Накануне Великой Отечественной войны




(1938—1941 гг.)

 

Накануне Великой Отечественной войны Ярославская область была одной из наиболее промышленно развитых областей Центрально-Промышленного района страны. По данным промышленной статистики, на конец 1936 г. в области действовало 587 крупных промышленных пред­приятий, на которых было занято более 200 тысяч рабо­тающих. Промышленность области давала стране грузовые автомобили, авиационные двигатели, электромоторы, син­тетический каучук, шины, дорожные и полиграфические машины, лаки, краски, обувь, текстильные изделия и многое другое.

Первое место по стоимости производимой продук­ции занимала металлообрабатывающая промышлен­ность. На втором месте находилась резиноасбестовая от­расль и только на третьем — текстильная. Таким обра­зом, в результате индустриализации машиностроение и металлообработка уверенно занимали ведущее положе­ние в экономике области.

С точки зрения географии размещения промышленно­сти на первом месте, безусловно, находился Ярославль. Промышленность города давала 53% всего промышленно­го производства области. На втором месте был Ры­бинск — 17% объема производства, на третьем Костро­ма— 11%. Три этих промышленных центра давали подавляющую часть промышленного производства Яро­славской области.

Из других предприятий области следует отметить за­вод кинопленки и вязальную фабрику в Переславле, предприятия пищевой промышленности в Ростове, Константиновский нефтеперерабатывающий завод в Тутаевском районе и некоторые другие. Но большинство район­ных центров области вряд ли можно было назвать про­мышленными центрами.

С 1938 г. в стране начал осуществляться третий пяти­летний план. В Ярославской области в рамках пятилетки не планировалось строить новые гигантские предпри­ятия. В основном речь шла о реконструкции и техниче­ском перевооружении уже действующих предприятий. Но некоторые новые заводы все-таки должны были поя­виться. Среди них несколько объектов машиностроения, два химических предприятия. До 1942 г. планировали начать и строительство Ярославского нефтеперерабаты­вающего завода. В общей сложности 58 промышленных объектов должно было появиться в Ярославской области.

Характерной особенностью промышленности этого пе­риода стал постепенный переход многих ярославских предприятий на выпуск военной продукции. Война была не за горами. Власти это понимали и начинали заранее готовиться к войне. Так, Ярославский электромашино­строительный завод в 1940 г. выпускал стартеры для танка Т-34, электродвигатели для вентиляции танков и поворота башни танков. Свыше 40% продукции завода шло на нужды обороны.

Автомобильный завод изготавливал катки и траки для танков, а Рыбинский завод полиграфических машин задолго до войны начал производство минометов конст­руктора Б. И. Шавырина. В Рыбинске на заводе дорож­ных машин освоили производство боеприпасов и начали выпуск техники для строительства военных аэродромов.

Многие ярославские заводы занимали важное место в системе оборонных предприятий страны. Но, пожалуй, особое место было отведено Рыбинскому машинострои­тельному заводу, на котором производились авиационные двигатели. Работа завода всегда была на контроле прави­тельства и лично Сталина.

В ноябре 1940 г. в специальной правительственной телеграмме, направленной руководству Ярославской об­ласти и Рыбинского завода, И. В. Сталин и В. М. Моло­тов потребовали от них перейти на выпуск новых авиаци­онных двигателей М-105 для истребителя конструктора А. С. Яковлева. «Мы требуем, — писали они в телеграм­ме, — чтобы уже в ближайшие дни завод производил не семь моторов в день, а 12, 15 и больше. О достижениях завода будем судить по нарастанию производства... Счи­таем нужным сообщить вам, что через три-четыре ме­сяца мы особенно будем интересоваться производством моторов М-107. Эти моторы вполне современны и полно­стью ставят нас на уровень современной техники».

Первый секретарь Ярославского областного комитета партии Н. С. Патоличев получил указание: передать руко­водство своему заместителю, выехать в Рыбинск и не по­кидать города до тех пор, пока завод не выйдет на необхо­димый график работы.

К лету 1941 г. Рыбинский завод выпускал по 45 авиа­ционных двигателей в сутки. Всего же с конца 1939 г. до лета 1941 г. завод произвел более трех тысяч двигателей для истребителей конструктора А. С. Яковлева и бомбар­дировщиков конструктора В. М. Петлякова. Как видно из этих примеров, методы руководства задолго до войны при­обретали характер почти чрезвычайный, а ситуация на ряде предприятий была почти мобилизационной.

 

Народные стройки.

 

Еще одной характерной чертой экономической жизни области той поры стали так называемые народные стройки. Они появились впервые не в нашей области, но довольно быстро прижились и на Ярославской земле. Ви­димо, можно сказать, что это была инициатива снизу при безусловной поддержке сверху. Благодаря этому удава­лось решать крайне важные для области проблемы, кото­рые не были запланированы в пятилетних планах и до которых у государства не доходили руки.

Одна из таких острых проблем — это дороги. Дороги, которых просто не было. Даже автодорога Яро­славль—Рыбинск из-за отсутствия твердого покрытия в течение 7—8 месяцев в году была непроезжей. Област­ная газета «Северный рабочий» так писала о состоянии этой дороги: «Завязнешьоттуда тебя и трактором не вытащат. Не каждая лошадь такой путь выдер­жит». Поэтому из Ярославля в Рыбинск многие водите-

ли предпочитали ездить через Ростов—Борисоглеб—Уг­лич. Крюк получался примерно в 200 километров, но так было надежнее.

Летом 1940 г. областное управление шоссейных дорог решило устроить соревнование на звание лучшего водите­ля области. На 11-м километре Тутаевского шоссе нашли дистанцию длиной в 800 метров. Здесь и провели сорев­нования. Такая сверхкороткая для автомашин дистанция объяснялась очень просто: вблизи Ярославля не нашлось даже одного километра относительно хорошей дороги.

Мириться с таким положением дел было нельзя. И вот в один из погожих летних дней 1940 г. 60 тысяч рыбинцев с одной стороны дороги и около 100 тысяч Ярославцев — с другой, двинулись навстречу друг другу и равно­мерно распределились по всей трассе. Часть трассы была отведена для жителей Костромы, которые прибыли в рай­он Тутаева на пароходах. Заранее было разработано 15 песчаных карьеров, приготовлен инструмент, в основ­ном лопаты и тачки. В некоторых местах для подвоза пес­ка использовались лошади. Основная работа по подсыпке дорожного полотна была выполнена за один день.

 

 

 

Затем дороге дали время улежаться. Грунт промялся. И только после этого к работе приступили специали­сты-каменщики, которые выкладывали дорогу булыжни­ком. К 7 ноября 1940 г. был уложен последний камень. Автогужевая дорога Рыбинск—Ярославль была готова.

В следующем году таким же способом стали готовить­ся к строительству автодороги Ярославль—Кострома. Участок будущей трассы снова распределили между городами и районами, между предприятиями и колхозами, В воскресенье 15 июня 1941 г. около 40 тысяч человек одновременно вышли на строительство этой трассы, не полностью закончить работу не удалось. Через неделю началась война, и дорогу достраивали уже в военное время. Народные стройки дали возможность в короткие сроки и при минимальных затратах решить ряд очень важных для экономики области проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: