Анализ тенденций в туризме позволяет определить:
- спады и рост туристических потоков в отдельных странах и регионах;
- объяснить причины их географического распределения и доходы от туризма;
- выявить с туристической точки зрения привлекательные или нежелательные страны.
Основным показателем международного туризма является общее количество прибытий иностранцев во всех странах мира в течение календарного года.
Анализ этого показателя свидетельствует об устойчивом росте числа выезда. При этом более быстрыми темпами растут доходы от туризма, что связано, во-первых, с ростом количества и качества приобретаемых услуг, во-вторых с географией посещаемых стран: туристические потоки устремились в богатейшие развитые страны Западной Европы и США.
Основные туристические потоки сосредоточены в Западной Европе, Северной Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.
Основными тенденциями в настоящее время являются следующие:
- интенсивно будет развиваться экономический, культурно-познавательный, деловой, тематический, приключенческий туризм и круизы;
- повысится качество оказываемых услуг;
- возрастет поляризация предпочтений туристов;
- наиболее будут путешествовать люди пожилого возраста и молодежь;
- сузятся традиционные каналы сбыта туристического продукта;
- возрастет индивидуальный туризм;
- расходы на туризм в семейном хозяйстве будут расти стремительнее других затрат;
- глобализация мировой экономики приведет к ускоренным альянсам турорганизаций.
Дифференциация туристического рынка
Рыночные отношения требуют того, чтобы все виды предложений были сориентированы на конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и цели путешествия. Вкусы у людей могут быть разнообразными. Это зависит от их материального положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет отдохнуть у воды, позагорать, кому-то хочется заняться на досуге спортом или изучением иностранных языков, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения. Целью дифференциации туристского рынка является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно, важно иметь представление о национальных вкусах и привычках приезжающих туристов и учитывать это при обслуживании (скажем, при составлении меню и т. д.). Современное туристское предложение весьма разнообразно. Встречаются редкие предложения, как, например, путешествие по кронам деревьев, рекламируемое одной из французских туристских фирм. Однако специфические виды обслуживания во многом зависят от возможностей того или иного региона, страны и т.д.
|
Доходы от экспорта туристических услуг в Беларуси за январь-февраль 2009 г. увеличились на 14,1%
Доходы от экспорта туристических услуг в Беларуси за январь-февраль увеличились на 14,1% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Об этом 10 апреля на пресс-конференции в Минске сообщил директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виктор Янковенко, передает корреспондент БЕЛТА. По его словам, динамика роста различных показателей в сфере туризма отмечена в Беларуси в прошлом году, несмотря на то, что уже с октября 2008 года республика столкнулась с изменениями в экономической ситуации в мире, которые могли негативно повлиять на туризм. Однако доходы от экспорта туруслуг в прошлом году составили $109,8 млн., темп роста к уровню 2007 года при этом оказался 178,8%. Кроме того, в прошлом году вырос и объем туруслуг, оказываемых населению Беларуси, - на эти цели было потрачено Br330,3 млрд., темп роста в сопоставимых ценах составил 156,2% к уровню 2007 года. Положительная тенденция роста основных показателей сохраняется и в текущем году. За два первых месяца 2009 года объем туруслуг, оказываемых белорусам, вырос более чем на 11%. А объем импорта снизился - темп роста составил чуть более 70% к уровню января-февраля 2008 года. "Впервые за последние 6 лет сальдо между доходами от экспорта и импорта за январь-февраль стало положительным", - отметил Виктор Янковенко. Эта цифра говорит о том, что Беларусь не утратила своих позиций по приглашению иностранных гостей, а также стала более активно использовать в туризме собственную базу - это 312 мест размещения, из них 258 гостиниц, 26 гостиничных комплексов, а также дома охотника, кемпинги. Одновременно они могут разместить 24,5 тыс. человек. Однако Виктор Янковенко подчеркнул, что этих мест размещения недостаточно6.
|
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
|
ВТО в своей классификации выделяет страны, вляющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).
Международные туристические расходы определяются как расходы выезжающих посетителей в других странах, включая их платежи иностранным перевозчикам за международный транспорт, расходы постоянных жителей, путешествующих за границей в качестве однодневных посетителей. Расходы, относящиеся к внутреннему туризму, рассматриваются как прямой результат путешествий постоянных жителей какой-либо страны в ее пределах.
В соответствии с проектом Методик и расчета доходов от приема и обслуживания иностранных граждан и расходов граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, стоимость доходов от приема и обслуживания иностранных граждан на территории государства определяется как произведение расходов, приходящихся на одного въехавшего, на количество въехавших иностранных граждан. Расчет производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания. Нормативы расходов на одного человека определяются для каждого типа поездок в страновом разрезе.
Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание. По всем видам поездок устанавливаются дополнительные нормативы расходов на различного рода единовременные покупки. Стоимость расходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристскими целями, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан. Расчеты производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания в страновом разрезе. Нормативы расходов на одного человека определяются для каждого типа поездок в страновом разрезе. Они включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание.
По всем видам поездок устанавливаются дополнительные нормативы расходов на различного рода единовременные покупки, которые зависят от вида поездок и страны посещения. Данные о расходах на туризм на одного жителя существенно различаются по странам: от 1 дол. США в Индии до 1395 дол. США в Кувейте. Высокими значениями этого показателя отличаются страны с высоким уровнем жизни. По показателю расходов все государства можно условно разделить на три группы: I группа: расходы на туризм превышают 500 дол. США на одного жителя (Кувейт, Австрия, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Бельгия, Люксембург, Дания, Нидерланды, Израиль, Ирландия, Германия и др.); II группа: расходы на туризм составляют от 150 до 500 дол. США на одного жителя (Великобритания, Финляндия, Канада, Австралия, Италия, Франция, Япония, Чехия, США, Польша и др.); III группа: расходы на туризм составляют менее 150 дол. США на одного жителя (Корея, Испания, Венгрия, Украина, Аргентина, Россия, Румыния, Таиланд, Турция, Китай, Индия и др.). Международная практика использует различные формы сбора статистической информации.
Основной источник ее получения — статистическая отчетность по формам: ф. № 1 (турист) Отчет о приеме иностранных туристов в Республике Беларусь, направлении туристов за рубеж и поступлении средств за организацию туризма; ф. № 1 (отдых) Отчет санаторно-курортной организации и организации отдыха; ф. № 1 (средства размещения) Отчет о средствах размещения туристов и других лиц; ф. № 1 (услуги) Отчет об объеме платных услуг населению; ф. № 1 (шос. тр.) Отчет о наличии и использовании автомобильного транспорта; ф. № 4 (авиа) Отчет о доходах и расходах регулярных и нерегулярных авиаперевозчиков; ф. № 2 с Отчет о деятельности страховой организации; ф. № 8 нк Отчет о деятельности музея; Сведения о въезде иностранных граждан по целям поездок - данные Госкомпогранвойск. Дополнительным источником получения информации служат специальные статистические наблюдения по методике ВТО.
Важным источником информации является платежный баланс страны. Платежный баланс — это балансовый счет международных операций, стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей. Он во многом совпадает со счетом внешнеэкономической деятельности СНС. Их отличие в том, что в платежном балансе отражаются все экономические трансакции — и те, которые связаны с созданием и использованием национального дохода текущего периода, и те, которые сопровождаются передачей имущества (то есть связаны с ценностями, созданными в предшествующие периоды). В целом платежный баланс учитывает больше операций. Счет внешнеэкономической деятельности является его составной частью.
По данным платежного баланса можно проследить, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля, и получить сведения об уровнях производства, занятости и потребления в стране, о формах привлечения иностранных капиталов и инвестиций за границу, о сроках погашения внешней задолженности страны, случаях просрочки и реструктуризации. Основными источниками информации являются таможенная статистика, статистика внешнего долга, статистические обзоры и статистика операций с капиталом. Платежный баланс составляется по принципу двойной запись (двойного счета), то есть представляет собой двустороннюю запись всех экономических сделок.
Система двойной записи означает, что каждая международная сделка в платежном балансе отражается дважды: по кредиту одного счета и по дебету другого. Таким образом, к кредиту в платежном балансе относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей, за которыми должен последовать компенсирующий поток валюты в страну, поэтому кредит записывается со знаком плюс. К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности (они записываются со знаком минус). При учете внешнеэкономических трансакций в платежном балансе различают счет текущих операций и счет движения капитала. К счету текущих операций по международной классификации относят все экономические операции, в ходе которых внутри национальной экономики обмениваются товары, услуги и факторы производства.
Он является ключевым понятием, показывающим, с одной стороны, результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, а с другой — баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций не сбалансирован, правительству приходится девальвировать национальную валюту или привлекать дополнительные внешние кредиты. Счет текущих операций включает все экономические операции по международному туризму.
Наличие достоверной, полной, последовательной, объективной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленческих решений в сфере туризма. Система учета экспортно-импортных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его реальной картины, поэтому одна из первоочередных задач — создание системы учета в туризме. Для этого целесообразно воспользоваться рекомендациями ВТО по статистике туризма, а также опытом других государств.
Международные туристические организации и мероприятия
Задачи международных туристических организаций. Всемирная туристическая организация (ВТО). Общественные туристические организации. Научные туристические организации. Региональные международные туристические организации. Отраслевые организации. Членство. Роль международных туристических организаций в развитии международного туризма. Виды, задачи и значение международных туристических мероприятий. Календарь регулярных международных туристических мероприятий.
Практические занятия:
- Международные туристические организации.
- Цели и задачи ВТО.
- Статус и Устав ВТО.
- Структура ВТО.
- Направления деятельности ВТО.
- Декларации и документы ВТО по вопросам туризма.
- Рекомендации ВТО.
- Организации ООН, занимающиеся проблемами туризма.
- Всемирная федерация ассоциаций туристических агентств (ФУААВ).
- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
- Международная ассоциация делового туризма (IBTA).
- Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок (ASTE).
- Неправительственные специализированные организации по международному туризму.
- Европейские региональные организации.
- Азиатско-Тихоокеанские, американские и африканские ассоциации и объединения.
- Международные ассоциации и объединения перевозчиков.
Практическое занятие 2:
- Международные туристские выставки и ярмарки. Цели и задачи.
- Классификация выставочных мероприятий.
- Проведите анализ деятельности национальных организаций по туризму.
- Дайте характеристику крупнейших международных туристических выставок.
- Составьте примерный план деятельности НТА по организации на международной выставке единого национального стенда.
Ввиду интенсивного туристического движения, складывавшегося на протяжении тысячелетий, возникла необходимость в развитии международных туристических организаций, призванных урегулировать это движение, облегчить туристом посещение других стран, а также обеспечить безопасность их путешествий. В настоящее время функционирует более 70 международных организаций. К их числу относятся специализированные организации, функционирующие в системе ООН (ВТО), организации в системе ООН, занимающиеся туризмом эпизодически, неправительственные организации, региональные и национальные организации по туризму. Рассмотреть Хартию, Кодекс и т.д.
К числу организаций, занимающихся туризмом эпизодически относятся:
- Конференция ООН по туризму и путешествия, впервые проведенная в 1963 году в Риме,
- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС),
- ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры),
- Международная организация труда (МОТ),
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
- Региональные экономические комиссии ООН.
К числу неправительственных специализированных организаций относятся:
- Всемирная федерация ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда входят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация была создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интересов туристических агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.
— Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году. — Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ. — Международное бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения. — Международный туристический альянс, специализирующийся на страховании при автомобильных поездках за границу. — Международная организация профессиональных организаторов конгрессов. — Всемирная ассоциация туристических агентств, объединяющая представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями.
- К числу национальных и региональных организаций, содействующих развитию международного туризма, относятся: — Американское общество туристических агентств (АСТА). — Ассоциация британских туристических агентств. — Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ). — Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки.
Развитие и обеспечение безопасности полетов обеспечиваются Международной организацией гражданской авиации (ICAO), работающая под эгидой ООН, в число которой входит более 180 стран мира.
Координация действий мировых авиакомпаний находится в компетенции Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), основанной в 1919 году и реорганзиованной в 1945 году. Членами этой организации являются более 260 авиакомпаний, на долю которых приходится 95% международного регулярного авиасообщения.
Туроператорский, турагентский, гостиничный бизнес на международном рынке
Роль турагентской и туроператорской деятельности на рынке туристических услуг. Крупнейшие туристические компании мира. Агентские сети в туризме. Европейские туроператоры и их роль на европейском туристическом рынке. Динамика продаж в турагентствах. Ответственность туроператора и турагента за выполнение туристических услуг. Мировые гостиничные цепи. Понятие «франчайзинг», его сущность. Управление в гостиничном бизнесе.
Организацией и оказанием туристических услуг как на внутреннем, так и международном рынках являются в первую очередь бюро путешествия. Иногда в качестве организаторов выступают гостиницы и перевозчики.
В повседневном понимании название бюро путешествий приписывается предприятию (фирме), в которой решаются все вопросы, связанные с экскурсиями и поездками, как правило, связанными с выездом из места своего постоянного проживания и чаще всего ассоциируемыми с выездом за границу.
Швейцарский теоретик туризма Клод Каспер дает следующую дефиницию туристическому предприятию: туристические предприятия – это хозяйствующие субъекты, которые экономическим способом путем соединения соответствующих средств производства (труд, капитал, земля) преследуют цель предоставления туристических услуг7.
Подобную дефиницию дает К. Экман: бюро путешествий – это функционирующий на принципах зарабатывающего хозяйства институт, организующий путешествия и занимающий позицию посредника между коммуникационным предприятием и клиентом8.
Следует обратить внимание на то, что цитируемый автор не только подчеркивает факт посредничества, но и сводит его к одной группе производителя услуг. Более того – он исключает из сферы понятия бюро путешествия субъекты, не работающие на принципах зарабатывающего хозяйства.
Итак, бюро путешествий – это хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере организации, реализации и продажи услуг, необходимых путешественнику, а также услуг сопутствующих и комплементарных.
Из чего следует, что бюро путешествий является или может являться организатором путешествий, а также посредничать в продаже услуг иных производителей.
В начале посредничество сводилось лишь к продаже проездных билетов на железнодорожные, авиационные, морские и автобусные перевозки. В редких случаях посредничали в организации туристических поездок. Вплоть до 60-х годов ХХ столетия в организации туристических услуг во всем мире принято было считать, что продажа в собственном бюро чужих туристических услуг лишь усиливает конкуренцию на рынке. Этим была обусловлена структура существовавших вплоть до распада СССР структура советских бюро путешествий и экскурсий.
Постепенно бюро путешествий, с одной стороны, начинают специализироваться в определенных направлениях либо рынках, с другой стороны, они начинают создавать сети продаж собственных туристических поездок. Небольшие бюро постепенно отказываются от организации не только заграничных туров, но и путешествий внутри страны. При этом они активно посредничают в продаже услуг других бюро. Одновременно некоторые из них могут параллельно предлагать целый ряд услуг, начиная от экскурсионной программы, страхования, продажи билетов и т.п. вплоть до подготовки гидов-переводчиков и других кадров для рынка туристического бизнеса.
Часть бюро ограничивается до сотрудничества в сфере продаж с одним заграничным организатором и сегодня в зависимость от принятых организационных решений они переформировались отделы, агентства либо иных лицензированных посредников. Примером такого решения может служить сеть Scan Holidey.
Исключительно высокая конкуренция на рынке заграничных туристических выездов, высокая стоимость организации и продвижения заграничных туристических поездок способствовали тому, что в настоящее время такой организацией занимаются специальные бюро или даже консорциумы бюро путешествий.
В то же время на внутреннем рынке бюро путешествий, работающих на приеме иностранных туристов в большинстве случаев выступает и в роли организатора услуг, подготавливая собственные предложения и в роли посредника, продавая предложения иных бюро путешествий или непосредственно гостиниц. В больших бюро путешествий внутренним туризмом занимаются специальные отделы или секторы. В малых бюро все работающие специалисты должны быть всесторонне подготовленными работниками. Так, 2-3 работающих специалиста занимаются и разработкой собственных туристических маршрутов и продажей туристических услуг одного или даже нескольких туроператоров.
Бюро путешествий, оказывающие весь комплекс как организационных, так и посреднических туристических услуг, явление на рынке достаточно редкое. Примером такого бюро может служить, например, Интурист.
Туристический организатор – предприниматель, организующий туристическое мероприятие. В турбизнесе используются также названия туроператор или бюро путешествий, деятельность которого основывается на создании массового туристического продукта. В число его обязанностей входит планирование программ, заказ и бронирование услуг, наем руководителей групп и резидентов, обеспечение транспортом в соответствии с программой, реализация и оплата заказанных услуг.
Туристический посредник – бюро путешествий, деятельность которого основана на заключении договоров об оказании туристических услуг. Эту деятельность в отличие от турорганизатора, действующего по собственной инициативе, бюро выполняет по заказу клиента.
Туристический агент – бюро путешествий, деятельность которого основана на постоянном посредничестве в заключении договоров в пользу туроператора или иных услугодателей. За оказанное посредничество при заключении договора оно получает соответствующую оплату от туроператора или услугодателя, которая включена в цену туристической поездки или услуги.
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС
Гостиничную базу следует отнести к важнейшему элементу рынка туристических услуг, а гостиничные услуги к числу основных услуг этого типа, позволяющих туристам пребывать вне места постоянного проживания более, чем один день.
Без гостиничного бизнеса практически невозможно оказание туристических услуг даже в случае наличия исключительно привлекательных туристических объектов.
Основными факторами, определяющими характер и структуру гостиничной базы, являются природно-климатические условия, социально-экономическое положение и тип пейзажа (горный, морской), структура туристического движения, а также характер местности и ее роль в принятии туристического движения (местности курортно-санаторные, отдыха, зимние спортивные станции, местности регионального, международного значения и т.п.).
Наряду с другими элементами гостиничная база создает в различного типа туристических пространствах места, центры, районы, которые постоянно или временно посещаются туристами и в которых они получают возможность удовлетворения своих потребностей.
Т. Кноулес, описывая связи между туризмом и гостиничным делом, предлагает трактовать гостиничное дело как деятельность, охватывающую предлагаемые потребителям, пребывающим вне дома, широкого объема услуг, в том числе: ночлеги, питание, развлечение, посещение, организацию путешествий и многое другое. Т. Кноулес отмечает, что характерными чертами гостиничных фирм является предприимчивость и эластичность. Конкурентная борьба привела к тому, что основной целью гостиничного бизнеса стало стремление к как можно большему участию в работе рынка. При этом гостиничный бизнес формулирует новые стратегии развития. Автор выделяет следующие направления усилий гостиничных фирм:
- новаторские архитектурно-технические концепции зданий и их насыщение современным оборудованием;
- оптимизация услуг в том числе путем внедрения компьютерных технологий;
- диверсификация объема услуг и их стандарта, вхождение на параллельные рынки, например, предложение пожилым людям гостиничной базы с медицинским обслуживанием (сети Marriott, Accor),
- совместные мероприятия с авиалиниями в области предложения туристических услуг,
- большая самостоятельность низших уровней организационных структур в сфере принятия решений для поддержания постоянного контакта с клиентами,
- расширение спортивно-рекреационных комплексов,
- развитие системы франчайзинга и управления (менеджерских контрактов) во избежание непосредственного ангажирования в денежные инвестиции.
Гостиничный бизнес относится к основным услугам, связанным с обслуживанием туристического движения. В настоящее время сложилась огромная палитра форм и объема оказываемых услуг в отдельных гостиничных объектах. Наряду с объектами, изначально задумывавшимися как гостиничные, в настоящее время возникает множество гостиниц, перестроенных из бывших административных зданий, рабочих общежитий, детских садов и т.д. На Западе все более модным становится открытие гостиниц в бывших дворцах, монастырях, замках.
Меняющиеся вкусы и предпочтения туристов, а также конкурентная борьба, существующая на рынке обслуживания туристического движения, позитивно сказались на качестве обслуживания туристов. Безусловно, ночлеги останутся основной услугой гостиничной базы, но все чаще при гостиницах открываются СПА-салоны, аквапарки, парикмахерские, гастрономические и прочие предприятия, оказывающие услуги самого высокого разряда (офисное обслуживание, переводы, наем автотранспорта, организация конференций, подготовки кадров, проведение корпоративных мероприятий и многое другое). Постоянным элементом гостиниц становятся казино и игровые салоны.
Многие отели начинают на международном уровне выполнять функции комплексов отдыха, становясь тем самым не только местом ночлега путешественников, но и самостоятельной целью путешествия. Люди специально приезжают в определенный гостиничный комплекс на более длительный отдых. При этом гостиницы предлагают своим клиентам не только наивысшего класса отдых, но и широкие факультативные программы, предполагающие как кратковременные экскурсии по близлежащей местности, так и выезды и даже вылеты в соседние страны (например, из Египта на 1-2 дня в Иорданию, Сирию, Израиль).