О деятельности музеев образовательных учреждений




Письмо Министерства образовании России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разраба-

тываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит

свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятель-

ности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объеди-

нений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческо-

го движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских

массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения «Отечество» – школьники и педагоги – совершают экскурсии, по-

ходы и экспедиции по родному краю, и местам ратной славы, ведут описания памятников

истории и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных ра-

ботах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших,

поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской ра-

боты в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится соз-

дание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего

учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждения дополнительного образования детей в Рос-

сийской Федерации насчитывается около 5000 тысяч музеев, в том числе:

исторических – 2060;

военно-исторических – 1390;

комплексных краеведческих – 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают раз-

нообразные формирования музейного типа – выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками – ветерана-

ми войны и труда, Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии, уроки муже-

ства, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные дет-

ские объединения по интересам: кружки, секции и др.

Как правило, вокруг музея складывается детский и взрослый актив, создаются органы

самоуправления – совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабо-

чие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с

государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и

общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всероссийского общества

охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью

специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и иссле-

довательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материала-

ми, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной исто-

рии. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации

регионального компонента в образовании.

Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать

серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Во-

просы эффективного использования потенциала музеев в образовательно-воспитательном

процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и

осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления об-

разованием. Работа педагогов – энтузиастов музейного дела не всегда находит должное

внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педаго-

гов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного

образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей

музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку

и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений,

обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффе-

ктивное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания де-

тей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления разви-

тия образования всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранитель-

ным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях,

осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местны-

ми и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятни-

ков истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководите-

лей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагоги-

ческих коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной об-

ласти.

С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях,

обеспечения методической помощи в их организации и работе направляем примерное по-

ложение о музее образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть ис-

пользовано для разработки положений, уставов и других локальных актов образователь-

ных учреждений по вопросам формирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель Министра Е. Е. Чепурных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: