Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального
образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов
России 7 декабря 1998 г.
Цели и задачи движения:
совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего
поколения средствами туризма и краеведения;
воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культур-
ному наследию родного края;
приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
сохранение исторической памяти;
совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
Программа
Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффе-
ктивным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики ис-
пользования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и ис-
следований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических на-
выков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили
широкое распространение в России с начала ХХ века. В истории отечественной педагогики
это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов
и методов организации и осуществления образовательной деятельности.
Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»
создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлечен-
ных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России,
стремящихся принести пользу своему Отечеству.
Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации
|
«Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и
использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов.
Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности
участников движения определяются его примерной программой.
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поис-
ка. Ведущая задача примерной программы – создание оптимальных возможностей для твор-
ческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, форми-
рования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особено-
сти, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который форми-
рует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, исто-
рическое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже
понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, истори-
ей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои
собственные способности – в этом заключается основной смысл движения «Отечество».
Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно расширить
342
и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в прак-
тической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навы-
|
ки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведчес-
ких и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить
разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной
активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что
в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как ком-
плексного средства обучения и воспитания детей.
Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и орга-
низационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза краеведов России
«Краеведение». Союз краеведов России и региональные краеведческие общества оказыва-
ют организационную и методическую помощь участникам движения, рассматривая их как
полноправных участников реализации программы «Краеведение».
Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководителям вы-
брать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ
предполагает получение и использование конкретных результатов на четырех уровнях: ин-
дивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление зна-
ний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная и фи-
зическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, ми-
крорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика);
федеральном (общероссийский).
|
Реализация тематических программ может осуществляться с использованием всего
многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскурсий, крае-
ведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных турист-
ских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей
воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках,
институтах, различных учреждениях и организациях.
Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив
или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация
и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государ-
ственными учреждениями и общественными организациями. Хорошо, если детский колле-
ктив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу,
которую он принесет в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Во многих регионах России местными организациями и объединениями осуществляют-
ся собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного,
природоохранительного и иного характера. Одна из важнейших задач движения – привле-
чение его участников к реализации подобных программ.
Участники движения «Отечество» могут работать:
по федеральным программам;
по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшкольным, с
местными государственными, научными учреждениями и общественными организациями);
по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.
Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, финансовые
и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти программы.
Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучаю-
щихся «Отечество» является Центр детско-юношеского туризма Министерства общего и
343
профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполня-
ют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и
дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.
Организационно-методические центры осуществляют разработку меcтных туристско-
краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельности участников
движения по реализации программ и взаимодействие с местными государственными учре-
ждениями и общественными организациями, проводят комплексные и тематические массо-
вые мероприятия по программам движения, организуют подготовку, переподготовку и по-
вышение квалификации различных категорий организаторов и участников движения, осу-
ществляют издательскую и популяризаторскую деятельность.
В рамках движения «Отечество» проводятся общероссийские массовые мероприятия с
участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:
туристско-краеведческие слеты участников движения;
тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;
краеведческие олимпиады учащихся;
педагогические краеведческие чтения.
Формы работы:
организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию кон-
кретных программ;
проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
создание конкретных баз данных по выбранным темам;
составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явле-
ниях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей, Книг
Памяти;
формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и
исторических памятников;
выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захороне-
ний, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных зна-
ков, надгробий, уход за ними;
издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, публикаций,
исследований участников программы;
проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;
пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематичес-
ких дней и др.
Программы туристско-краеведческого движения «Отечество»:
1. Родословие.
2. Летопись родного края.
3. Земляки.
4. Исчезнувшие памятники России.
5. Исторический некрополь России.
6. Археология.
7. Природное наследие.
8. Экология.
344
9. Юные геологи.
10. Культурное наследие.
11. Литературное краеведение.
12. Этнография.
13. Военная история России.
14. Великая Отечественная война.
15. Дети и война.
16. Поиск.
17. История детского движения.
18. К туристскому мастерству.
19. Школьные музеи.
РОДОСЛОВИЕ
Задачи
Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса
к истории рода.
Содержание
Родословие, или по-научному «генеалогия», изучает происхождение, историю и родст-
венные связи родов и семей.
Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, поз-
накомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться
приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей
семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди – пер-
сонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего ро-
да можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ
Задачи
Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня,
составление летописи наших дней.
Содержание
История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами,
она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление
особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаи-
мосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.
В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба – изучение от-
дельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений
или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использовать-
ся приемы и методы широкого круга научных дисциплин.
Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по
фиксированию событий современности.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое вре-
мя начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событи-
ями. Если не фиксировать события или явления «по горячим следам», то позже их изуче-
ние и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происхо-
345
дящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы.
Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев,
собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории
края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хро-
ник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материа-
лами – все это является важным средством документирования истории родного края.
ИСЧЕЗНУВШИЕ ПАМЯТНИКИ РОССИИ
Задачи
Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утра-
ченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.
Содержание
Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не до-
шедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла огромное количе-
ство памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искус-
ства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них це-
лые города, деревни и села, театры и музеи, архивы и библиотеки, монастыри и часовни, цер-
кви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведе-
ния живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.
Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки,
карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, ле-
гендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках при-
роды, истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, по-
может восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.
ИСТОРИЧЕСКИЙ НЕКРОПОЛЬ РОССИИ
Задачи
Выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России
Содержание
Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материальности, ду-
ховности и мемориальности. Некрополь – это не только место физического захоронения
людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и
во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, па-
мятников у всех народов считалось и считается величайшим кощунством.
Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям бы-
ло в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количество старых
кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгробия пошли на пе-
реплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разруше-
ны, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, другие элементы некрополей
были использованы для оформления могил других людей.
Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции
бережного отношения к некрополям.
ЗЕМЛЯКИ
Задачи
Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помо-
346
щи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не
имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.
Содержание
Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал
из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают по-
требность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми
местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их
родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, ка-
кие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с роди-
ны, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном
месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых дру-
зей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в со-
стоянии осуществить свои желания.
Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объеди-
нениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получить от них информа-
цию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению зна-
ний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других кра-
ях, а главное – юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.
АРХЕОЛОГИЯ
Задачи
Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.
Содержание
Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Сово-
купность приемов их изучения на месте – это полевая археология. Изучение непосредствен-
ных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать
не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс истори-
ческого развития.
Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях развивает у школь-
ников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходимостью фик-
сации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологи-
ей вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами,
способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по исто-
рии и культуре народов России.
ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ
Задача
Изучение и охрана природного наследия.
Содержание
Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края
– растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т.п., как сохранившуюся в
естественном виде, так и измененную в процессе деятельности человека, со всеми эконо-
мическими, экологическими, социально-культурными проблемами.
Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти все-
гда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явлений культуры,
347
связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памятника истории и куль-
туры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы
понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процес-
сы и явления способствовали этому.
Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, определи-
ли формирование традиций землепользования, развития промыслов и промышленности,
строительства, организацию быта и др.
Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и
методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хо-
зяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и
гидрологии, топонимики и топографии и т.д.
Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно полезное значе-
ние, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни
родного края. Это могут быть собранные в процессе полевых исследований коллекции по-
лезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.
ЭКОЛОГИЯ
Задачи
Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружаю-
щей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.
Содержание
Смысл экологической культуры – уважение к законом живой природы, умение соотно-
сить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.
Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространения различных жи-
вотных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в области экологии
по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявляют различные экологи-
ческие нарушения, участвуют в их ликвидации.
Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические марш-
руты, проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, туристских биваков,
родников; организуют экскурсии; выявляют положительные и отрицательные факты воздей-
ствия человека на природу в ходе изучения литературных, архивных и иных источников, пу-
тем изучения народных традиций взаимоотношения человека и природы; создают постоянно
действующие экологические посты; составляют экологические карты и картосхемы на от-
дельные регионы, районы города, поселки, села, деревни и другие объекты с целью отраже-
ния конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.
В круге интересов всех экологов – проблемы выживания и жизнедеятельности челове-
ка в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровле-
ния, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благоприятных и опас-
ных мест для человека.
ЮНЫЕ ГЕОЛОГИ (ЮНОШЕСКОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ)
Задачи
Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии.
Содержание
Рожденное содружеством педагогов и геологов юношеское геологическое движение на-
348
копило уникальный опыт воспитания геологией. На его счету открытые юными геологами
тысячи проявлений и месторождений полезных ископаемых, новых минералов.
Геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот ста-
новится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает,
что у значительной части детей возникает желание более глубокого осмысления происхо-
дивших на Земле геологических процессов и более основательных знаний о таких состав-
ляющих геологической науки, как минералогия, петрография, палеонтология. Связанное с
этим коллекционирование минералов и ископаемой флоры и фауны уже является началь-
ным этапом научных исследований.
Юные исследователи изучают геологию родного края, участвуют в экспедициях научных
организаций, формируют коллекции школьных музеев, выступают с сообщениями о ре-
зультатах своей работы на конференциях и слетах юных геологов.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Задачи
Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий
культурной жизни родного края.
Содержание
Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, включая сю-
да литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры,
архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства
массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и
спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, круж-
ков, клубов, обществ и т.п.
В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в ши-
роком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направ-
ленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное
краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культу-
ры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.
Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овла-
девают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литера-
турные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно–при-
кладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематиче-
ские краеведческие словари, летописи и т.п.
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Задачи
Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества
обучающихся.
Содержание
Литература – один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли ис-
ключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, от-
разили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, куль-
турные и национальные традиции.
Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя
его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творче-
349
ства писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным ис-
торическим местом, реальными лицами. В процессе исследовательской деятельности юные
краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества
писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографи-
ческим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и
т.п.). Особое внимание может быть уделено современному литературному процессу, проис-
ходящему в крае.
Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литера-
туры, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.
ЭТНОГРАФИЯ
Задачи
Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного
быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.
Содержание
Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройка-
ми, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.
Духовная культура – это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические
представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная
медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобра-
зительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).
Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов является на-
блюдение. Этнографы выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы – записи
наблюдений и бесед с населением, рисунки, чертежи и фотографии, фиксирующие пред-
меты материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, на-
родных игр и т.д.). Собираются также предметы материальной культуры. Все найденные
материалы фиксируются в полевых документах.
Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные ис-
точники о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е. исследуют все те этнографические
материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к ма-
териалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористике, истории,
археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Задачи
Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти
земляков.
Содержание
Исторически сложилось так, что прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным
делом. Начиная с самого раннего исторического периода Россия непрерывно была вынуж-
дена вести борьбу с внешним врагом. Целые поколения историков занимались изучением
героического прошлого нашей Родины.
Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в историю и стали
известны в нашей стране и за рубежом. Но зачастую современники и понятия не имеют о тех со-
бытиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их земляки.
350
Для исследования можно выбрать любую тему, начиная с военной истории далекого
прошлого и кончая современными вооруженными конфликтами.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Задача
Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами.
Содержание
История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых
действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и широкой обществен-
ности. Однако еще и сегодня она изучена далеко не полно. История войны – это не только ис-
тория непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, исто-
рия промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.
Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведе-
нии. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещевые и изобразительные памят-
ники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи,
записи воспоминаний участников войны); устанавливают имена погибших солдат, матросов
и офицеров, считавшихся пропавшими без вести; помогают ветеранам получить не вручен-
ные им ранее награды; организуют встречи однополчан и делают их регулярными, устана-
вливают тысячи обелисков и других памятных знаков, создают военно-исторические музеи
в разных уголках страны.
ДЕТИ И ВОЙНА
Задачи
Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфлик-
тах в восприятии детей – участников и очевидцев событий.
Содержание
В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих
эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени краеведы
обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. Возмо-
жно, у некоторых из них сохранились исторические документы – фотографии, письма, по-
четные грамоты и т.д. Основным же источником для работы могут служить рассказы и вос-
поминания людей, чье детство пришлось на годы войны.
Как сложилась судьба детей – участников боевых действий после войны? Кто из них
продолжил и далее службу в Вооруженных Силах? Как сложилась судьба детей, находив-
шихся в фашистском плену и оккупации?
Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в памяти у
этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло
на дальнейшую жизнь.
ПОИСК
Задачи
Изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявление мест
забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.
Содержание
На территории нашей страны во многих местах боев остались незахороненные останки
351
погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами взрослых отряды учреждений образова-
ния участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших защитников Отечества
и жертв войны, установлению их имен и судеб, поиску родственников погибших. Они уха-
живают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных зна-
ков и обелисков на солдатских могилах; организуют поисковую работу по письмам-запро-
сам о судьбах пропавших без вести, ведут исследовательскую работу в военных архивах и
музеях, оказывают помощь редколлегиям Книги Памяти. Поисковики активно работают в
созданных ими общественных музеях, посвященных боевым и трудовым подвигам и судь-
бам своих земляков, восстанавливают «белые пятна» истории, сотрудничают с ветерански-
ми организациями, оказывают шефскую помощь ветеранам войны, людям старшего воз-
раста, семьям погибших, сотрудничают с государственными военно-историческими музея-
ми, передают им реликвии военного времени, ведут пропагандистскую работу среди насе-
ления с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, сотрудничают со сред-
ствами массовой информации, составляют летопись поискового движения России.
ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Задачи
Изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта работы дет-
ских организаций и объединений страны.
Содержание
Организованное детское движение в России существует с начала ХХ века. Возникали
разные детские организации и объединения: скауты, пионеры, клубы юных моряков, кос-
монавтов, техников, интернациональной дружбы, голубые и зеленые патрули и др. Практи-
чески все детские объединения и организации были нацелены на воспитание патриотизма,
развитие и укрепление нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Во главе детских объединений стояли взрослые – вожатые, наставники, педагоги, методи-
сты, которые отдавали свой талант, знания, силы детям. Очень важно сохранить для после-
дующих поколений историю, методику и практику деятельности детских коллективов, рас-
сказать о детях и взрослых – участниках исторических событий.
К ТУРИСТСКОМУ МАСТЕРСТВУ
Задачи
Развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, горного, велоси-
педного. Совершенствование мастерства юных туристов. Привлечение к активным заняти-
ям туризмом учащихся всех возрастов.
Содержание
Туристское путешествие или поход являются универсальным инструментом в системе вос-
питания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, приви-
вают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.
Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников.
Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобрета-
ют необходимые навыки, выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Ту-