И экскурсионной работы с учащимися




Письмо Министерства образования России от 9 июня 1994 г. №59-М

Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, вос-

питания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Да-

же в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в настоящее время в

стране, она остается одной из стабильных и перспективных, о чем свидетельствует факт

роста сети центров и станций юных туристов, детских туристских баз.

В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что

способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культу-

ре, природному достоянию. В Российской Федерации развертывается туристско-краеведче-

ское движение «Отечество», которое базируется на многолетнем опыте поисково-исследо-

вательской и собирательской деятельности. Органам и учреждениям системы образования

в этот сложный период необходимо сохранить бесценный опыт организации школьных му-

зеев разных профилей, туристских объединений учащихся, изыскать различные, в том чи-

сле финансовые, возможности для дальнейшего развития школьного краеведения. В этих

целях активнее использовать новую должность «педагог-организатор».

Практика работы центров и станций юных туристов показывает, что в настоящее время

наиболее эффективной формой организации туристско-краеведческой деятельности уча-

щихся являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономичес-

ких затрат и дают высокий педагогический эффект. Туристские полевые лагеря способст-

вуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продол-

жения учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обме-

ну опытом работы педагогов, повышению их квалификации. Рекомендуем шире развивать

сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлениям краеведческой дея-

тельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.), используя имеющийся опыт

работы, кадровый потенциал, материальную базу центров и станций юных туристов. К их

организации целесообразно привлекать взрослый туристский актив, туристские клубы.

Прием в эти лагеря может осуществляться по путевкам органов управления образованием,

центров и станций юных туристов, реализуемых по месту работы родителей.

Необходимо усилить внимание к работе детских туристcких баз, обеспечению их посто-

янной загрузки в соответствии с профилем деятельности. Это возможно при условии тес-

ного взаимодействия станций юных туристов, обеспечивающих содержание деятельности

учащихся и баз, предоставляющих финансовые и материальные возможности для реализа-

ции образовательных программ. Целесообразно рассмотреть вопрос выделения использу-

емых не в полной мере помещений, принадлежащих системе образования, станциям и цен-

трам юных туристов под организацию туристских баз.

Сложившаяся практика проведения комплексных экскурсий по предметам школьной

программы в учебное время должна быть продолжена, особенно для учащихся сельских

школ. Помимо экскурсионной программы целесообразно предусматривать учебную работу

в компьютерных классах, посещение промышленных предприятий. В жестких экономичес-

ких условиях, когда многие школьники не имеют возможности совершать дальние экскур-

сии, могут осуществляться программы, ориентированные на изучение родного края, исто-

рического и культурного наследия своего региона.

Рекомендуем эффективнее использовать в этих целях материальную базу образова-

тельных учреждений всех типов. Встречаются случаи, когда директора учреждений образо-

вания отказывают туристским группам в ночлеге, что недопустимо. Руководителям образо-

вательных учреждений рекомендуется устанавливать прямые контакты между учреждени-

ями на договорной основе с целью открытия временных лагерей и баз на условиях прямо-

го обмена, что позволит значительно сократить расходы.

357

В связи с распадом системы взрослого самодеятельного туризма теряются складывав-

шиеся десятилетиями формы работы, которые успешно использовались в детско-юноше-

ском туризме. Это, прежде всего, подготовка общественных туристских кадров: туристских

организаторов, инструкторов туризма, тренеров по туризму и других. Необходимо принять

все меры по сохранению системы подготовки общественных туристских кадров и исполь-

зованию их потенциала. Центрам и станциям юных туристов при активной помощи струк-

тур повышения квалификации педагогических кадров нужно продолжить работу по подго-

товке инструкторов по туризму, туристских организаторов, созданию лицейских классов

для профессиональной ориентации старших школьников.

В последние годы в систему детского туризма пришли многие работники туристских

клубов, советов по туризму и экскурсиям, общественный туристский актив. Как правило,

они имеют большой туристский опыт, однако, в большинстве своем, не имеют педагогиче-

ского образования и стажа, что сказывается при установлении им разряда по оплате труда.

При проведении аттестации работников станций, центров юных туристов, туристских баз,

необходимо принимать во внимание профессиональную подготовку, туристские звания и

разряды. Министерство рекомендует направлять этих специалистов на курсы повышения

квалификации, оказывать им помощь в получении высшего педагогического образования.

Рекомендуем в этой работе использовать опыт Центра детско-юношеского туризма Мини-

стерства образования Российской Федерации и Московского государственного открытого

педагогического института по заочному обучению на платной основе работников станций

юных туристов по специальности «Социальная педагогика» (специализация, «туризм и кра-

еведение»), оплачивая их обучение за счет заинтересованных организаций и учреждений.

Для обеспечения безопасности проводимых туристско-краеведческих мероприятий ва-

жным является вопрос организации и работы маршрутно-квалификационных комиссий

(МКК) органов управления образованием, которые необходимо создать при каждой стан-

ции юных туристов. Полномочия МКК будет давать Республиканская маршрутно-квалифи-

кационная комиссия, работающая при Центре детско-юношеского туризма Министерства

образования Российской Федерации. Категорийные походы с учащимися должны совер-

шаться только после рассмотрения заявленных в МКК документов. Все туристские меро-

приятия должны проводиться в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и

проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий (путешествий) с учащимися, вос-

питанниками и студентами Российской Федерации», введенной в действие приказом Мини-

стерства образования Российской Федерации от 13.07.92 № 293.

Центрам и станциям юных туристов рекомендуется установить тесные контакты с терри-

ториальными поисково–спасательными службами и отрядами Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос-

ледствий стихийных бедствий, преобразованными из туристской контрольно-спасательной

службы. Необходимо разработать планы совместной деятельности, профессиональной

подготовки работников детского туризма по проведению профилактических и спасатель-

ных работ, подготовке юных спасателей из числа учащихся.

Заместитель Министра А.Г.Асмолов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: