Собор после пожара был отремонтирован через год, а колокольня только через 20 лет.




Мы с вами на главной площади в ППК – Соборной. Ансамбль Соборной площади складывался на протяжении десятилетий. Здания с разными архитектурными стилями “вписались” в общую панораму площади и создают ее неповторимый облик.

Ботный дом, сооруженный в 1761 - 1765 гг. по проекту архитектора А. Виста, был предназначен для хранения «дедушки русского флота» – Ботика Петра I. Архитектура этого небольшого здания включает элементы барокко – высокая кровля с переломом, нарядные фигурные наличники. В то же время портик с парными колоннами – деталь, характерная для классицизма, как и двухцветная окраска.

В здании хранился ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по Яузе и Переяславскому озеру, учился морскому делу.

Когда в первой четверти XVIII века в России был создан регулярный военно-морской флот и одержаны блестящие победы над шведским флотом при Гангуте и Гренгаме и Петербург торжественно праздновал Ништадтский мир, Петр I решил перевезти ботик из Москвы в Петербург, что и было сделано в 1723году. Петр I издал специальный указ, как везти маленький ботик. Миссия была возложена на сержанта Коренева. В инструкции говорилось: «… везть до Шлиссельбурга на ямских подводах и, будучи в дороге, смотреть прилежно, чтобы его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять и где есть выбоины спускать потихоньку».

На Неве и Финском заливе у Кронштадта ботик ожидала торжественная встреча. На праздник были приглашены послы иностранных государств.

Сам Петр I в ботике стоял у руля, адмиралы заняли места у весел. Балтийский флот приветствовал «дедушку русского флота». Пушечная пальба, дробь барабанов продолжалась, пока Петр I на ботике обходил строй военных кораблей.

Для хранения ботика в крепости был построен специальный навес в Государевом бастионе, а в 1760-ых гг. по проекту архитектора А.Ф.Виста был построен Ботный павильон. Скульптура на крыше здания несколько раз менялась. В конце XIX в. здание украсили статуей Навигации – девушки с веслом (скульптор Д. Иенсен).

В настоящее время ботик хранится в Центральном военно-морском музее, куда был передан в 1940 г. В 1995 г. на Петрозаводе была сделана точная копия ботика, которая сейчас и выставлена в Ботном павильоне.

Свое название площадь получила от находящегося на ней Петропавловского собора.

Уже во времена возведения земляной крепости 29 июня 1703 года на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.

По воспоминаниям современников, она была «видом крестообразная и о трех шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором». Новый храм мало напоминал русские православные храмы домосковской Руси. Он больше походил на северные лютеранские церкви. Однако. Именно такая архитектура нравилась Петру I, напоминая ему корабль.

С 1712 г. Петербург становится столицей Русского государства. Столице нужен был главный кафедральный собор. И вот на месте деревянной церкви по проекту Д. Трезини начинается строительство нового Петропавловского собора. Немало сил вложил Д.Трезини в разработку проекта. Двадцать один год ушел на воплощение этих идей в жизнь.

В области архитектуры Петр ориентировался прежде всего на Северную Европу. Это объяснялось и общими социально–экономическими предпочтениями царя, и сходством природных топографических условий.

Для немецких и прибалтийских городов характерен тип базиликального храма с высокой башней на продольной оси, увенчанного шпилем. В этом же ареале расположены зальные церкви, представляющие собой модификацию базилики с равными по высоте нефами.

Внимание Петра I не могла не привлечь церковь святого Петра в Риге. Она посвящена апостолу, именем которого названы крепость и город на Неве, и является ведущей доминантой Риги – самого западного центра петровской России, расположенного на берегу полноводной Даугавы.

Более чем вероятно, что рижская церковь явилась одним из главных и прямых прообразов Петропавловского собора.

Считается, что в каменных Петровских воротах архитектор воспроизвел прежние деревянные(1708), которые в свою очередь повторяли построенные им в 1705 г. ворота в Нарве. Это подтверждает стойкую приверженность Трезини стилю барокко, его ориентацию на избранный круг образцов, связанных с итальянским ранним барокко. Аналоги Петровских ворот можно найти в разных концах Европы. Следует отметить, что в скульптурном оформлении ворот совмещена христианская и античная символика. Такая религиозная толерантность – вполне в духе петровского времени. Композиция Петропавловского собора сложилась в результате скрещения северноевропейского типа башенного зального храма с раннебарочными «итальянскими» фасадами.

До постройки Петропавловского собора Россия не знала подобных храмов. Доминико Трезини, создавший собор в 1712 – 1733 гг., воплотил в нем представления Петра I о новой архитектуре.

Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание. Самая интересная часть собора - колокольня. С самого начала строительства Петр особенно торопился с возведением колокольни, которая должна была стать самым высоким сооружением в России. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Ярусы соединены завитками – волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий, последний, этаж заканчивается золоченой кровлей. В ней четыре круглых окна, в каждом из которых циферблат часов. Над кровлей с часами – восьмигранник с узкими прорезями окон и золотой короной. Далее крошечный многогранник – основание легкого, изящного шпиля. На 40-метровой видимой части шпиля плывет над городом, показывая направление ветра, ангел с крестом. Изысканный профиль золоченого шпиля Петропавловского собора с венчающей его фигурой Ангела давно стал одним из наиболее известных символов Петербурга. Современный Ангел, распростерший свои крылья над городом, уже четвертый по счету.

Иностранцев восхищала «… высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при ярком солнечном свете».

Ангел был выполнен по эскизу и модели Трезини, взявшего за образец ангела, венчавшего башню ратуши в голландском городе Маастрихте (архитектор Питер Пост, 1656 – 1660). Крепился ангел таким образом, что казалось, будто он летит параллельно земле, неся на вытянутых руках крест.

В первый раз ангел сгорел в пожаре 1756 г., в 1777 г. Ангел пострадал от катастрофической силы урагана. После бури под крестом осталась погнувшаяся фигура с оторванными крыльями. Спокойные строгие формы, устремленные ввысь вдоль креста фигуры третьего ангела, приблизились к хорошо знакомым нам очертаниям. Третий ангел, установленный в 1778 г., взлетал уже на пять метров выше предшественников.

Сорок лет ангел безмятежно парил над городом, пока шторм, разразившийся в 1829 г., не поставил под угрозу его существования. Порывы шквального ветра не только повредили фигуру, но и сильно накренили крест, на котором она держалась. Чтобы спасти ангела, нужно было возвести на шпиле дорогостоящие леса, так как никаких других приспособлений для подъема не существовало. Исправить повреждения вызвался 24-летний кровельный мастер, крестьянин ярославской губернии Петр Телушкин. Октябрьским днем 1830 г. Телушкин, используя только набор веревок, сумел обвить шпиль петлей и, постепенно затягивая ее добраться до вершины. Оттуда он спустил веревочную лестницу, по которой ежедневно поднимался наверх, пока не завершил ремонт креста и ангела. За свой подвиг Телушкин получил медаль на анненской ленте, премию в пять тысяч рублей..

В 1858 г. по проекту инженера Дмитрия Журавского начинается сооружение металлического каркаса шпиля. Оказалось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции. Тогда же новый, уже четвертый ангел поднялся на высоту 122,5 м и занял свое место на вершине шпиля.

Последняя реставрация ангела проходила с 1991 по 1995 г. При разборке ангела были обнаружены два интересных документа: первое – в металлической капсуле, оставленной строителями шпиля в 1858 г., другой – запечатанный в бутылке из-под лимонада, альпинистами, проводившими реставрацию 1957 г.

Петр постоянно интересовался строительством колокольни. Уже в 1721 г. он поднялся на колокольню и осмотрел новый город с высоты птичьего полета. Это, как считал Петр, не просто колокольня храма, а общегородская башня юной столицы, символизирующая своим порывом ввысь исторический прорыв России из средневековья в Новое время. Шпиль собора вознесся над городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода ее к просторам Балтики. Одновременно с колокольней строилось и основное здание собора.

Петр I требовал от князя Н.А Черкасского, возглавлявшего в этот период все петербургское строительство, «колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 1716 г. возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Параллельно с каменными и резными работами шло изготовление стропил для шпиля и кружал для куполов и яблока. 19 сентября 1718 г. яблоко было поднято, а это означает, что все деревянные конструкции уже были собраны и установлены на место. Конструктором шпиля и руководителем его строительства был голландец Герман фан Болес (шпиль делали охтинские мастера).

Когда были возведены стены собора, наступило время для штукатурных и лепных работ. К июлю 1727 г. основные штукатурные работы в соборе были закончены. Неотделанными остались только шесть столбов, оштукатурить которые оказалось невозможным из-за того, что в марте 1725 г. внутри собора была построены временная деревянная церковь над гробом ПетраI.

В 1728 г. окончательно выяснилось, что ни меди, ни золота для обоих куполов нет, и их решили покрыть белым луженым железом, но и его в «казенных анбарах» не оказалось. Поэтому было решено крыть купола простым кровельным железом. Трезини считал, что так будет прочнее, и предложил вызвать кровельщиков для выяснения стоимости и продолжительности этих работ.

Перед западными и южными дверями собора были построены портики из мраморных колонн с коринфскими капителями. У северного же выхода построить большое крыльцо было невозможно, так как здесь стены собора почти вплотную подходили к каналу, прорытому вдоль крепости. Трезини считал своевременным соорудить портики летом 1729 г. Канцелярия от строений приказала доставить по его выбору из Петергофа и летнего дворца Петра II шестнадцать колонн.

На фасадах собора предполагалось установить большое количество деревянных резных скульптур и ваз. Первые упоминания о деревянной резьбе датируются 1721 г., когда для фонариков колокольни «столярной работой» делались шестнадцать кронштейнов, двадцать баз и другие архитектурные детали. Тогда же должны были изготовить четыре «указательные круга» для часов и четыре херувима на углы большого купола колокольни.

В 1850-х гг. были проведены обширные реставрационные и ремонтные работы. Деревянные конструкции шпиля колокольни заменили металлическими, в результате чего его высота увеличилась на 10 метров. Работы проводились под руководством ученого и инженера Д.И.Журавского. Тогда же был усовершенствован часовой механизм.

Собор – самое высокое здание Санкт-Петербурга. Его высота – 122,5 м; высота шпиля собора – около 40 м; диаметр яблока над шпилем – 1,6 м; высота фигуры ангела – 3,2 м, размах его крыльев – 3,8 м.

Продольные фасады прорезаны высокими прямоугольными окнами, поверхность стен равномерно членится пилястрами. Там, где основное помещение собора граничит с алтарной частью, возвышается круглый световой барабан с куполом, фонариком и миниатюрной золоченой маковкой. Собор менял окраску стен 5 раз и в разное время был бело-розовым, серо-зеленым… В настоящее время собор в цвет, который он носит с середины XIX в.

Новый собор резко отличался от храмов, привычных глазу православного: не было в нем яркости, красочности, эмоциональности московских церквей. Неяркая розовая или песочная поверхность стен. Огромные, совсем не похожие на церковные, окна. Вместо традиционного крыльца – портик: он украшает здание, подчеркивает вход и защищает его от снега и воды. Тело храма вытянуто с востока на запад. Это новый тип культовой архитектуры – зальный. Основная его идея – храм-корабль (любовь Петра к морю).

Петропавловский собор по плану и структуре похож на культовые сооружения Европы, прежде всего на прибалтийские лютеранские храмы. Однако Д. Трезини, используя многие приемы и детали западноевропейской архитектуры, создал совершенно неповторимое, оригинальное произведение. И это признавали все, кто приезжал в молодой город.

Французский путешественник отмечал красоту собора и высокий вкус архитектора. «Все архитектурные и скульптурные украшения распределены и расположены с большим умением и изяществом. Ее колокольня каменная, шпиль покрыт медью и позолочен. Он высится над четырьмя рядами пилястр – два ряда ионического ордера и два других – коринфского. Портик этой церкви благороден, его тосканские колонны – из твердого песчанника».

Можно выделить несколько отличий нового храма от старомосковских:

а) колокольня соединена с храмом (раньше чаще всего ставилась отдельно), вытянутая форма;

б) колокольня со шпилем (раньше храмы не завершались шпилями);

в) один купол (вместо многоглавия);

г) пышное убранство интерьера собора.

Общеизвестно, что собор дошел до нас с большими изменениями. Самые значительные переделки были произведены при его восстановлении после пожара 1756 г. Существующее здание отличается от трезиниевского и общими пропорциями, и некоторыми элементами фасадов и интерьера. В нынешнем облике сооружения поражает несоизмеримость гигантской колокольни, пронизанной неудержимым стремлением ввысь, и миниатюрного хрупкого купола, неспособного уравновесить общий силуэт. Плавный переход от основного горизонтального объема к вертикальным частям создавала раньше высокая фигурная крыша с двойным переломом. Она скрывала основания барабана и колокольни, внутренние стороны аттиков и торцовых фасадов. Теперь барабан неуклюже покоится на простой двускатной кровле, а восточный аттик неожиданно обнажает свою тыльную сторону.

Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 г., и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в Голландии.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 г. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.

Собор после пожара был отремонтирован через год, а колокольня только через 20 лет.

В 1766 г. было решено восстановить колокольню: «…делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы».

Тогда же на колокольне установили новые часы-куранты. Они были изготовлены в Голландии мастером Оортом Крассом. В 1952 г. их капитально отремонтировали. Недавно закончилась очередная реставрация часов – их настроили на исполнение церковных гимнов «Боже царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе»…

Петр I, познакомившийся в своих поездках по Западной Европе с «колокольной музыкой», решил перенести эту традицию в Россию. Распространенная в Голландии карильонная игра поразила своей красотой русского царя. Находясь в 1715 г. в Амстердаме, Петр не поскупился выложить колоссальную по тем временам сумму в 5 тысяч рублей за часы-куранты для Петропавловского собора. Часы были доставлены в Петербург и установлены на соборной колокольне в 1720 г. часовым мастером Андреем Ферзеном. Каждый из 35 колоколов игрального механизма имел по два молотка и по одному языку.

Несколько позже во втором ярусе колокольни были установлены 5 русских церковных колоколов. Самый большой из них, весивший 204 пуда, был привезен из Москвы в 1725 г. Благовест, раздававшийся с ППС, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских церквях. Пожар, уничтоживший в 1756 г. колокольню, не пощадил ни часы, ни колокола, часть которых разбилась, а остальные сорвались и разбились при падении.

Новые часы для собора изготовил и доставил в Санкт-петербург известный голландский мастер Баренд Оорт Красс (установлены в 1776 г.). В 1858 г. мастера фирмы братьев Бутеноп перебрали и модернизировали часы (добавили минутные стрелки). Восстановленные куранты стали вызванивать церковные гимны “Коль славен Господь” и “Боже царя храни”. Следующий ремонт курантов потребовался лишь в 1906 г.

Колокола, появившиеся на колокольне после пожара 1756 г., заменили в 1905 г. В подъеме самого крупного колокола, весившего 297 пудов, участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости. Из первых голландских колоколов в Петропавловской крепости 31 (30 – на колокольне). Остальные были переплавлены для отливки нового комплекта. Однако металла не хватило. И тогда история как бы повернула вспять: если в начале царствования Петра I церковные колокола приходилось переливать в пушки, то 200 лет спустя для изготовления колоколов Петропавловском соборе использовали 467 пудов медного пушечного лома.

Современный карильон – третий, изготовлен в Бельгии с 51 голландскими колоколами, открыт в сентябре 2001 г. Это единственный корильон в России. 18 из 30 колоколов находятся на верхней звоннице колокольни, соединены с механизмом курантов и используются для исполнения четвертных перезвонов, часового боя и гимнов (“Коль славен наш Господь в Сионе”, ”Боже царя храни”). Колокола системой тросов соединены с клавиром (музыкальный инструмент). Играть может только один специалист в России (госпожа Невская).

В 1829 г. во время сильной бури накренилась фигура ангела с крестом. Для ремонта нужно было возвести дорогостоящие леса. Но в 1830 г. нашелся смельчак-кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль, пока не отремонтировал фигуру ангела с крестом.

Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора превратился в прекрасный ориентир для фашистской авиации и артиллерии. В теле и крыльях ангела появились пулевые пробоины. Зимой 1941 г. альпинисты М.Бобров, А.Земба (летом 1942 г. - О.Фирсова) покрыли сверкающий шпиль серой корабельной краской, чтобы затушевать его на фоне такого же серого балтийского неба.

Восстановительные и реставрационные работы проводились в 50-х гг. XX столетия: ремонтировали фасад, восстанавливали интерьеры собора, проводили работы по золочению шпиля. Недавно начались новые реставрационные работы по полной замене штукатурки здания.

“Интерьер Петропавловского собора”

1. Екатерининский придел

Слева от входа в собор – первые захоронения: царевич Алексей, его жена и сводная сестра…

Мы с вами находимся в приделе Святой великомученицы Екатерины Петропавловского собора. Именно здесь под колокольней ППС и были сделаны первые погребения (в том числе царевич Алексей). В петровское время здесь, в еще строящемся соборе, под колокольней, была захоронена и Марфа Матвеевна – жена брата Петра I Федора (1716 г.) – это место отмечено бронзовой доской. Во время восстановления собора после пожара 1756 г. внутри церковного зала была возведена дополнительная стена, отделившая небольшое пространство в его западной части, а сам придел был создан по велению Екатерины II в 1770-х гг.

Екатерининский придел сооружали (возможно, по проекту арх. А.Ринальди) как маленький храм для богослужений, «зимняя теплая церковь» (небольшое помещение легко обогреть). Из главного храма ППС сюда были принесены несколько икон («Знамение Богородицы», «Смоленская икона Божией матери»). Здесь же был устроен иконостас с прекрасными царскими вратами (планируется восстановить), престол. В этом приделе причащались и исповедовались во время поста офицеры и солдаты гарнизона Петропавловской крепости и члены их семей, принимали присягу должностные лица Монетного двора, отпевали скончавшихся малолетних великокняжеских детей. Иконы, которые мы сейчас видим – часть сохранившегося подлинного убранства придела. Роспись плафона – XIX в.

«Образ Господа Вседержителя» – на стене (Россия, начало XIX в., автор не установлен) – дар Александра Сидорова. Кресты: Богородичный цикл и цикл праздников в честь Иисуса Христа.

Именно здесь решили захоронить найденные в 1979 г. останки членов семьи последнего российского императора Николая II (кроме останков Марии и Алексея).

Расстрел императорской семьи под Екатеринбургом в 1918 г.…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: