на восток, запад, север и юг. Затем вновь полагает Евангелие на антиминс, крестится, целует Евангелие и святой престол. Все служащие также целуют престол вместе с предстоятелем.
3. Диакон: "Миром Господу помолимся".
4. Закончив произносить ектению, диакон заходит в алтарь южными дверьми и встав на горнем месте вместе с предстоятелем крестится на образ при словах возгласа "… Отцу и Сыну и Святому Духу...", делает поклон, и при словах "... ныне и присно и во веки веков" поворачивается и делает поклон предстоятелю.
5. В момент произнесения прошения "Заступи, спаси..." два диакона идут на Горнее место, крестятся и покланяются образу, поклон делают предстоятелю и друг другу, и исходят на амвон. Встав перед иконами Спасителя и Матери Божией крестятся на словах "Христу Богу предадим" все вместе (в том числе и протодиакон) и совершают взаимное поклонение друг другу.
Малый вход
6. По произнесении малых ектений диаконы, стоящие на солее, совершают взаимное поклонение и идут в алтарь на Горнее место, крестятся, совершают поклон образу, предстоятелю и друг другу и принимают от пономарей кадила.
7. После возгласа священника на пение "Аминь" протодиаконом отверзаются Царские врата для малого входа.
8. Священник и диакон совершают двоекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие, а диакон - престол, и совершают третье поклонение. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, который при этом целует руку священника и идет на Горнее место и встает между двумя диаконами, держащими кадило, лицом к предстоятелю.
9. Все духовенство совершают двоекратное поклонение, целуют престол, совершают третье поклонение и в этот момент старший диакон говорит: "Благослови, Владыко, кадило".
10. Два диакона с кадилами, за ними диакон с Евангелием и младшие священники выстраиваются в один ряд, который завершает предстоятель. Все исходят из алтаря северными дверьми. Каждый остается на той стороне солеи, на какой стоял в алтаре перед престолом.
11. Диакона с кадилами, входя в Царские врата, совершают каждение их, затем кадят престол, каждый со своей стороны, встречаясь на горнем месте. По окончании они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей.
12. Диакон с Евангелием несет его в обеих руках. Став на обычном месте на солее, он вместе с предстоятелем преклоняет главу.
13. Затем диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа. В этот момент диакон держит Евангелие на левом плече, стоя лицом на север.
14. По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: "Благослови, Владыко, святый вход". Священник благословляя произносит: "Благословен вход святых..."
15. После этого диакон подает священнику целовать святое Евангелие (и целует руку священника).
16. По окончании пения диакон, стоя впереди священника перед Царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: "Премудрость, прости".
17. Заходит в алтарь и полагает Евангелие на антиминс. Его встречают каждением диакона, находящиеся в алтаре.
18. Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, целуя образки на Царских вратах, находящиеся на их стороне. Предстоятель
а) целует с крестным знамением и поясным поклоном малую икону Спасителя, находящуюся сбоку Царских врат;
б) обращается лицом к западу и благословляет свещеносцев;
в) целует малую икону Богоматери на Царских вратах также с крестным знамением и поклоном, входит в алтарь.
19. Священников, входящих в алтарь, встречают диакона каждением, находясь уже на углах Престола.
20. После входа настоятеля в алтарь все совершившие малый вход (только теперь) крестятся (однажды) снова полагая крестное знамение с поклоном, и целуют престол.
Трисвятое
21. По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков читает молитву Трисвятого пения.
22. Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на "и ныне", диакон (поцеловав престол - практ. МДА) преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: "Благослови, владыко, время Трисвятаго". Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: "Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем" (по практ. МДА), на "Отцу и Сыну и Святому Духу" - диакон крестится стоя рядом со священником, на "ныне и присно" исходит из Царских врат на середину амвона и заканчивает возглас, стоя лицом к молящимся и обратив орарь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, возгласно произносит: "И во веки веков", входит в алтарь, целует престол и делает поклон предстоятелю.
23. Во время пения хором Трисвятого, священнослужители во главе с предстоятелем также читают Трисвятое трижды (предстоятель делает это вслух), при этом совершается троекратное поклонение престолу.
24. После этого, на последних словах "Святый бессмертный…", все прикладываются к Престолу (по практике МДА), кланяются друг другу и диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: "Повели, владыко" и, обходя престол с южной стороны вместе с предстоятелем, орарем указывая на Горнее место, говорит: "Благослови, владыко, горний престол".
Священник, подойдя к Горнему месту, отвечает: "Благословен еси на Престоле..."
25. Все священнослужители делают поклон Горнему месту, друг другу. Затем предстоятель и диакон встают лицом на запад, к молящимся, остальные священники боком.