На 4-х плафонах в боковых нефах изображены ангелы с ритуальными церковными предметами, связанными тематически со “страданиями”, страстями Христа центрального нефа.
Тонкие кирпичные своды собора зимой промерзали, что влияло на прочность и сохранность росписей. Первоначальные росписи свода потребовали исправления уже в 1744 г. От сырости вся штукатурка пришла в такое плохое состояние, что нужно было “скиня старую, исправить вновь”. Штукатурные и лепные работы выполнял И.Росси, восстановление живописи и росписей производил Иван Вишняков с многочисленными помощниками. Многочисленные реставрационные работы производились в храме в XIX и XX вв.
Много раз их переписывали по новой штукатурке, а в 1869 г. один из плафонов обрушился, не дождавшись очередного ремонта. Осмотр штукатурки показал, что она находилась в очень плохом состоянии. В акте осмотра было предложено всю её отбить, своды вновь оштукатурить и расписать, живописные вставки для большей прочности сделать масляными красками на “медной ткани, натянутой на рамки”. Выполняли работы мастера И.Ксенофонтов и Больдини.
Наибольшую ценность в живописном убранстве собора представляют 18 больших картин, расположенных выше окон над карнизом. Они написаны на евангельские сюжеты маслом на холстах, натянутых на подрамники.Авторы этих картин – мастера Андрей Матвеев, Василий Игнатьев и Георг Гзелль. Всего 7 картин сохранилось после пожара 1756 г. Среди них «Моление о чаше» (Матвеев, 1728 - 1731).
После переделок 1760-1770-х гг. в соборе стало 18 картин: “Въезд в Иерусалим”, ”Христос в доме Симона-фарисея”, ”Омовение ног”, ”Моление о чаше”, ”Христос перед Пилатом”, ”Отречение Петра”, ”Коронование Христа терновым венцом”, ”Несение креста”, ”Распятие”, Снятие с креста”, ” Жены-мироносицы”, ”Воскрешение”, “Вознесение”, ”Сошествие святого духа”, ”Рождество Христово”, ”Проповедь отрока Христа в храме”, ”Воскрешение Лазаря”, “Кесарево кесарю” (Южная стена, северная стена).
|
Основная гамма красок выдержана везде в теплых тонах, освещение условное, служит главным образом для выделения центральных фигур. Художники стремились к передаче внутреннего состояния персонажей: лица их выражают самые разнообразные чувства, подчеркиваемые движением рук и положением фигур.
Судьба многих картин собора ничем не отличается от участи росписей и плафонов. Во время каждого очередного ремонта их чистили и подновляли. При ремонте 1833 г. все картины были натянуты на новые подрамники. Первоначальная живопись купола и барабана не сохранилась. После пожара 1756 года деревянные стропила купола были заменены кирпичными сводами. В центре нового купола появилось изображение Святого Духа – голубя в сиянии – и орнаментальная роспись «в восьми кантах» - там, где прежде находились апостолы. Автора этой композиции установить не удалось. Роспись купола и голубь с расходящимися от него лучами переписывались во время ремонтов собора. Сейчас в куполе ничего не сохранилось.
Барабан купола имеет восемь окон, поэтому все архитектурные, лепные и живописные детали его декора повторяются восемь раз. Для картин на его стенах были сделаны двадцать четыре архитектурно оформленных гнезда: восемь – над окнами, восемь – под ними и восемь – между большими кронштейнами.
|
В сферических треугольниках парусов помещены барельефы, выполненные намазной техникой. Каждая композиция состоит из двух больших фигур ангелов, поддерживающих драпированную ткань, и маленьких херувимов в облаках.
По настоянию Трезини восемь картин «из евангельских повестей» были сданы подрядом казенным живописцам: Андрею Матвееву, который писал «Вознесение» и «Фомино уверение», Александру Захарову – «Беседу Христа с самарянкою», Леонтию Федорову – «Изведение из темницы апостола Павла» и живописцу ведения Мануфактурной коллегии Дмитрию Соловьеву – «Вознесение Богородицы». Почти все художники – ученики художественной школы при Оружейной палате. Помимо этого они учились у Л.Каравака и Ф.Пильмана.
Восемь картин на евангельские сюжеты в нижнем ярусе барабана и восемь двойных изображений праотцев под окнами, написанные в 1728 – 1729 годах, не дошли до нашего времени. К середине XIX века они настолько разрушились и истлели, что во время очередного ремонта в 1877 году их заменили новыми. Со старых картин были «составлены эскизы тех же сюжетов», изготовлены картоны, и по ним были написаны новые картины.
Значение собора как мемориала русской воинской славы подчеркивалось тем, что с начала XVIII в. в нем хранились трофейные шведские и турецкие знамена (33 шведских и 9 турецких), ключи от покоренных городов и крепостей. Сейчас в соборе находятся копии, оригиналы хранятся в Эрмитаже.
В праздничные дни в соборе зажигались свечи на всех 8 люстрах-паникадилах. Одна из них была выточена из слоновой кости в царской токарне Санкт-Петербурга, размещавшейся в Летнем саду. Эта огромная люстра-паникадило, длина главного стержня которой равна 2,25 м, сейчас она находится в Государственном Эрмитаже.
|
Кроме паникадила в интерьере собора к изделиям из кости относились еще 8 выточенных из слоновой кости круглых икон.
Семь других люстр были сделаны из позолоченной бронзы, горного хрусталя и цветного стекла. Сейчас в Петропавловском соборе сохранилась лишь одна люстра, собранная из подлинных деталей. Остальные люстры заменены подобными. Подлинная люстра - ближайшая к иконостасу. К нему мы сейчас и подойдем.
Иконостас
Иконостас – стена для икон, перегородка между земной жизнью и Богом. Его созданию всегда уделяли особое внимание. Иконостас должен был поражать современников не только своими размерами и оригинальностью композиции, но и пышным богатством форм, высоким качеством исполнения, подчеркивая значение Петропавловского собора как главного храма молодой столицы.
К созданию деревянного резного иконостаса собора приступили в то время, когда оканчивалось возведение стен и пилонов, и начиналась кладка сводов. Проект иконостаса составил известный нам архитектор Д.Трезини, а решение этой сложной задачи было доверено выдающемуся московскому зодчему Ивану Зарудному.
В личной беседе 7 апреля 1722 г. Петр I «словесно повелел» ему соорудить иконостас. Вероятно, тут же были обсуждены его черты, а также заказаны надпрестольная сень и престол, не сохранившийся до наших дней.
Хотя в работах принимали участие около пятидесяти ремесленников разных специальностей и разрядов - резчиков, столяров, позолотчиков, разнорабочих - история сохранила имена только двух столяров: Ивана Телеги и Трифона Иванова. Материал, из которого создан иконостас – липа и дуб.
1726 г. ушел на окончание работы резчиков и позолотчиков. Когда в январе следующего года приступили к упаковке частей иконостаса и сени, непозолоченными оставались только отдельные детали, которые должны были быть окончены в ближайшие недели.