Ярмарочная торговля в сфере компетенции органов государственного и местного управления России в XIX - начале ХХ вв




Введение

 

С начала 1990-х гг. характерной чертой российской экономики стало постепенное внедрение рыночных отношений. Рынок - сложный и масштабный механизм - не мог быть создан в короткое время и на пустом месте. До 1917 г. он формировался на протяжении довольно длительного периода, и одну из важнейших ролей в этом процессе играли ярмарки.

В наше время переход страны на рельсы рыночной экономки так и не осуществлен до конца. Остается еще немало связанных с этим процессом проблем, решение которых могло бы происходить более безболезненно, если бережно изучать опыт прошлого и учитывать его в современных условиях. История ярмарок как неизменных спутниц рынка дает наиболее богатый для этой области знаний материал. Особый интерес для исследования ярмарок представляет Европейский Север России. Здесь в силу разнообразных географических, климатических и хозяйственных условий сложился широкий спектр вариантов развития ярмарочной торговли. В сочетании с сезонным характером производства и сбыта главных ярмарочных товаров, слабого развития сухопутных путей и средств сообщения, низкой плотности населения при огромных размерах территории ярмарки в данном регионе имели особое значение, и потому проявились в наибольшей полноте своих потенциальных возможностей.

Хронологические рамки исследования включают период с начала XIX в. до начала ХХ в. Начальная дата обусловлена комплексом изменений, произошедших в сфере государственного управления и экономического развития России. Конечная дата определена началом Первой мировой войны и последовавшими за ней революциями, следствием которых стали новые явления в политической, экономической и социальной сферах жизни российского общества.

Территориальные рамки исследования охватывают Архангельскую и Вологодскую губернии, которые в совокупности образуют географический регион Европейского Севера России. В основе выделения данной территории лежат естественные (природно-климатические) и хозяйственные особенности региона.

Объект исследования - ярмарки России в XIX - начале ХХ вв., в особенности Европейского севера. Предмет исследования - структура ярмарок Европейского Севера России и ее взаимосвязь с основными сферами жизни общества.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ ярмарок России как социально-экономического явления с присущими им региональными особенностями.

В соответствии с целью в ходе исследования необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные этапы истории развития ярмарок в России; определить тенденции экономического развития России и Европейского Севера страны в XIX - начале ХХ вв.; охарактеризовать направления государственной политики, структуру аппарата государственного и местного управления в России в XIX - начале ХХ вв. и сферу компетенции его органов в области контроля над ярмарочной торговлей; проследить динамику развития ярмарочной торговли в городах и селах Европейского Севера России в XIX - начале ХХ вв.; воссоздать механизм организации и проведения ярмарок в регионе; определить взаимосвязь и взаимовлияние ярмарок и географических и климатических условий региона, уровня его экономического, социального и культурного развития.


Ярмарочная торговля в сфере компетенции органов государственного и местного управления России в XIX - начале ХХ вв

 

Внутренняя торговля дореволюционной России развивалась в трех основных формах: периодическая торговля (ярмарочная и базарная), непериодическая развозно-разносная торговля и стационарная (лавки, магазины). На протяжении длительного времени преимущественной формой торговли в России оставалась ярмарочная.

Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси. На протяжении XVI-XVIII вв. развитие торговли России характеризовалось постепенным расширением внутреннего рынка. Катализаторами данного процесса выступали ярмарки, число и торговые обороты которых неуклонно возрастали. К началу XIX в. в России сложилась разветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки способствовали развитию страны как единого хозяйственного организма. Значимость ярмарочной торговли в процессе социально-экономического развития России и создания в ней единого информационно-культурного пространства вызвала необходимость формирования законодательной базы, обеспечивающей условия для успешного функционирования ярмарок.

Модель механизма управления ярмарочной торговлей страны начала складываться в первой трети XIX в., когда происходило наращивание темпов роста внутренней торговли, усилились признаки разложения натурального хозяйства и усиления его ориентации на рынок. В качестве основных функций механизма управления ярмарочной торговлей России можно условно выделить "воспроизведение" (учреждение новых ярмарок, изменение сроков и места их проведения, закрытие уже существующих), "регулирование" (соответствие правилам, существующим в сфере торговли и общественного правопорядка) и "администрирование" (включение ярмарочной торговли в структуру государственного аппарата: регистрация и получение казной доходов с ярмарок, статистический учет торговых оборотов и количества ярмарок, правила по использованию гербовой бумаги и другие меры). Указанные функции были четко разделены только на уровне центральных органов власти. "Администрирование" проходило по линии Министерства финансов (департамент государственных имуществ и департамент мануфактур и внутренней торговли), которому были подконтрольны губернские Казенные палаты и уездные Казначейства. "Воспроизведением" занимался хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, проводником политики которого были губернаторы и губернские правления. "Регулирование" входило в сферу компетенции департамента исполнительной полиции при Министерстве внутренних дел. На губернском уровне "регулирование" осуществлялось через губернаторов и губернские правления, которые, в свою очередь, опирались на местные полицейские учреждения.

Во второй трети XIX в. в России начали проявляться признаки промышленного переворота, значительно выросли торговые обороты и количество ярмарок, хотя темпы экономического роста сдерживались господством феодально-крепостнической системы. К этому времени механизм контроля над сферой ярмарочной торговли был четко прописан на всех уровнях структуры государственного управления. Функция "администрирования" ярмарочной торговли по-прежнему осуществлялась по линии Министерства финансов и подконтрольных ему Казенных палат и Казначейств. Функция "воспроизведения" ярмарок перешла в сферу компетенции нового, созданного в 1837 г. Министерства государственных имуществ. На уровне губернского управления его политику проводили Палаты государственных имуществ, на уровне уезда - Окружные управления государственных имуществ. На каждом уровне власти могли ходатайствовать перед вышестоящими органами управления о необходимости учреждения новых ярмарок, изменения их сроков и места проведения. "Регулирование" ярмарочной торговли окончательно закрепилось по линии департамента полиции Министерства внутренних дел за полицейскими ведомствами, круг обязанностей которых сводился к трем основным пунктам: надзор за соблюдением правил ведения торговли, за надлежащим состоянием мер и весов и охрана общественного правопорядка.

Реформы 1860-1870-х годов, которые повлекли за собой масштабные социально-экономические и политические изменения, имели для ярмарочной торговли двойственное значение. С одной стороны, экономика страны начала быстро перестраиваться на капиталистический лад и рыночные отношения все больше проникали во все сферы деятельности, внутренние торговые обороты страны росли. Одновременно периодическая форма торговли начала уступать место торговле стационарной. Торговые обороты ярмарок постепенно сокращались.

В 1860-1870-х гг. функции "администрирования" и "регулирования" ярмарочной торговли по-прежнему были закреплены, соответственно, за Министерством финансов и Министерством внутренних дел и подконтрольным им учреждениям на местах. Претерпела изменения функция "воспроизведения" ярмарок. Ее осуществление перешло к новым органам самоуправления - губернским и уездным земским собраниям. В Архангельской губернии, где положение о Земских учреждениях не было введено, данная функция находилась в компетенции губернатора.

В 1880-х гг. произошло сокращение объема полномочий уездный земских собраний и управ, в частности изъятие из их компетенции вопросов, связанных с ярмарками. Был введен институт губернских по земским и городским делам присутствий, обсуждавших "в подлежащих случаях правильность и законность постановлений и распоряжений земских учреждений". В остальном механизм контроля за ярмарочной торговлей не претерпевал существенных изменений вплоть до начала Первой мировой войны. В это время ярмарки продолжали функционировать, однако все больше отходили на периферию, где неразвитость путей сообщения и местной инфраструктуры создавали условия для преобладания периодической формы торговли над стационарной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: