Письмо Министерства образовании России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разраба-
тываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит
свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятель-
ности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объеди-
нений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческо-
го движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских
массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения «Отечество» – школьники и педагоги – совершают экскурсии, по-
ходы и экспедиции по родному краю, и местам ратной славы, ведут описания памятников
истории и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных ра-
ботах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших,
поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской ра-
боты в печати, на радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится соз-
дание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего
учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждения дополнительного образования детей в Рос-
сийской Федерации насчитывается около 5000 тысяч музеев, в том числе:
исторических – 2060;
военно-исторических – 1390;
комплексных краеведческих – 1060.
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают раз-
нообразные формирования музейного типа – выставки, уголки, экспозиции.
|
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками – ветерана-
ми войны и труда, Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии, уроки муже-
ства, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные дет-
ские объединения по интересам: кружки, секции и др.
Как правило, вокруг музея складывается детский и взрослый актив, создаются органы
самоуправления – совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабо-
чие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с
государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и
общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью
специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и иссле-
довательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материала-
ми, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной исто-
рии. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации
регионального компонента в образовании.
Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать
серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Во-
просы эффективного использования потенциала музеев в образовательно-воспитательном
|
процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и
осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления об-
разованием. Работа педагогов – энтузиастов музейного дела не всегда находит должное
внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педаго-
гов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного
образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей
музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку
и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений,
обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффе-
ктивное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания де-
тей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления разви-
тия образования всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранитель-
ным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях,
осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местны-
ми и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятни-
ков истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководите-
лей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагоги-
ческих коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной об-
ласти.
С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях,
обеспечения методической помощи в их организации и работе направляем примерное по-
ложение о музее образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть ис-
пользовано для разработки положений, уставов и других локальных актов образователь-
ных учреждений по вопросам формирования в них музеев, экспозиций, выставок.
Заместитель Министра Е. Е. Чепурных